Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
   Формирование и становление системы специфической и неспецифической защиты организма ребенка во многом зависит от условий внутриутробного развития ...полностью>>
'Примерная программа'
Настоящие требования к проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) по информатике составлены на основе Пол...полностью>>
'Сказка'
Б. Яга И отберём волшебный посох, тогда у детей не наступит праздник! Ох, и встретим Новый год! Ох и повеселимся Ха ха! Лешему и Водяному: Всё поняли!...полностью>>
'Документ'
Региональные рынки труда находятся в состоянии непрерывного изменения. Меняются объемы и структура потребностей экономики в профессиональных кадрах и...полностью>>

Задачи: пропаганда творчества В. М. Шукшина среди детей и юношества, изучение жизни и творчества писателя через цикл внеклассных мероприятий

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литературный вечер

«Он похож на свою

родину»

(80-летию В.М. Шукшина посвящается…)

Подготовила и провела

учитель МОУ «Ермошихинская

основная общеобразовательная

школа» Локтевского района

Сапожникова Л.А.

Цель: познакомить учащихся с творческой деятельностью В.М. Шукшина,

способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви и уважения к

родному краю, Отечеству через произведения автора.

Задачи: пропаганда творчества В.М. Шукшина среди детей и юношества,

изучение жизни и творчества писателя через цикл внеклассных

мероприятий.

Оформление: портрет В.М. Шукшина, выставка книг, выставка рисунков «Алтай –

родина В.М. Шукшина» и по произведениям автора, плакаты с

высказываниями.

«Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле

русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он

памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…»

Василий Шукшин.

«Человек счастлив, пока у него есть Родина».

Василий Белов.

«…Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце

лизнёт до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если

буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и

родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет».

В.М. Шукшин.

«Я – сын, я – брат, я – отец…

Сердце мясом приросло к жизни.

Тяжко, больно – уходить.

Не теперь, нет.

Важно прорваться в будущую Россию».

В. Шукшин.

Содержание мероприятия:

Учитель:

Много лет отделяет нас от того дня, когда остановилось сердце Василия Макаровича Шукшина.

А искусство его, его человеческий талант продолжают жить, тревожить… Явление Шукшина. Его не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью «он был похож на свою родину» (В. Астафьев).

1-й ученик:

Всё не повыведется мода,

идущая издалека,

простого парня из народа

рядить в одежду простака…

Мол, не хватает опояски

да некомплектного словца.

А он – простак в начале сказки.

Прочтите сказку до конца!

(В. Башунов)

Учитель:

Выдающийся актёр, режиссёр и писатель, В.М. Шукшин неотделим от своей малой родины – Алтая, который служил источником его вдохновения.

«…Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет» - писал Шукшин.

И весь творческий путь автора, его достижения глубоко связаны с любовью к Родине, родной земле, к людям своего села. «Милая моя родина» - так счастливо в одной из статей признавался в любви своим родным местам В.М. Шукшин. Деревня для него стала ощущением своего начала, своей Родины. И сегодня любой разговор о В. Шукшине невозможен без обращения к его истокам, без понимания сокровенной связи Шукшина с открытым пространством родного Алтая. В литературу он пришёл со своей родиной, ей остался верен до конца жизни.

2-й ученик:

Василий Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края 25 июля 1929 года.

Кумандинцы основали

Сростки

В давние седые времена.

Здесь доныне русские

раскосы,

Хоть село меняло имена.

В горы здесь вздымается

долина.

Жил здесь парень.

Вам он сын, мне – брат.

Горькая ты ягода, калина!

Красным цветом деревца

горят.

3-й ученик:

С пращуров слились, ещё

издревле,

Азия и Русь в его крови…

Русский духом,

Пел он о деревне,

О крестьянской доле,

О любви,

С детства о большой судьбе мечтая,

Исходил он множество

дорог,

Но за кровной правдою

Алтая –

Возвращался на родной

порог…

(Паслей Самык «Жил такой парень»)

4-й ученик:

Пожалуй, только в раннем детстве он жил, пусть и в трудных условиях (совсем мальчонкой остался без отца), но в сравнительно обычном ритме. Бегал по улицам родного села, играл в лапту, рыбачил в любимой им Катуни, читал первые книжки…

Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы,

И счастлив тем, что я не чудо

Особой избранной судьбы.

Мы все – почти что поголовно

Оттуда люди, от земли

И дальше деда родословной

Не знаем: предки не вели.

(А. Твардовский)

Учитель:

Шукшин писал: «…Редко кому завидую, а завидую моим далёким предкам – их упорству, силе огромной… Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь – с Севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли. И если бы не наша теперь осторожность насчёт красивостей, я бы позволил себе сказать, что склонясь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели себе и нам, и после нас – прекрасную родину».

Предки Шукшина - Сергей Фёдорович и Агафья Михайловна Поповы, дед и бабушка Василия Макаровича по линии матери, Анна Кузьминична Шукшина, бабушка писателя по линии отца, - захоронены на Сростинском кладбище 1910-1957 годов.

5-й ученик:

Всё начинается с детства. Детские воспоминания – это «золотой запас впечатлений».

Детство Шукшина было нелёгким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчишки того времени. Отца он не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей (Таля – так звали в семье младшую сестру В. Шукшина).

Перед самой войной мать Шукшина второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминал писатель, редкого сердца, - доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима, Куксина Павла Николаевича, взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.

