Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 25 декабря 2009 г. в 10.00 на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерват...полностью>>
'Документ'
Внедрение в практику деятельности образовательных учреждений внеучебных форм работы с несовершеннолетними, выстроенных на основе восстановительных пр...полностью>>
'Темы рефератов'
межличностных взаимоотношений в организации (Н) Особенности проведения референтометрии (Щ) Слухи в организации и меры противодействия им (Ф) Коммуника...полностью>>
'Учебное пособие'
История: Учебное пособие (Правление в России с IX по XXI век) для студентов всех специальностей СПО / Сост. Пасько М.М. - Кемерово. Гос.проф –пед.кол...полностью>>

Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии» для направления 030300.68 – «Персонология и экзистенциальная психотерапия» подготовки магистра

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕРСОНОЛОГИИ

для направления 030300.68 – «Психология»

подготовки магистра



Авторы программы:

Старовойтенко Е.Б., доктор психологических наук, профессор

hstarovoytenko@hse.ru

Петровский В.А., доктор психологических наук, профессор

petrowskiy@mail.ru

Исаева А.Н.

aisaeva@

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Е.Б. Старовойтенко

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г

Председатель В.А. Штроо

Утверждена УС факультета психологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________ Москва, 201_

Москва, 2011

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.68 - «Психология» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия», изучающих дисциплину Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

  • Образовательной программой по направлению подготовки специальности 030300.68 – психология, уровень подготовки магистра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030300.68 – психология, уровень подготовки магистра, утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар: Методология исследований в персонологии» являются:

- развитие способности ведения научных исследований в области персонологии;

- понимание современных проблем методологии персонологии;

- знание места и роли методологии в структуре современной персонологии;

- установление связей методологии, теории, концептуальных моделей и практических технологий на данном этапе развития персонологии;

- освоение парадигм, понимание тенденций развития теории и практики персонологии как интегральной науки о личности;

- участие в групповых консультациях ведущих ученых, развивающих в своих исследованиях идеи и направления персонологии;

- освоение содержаний мастер – классов психологов, развивающих новые концептуальные подходы в консультировании и психотерапии личности;

- владение образцами эффективного применения методологии в аналитической и консультативной практике персонологов;

- участие в обсуждении моделей исследований личности, представленных аспирантами кафедры;

- презентации планов и проектов собственных магистерских диссертаций;

- анализ и оценка теоретических и эмпирических моделей магистерских диссертаций студентов группы;

- освоение способов эффективной научной коммуникации;

- предзащита курсовых работ и магистерских диссертаций студентов – участников семинара.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать место персонологии в структуре гуманитарного знания; основные тенденции и новые направления развития психологии личности; парадигмы и методы познания личности в персонологии; предпосылки персонологии, заключенные в философии, истории культуры, литературе, искусстве, различных психологических науках; теории и концепции личности в структуре персонологии, структуру персонологии, основные принципы и способы построения персонологического исследования.

  • Уметь разрабатывать персонологические модели: аналитические и интегральные, герменевтические и интерпретационные, консультативные и психотерапевтические; разрабатывать авторские или находить релевантные методические приемы исследования личности; вести научные исследования в персонологии; апробировать результаты своего исследования в научном сообществе и практической деятельности.

  • Иметь навыки самостоятельного поиска и освоения философских, культурных, психологических оснований диссертационного исследования, теоретико-методологического моделирования, эмпирического и практико-ориентированного моделирования, проведения научного исследования, публикации и устного представления достигнутых результатов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие

компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать освоенные способы деятельности

СК-М1

Анализирует и оценивает процесс освоения дисциплины, степень самостоятельного владения ее содержаниями и моделями, демонстрирует понимание способов применения освоенных знаний в своей научно-исследовательской и практической деятельности.

Интерактивные формы обучения; рефлексивные практики, приемы самопознания, встроенные в контекст семинарских занятий; домашние работы в форме самоотчетов об освоении дисциплины.

