Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Марина Тимашева: В Доме русского зарубежья на прошлой неделе в четырнадцатый раз вручали премию Александра Солженицына. Ее получила Елена Чуковская с...полностью>>
'Лабораторная работа'
Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 220100, выполняющих лабораторные работы по дисциплине "Информатика". В пособие ...полностью>>
'Заседание'
В Департаменте Росприроднадзора по ЮФО состоялось совещание на тему: «Оказание государственных услуг Росприроднадзора в электронном виде с использова...полностью>>
'Документ'
Когда психоаналитик изучает биографию своего клиента, он всегда пытается получить ответ на два вопроса: 1) Каковы основные движущие силы в жизни чело...полностью>>

Программа дисциплины «адвокатура» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет права

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«АДВОКАТУРА»

для специальности 030501.65 «Юриспруденция»

подготовки специалиста

Автор – Молчанова А.В. (anna_mol@)

Рекомендована секцией УМС

факультета права

Одобрена на заседании кафедры

судебной власти и организации правосудия

Председатель Шаталов А.С.

______________________________

«____» _________________ 2011 г.

Зав. кафедрой Морщакова Т.Г.

______________________________

«____» _________________ 2011 г.

Утверждена УС факультета права

Ученый секретарь _____________

_____________________________

«____» ________________ 2011 г.

Москва, 2011

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция», обучающихся по программе подготовки специалиста по специализациям «Уголовно-правовая» и «Судебно-правовая», изучающих дисциплину «Адвокатура».

Программа разработана в соответствии с:

  • Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) «Юриспруденция», утвержденным Приказом Министерства образования РФ № 686 от 02 марта 2000 г.; или Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) «Юриспруденция», утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 464 от 04 мая 2010 г.;

  • Образовательной программой специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста;

  • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста, утвержденным в 2011 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения настоящей дисциплины является формирование у будущих специалистов комплексного представления об адвокатуре как необходимого института правовой системы современного государства, об особенностях правового статуса адвоката в Российской Федерации.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, систему нормативных правовых актов, регулирующих деятельность адвоката в различных видах судопроизводства, организацию адвокатуры в Российской Федерации, в том числе органы адвокатского самоуправления, формы адвокатских образований, правовой статус адвоката;

  • уметь использовать полученные знания на практике;

  • обладать навыками работы с нормативно-правовыми актами, научной литературой и аналитическими материалами.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по

ФГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетенции

ОК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-2

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-3

совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-4

способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-5

компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-1

способен участвовать в разработке нормативно- правовых актов

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-5

применяет нормативно- правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-6

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-9

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-11

квалифицированно проводить научные исследования в области права

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-19

способен эффективно осуществлять правовое воспитание

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих федеральный компонент подготовки.

Для специализации «Судебно-правовая» настоящая дисциплина является базовой.

Для специализации «Уголовно-правовая» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Судебная власть и правоохранительные органы;

  • Конституционное право;

  • Уголовно-процессуальное право;

  • Гражданское процессуальное право;

  • Арбитражный процесс.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • иметь основательную общетеоретическую правовую подготовку, обладать хорошими знаниями по конституционному праву уголовно-процессуальному праву, гражданскому процессуальному праву, уголовному праву, гражданскому праву и многим другим юридическим дисциплинам.

  • уметь анализировать правовые акты, ориентироваться в законодательстве, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • обладать навыками публичной дискуссии, а также работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Развитие правоохранительной системы на современном этапе;

  • Актуальные проблемы реформы правоохранительной системы.

  1. Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практ. занятия

1.

Понятие адвокатуры; предмет науки и учебной дисциплины об адвокатуре. Правовое регулирование деятельности адвокатуры

8

2

2

4

2.

История возникновения и развития института адвокатуры

10

2

8

3.

Организация деятельности адвокатуры

14

4

2

8

4.

Профессиональная этика адвоката

12

4

2

6

5

Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве

16

4

2

10

6

Деятельность адвоката в гражданском и арбитражном судопроизводстве

12

2

2

8

7.

Представительство в процессе производства по делам об административных правонарушениях

6

2

4

8.

Правовое обслуживание адвокатом юридических лиц

6

2

4

9.

Участие адвоката в конституционном судопроизводстве

8

2

1

5

10.

Участие адвоката в Европейском Суде по правам человека

8

2

1

5

11.