«А вот мать моя…- скажет В. Шукшин годы спустя в наброске документального сценария. – Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй в 31 год, в 1942 г.».

6-й ученик:

Горбушка хлеба, две картошки –

Всему суровый вес и счёт.

И, как большой, с ладони крошки

С великой бережностью - в рот.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глядит, задумался мужчина.

- Сынок, должно быть, сирота? –

И на лице, в глазах, похоже, -

Досады давнишняя тень.

Любой и каждый всё про то же,

И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьёзно глядя,

Ещё он медлит рот открыть.

- Ну, сирота. – И тотчас: - Дядя,

Ты лучше дал бы докурить.

(А. Твардовский)

7-й ученик:

Василий проявлял себя ярко с детских ещё лет, был горазд на всякие «шутки» и выдумки. Главное же – не терпел никакой, маломальской даже, обиды, ни ровеснику, ни взрослому не спускал. Сколько вроде влетало ему за это от матери – всё равно! Это ведь он и о себе, пацане, говорит – вспоминает от лица одного из героев в рассказе «Наказ»: «Такой – щербатенький, невысокого росточка…но – подсадистый, рука такая…вроде не страшная, а махнёт – с ног полетишь. Но дело не в руке…душа была стойкая. Ах, стойкая была душа!» Тут как нельзя лучше подходит к нему есенинское:

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму всё заживёт».

8-й ученик:

Проказы, шалости, опасные игры, бесстрашное и безрассудное отстаивание от всех и вся мальчишеской независимости, рыбалка, походы за ягодами и сорочьими яйцами…- всё это было и навсегда осталось в памяти. Но было и другое – тяжёлый труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание. С началом войны каждый год, прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три. На его долю выпало много всего самого разного – хорошего и плохого, лишений и радостей, удач и неудач, славы и непонимания, горя и счастья. И всё это в напряженнейшем труде, который и три сердца не могли бы выдержать.

9-й ученик:

Первый рассказ «Далёкие зимние вечера» из первой книги В. Шукшина «Сельские жители» - о детстве. Герой рассказа – 12-летний Ванька Колокольников. Прозрачно проступающая автобиографичность только усиливает интерес к произведению.

Позднее Шукшин написал целый цикл рассказов «Из детских лет Ивана Попова», где светло поделился с нами запомнившимися эпизодами собственной жизни (Во время учёбы в школе и в Бийском автомобильном техникуме Василий Шукшин был записан как Василий Попов, т.е. по девичьей фамилии матери).

Учитель:

Неповторимый мир Шукшина, нравственные ценности его в значительной мере обусловлены военным деревенским детством: «Пусть это не покажется странным, но в жизни моей очень многое определила война. Почему война? Ведь я не воевал. Да, я не воевал. Но в те годы я уже был в таком возрасте, чтобы сознательно многое понять и многое на всю жизнь запомнить». Большинство героев писателя – люди того поколения, чьи детские воспоминания связаны с военным временем. Недоучившись в школах, они рано познали свои университеты жизни. И Шукшин настойчиво, из произведения в произведение, указывает нам на эхо войны в судьбах своих героев.

10-й ученик:

А ещё они, детские воспоминания, связаны с обликом матери. В духовном развитии писателя огромное значение сыграла его мать, Мария Сергеевна. Тяга к матери, желание поделиться с ней остались у Шукшина на всю жизнь. Каким тёплым сыновним чувством благодарности пронизаны его письма: «…Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живём», «Мамочка, как твоё здоровье, родная? Милая, душа томит об вас!..»

Учитель:

В. Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. Об этом точно сказал С. Залыгин: «И в характере, и в поступках, и во взглядах на мир этих двух людей – матери и сына – была та ничем непререкаемая преемственность и близость, которая, наверное, лучше всего выражена в русской примете о том, что сын должен быть похожим на мать, а дочь – на отца». Многому он научился у неё, но высшим наследием были человечность, душевная щедрость и естественность, природная сметка и разум.

«Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители, т.е. профессия, образование родителей студентов.

У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т.п. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать.

- Образование у неё какое?

- Два класса, - отвечаю. – Но понимает она у меня не меньше министра».

1-й ученик:

О нежной любви В.М. Шукшина к матери вспоминают многие. Но, пожалуй, самое пронзительное и откровенное свидетельство этому – письма.

Более того, В. Шукшин с интересом и удовольствием слушал «случаи», «истории», которые сказывала ему мать. Многие из них составили впоследствии основу рассказов. А один из циклов, точный, документальный, так и называется: «Сны матери». Не случайно признание писателя: «Я у неё учился писать рассказы». И в творчестве автора мы не найдём образа более человечного и доброго, чем мать.

Да, Шукшин знал великое чувство благодарности матери. И, может быть, материнское сердце и чувство родины – те два животворящих источника, которые питали, поддерживали В.М. Шукшина всю жизнь.

2-й ученик:

Затерялась тропинка в берёзках,

Что, как свечи, стоят по краям.

Отчего-то на сердце тревожно,

Будто входишь не в рощу, а в храм,

Где бы надо упасть на колени

И молить о спасенье души.

Здесь ты ждёшь, что отступятся тени

И простятся тебе все грехи.

А когда прикоснёшься к берёзке

И погладишь её ты рукой,

Мир изменится, пусть на немножко,

И в душе воцарится покой.