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М3

Применяет и пополняет знания и методы познания, приобретенные в ходе освоения дисциплины, при построении оригинальных моделей своей исследовательской деятельности, осваивает концептуальные инварианты психологической помощи личности.

Самостоятельная работа, творческие домашние задания, практические занятия с компонентом самостоятельного моделирования; презентация найденных вариативных способов решения научно-практических задач, тренинги творческого мышления, рефлексия собственного освоения концепций и методов в контексте НИСа.

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры.

СК-М4

Демонстрирует понимание содержаний и способов мышления, лежащих в основе персонологии как нового формата психологической теории личности. Применяет интеллектуальные приемы познания личности, освоенные при изучении данной дисциплины. Интерпретирует и оценивает себя по критериям профессионального развития персонолога и персонологической культуры. Применяет персонологические знания и методы при планировании своей жизни и построении стратегий творческого роста.

Самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и сообщений, основанных на преломлении культурного опыта, интерактивное обучение, приемы самопознания, творческие домашние работы, тренинги личностного роста.

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.

СК-М6

Владеет системой категорий, определений, идей персонологии; демонстрирует овладение приемами анализа и интеграции знаний о личности, а также методами экспертной оценки исследований в области психологии личности по критериям полноты привлеченной информации. Применяет принцип вариативного моделирования в персонологических исследованиях и работе с индивидуальными случаями.

Самостоятельная работа с литературой, доклады, дискуссии, практики работы с текстами, апробация моделей оценки полноты информации в рамках решения исследовательских задач, практика анализа индивидуальных случаев, практика моделирования консультативных решений в проблемных жизненных ситуациях личности.

Способен организовать многостороннюю (в том числе, межкультурную) коммуникацию

СК-М7

Демонстрирует диалогичность профессионального общения и способность участвовать в дискуссии, в том числе, в пространстве межкультурной коммуникации, совершает глубокие и продуктивные вклады в обсуждение темы, конструктивно проблематизирует участников дискуссии.

Самостоятельная работа с литературой, организация обсуждения докладов, дискуссии, диалогичные практики работы с текстами, практика анализа культурных различий в познании личности, мастер – классы зарубежных исследователей и их обсуждение.

Способен вести профессиональную, в том числе научно - исследовательскую деятельность в международной среде.

СК-М8

Демонстрирует знание истории, теории и методологии персонологии как современной психологии личности, понимание социо-культурного контекста разрабатываемой проблематики и осведомленность о последних научных разработках в области исследуемой темы за рубежом.

Самостоятельная работа с литературой на иностранных языках, доклады с привлечением зарубежных источников, презентация текстов тезисов и докладов, подготовленных к международным конференциям.

    Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

    ИК-М1.2п/н/и/к/пр_6.1

Применяет знания, способы интерпретации, методы исследования личности, освоенные при изучении дисциплины, в проектной деятельности, при подготовке магистерской диссертации, практике самопознания и консультирования.

Практика построения теоретических моделей личности в проектной и научно-исследовательской деятельности. Практика самостоятельной разработки экспертных моделей оценки теоретических и консультативных подходов к личности по научным, этическим и правовым критериям.

    Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.

    ИК-М2.1/2._2.4.1/2

Владеет навыками написания академического, аналитического, рефлексивного текста, демонстрирует умение выразить владение теорией и методологией персонологии в устном и письменном тексте на русском и иностранном языке; владеет способами устной коммуникации с аудиторией в рамках научных докладов, групповых дискуссий и презентаций проектов магистерских диссертаций.

Семинарские занятия, практические занятия, самостоятельная работа с литературой на родном и иностранном языках, доклады, дискуссии, практики работы с текстами.

    Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

    ИК-М3.1/2_2.4.1/2_2.5.1/2_4.2

Демонстрирует умение обобщить полученные знания, а также изложить их в авторском научном тексте, при подготовке и презентации докладов, выполнении домашних работ по тематике данной дисциплины. Использует современные, сетевые информационные ресурсы при подготовке устных и письменных текстов по проблематике методологии исследований в персонологии.