Адвокатура в зарубежных странах

8

2

6

Итого:

108

28

12

68

  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модули

Параметры

1

2

3

4

Текущий контроль

Эссе

*

2,5 - 3 тыс.слов

Итоговый контроль

Зачет

*

Устный зачет в течение 30 мин. на каждого студента

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка итогового контроля выставляется по 10-ти балльной шкале.

6.1.1. Критерии оценки эссе

Количество баллов

Критерии оценки

10 баллов

  • эссе было сдано и принято на кафедре в установленные сроки;

  • эссе соответствует всем предъявляемым требованиям;

  • тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы;

  • оригинальность изложения материала;

  • автор свободно ориентируется в материале, аргументировано отстаивает свою точку зрения, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме;

  • оформление работы на высоком уровне.

9 баллов

  • эссе было сдано и принято на кафедре в установленные сроки;

  • тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция;

  • текст работы оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями;

  • автор ориентируется в материале, аргументировано отстаивает свою точку зрения;

  • просматривается умение работать с научной литературой, а также умение автора строить логическую цепочку рассуждений.

8 баллов

  • эссе было сдано и принято на кафедре в установленные сроки;

  • содержание работы соответствует выбранной теме;

  • текст работы оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями;

  • автор ориентируется в материале, аргументировано отстаивает свою точку зрения;

  • просматривается умение работать с научной литературой, а также умение автора строить логическую цепочку рассуждений.

7 баллов

  • эссе было сдано и принято на кафедре в установленные сроки;

  • тема эссе в целом раскрыта;

  • прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы;

  • использованы соответствующая основная и дополнительная литература и нормативно-правовые акты;

  • автор уверенно ориентируется в материале;

  • имеются замечания и отдельные недостатки по оформлению работы.

6 баллов

  • нарушены установленные сроки сдачи эссе на кафедру;

  • содержание работы соответствует выбранной теме, но при этом могут быть отступления от темы; мысли, уводящие от выбранной темы, и т.п.;

  • просматривается умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;

  • имеются замечания и отдельные недостатки по оформлению работы.

5 баллов

  • нарушены установленные сроки сдачи эссе на кафедру;

  • тема раскрыта недостаточно полно;

  • имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция;

  • умение автора логически мыслить проявлено недостаточно, не просматривается логическая цепочка рассуждений;

  • имеются недостатки в оформлении работы.

4 балла

  • нарушены установленные сроки сдачи эссе на кафедру;

  • тема раскрыта недостаточно полно;

  • использовались только основные источники;

  • не выражена авторская позиция;

  • выводы не обоснованы, материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа правовых норм;

  • имеются недостатки в оформлении работы.

3 балла

  • тема эссе не раскрыта;

  • имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако отсутствует авторская позиция;

  • автор плохо ориентируется в представленном материале;

  • имеются недостатки в оформлении работы.

2 балла

  • содержание работы не соответствует выбранной теме;

  • материал изложен без собственной оценки и выводов;

  • отсутствуют ссылки на литературные источники и нормативные правовые источники;

  • работа подготовлена с использованием материала, содержащегося в одном или двух научных источниках, явно просматривается плагиат.

1 балл

  • содержание работы не соответствует выбранной теме;

  • текст реферата оформлен с нарушениями предъявляемых требований;

  • работа является плагиатом.

При получении неудовлетворительной оценки работа подлежит повторному написанию с обязательной сменой тематики.

6.1.2. Критерии оценки ответа студента на зачете

Содержание ответа

Оценка по 10-балльной шкале

Оценка по 5-балльной шкале

Знания по предмету полностью отсутствуют.

1 – неудовлетво-рительно

Неудовлетво-рительно – 2

Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных понятиях, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов дисциплины.

2 – очень плохо

Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.

3 – плохо

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы.

4 – удовлетвори-тельно

Удовлетвори-тельно – 3

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку.

5 – весьма удовлетвори-тельно

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Базовая терминология усвоена хорошо.

6 – хорошо

Хорошо – 4

Вопросы раскрыты полно и правильно. Безупречное знание базовой терминологии. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить на «отлично».

7 – очень хорошо

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть содержание терминов и понятий.

8 – почти отлично

Отлично – 5

На все вопросы даны правильные и точные ответы. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание понятий.

9 – отлично

Ответ отличает четкая логика и знание материала. Точное понимание рамок каждого вопроса. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам.