(Л. Белькова «Берёзовая роща»)

3-й ученик:

«Редкого терпения люди! – писал Шукшин. – Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле вынести. Не надо.

Они не сознают того. Да и сам я начал понимать это много лет спустя. И вот захотелось рассказать о них… И о них, и о других людях моей деревни».

4-й ученик:

После войны Василий Шукшин ещё пареньком ушёл из родного села. Многое пришлось испытать и увидеть ему, много исколесить дорог. Оставив учёбу в Бийском автомобильном техникуме из-за «непонимания поведения поршней в цилиндрах», он сделал первый шаг в будущую жизнь: «Мне шёл 17-ый год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлом, как стёклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно…» Шёл 1946-й год.

5-й ученик:

Кем Шукшин только не был: и земледельцем, и разнорабочим, и слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком. Работал на заводе во Владимире, строил турбинный завод в Калуге, служил радистом во флоте. В 1953 году был демобилизован и после 6-летнего отсутствия вернулся в Сростки, где, подлечившись, экстерном окончил школу, стал работать учителем русского языка и литературы и исполнять обязанности директора вечерней школы для сельской молодёжи. Был секретарём райкома комсомола.

6-й ученик:

Шукшин вспоминал: «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий. Без специальности, образования, без опыта. Но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-то важное и интересное и интересно. Я любил их в такие минуты и в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас таких минут. Из них составляется счастье».

7-й ученик:

Вечерами любил Василий Макарович посидеть на берегу Катуни, послушать шум реки…

…Как я подолгу слушал этот шум,

Когда во мгле горел закатный пламень!

Лицом к реке садился я на камень

И всё глядел, задумчив и угрюм.

Как мимо башен, идолов, гробниц

Катунь неслась широкою лавиной,

И кто-то древней клинописью птиц

Записывал напев её былинный…

…В горах погаснет солнечный июнь,

Заснут во мгле печальные аилы,

Молчат цветы, безмолвствуют могилы,

И только слышно, как шумит Катунь…

(Н. Рубцов «Шумит Катунь»)

8-й ученик:

Но неутомимо влекла учёба. И он решил – в Москву. Неожиданно для окружающих всё бросил и уехал поступать во ВГИК.

«Прошу разрешения сдавать вступительные экзамены в институт кинематографии на режиссёрский факультет…

20 июня 1954 года».

Шукшину было 25 лет.

Учитель:

Со времён Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных и деятельных детей своих, очень серьёзно относящихся к жизни и искусству. Они прославили землю русскую, овладели высотами мировой науки и культуры, но всегда оставались верными своему деревенскому первородству, своей «малой родине». Неслучайно Шукшин пронёс через всю свою жизнь некрасовского «Школьника»:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай…

9-й ученик:

Ещё студентом Василий Шукшин снялся в кино: в 1959 году сыграл главную роль в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора». Это – актёрское начало Шукшина. Потом было много ролей: большевика-подпольщика Андрея Низовцева («Золотой эшелон»), деревенского парня Ивана Лыкова («Простая история»), молодого учителя («Мишка, Серёга и я»), бывшего моряка, целинника («Алёнка»), председателя колхоза («Когда деревья были большими»), роли в кинокартинах «Какое оно, море?», «Мужской разговор», «Журналист», «Даурия», «У озера», «Освобождение», «Они сражались за Родину».

В 1963 году выходит первый сборник рассказов «Сельские жители». Затем при жизни Шукшина появятся книги «Там, вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне», романы «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю».

10-й ученик:

А в 1964 году Василий Шукшин по собственному сценарию, в основу которого легли его же рассказы, поставил первый фильм «Живёт такой парень» и был удостоен приза «Золотой лев св. Марка» на ХVI Международном кинофестивале в Венеции.

В.М. Шукшин-режиссёр поставил также по своим рассказам кинокартины «Ваш сын и брат» (Государственная премия им. бр. Васильевых) и «Странные люди». А в двух последних фильмах «Печки-лавочки» и «Калина красная» (главная премия VII Всесоюзного фестиваля в Баку) Шукшин-актёр сыграл у Шукшина-режиссёра…

Он своей «Калиной красной»

Покорил сердца людей.

Словно солнышком прекрасным

Осветил экран он ей…

(отклик шофёра на к/ф «Калина красная»)

1-й ученик:

Как много сделал Шукшин!

Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность Василия Макаровича, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Актёрские роли, рассказы, повести, романы, кинофильмы… И во всём этом для Шукшина главное – серьёзное исследование народного характера, народного миросозерцания, глубокое постижение действительности. Уже в самом начале творческого пути он обнаружил новые возможности в изображении человека, сумел в частном увидеть общее. Обратившись к знакомому, обыденному, он нашёл там неизвестное. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту.

Очень точно о сути творчества Шукшина, о его самобытности сказал М. Шолохов: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно».

2-й ученик:

Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках бесхитростных и безыскусственных. Дебют писателя Шукшина никак не предвещал той громкой славы, которой наградила его судьба. Однако сборник «Сельские жители» (1963) был встречен критикой в общем дружелюбно. Но путь художника не гладкая асфальтированная дорога, он тернист, труден, состоит не из одних побед.

Сам В. Шукшин был предельно строг к своей работе в искусстве, редко удовлетворялся содеянным, прямо смотрел на свои недостатки и неудачи. Ему в высшей степени было свойственно святое чувство неудовлетворённости, не оставлявшее его всю жизнь.

