Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сегодня мы отправимся на чудесный Валаам по морю Ладога. Да-да, именно, по морю Так я теперь называю Ладогу после того, как побывала там этим летом ...полностью>>
'Программа'
Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма учебной дисциплины «Система интегрированного управления рисками» для подготовки магистро...полностью>>
'Регламент'
предоставления государственной услуги по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы в случаях, предусмотренных законодател...полностью>>
'Документ'
, в лице , действующего на основании , именуемое в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Дог...полностью>>

Харьковская духовная семинария

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ХАРЬКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

К О Н С П Е К Т

по Истории Христианской Церкви

для III класса ХДС

Автор – преподаватель ХДС

Сивопляс Ю.А.

ХАРЬКОВ 2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Духовное просвещение и богословская наука. Состояние духовного просвещения в IV-IX вв…………………………………………………………………………………..…………. 1

Богословские школы и их главнейшие представители в IV-V веках. Ново-александрийская богословская школа. Ее замечательные представители……………...1

Антиохийская богословская школа. Ее главнейшие представители……………………4

Восточно-сирийская (эдесско-низибийская) богословская школа. Ее главнейшие представители………………………………………………………………………………...6

Состояние духовного просвещения на Западе в IV-V веках. Главнейшие представители Западной Церкви данного периода…………………………………………………………6

Состояние духовного просвещения в VI-VIII веках как на Востоке так и на Западе. Причины упадка просвещения………………………………………………………………9

Состояние духовного просвещения в IX-XI вв. на Востоке и на Западе………………….11

Церковное устройство. Характеристика отношений между Церковью и государством…13

Церковная иерархия и новые церковные должности……………………………………...15

Образование митрополий и патриархатов………………………………………………....16

Соборное управление и церковное законодательство……………………………………..17

Возвышение Константинопольского патриарха и причины его возвышения…………....17

Богослужение. Характеристика богослужения в IV-XI веках……………………………...18

Места общественного богослужения……………………………………………………….18

Церковные архитектурные стили: базиликанский и византийский……………………….19

Богослужебные времена, праздники, посты……………………………………………….20

Богослужебное творчество и церковные песнописцы…………………………………….20

Церковная дисциплина относительно покаяния…………………………………………..21

Литургические особенности в Западной Церкви………………………………………….22

Церковные дисциплинарные санкции: интердикт и экскоммуникация…………………..23

Христианская жизнь. Общий обзор христианской жизни на Востоке и Западе………....23

Причины возникновения монашества. Монашество на Востоке…………………………25

История Западного монашества……………………………………………………………29

Предпосылки к разделению Церквей. Догматико-литургический аспект………………...32

Историко-канонический аспект……………………………………………………………33

Вопрос о «Вено Константина» (Дар Константина). Лжеисидоровы Декреталии………...34

Папа Римский Николай I и его церковно-политическая деятельность…………………...34

История раскола Церквей. Дело патриархов Игнатия и Фотия и вмешательство папы Николая……………………………………………………………………………………...35

Болгарский церковный вопрос………………………………………………………….37

II Ватиканский Собор и снятие анафематств 1054 года. Спор об опресноках…………...38

Период III (1054-1453). Характеристика данного периода……………………………….39

Папство в XI-XIII веках…………………………………………………………………….39

Папы Григорий VII Гильдебранд (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216). Их жизнь и деятельность………………………………………………………………………………....40

Крестовые походы и их последствия для греко-восточной Церкви……………………...41

Кризис папской власти в XIV-XVI веках. «Авиньонское пленение пап»………………...42

Великий раскол в Римской Церкви (1378-1417 гг.)………………………………………...42

Пизанский (1409) и Констанцкий (1414-1417) Соборы…………………………………....43

Тридентский Собор и его определения……………………………………………………43

Орден Иезуитов. Основание и современное положение…………………………………44

Сокращение пределов греко-восточной Церкви…………………………………………..44

Попытки к соединению церквей. Лионская уния 1274 года. Причины краха унии на Востоке……………………………………………………………………………………....45

Ферраро-Флорентийская уния (1438-1439)……………………………………………..46

Патриаршее управление в XI-XV вв……………………………………………………….47

Взаимоотношения императорской и патриаршей властей. Выдающиеся восточные патриархи XI-XV вв………………………………………………………………………...48

Материальное положение духовенства…………………………………………………….49

Духовное просвещение и ереси в XI-XV веках. Общая характеристика этого периода....49

Выдающиеся писатели эпохи Комнинов…………………………………………………..50

Выдающиеся писатели в век Палеологов…………………………………………………..51

Богомильская ересь. Появление богомильства. Предшественники богомильской ереси. Учение богомилов…………………………………………………………………………..52