10 – блестяще

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие адвокатуры.

Предмет науки и учебной дисциплины об адвокатуре. Правовое регулирование деятельности адвокатуры

Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности. Предмет и метод науки и учебной дисциплины. Понятие и признаки адвокатской деятельности. Взаимосвязь науки об адвокатуре и учебной дисциплины с другими юридическими науками и учебными дисциплинами.

Источники правового регулирования института адвокатуры. Международные акты. Законы и подзаконные акты. Акты высших судебных органов Российской Федерации. Акты органов самоуправления адвокатурой.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 1, 3.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

Нормативный материал:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

  2. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

  3. Закон РСФСР от 20.11.1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР»

  4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.

  6. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

  8. Основные положения о роли адвокатов 1990 г.

  9. Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г.

Дополнительная литература:

  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д.Н. Козака. – М.: «Статут», 2003.

  2. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: «Юриспруденция», 2000.

  3. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. М.: Профобразование, 2001.

  4. Гессен И.В. Адвокатура, общество и государство (1864-1914). М., Юристъ, 1997.

  5. Лимонова Н.А., Мирзоев Г.Б., Метлова И.С., Назарян М.Г. Права и свободы человека и гражданина в современной России и роль адвокатуры в их защите: Учебное пособие. – М.: Российская Академия адвокатуры, 2004.

Контрольные вопросы:

  1. Каково понятие адвокатуры?

  2. Каковы понятие и признаки адвокатской деятельности?

  3. Каковы основные принципы адвокатуры?

  4. Каковы виды адвокатской деятельности?

  5. Каково место адвокатуры в правоохранительной системе?

  6. Каковы правовые основы адвокатской деятельности?

  7. Охарактеризуйте основные источники правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности.

  8. Какова роль и значение корпоративных актов в сфере регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности?

Тема 2. История возникновения и развития института адвокатуры.

Возникновение адвокатской профессии в различных государствах. Юридическая помощь в период до начала российской судебно-правовой реформы 1860-х годов.

Адвокатура в период до Судебной реформы 1864 года. Адвокатура в период действия Судебных Уставов 1864 года. Создание и деятельность присяжной адвокатуры по Судебным Уставам 1864 года. Советы присяжных поверенных.

Адвокатура в советский период. Первые декреты о суде 1917-1918 гг.: упразднение судебных учреждений, прокуратуры, присяжной и частной адвокатуры. Правовая помощь как общественная функция «неопороченных граждан», институт «правозаступничества». Создание института советской адвокатуры (решение ВЦИК от 26 мая 1922 г.). Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 г. Закон об адвокатуре СССР от 30 ноября 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. об организационных принципах построения адвокатуры.

Изменения правового статуса адвоката в связи с формированием судебной власти. Появление новых организованных структур адвокатуры (адвокатские кооперативы, бюро, фирмы, лицензионные правовые услуги, создание «параллельных» коллегий адвокатов). Современное законодательство об адвокатуре.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 2.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

  3. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура в России. Учебное пособие. 3-е изд., «Камерон», 2005.

Дополнительная литература:

  1. Баженова У.И. Адвокатура в дореволюционной России: вторая половина XIX - начало XX века. LAP Lambert Academic Publishing, 2010. 167 с.

  2. Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. – М.: «Юрлитинформ», 2003.

  3. Правила адвокатской профессии в России. – М.: «Статут», 2003.

  4. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: «Юриспруденция», 2000.

  5. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. М.: «Профобразование», 2001.

  6. Рогаткин А.А. Очерки истории Московской адвокатуры. – М.: Международный Союз (Содружество) адвокатов, Адвокатская палата г. Москвы, 2006.

  7. Гессен И.В. Адвокатура, общество и государство (1864-1914). М., Юристъ, 1997.

  8. Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 гг. Тула: «Автограф», 2000.

  9. Троицкий Н.А. Корифеи российской адвокатуры. – М.: «Центрполиграф», 2006.

  10. Стецовский Ю.И. Исторический очерк формирования адвокатуры в России. – М.: Российская академия адвокатуры, 2001.

  11. Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры (1917 – 1939). – М.: Институт государства и права РАН, 1993.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные этапы развития адвокатуры в России?

  2. Каков процесс зарождения адвокатуры в России?

  3. Какова роль Судебной реформы 1864 года в становлении и развитии института адвокатуры?