Что ж, талант всегда мучается, ища проявления себя самого. Кто из великих не испытывал жестокого разочарования в себе, в своём деле? Таких не было, не могло быть. Писатель – человек неспокойной совести. «Сказать о себе: я поэт – это всё равно, что сказать: я хороший человек», - считал А. Твардовский.

Учитель:

Творчество Шукшина – непрерывно обновляющаяся и восходящая система, тяготеющая к постановке и разрешению общих социально-нравственных проблем.

В. Шукшин считал, что человеку надо «говорить не сильно подслащённые комплименты, а полную правду, какой бы горькой и жестокой она ни была. Это необходимо хотя бы уж из-за одного уважения к человеку, о котором мы пишем и снимаем фильмы. И, может быть, высшая форма уважения в том и заключается, что не надо скрывать от человека, каков он».

Повседневная жизнь без прикрас и напряжённый поиск смысла жизни, достигающий порой трагического накала, - силовые поля творчества писателя.

Пафос творчества Шукшина видится прежде всего в постановке нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлёт раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

(Б. Пастернак)

Широкое признание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбе Шукшина и обусловлены в первую очередь редким единством жизни и творческой практики, тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. В его искусстве так причудливо переплелись жизнь самого художника и созданий его фантазий, что и не разобрать, кто там взывает к человечности – писатель Шукшин или персонаж Ванька Тепляшин. Дело в том, что за эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим эпизодом из биографии самого Шукшина стоит одна личность, для которой Правда жизни – главный критерий искусства.

И не об этом ли говорит сам Шукшин: «Отдельно артиста от человека нет, это всегда вместе: насколько глубок, интересен человек, настолько он интересный артист».

Александр Яшин, человек и писатель, художественная позиция которого имеет много точек пересечения с позицией Шукшина, говорил: «Поэт – прежде всего личность… Поэтому в своём творчестве очень важно быть самим собой, не изменять лицу своего дарования».

Если и можно быть на кого-то похожим, то только на себя, утверждал постоянно В.М. Шукшин. И мы, вглядываясь в мир Шукшина, отчётливо видим: чтобы ни делал он – писал рассказ, играл в фильме или снимал фильм, - он всегда оставался самим собой.

Самобытность личности Шукшина такова, что он «играл без грима и писал без грима» (С. Залыгин).

«…Самое мощное в картине явление – Василий Шукшин, - писал о кинофильме «У озера» А. Арбузов. – Совсем не актёр, а Человек. Предельно достоверный…единственно тут возможный».

Совсем не актёр, а Человек… Это ощущение возникало у каждого, кто внимательно следил при жизни за его творчеством: за его писательской, режиссёрской или актёрской работой.

В. Шукшин долго и мучительно искал себя, шёл к пониманию себя самого, вырабатывал своё отношение к миру.

В литературу он пришёл уже зрелым, сформировавшимся человеком. Но, будучи личностью цельной, верной своим принципиальным жизненным и творческим убеждениям, Шукшин был личностью развивающейся, претерпевшей значительную духовную эволюцию.

Мера всех ценностей жизни, по Шукшину, - ч е л о в е ч н о с т ь. В ней равны и старый крестьянин и интеллигент. Недаром автор считал одной из задач искусства умение обнаруживать «качества добрые, человечные и подавать это как прекрасное в человеке». И писатель, и режиссёр, и актёр работали на, казалось бы, простую, но жизненно важную мысль Шукшина-художника – «надо человеком быть!»

Василию Шукшину присуще чувство высокой гражданственности, понимание того, что судьба художника и судьба Родины и народа едины.

Шукшин – художник, обладающий огромным и неповторимым запасом знаний – знаний о жизни.

Вся суть в одном – единственном завете.

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете –

Живых и мёртвых, - знаю только я.

(А. Твардовский)

«Самая потребность взяться за перо лежит, думается, в душе растревоженной. Трудно найти другую побудительную причину, чем ту, что заставляет человека, знающего что-то, поделиться своими знаниями с другими людьми» (В. Шукшин).

Шукшин несёт в себе цельное и чисто деревенское мироощущение и святую наивную уверенность, что ценности его мира являются основанием мира человеческого вообще.

3-й ученик:

Как никто другой, Василий Шукшин сумел возродить в нас глубоко человеческое желание родства.

«Твой сын, Россия, горячий брат наш…» - проникновенно точно В. Распутин назвал свою статью о Шукшине. Редко о ком из писателей можно сказать так. О Шукшине можно. Он рождённый Россией, её народом, действительно стал нашим братом…

Наш сын и брат…

Такое ощущение близости, кровной и духовной связи мог вызвать только человек в высшей степени сам наделённый могучим чувством любви и сыновней благодарности.

Писатель, говорил сам Шукшин, может «существовать, двигаться вперёд только благодаря силе тех жизненных соков, которыми питает его народная среда, само бытие народное».

4-й ученик:

У В. Шукшина было особое, трепетное отношение к отчему краю. Писатель вышел в дорогу с запасом нравственной прочности, который ему дала родина на целую жизнь.

«Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу».

Что ж, у Шукшина, по верному замечанию С. Залыгина, каждая работа вышла из Сростков и сюда же, в Сростки, вернулась на суровый и нелицеприятный суд её жителей.