Написание научных обзоров. Самостоятельная работа с релевантной информацией по различным проблемам и разделам дисциплины; подготовка и презентация авторских текстов по разделам магистерской диссертации. Домашние задания на переводы статей зарубежных авторов, а также задания на подготовку текстов переписки с зарубежными исследователями.

    Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.

    ИК-М4.1\3\4

Демонстрирует навыки самостоятельного поиска и освоения литературы, использует иностранные источники по разрабатываемой теме в подготовке презентаций и письменных работ, обращается к электронным библиотекам, в т.ч. электронным ресурсам НИУ ВШЭ.

Написание научных обзоров. Самостоятельная работа с релевантной информацией в Сети по различным темам дисциплины; подготовка и представление авторских докладов по ее темам. Практика работы с базами данных, содержащих труды, соответствующие установкам персонологии.

    Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, экономических и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях.

    ИК-М5.3/4/6_2.4.1

Применяет знания и умения, освоенные при изучении персонологии как науки, развивающейся на основе связей с философией, социальными и гуманитарными науками. Демонстрирует опыт осмысления проблем исследования личности на основе междисциплинарного подхода. Владеет текстами интерпретации персонологических фактов, закономерностей и индивидуальных случаев на основе синтеза языков различных областей науки и культуры.

Самостоятельная работа с литературой, освещающей изучение личности на стыке различных наук. Практика постановки и решения проблем изучения личности на основе междисциплинарного подхода в персонологии. Аудиторный тренинг персонологического понимания индивидуальных случаев в понятиях, образах, символах, терминах, моделях из различных областей науки и культуры.

    Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес - организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

    ИК-М7.1/7

Применяет концепции, модели и методы персонологии при решении комплексных научно-исследовательских задач в процессе подготовки и написания магистерской диссертации, а также при участии в деятельности научно-проектных групп. Демонстрирует владение подходами и содержаниями персонологии как науки, ориентированной на комплексное изучение личности, при осмыслении теории и практики экзистенциально-аналитического консультирования.

Практика самостоятельной разработки и применения комплексных моделей интерпретации сложных индивидуальных случаев. Практика анализа консультативных приемов, разработанных на основе комплексных персонологических подходов, в частности, модели персонального экзистенциального анализа.

    Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

    СЛК-М3

Применяет содержания и методы персонологии при понимании и постановке актуальных целей и задач, стоящих перед специалистами в области психологии личности, а также индивидуального консультирования и психотерапии

Самостоятельная работа в форме проектной деятельности, посвященная поиску интегральных способов осуществления основных профессиональных целей специалистов в области теоретической и прикладной психологии личности.

    Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия.

    СЛК-М4

Демонстрирует навыки организации межличностного общения в сфере научно-исследовательской деятельности, групповой работы и консультативной практики, полученные в результате изучения персонологических концепций диалога, отношения Я – Другой, отраженной субъектности, совместной творческой деятельности.

Интерактивное обучение, практика рефлексии своих взаимоотношений в обучении, приемы самоанализа позиций и творческого вклада в учебных и проектных группах.

    Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем.

    СЛК-М6

Распознает и формулирует проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и культурной жизни, опираясь на опыт освоения содержаний и методов персонологии. Умеет находить общественно, духовно, культурно значимые решения жизненных проблем личности.

Тренинг поиска социально и культурно значимых решений проблем индивидуальной жизни; дискуссии и подготовка докладов по проблемам развития, психологической поддержки современной российской личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ по специализации (специализациям): Психология в бизнесе (1)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ по специализации (специализациям): Психология в бизнесе (2)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины (9)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  4. Программа дисциплины «Психология телесности» для направления 030300. 62 «Психология»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Психология телесности» для направления 030300.62 – «Психология» подготовки бакалавра
  5. Программа дисциплины Теории личности  для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..