  4. Каково содержание адвокатской деятельности в советский период?

  5. Каково содержание адвокатской деятельности в период перестройки?

  6. Охарактеризуйте институт российской адвокатуры на современном этапе.

Тема 3. Организация деятельности адвокатуры

Организационная структура адвокатуры в России. Органы адвокатского самоуправления. Формы адвокатских образований. Коллегия адвокатов. Адвокатское бюро. Адвокатский кабинет. Юридическая консультация. Общественные объединения адвокатов. Правовой статус адвоката. Ответственность адвоката. Финансовые аспекты адвокатской деятельности. Страхование адвокатской деятельности.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 4.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

Нормативный материал:

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Дополнительная литература:

  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д.Н. Козака. – М.: «Статут», 2003.

  2. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура в России. Учебное пособие. 3-е изд., «Камерон», 2005.

  3. Адвокатская деятельность. Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. к.ю.н. В.Н. Буробина. М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2003.

  4. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: «Юриспруденция», 2000.

  5. Копытов И. "Адвокат должен иметь не только права, но и обязанности" //Российская юстиция, 1999, № 10.

  6. «Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие/ А.Н. Чашин. – М.: Дело и Сервис, 2008.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите виды адвокатских образований и определите их сходства и различия.

  2. Каковы руководящие органы адвокатской палаты субъекта РФ?

  3. Каковы источники финансирования деятельности адвокатской палаты?

  4. Охарактеризуйте деятельность Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

  5. Каковы цели создания общественных объединений адвокатов?

  6. Каковы полномочия адвоката?

  7. Каковы виды ответственности адвоката?

  8. Каковы порядок и условия приобретения статуса адвоката?

  9. Каковы основания прекращения и приостановления статуса адвоката?

  10. Какие сведения могут быть отнесены к адвокатской тайне?

  11. Каков порядок ведения реестра адвокатов, и на какой орган возложена обязанность его ведения?

Тема 4. Профессиональная этика адвоката

Понятие, содержание и значение профессиональной этики адвоката. Основные принципы и положения адвокатской этики. Этические правила поведения адвоката в различных сферах деятельности. Коллизионные вопросы согласования позиции адвоката и подзащитного, нескольких обвиняемых и их защитников.

Процедурные основы дисциплинарного производства в отношении адвокатов в случаях нарушения требований профессиональной этики.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл.5.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

  3. Бойков А.Д. Этика адвоката.- М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007.

Нормативный материал:

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

  2. Кодекс профессиональной этики адвоката.

Дополнительная литература:

  1. «О положениях Кодекса профессиональной этики адвоката». Письмо Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 16.09.2004 г. № 1602 // «Вестник Адвокатской палаты г. Москвы», № 1, 2007.

  2. Адвокат: навыки профессионального мастерства/Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, Л.П.Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

  3. Адвокатская деятельность. Под ред. В.И. Буробина. Изд. ИНЭПУ. М. 2006.

  4. Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.). – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004.

  5. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

  6. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. М.: Профобразование, 2001.

Контрольные вопросы:

  1. Каково содержание и значение Кодекса профессиональной этики адвоката?

  2. Назовите основные правила этического поведения адвоката.

  3. Каковы повод и основания для начала дисциплинарного производства?

  4. Каковы стадии дисциплинарного производства?

  5. Какие виды мер дисциплинарной ответственности могут применяться к адвокату?

Тема 5. Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Круг лиц, допускаемых в качестве защитников. Обстоятельства, исключающие участие защитника в деле. Обязательное участие защитника. Права и обязанности защитника. Соотношение позиции подзащитного и позиции адвоката в уголовном деле, пределы свободы адвоката.

Деятельность защитника на стадии предварительного расследования. Права и обязанности защитника с момента допуска к участию в деле. Беседы с подзащитным. Участие в следственных действиях. Заявление ходатайств следователю. Обжалование действий органа дознания или следователя. Обжалование ареста и продления срока предварительного следствия.

«Адвокатское» расследование.

Деятельность адвоката-защитника в суде первой инстанции. Подготовка адвоката к судебному разбирательству: методика изучения дела, беседа с подзащитным, разработка позиции. Участие защитника в стадии подготовки дела к слушанию. Участие защитника в судебном заседании. Подготовка к судебным прениям. Содержание, задачи и значение защитительной речи.

Особенности осуществления защиты по делам несовершеннолетних. Представительство адвокатом интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика в уголовном судопроизводстве.