Сборник «Сельские жители» - начало. Не только творческого пути, но и большой темы – любви к деревне.

В деревне виднее природа и люди.

Конечно, за всех говорить не берусь!

Виднее над полем при звёздном салюте,

На чём поднималась великая Русь.

(Н. Рубцов)

5-й ученик:

Именно в Сростках Шукшину работалось лучше всего, там он (по собственному признанию) написал свои лучшие рассказы, туда он выезжал со съёмочной группой.

Шукшин снимает фильм в Горно-Алтайске,

Снимает он на фоне вечных гор

И колышки в таловой опояске,

И этот покосившийся забор.

Он знал, какой людей рисуют краской, -

Её из жизни черпать тяжело.

Как пятистенок тот, на Партизанской,

Дарил он людям радость и тепло.

Шукшин снимает фильм в Горно-Алтайске,

И крупным планом взят Майминский взвоз.

Не входят в кадр берёзы на лужайке,

Но входит в кадр горящий бензовоз.

…Одетым по-рабочему, уставшим, -

Нет, не писатель и не режиссёр, -

по улицам идёт горноалтайским

Из рейса возвратившийся шофёр.

(Г. Кондаков «Снимается фильм…»)

6-й ученик:

Леонид Куравлёв, исполняющий роль Пашки Колокольникова в фильме «Живёт такой парень», вспоминает о том, как группа готовилась к поездке на Алтай. Была дождливая пасмурная погода. «Незадолго до отъезда он (Шукшин) сказал:

- Неужели моя земля меня подведёт?.. Неужели не услышит меня?

Он верил в свою землю, в свой край. И не ошибся. Мы приехали, и алтайское солнце светило на редкость щедро, помогая своему земляку.

Верующие говорят: «Неужели бог меня не услышит?» Шукшин сказал: «Неужели земля меня не услышит?» Его богом была земля. И она приняла в свои объятия – талантливого и доброго, неспокойного русского человека…»

7-й ученик:

Сохранив на всю жизнь в душе ощущение своей «малой родины», нравственные ценности, вынесенные им из мира детства, Василий Макарович Шукшин стал не певцом Алтая только, а художником, которого признала и полюбила вся страна.

«Ведь в деревне весь человек на виду. Вот почему все мои герои живут в деревне.

Я не мог ни о чём другом рассказывать, зная деревню. Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен; по неопытности я мог какие-то вещи поначалу заимствовать, тем не менее я выбирался, на мой взгляд, весьма активно на, так сказать, однажды избранную дорогу… И в общем-то, мне кажется, я не схожу с неё, то есть темой моих рассказов и фильмов остаётся деревня. Мне тут думается: надо прожить три жизни, чтобы всё рассказать. Может быть, несколько меняется интонация в разговоре. Вот до сих пор меня, предположим, интересовала деревня как таковая, вот там взятая, на своём месте взятая.

…Отсюда деревня стронулась, и вот на этом периоде, на этом своеобразном распутье меня тоже деревенский человек интересует. Вот он вышел из деревни. Что дальше?»

(В. Шукшин)

8-й ученик:

Для В. Шукшина деревня – не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько социальное, национальное и нравственное, где сходится весь сложнейший комплекс человеческих отношений.

«То ли память о молодости цепка, то ли ход мыслей таков, но всякий раз размышления о жизни приводят в село. Казалось бы, там в сравнении с городом процессы, происходящие в нашем обществе, проистекают спокойнее, не так бурно. Но для меня именно в селе острейшие схлёсты и конфликты» (В. Шукшин).

Для Шукшина внутренний критерий – душевная цельность и духовное богатство личности – определяющий. Он не сомневался: «…И в деревне есть всякие. Есть такие, что не приведи господи!» Но и в деревне, и в городе есть «душевные, красивые люди» и «есть нечто, что делает их очень близкими, - Человечность».

9-й ученик:

В то же время, и это естественно, В. Шукшина волнует судьба молодых людей, оторвавшихся от родного дома, от земли: «Если экономист, знаток социальных явлений с цифрами в руках докажет, что отток населения из деревни – процесс неизбежный, то он никогда не докажет, что он безболезненный, лишённый драматизма». Шукшин тревожится, чтобы человек, уходя, не растерял всего хорошего, что было, нашёл своё место, ведь «человек хорош на своём месте».

Но уходят его герои из деревни, отдаляются от неё (писатель понимает, что таков, видимо, неумолимый закон жизни), а она оказывается вдруг такой необходимой, возвращается воспоминаниями, тревожащими душу, не дающими покоя.

Отток деревенских жителей в город необратим. И В.М. Шукшин наиболее последовательно и постоянно обнажал различные, в том числе и драматические, стороны этого процесса (повесть «Там, вдали», рассказ «Жена мужа в Париж провожала» и др).

10-й ученик:

Шукшин сам долгое время, по его собственному признанию, привыкал к городу: «так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорей так: одна нога на берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато. Долго в таком состоянии пребывать нельзя, я знаю – упадёшь. Не падения страшусь (какое падение, откуда?) – очень уж, действительно, неудобно. Но и в моём положении есть свои «плюсы»… От сравнений, от всяких «оттуда - сюда» и «отсюда - туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» - о России».

1-й ученик:

Любимые герои Шукшина – это действительно прежде всего люди села, но не потому, что он считает их «лучшей частью человечества». «Просто этих людей в силу собственных биографических обстоятельств знаю лучше прочих. А хорошо изучив их, рельефней могу представить свойства характеров своих героев, бесконечно близкие и родные душевные качества народа, с которым связан до сих пор многими нерасторжимыми узами».

Но это не мешает ему видеть «слабости обитателей села и сильные стороны людей города» Шукшину ясно, что такие нравственные пороки, как равнодушие, бездуховность, сытость, демагогия, хамство, есть «не только в городе, но и в деревне» (рассказы «Волки», «Крепкий мужик», «Ноль-ноль целых», «Бессовестные», «Беседы при ясной луне» и мн. др.)

«…Но вот что меня мучает страшно: всегда ли мы успеваем… задумываться о самом главном – о человеке, о душе человеческой? Достаточно ли мы думаем и заботимся о нём?»

Говоря о «Печках-лавочках», Шукшин в который раз повторяет важную для него мысль: «Меня в данном случае… заботило то состояние души, в котором наш русский человек, крестьянин ныне пребывает и живёт». Главная тема данного произведения, как и многих других, - любовь к своей малой родине.

2-й ученик:

Василия Макаровича глубоко волновало, что город и деревня получают очень неравноценный хлеб культуры. И телевизор здесь ничего не меняет (рассказ «Срезал»).

Шукшин был твёрдо убеждён, что духовная потребность никогда в деревне не была меньше, чем в городе. Ему не нужно было придумывать цветистые речения «под народ». Он знал его реальные нужды и заботы, как знал и язык, на котором говорят его герои.

Сам автор с глубоким доверием и уважением относился к мнению людей простых. С читателем своим он говорил «на одном языке, на равных».

Учитель:

Деревня – это устоявшийся уклад жизни, где все знают всех, где полдеревни – родственники, остальные – хорошие знакомые. На сельском кладбище лежат деды и прадеды. И с молоком матери впитывается ощущение своей земли. А город? Здесь жильцы одного дома сплошь и рядом не знают друг друга. Горожанин с лёгкостью и удовольствием меняет квартиру, для сельского жителя смена привычного дома часто превращается в мучительную проблему. Сельский житель, совершив дурной поступок, несёт ответственность перед всем «миром», здесь невозможно затеряться в толпе, остаться неузнанным. В городе, особенно большом, возникает чувство отчуждения.

Шукшин вспоминал: «Я долго стыдился, что я из деревни и что деревня моя чёрт знает где – далеко. Любил её молчком, не говорил много… Конечно, родина простит мне эту молодую дурь, но впредь я зарёкся скрывать что-нибудь, что люблю и о чём думаю. То есть нельзя и надоедать со своей любовью, но как прижмут – говорю прямо».

«Древнейшие в мире культуры у всех народов – крестьянские. Здесь не только фольклор, здесь и трудовые навыки, трудовые знания и высокая культура быта» - говорил академик Д. Лихачёв

Василий Шукшин размышлял о том, что берёт с собой из деревни, переселяясь в город, крестьянский сын, что теряет, что приобретает? И даже страстно кричал ему вслед: «если уж ушёл, то хоть помни, что оставил!»

Да, деревня любима Шукшиным и близка ему. И боль, и тревога за судьбу деревни, за её культуру, и протест против культуры «механизированной» - неподдельны, искренни.

Мудрые, добрые традиции русского народа – это его главное богатство, полагает писатель. И в этом тоже проявляется видение современного мира автором, его художественная позиция.

Любовь писателя к деревне выражается не в надрывных признаниях, а в гражданской сопричастности «действительным проблемам жизни деревни», социальным преобразованиям в современной действительности и актуальным проблемам, связанным с этими преобразованиями.

В искусстве уютно

быть сдобною булкой французской,

но так не накормишь

ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

с калиною красной вприкуску,

черняшкою той,

без которой немыслим народ…

(Е. Евтушенко)

3-й ученик:

Деревня для Шукшина стала ощущением своего начала, своих истоков, своей родины навсегда, тем, что А. Твардовский называл «основой основ поэтического постижения мира». Весь творческий путь художника, его достижения непосредственно связаны с любовью к Родине, к родной земле, к людям своего села.

Без той святой любви к родимой стороне невозможно понять истоки гуманизма Шукшина, невозможно говорить о воздействии его искусства на каждое новое поколение.

До крайнего порога

вели его, спеша,

Алтайская порода

и добрая душа…

(Р. Рождественский)

В конце жизни В. Шукшин неоднократно и настойчиво говорил о том, что наступила пора окончательного возвращения на родину: «Моё ли это – моя родина, где я родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько…

Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда.

Родина… И почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то… Отчего же? Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив» («Признание в любви»).

Учитель:

Шукшина переполняли творческие планы и замыслы, их хватило бы не на одну жизнь. Понимая это, он не щадил себя, боялся не успеть и действительно многое не успел.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину».

Сибирь – в осеннем золоте,

В Москве – шум шин…

В Москве, в Сибири, в Вологде

Дрожит и рвётся в проводе:

«Шукшин…Шукшин…»

Под всхлипы трубки брошенной

Теряю твердь.

Да как она, да что ж она

Ослепла, смерть?

Что долго вкруг да около

Кружила – врёт!

Взяла такого сокола,

Сразила влёт!

Он был готов к сражениям,

Но не под нож.