Особенности работы адвоката в суде присяжных. Тактика отбора присяжных адвокатом. Подготовка адвоката- защитника к предварительному слушанию и судебному разбирательству с участием присяжных заседателей. Особенности проведения допросов адвокатом в суде присяжных и представления доказательств.

Деятельность адвоката-защитника в кассационном производстве, составление кассационной жалобы, подготовка к участию в суде кассационной инстанции.

Особенности деятельности адвоката по осуществлению защиты осужденных в порядке надзора. Участие адвоката в производстве по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Участие адвоката-защитника в исполнительном производстве.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 13, 14.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

  3. Адвокат: навыки профессионального мастерства/Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, Л.П.Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

Нормативный материал:

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Дополнительная литература:

  1. Мартынчик Е.Г. Адвокатское расследование в уголовном процессе. Теоретико-методологические основы доктрины адвокатского расследования. М.: ИГ «Юрист», 2009.

  2. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура в России. Учебное пособие. 3-е изд., «Камерон», 2005.

  3. Кудрявцев В.Л. Процессуальные и криминалистические основы деятельности адвоката-защитника в российском уголовном судопроизводстве. – М.: «Юрлитинформ», 2006.

  4. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Научно-практическое пособие. – М.: «Экзамен», 2003.

  5. Защита по уголовному делу: Пособие для адвокатов / Под ред. Е.Ю. Львовой. М.: «Юристъ», 2000.

  6. Данилов Е.П. Справочник адвоката по уголовным делам. – М.: «Юрайт», 2006.

  7. «Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие/ А.Н. Чашин. – М.: Дело и Сервис, 2008.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основания для участия адвоката в уголовном процессе?

  2. Каков порядок приглашения, назначения, замены защитника, а также отказа от защиты?

  3. В каких случаях участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно?

  4. Каковы обстоятельства, исключающие участие в деле адвоката в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика?

  5. Каковы права и обязанности адвоката как участника следственных действий?

  6. Каковы права и обязанности адвоката на стадии судебного разбирательства?

  7. Каково содержание защитительной речи адвоката?

  8. Каковы особенности работы адвоката в суде присяжных?

  9. Каков порядок обжалования адвокатом судебных решений по уголовным делам?

Тема 6. Деятельность адвоката в гражданском и арбитражном судопроизводстве

Задачи и функции адвоката, участвующего в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Правовое положение адвоката, выступающего в качестве представителя стороны в гражданском судопроизводстве. Представительство адвокатом интересов третьих лиц в гражданском процессе. Оформление полномочий представителя. Обстоятельства, исключающие участие адвоката в гражданском судопроизводстве.

Процессуальные полномочия адвоката, выступающего в качестве представителя в арбитражном процессе. Оформление полномочий представителя. Обстоятельства, исключающие участие адвоката в арбитражном судопроизводстве.

Работа адвоката-представителя в суде второй инстанции.

Деятельность адвоката-представителя в надзорном производстве. Составление жалобы, ее содержание и форма. Участие адвоката-представителя в исполнительном производстве.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 9, 10.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

  3. Адвокат: навыки профессионального мастерства/Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, Л.П.Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

Нормативный материал:

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Дополнительная литература:

  1. Федоров К. Руководство адвоката по гражданским делам. – СПб.: «Питер Принт», 2005.

  2. Боннер А.Т. Установление обстоятельств гражданских дел. М., 2000.

  3. Власов А.А. Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. М.: «Юрлитинформ», 2000.

  4. Иванов В.Н. Справочник адвоката по арбитражному процессу. – М.: «Проспект», 2006.

  5. «Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие/ А.Н. Чашин. – М.: Дело и Сервис, 2008.

  6. Адвокатская деятельность. Под ред. В.И. Буробина. Изд. ИНЭПУ. М. 2006.

Контрольные вопросы:

  1. Каково правовое положение адвоката, выступающего в качестве представителя стороны в гражданском судопроизводстве?

  2. Каковы полномочия адвоката в арбитражном процессе?

  3. Каковы особенности участия адвоката в арбитражном процессе?

  4. Каков порядок собирания и представления доказательств адвокатом в гражданском и арбитражном судопроизводствах?

  5. Каков порядок и сроки обжалования адвокатом судебных решений по гражданским и арбитражным делам?

Тема 7. Представительство в процессе производства по делам об административных правонарушениях

Особенности процессуального положения адвоката-представителя и адвоката-защитника в административном судопроизводстве. Обстоятельства, исключающие участие адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. Права и обязанности защитника с момента допуска к участию в деле.

Участие адвоката в делах административного судопроизводства различных категорий. Участие адвоката в процессе пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 12.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

Нормативный материал:

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительная литература:

  1. «Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие/ А.Н. Чашин. – М.: Дело и Сервис, 2008.

  2. Адвокатская деятельность. Под ред. В.И. Буробина. Изд. ИНЭПУ. М. 2006.

  3. Власов А.А., Куксин И.Н. Адвокат в судопроизводстве. Краткий учебный курс. М.: НОРМА, 2005.

  4. Баранов Д.П., Смоленский М.Б. Адвокатское право (адвокатская деятельность и адвокатура в России): Учебник для вузов. М., Дашков и К, 2008 г.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы права и обязанности адвоката как участника судопроизводства по делам об административных правонарушениях?

  2. Каков порядок собирания и представления доказательств адвокатом в процессе производства по делам об административных правонарушениях?

  3. Каков порядок обжалования адвокатом постановления по делу об административном правонарушении?

Тема 8. Правовое обслуживание адвокатом юридических лиц

Общие вопросы юридического обслуживания предприятий, организаций и учреждений. Характер юридической помощи и правовое положение адвоката, осуществляющего юридической обслуживание. Договор о юридическом обслуживании. Вопросы оплаты труда адвоката.

Основная литература:

1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 7.

Дополнительная литература:

1. Русская бизнес-адвокатура. Опыт создания юридической фирмы. – М.: Статут, 2009.

2. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

3. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. М.: «Профобразование», 2001.

4. Адвокатская деятельность. Под ред. В.И. Буробина. Изд. ИНЭПУ. М. 2006.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы виды юридической помощи, оказываемой адвокатами в сфере предпринимательской деятельности?

  2. Каков порядок оформления отношений адвоката с юридическим лицом?

  3. Назовите преимущества бизнес-адвокатов перед штатными юристами предприятий.

  4. Какова специфика работы адвоката по правовому обслуживанию предпринимателей различных организационно-правовых форм?

  5. Каковы особенности участия адвоката в переговорах?

Тема 9. Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве

Процессуальные права и обязанности адвоката – представителя стороны в конституционном судопроизводстве. Подготовка адвокатом обращения в Конституционный Суд и документов, прилагаемых к обращению.

Участие адвоката в заседании Конституционного Суда (дача объяснений, участие в исследовании доказательств, участие в заключительных выступлениях сторон). Участие адвоката в качестве представителя стороны в судопроизводстве по разъяснению принятого решения.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 8.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

Нормативный материал:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Дополнительная литература:

  1. Адвокат: навыки профессионального мастерства/Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, Л.П.Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

  2. Адвокатская деятельность. Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. к.ю.н. В.Н. Буробина. М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2003.

  3. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

  4. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. М.: Профобразование, 2001.

  1. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура в России. Учебное пособие. 3-е изд., «Камерон», 2005.

  1. «Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие/ А.Н. Чашин. – М.: Дело и Сервис, 2008.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основания и порядок обращения в Конституционный суд Российской Федерации?

  2. Каковы требования к форме и содержанию обращения в Конституционный суд Российской Федерации?

  3. Каковы права и обязанности адвоката, выступающего в качестве представителя стороны в конституционном судопроизводстве?

  4. Каковы особенности участия адвоката в конституционном судопроизводстве?

Тема 10. Участие адвоката в Европейском Суде по правам человека

Правовые основания обращения в Европейский Суд. Юрисдикция Европейского Суда. Субъекты обращения в Европейский Суд, подготовка заявление (жалобы), процедура подачи и принятия заявления. Порядок рассмотрения дел в Европейском Суде.

Основная литература:

  1. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009. Гл. 15.

  2. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

Нормативный материал:

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

  2. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Дополнительная литература:

  1. Адвокат: навыки профессионального мастерства/Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, Л.П.Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

  2. Сонькин Н.Б. Адвокат в Европейском Суде по правам человека. – М.: «Юрлитинформ», 2004.

  3. Адвокатская деятельность. Под ред. В.И. Буробина. Изд. ИНЭПУ. М. 2006.

Контрольные вопросы:

  1. Какова компетенция Европейского суда по правам человека?