Он жил не на снижении,

На взлёте сплошь!

Ему ничто, припавшему

К теплу земли,

Но что же мы…но как же мы

Не сберегли,

Свидетели и зрители,

Нас – сотни сот!

Не думали, не видели,

На что идёт,

Взваливший наши тяжести

На свой хребет…

Поклажистый?

Поклажистей

Другого нет…

(О. Фокина)

4-й ученик:

…Шли толпами к гробу

почти от Тишинского рынка.

Дыханьем колеблемый воздух

чуть слышно дрожал.

Как будто России самой

остановленная кровинка,

весь в красной калине,

художник российский лежал…

(Е. Евтушенко)

5-й ученик:

Хоронила Москва Шукшина,

хоронила художника, то есть

хоронила страна мужика

и активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

недоступный отныне.

Он свою удивлённую смерть

предсказал всенародно в картине…

(А. Вознесенский)

6-й ученик:

Ещё – ни холодов, ни льдин,

Земля тепла, красна калина,

А в землю лёг ещё один

На Новодевичьем мужчина.

Должно быть, он примет не знал, -

Народец праздный суесловит, -

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал.

Коль так, Макарыч, - не спеши,

Спусти колки, ослабь зажимы,

Пересними, перепиши,

Переиграй, - останься живым!..

(В. Высоцкий)

7-й ученик:

Кончились его земные сроки,

Он исчерпал жизненные соки,

Лопнула натянутая нить –

И пора итоги подводить.

И признать пора,

Что год от года,

Родину осознанно любя,

Очень много жил он –

Для народа,

И совсем немного –

Для себя.

Потому, неся на сердце камень

И перемогая день за днём,

Говорить повинно привыкаем

Мы в прошедшем времени о нём,

Привыкаем к мысли той, единой,

Что такие люди

В битве дней

Очень бы нужны

Земле родимой,

Но, видать, нужны

Не только ей…

(В. Коротаев)

8-й ученик:

…В горах Алтая пенится река,

красивая и «белая от злости»,

как будто знает, что издалека

он отлучён к ней заявляться в гости.

Шумит Катунь – не мешкай и держись –

она не раз слыхала над горою,

как там сходились с автором герои –

и утверждались истина и жизнь.

На косогор, где он любил сидеть,

роняет ветер лиственную медь,

склонила кисти до земли калина.

Горит и рдеет траурная гроздь,

в реке видать все камушки насквозь,

скорбит Катунь, оплакивая сына…

(Г. Панов «Шукшинская калина»)

9-й ученик:

Не напрасно ты жил

И трудился не зря.

Знают многие, вспоминают.

Даже землю твою на Алтае родном

Шукшиной теперь называют.

(Г. Волобуева)

10-й ученик:

Имя Василия Шукшина носят: малая планета, краевой и Бийский театры драмы, Бийский педагогический университет, Бийская центральная городская библиотека, улица в Барнауле.

Над костром поднимается пламя,

Набегает на берег волна…

Кто сказал, кто поверил,

что с нами

Больше нет на земле Шукшина?

Мимо острова плёсом глубоким

Он проходит ночною порой,

И трепещут на створе далёком

Два огня, словно вехи – домой.

Улетают года безвозвратно,

Льётся свет от цветущих крушин.

Возвращается рейсом обратным

В порт приписки «Василий Шукшин»…

(В. Коржов)

А на родине Шукшина, в селе Сростки, именем Василия Макаровича названа не только Сросткинская средняя школа, но и создан Всероссийский мемориальный музей-заповедник писателя.

1-й ученик:

Вот и она, деревня Сростки,

Где над притихшею травой

Катунь, что дым от папироски

Безмолвно тлеет синевой.

Какой простор! А на потеху

И в назиданье – в облаках

Луна сияет как прореха

На старомодных башмаках.

Умолкли трели певчей пташки,

Звенит ночная тишина.

Калина в розовой рубашке

Идёт по тропке Шукшина.

(А. Бочинин «Сростки»)

2-й ученик:

Я здесь бываю,

признаться,

не первое лето

И коридором брожу,

в тишину

погружён.

Он меня

пристальным взглядом

встречает

с портретов.

Внешне как будто бы он,

только всё же – не он.

Но на одной фотографии

я замыкаюсь:

То же лицо,

только нету суровых морщин.

Здесь он ещё

далеко не Василий Макарыч,

Но и не Васька уже,

а Василий Шукшин…

(И. Пантюхов «Школа в Сростках»)

3-й ученик:

Он этот дом в селе купил для мамы,

А сам вернулся бронзовым сюда.

Подростки-кедры рядом, и –

тюльпаны.

Петь метров до порога и – года…

Как после самой длительной

разлуки

Спешит к порогу материнства

сын.

А вот куда девать большие

руки,

Не знает даже бронзовый

Шукшин…

(А. Сорокин «Дом под Пикетом»)

Учитель:

Ежегодно в конце июля, в день рождения Василия Макаровича Шукшина, в Сростках, на горе Пикет, собираются тысячи людей со всех концов страны.

Они приезжают на родину писателя, как будто приезжают к самому Шукшину, и те, кому довелось побывать здесь, прибавляют к святому в душе и этот воистину народный праздник – Шукшинские чтения.

Дождь.

Потемневшие подмостки.

Портрет огромный Шукшина.

Внизу –

Как на ладони – Сростки.