  2. Каков порядок обращения в Европейский суда по правам человека?

  3. Каковы особенности формы обращения в Европейский суда по правам человека?

  4. Какова процедура рассмотрения дел Европейским судом по правам человека?

  5. Каковы особенности исполнения постановлений Европейского суда по правам человека и возможности влияния адвоката на исполнение судебного решения?

Тема 13. Адвокатура в зарубежных странах

Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в странах англо-американского права. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в странах германо-романского права. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в скандинавских государствах. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в странах Латинской Америки. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в Японии. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в социалистических странах (КНР, Куба). Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в мусульманских странах. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в Индии. Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в странах Дальнего Востока.

Особенности правового регулирования адвокатской деятельности и организация адвокатуры в странах СНГ.

Основная литература:

  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Введение в специальность. Часть 1:учебник / под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2006.

  2. Адвокатская деятельность. Под ред. В.И. Буробина. Изд. ИНЭПУ. М. 2006.

Дополнительная литература:

  1. Филимонов Б.А. Защитник в германском уголовном процессе. М.:Издательство «Спарк», 1997.

  2. Гаррис Р. Школа адвокатуры. Пер. с англ. – Тула: «Автограф», 2001.

  3. Адвокатура Франции //Адвокатская практика, 1998. № 1-2.

  4. Бобопюв С.В. Правосудие во Франции: Учеб. пособ. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1994.

  5. Молло М. Правила адвокатской профессии во Франции. М., 1894.

  6. Коркос К.М. Французская правовая система //Адвокат. 1996. №4.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы особенности оказания юридических услуг во Франции?

  2. Каковы особенности получения статуса адвоката во Франции?

  3. В чем сходство и различия организации адвокатуры и адвокатской деятельности во Франции и России?

  4. Каковы особенности оказания юридических услуг в Англии?

  5. Каковы особенности получения статуса адвоката в Германии?

  6. В чем сходство и различия организации адвокатуры и адвокатской деятельности в Германии и России?

  7. Каковы особенности получения статуса адвоката в США?

  8. В чем сходство и различия организации адвокатуры и адвокатской деятельности в США и России?

  1. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы используются следующие виды образовательных технологий: разбор практических задач, деловые и ролевые игры.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Примерная тематика эссе как формы текущего контроля:

  1. Особенности работы адвоката по конкретной категории уголовных дел.

  2. Особенности работы адвоката по конкретной категории гражданских дел.

  3. Особенности работы адвоката по конкретной категории арбитражных дел.

  4. Особенности работы адвоката по подготовке жалобы в Европейский Суд по правам человека (по конкретному виду нарушения прав).

  5. Особенности работы адвоката по делам несовершеннолетних по конкретной категории дел.

  6. Особенности работы адвоката в Конституционном судопроизводстве по конкретной категории жалоб.

  7. Особенности работы адвоката на предварительном следствии по конкретной категории дел.

  8. Особенности работы адвоката при надзорном обжаловании приговоров по конкретной категории дел.

  9. Соотношение морали и права в деятельности адвоката.

  10. Нравственные коллизии, возникающие в адвокатской деятельности.

  11. Биография и адвокатское мастерство одного из дореволюционных адвокатов.

  12. Анализ речей адвокатов по конкретной категории уголовных или гражданских дел.

  13. Сравнительное исследование какого-либо института адвокатской деятельности в историческом аспекте.

  14. Сравнительное исследование какого-либо института адвокатской деятельности в различных странах.

  15. Организация адвокатуры в одной из зарубежных стран.

  16. Особенности организации адвокатуры в странах какой-либо из систем права.

  17. Правовой статус адвоката в одной из зарубежных стран.

  18. Подготовка адвокатов и особенности получения статуса адвоката в одной из зарубежных стран.

  19. Анализ эффективности деятельности адвоката или команды адвокатов по одному из конкретных дел.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. Понятие адвокатской деятельности.

  2. Принципы деятельности адвокатуры.

  3. Адвокатура и государство.

  4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.

  5. Процессуальное положение адвокатов в уголовном процессе.

  6. Процессуальное положение адвоката в гражданском процессе.

  7. Процессуальное положение адвоката в арбитражном процессе.

  8. История развития адвокатуры в России.

  9. Порядок образования адвокатской палаты субъекта Федерации.

  10. Формы адвокатских образований.

  11. Полномочия адвоката.

  12. Обязанности адвоката.