А на Пикете – вся страна.

Уста глаголы изрекают –

Такие разные уста! –

С ветвей берёзовых стекают

Всё чаще капли.

В глубь пласта…

(Г. Рябченко «На Пикете»)

Июль 2009 года. Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет. Но уже 34 года его нет с нами. Он ушёл от нас в самую пору человеческой и художнической зрелости. Миллионы людей испытали такую боль, которую чувствуют при потере очень близкого и доброго человека. Человека, который их понимал.

Июль 1979 года. Пикет. Говорит Виктор Астафьев: «Всё время какое-то чувство, такое, что не верится всё ещё в эту потерю, в эту кончину, потому что сам я, не знаю, как вы, всю огромность потери, постигшую нашу нацию, до сих пор не могу осознать.

…Пройдут годы, всё так же будут шуметь берёзы, всё так же будет катить воды Катунь, всё так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах всё более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом будет всё больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами ещё до конца не осознано».

4-й ученик:

А у нас на Алтае опять недород:

и хлеба не ахти, и таланты редеют.

Но, как прежде, в забоках у стынущих вод

на морозе калина по-девичьи рдеет.

И сладка, и горька, лишь положишь на зуб,

лишь раздавишь её – и мурашки по коже.

Эта ягода, кровью текущая с губ,

на нелёгкую жизнь твою чем-то похожа.

5-й ученик:

Я жалею до крика, до боли в ушах –

эта боль по утратам живёт в нас издревле, -

что не смог я с тобою хоть раз по душам

побеседовать вволю о судьбах деревни.

Ты в столицу полпредом Сибири пришёл,

а полпредом всегда приходилось несладко.

До сих пор не пойму: плохо иль хорошо

отдаваться работе, как ты, без остатка?..

…На Алтае у нас – правду не утаю –

всяк по-своему жизнь твою рядит и судит,

но хранят благодарность за честность твою

работящие, добрые «странные» люди.

(Н. Черкасов)

6-й ученик:

И облака плывут над головой,

И небо обнимается с Пикетом,

А мне опять

На круче вековой

Недужить наступающим рассветом.

В настроенной сторожко тишине

Душа горит,

Корёжась как берёста.

Непросто говорить о Шукшине,

Живое слово подобрать непросто.

7-й ученик:

Все это происходит оттого,

Что сам бывал

Раним слепым зарядом,

Что бунтари и «чудики» его

По всей земле со мною жили рядом.

Еще держу связующую нить,

Но и о спуске думаю отлогом.

О Шукшине непросто говорить,

О нём бы петь

И петь высоким слогом!

(М. Борисов «О Шукшине непросто говорить»)

8-й ученик:

Пройдут годы, но останется в нас чуть усталый, глуховатый голос Василия Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин. Это и завещал всем нам, живущим на алтайской земле.

Литература:

Горн В.Ф. «Наш сын и брат: Проблемы и герои прозы Василия Шукшина). – Барнаул: Алт. кн. изд., 1985.

Горн В.Ф. «Характеры Василия Шукшина». - Барнаул: Алт. кн. изд., 1981.

Коробов В.И. «Василий Шукшин». 2-е изд. – М: «Современник», 1988.

«Василий Шукшин: Штрихи к портрету». Составитель и автор послесловия В.Ф. Горн. – Барнаул: Алт. кн. изд., 1983.

«Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации». Составитель В.Ф. Горн. - Барнаул: Алт. кн. изд, 1984.

«Непросто говорить о Шукшине: Сборник стихов». Составитель И. Пантюхов. – Барнаул: Алт. кн. изд., 1989.

«Золотые струны души: Сборник стихов поэтов Локтевского района». – Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2008.

«Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиографический указатель». Составитель А.В.Редько; 2-е изд. – Барнаул: Алт. кн. изд., 1981.

«Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиографический указатель». Составители Борцова М.Л., Каменева Г.А. и др. 3-е изд. –Барнаул: АО «Полиграфист», 1994.

http://shukshin.biysk.secna.ru/

www.shukshin.museum.ru

Анализ мероприятия:

Разработанный и проведённый вечер – один из цикла внеклассных мероприятий, посвящённых жизни и творчеству В.М. Шукшина. Литературный вечер предназначен для учащихся 8-9 и 10-11 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведён и для учащихся 5-7 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал со страницами «Несу Родину в душе», «А знаете, каким он парнем был», «Любовь к матери», «Личность в творчестве Шукшина», «О Шукшине непросто говорить» и др. В ходе мероприятия могут быть показаны инсценированные отрывки из произведений Шукшина, слайды. Возможно и виртуальное путешествие по памятным местам села Сростки, которые с детства помнил и любил Василий Макарович (экскурсия по музею-заповеднику) – www.shukshin.museum.ru

Литературный вечер знакомит учащихся с жизнью и творческой деятельностью писателя, пропагандирует творчество В.М. Шукшина, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, вызывает восхищение людьми, в нём жившими и ныне живущими.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  4. Детско-юношеская библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 13 (20) Детское чтение Петрозаводск 2004

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 13 (20): Детское чтение / Библ. Ассоц. Респ. Карелия; Детско-юношеская б-ка Респ. Карелия; Отв. ред.: В. П. Лапичкова, С.
  5. Пояснительная записка Вданном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей)

    Пояснительная записка
    В данном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей).

Другие похожие документы..