  13. Соглашение об оказании юридической помощи.

  14. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.

  15. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации.

  16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.

  17. Всероссийский съезд адвокатов.

  18. Общественные объединения адвокатов.

  19. Требования к лицу, вступающему в адвокатуру.

  20. Оформление поручение на ведение дел клиентов, порядок оплаты труда адвоката.

  21. Дисциплинарная ответственность адвоката.

  22. Порядок приобретения статуса адвоката.

  23. Реестр адвокатов.

  24. Приостановление и прекращение статуса адвоката.

  25. Гарантии независимости адвоката.

  26. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом.

  27. Профессиональная этика адвоката.

  28. Нравственные принципы защиты в уголовном судопроизводстве.

  29. Защитительная речь адвоката. Адвокатское красноречие.

  30. Деятельность защитника на стадии предварительного расследования

  31. Деятельность адвоката-защитника в суде первой инстанции. Принятие поручения на осуществление защиты в суде первой инстанции.

  32. Подготовка к судебным прениям. Содержание, задачи и значение защитительной речи.

  33. Особенности работы адвоката в суде присяжных.

  34. Процессуальные права и обязанности адвоката – представителя стороны в конституционном судопроизводстве.

  35. Общие вопросы юридического обслуживания предприятий, организаций и учреждений. Характер юридической помощи и правовое положение адвоката, осуществляющего юридической обслуживание.

  36. Участие адвоката в рассмотрении дела об административном правонарушении.

  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: преподавателем оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре, заинтересованность в коллективных обсуждениях проблематики семинарского занятия. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: преподавателем оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях (имеются ввиду домашние работы, которые не включаются в РУП, это не форма текущего контроля "Домашнее задание"), полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Оэссе + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

При выставлении результирующей оценки за итоговый контроль учитываются следующие оценки: оценка, полученная студентом на зачете; оценка за эссе; накопленная оценка за самостоятельную работу; накопленная оценка за работу на семинарских занятиях. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом k1 = 0,5; k2 = 0,2; k3 = 0,1; k4 = 0,2 (согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному УС НИУ ВШЭ от 24 июня 2011 г., протокол № 26). Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовый учебник

Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2009.

11.2. Основная литература

Основная литература приводится к каждой теме программы учебной дисциплины.

11.3. Дополнительная литература

Дополнительная литература приводится к каждой теме программы учебной дисциплины.

11.5. Программные средства

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Автоматизированная информационно-поисковая правовая система «КонсультантПлюс»;

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и семинарских занятий используется проектор.

Автор программы __________________________ А.В. Молчанова

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Криминология» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста для специальности 030500. 62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра Автор Е. Г. Самовичев д ю. н., профессор

    Программа дисциплины
    Курс криминологии в структуре профессиональной подготовки юриста преследует цель введения студентов в систему сложившихся к настоящему времени представлений о природе и многообразных проявлениях преступности как сложно детерминированного
  2. Программа дисциплины Криминология для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Автор Е. Г. Самовичев д ю. н., профессор (1)

    Программа дисциплины
    Курс криминологии в структуре профессиональной подготовки юриста преследует цель введения студентов в систему сложившихся к настоящему времени представлений о природе и многообразных проявлениях преступности как сложно детерминированного
  3. Программа дисциплины Криминология для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Автор Е. Г. Самовичев д ю. н., профессор (2)

    Программа дисциплины
    Курс криминологии в структуре профессиональной подготовки юриста преследует цель введения студентов в систему сложившихся к настоящему времени представлений о природе и многообразных проявлениях преступности как сложно детерминированного
  4. Программа дисциплины Криминология для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Автор Самовичев Е. Г. д ю. н.,профессор

    Программа дисциплины
    Курс криминологии в структуре профессиональной подготовки юриста преследует цель введения студентов в систему сложившихся к настоящему времени представлений о природе и многообразных проявлениях преступности как сложно детерминированного
  5. Программа дисциплины «Профессиональная деятельность юриста» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Автор программы: д ю. н., профессор А. Э. Жалинский > д ю. н., профессор О. М. Олейник

    Программа дисциплины
    Предмет и система дисциплины ПДЮ • Профессия, профессиональная деятельность, отрасль правовых работ • Место профессии юриста в правовой системе • Понятие юридической деятельности в правовой литературе • Смена подхода: профессиональная

Другие похожие документы..