Исихазм на Афоне. Спор варлаамитов и паламитов о «нетварном свете»………………..53

Состояние богослужения в XI-XV веках…………………………………………………...54

Состояние христианской жизни в XI-XV веках…………………………………………....55

Период IV 1453 г. по конец XIX века). Восточная Церковь под турецким владычеством. Отношение турецкого правительства к церкви при султане Магомете II (1451-1481)…………………………………………………………………………………..56

Отношение турецкого правительства к Церкви при приемниках султана Магомета (до конца XVI столетия)………………………………………………………………………...57

Отношение турецкого правительства к Церкви в XVII-XVIII веках……………………...58

Отношение турецкого правительства к Церкви в XIX веке……………………………….58

Права, власть и значение Константинопольского патриарха……………………………..59

Иерархия и Церковное управление в XV-XIX веках. Выдающиеся Константинопольские патриархи в XV-XVIII столетиях…………………………………………………………..59

Состояние церковного управления в XVIII-XIX веках…………………………………....61

Духовное просвещение. Состояние духовного просвещения в восточной греческой церкви……………………………………………………………………………………….62

Духовно-учебные заведения греко-восточной церкви в XIX веке………………………...63

Замечательные писатели греко-восточной церкви XV- XIX веков……………………….64

Богослужение и христианская жизнь. Состояние богослужения в Восточной Церкви в XV-XIX веках……………………………………………………………………………….65

Способы содержания Константинопольской патриархии и духовенства в данный

период……………………………………………………………………………………….66

Состояние христианской жизни на Востоке в XV-XIX веках……………………………..67

Современное положение Древних Восточных Патриархатов. Константинопольский патриархат…………………………………………………………………………………67

Епархии Константинопольского Патриархата в других странах…………………………68

Александрийский Патриархат…………………………………………………………..72

Антиохийский Патриархат………………………………………………………………73

Иерусалимский Патриархат……………………………………………………………..74

Святая гора Афон, афонское монашество и монастыри…………………………………..75

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА.

СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В IVIX ВВ.

Духовное просвещение, получившее свое развитие еще в III веке, ко времени общегосударственного признания христианства во время императора Константина Великого достигло еще большего процветания. Этому способствовала как благоприятная политика со стороны государства, которое не преследовало христиан, так и само желание многих христиан получить всестороннее духовное и светское образование. Еще одним важным моментом, способствовавшим развитию духовного просвещения, была не полностью разработанная догматическая сторона в истолковании Священного Писания и таинств церковных, начало которому было положено в предыдущее время.

Временной промежуток, включающий в себя IVV вв., показывает нам ряд замечательных ученых-богословов, посвятивших себя исследованию всех сторон христианского вероучения. Отличительной чертой ученых этого периода является разнообразие исследуемых ими предметов, самостоятельность, оригинальность, ширина и глубина воззрений. Христианские школы, основанные в более раннее время, в этот период занимают роль рассадников духовного просвещения.

Начиная с VI века, вследствие различных не очень благоприятных условий для Христианской Церкви, намечается некоторый упадок как богословских школ, так и богословской науки. В этот период церковные историки не находят оригинальных и самостоятельных трудов, характерных для периода IV-V вв.

Лишь в средине IX века опять пробуждается любовь к просвещению и начинается научное движение, направленное главным образом на изучение древнеклассической литературы.

БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ И ИХ ГЛАВНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ В IVV ВЕКАХ.

Следует отметить, что в рассматриваемый нами период на богословском востоке существовало 3 главных богословских школы: ново-александрийская, антиохийская и восточно-сирийская (эдесско-низибийская), по своему направлению примыкавшая к антиохийской школе.

НОВО-АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА. ЕЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Своим богословским состояние Александрийская школа во многом была обязана такому ученому мужу, как Ориген. Именно ему во многом принадлежит заслуга в деле процветания и укрепления богословия в этой школе. Однако Ориген, не смотря на все свои заслуги, в своих догматических и экзегетических воззрения часто расходился с мнением православной Церкви.

Все эти воззрения и были отвергнуты главными представителями богословской школы в Александрии, в результате чего школа стала называться ново-александрийской. Отличительной чертой этой школы становится исследование догматов веры, где наравне с философскими умозрениями стало употребляться и церковное предание, с помощью которого доказывались церковно-догматические истины.

Св. Афанасий Великий (+373 г.). Является одним из первых и лучших представителей школы. Его глубокие догматические умозрения неразрывно связаны с церковным преданием. Вся его жизнь прошла в борьбе с арианами и другим еретиками, и отпечаток этой борьбы прослеживается в его сочинениях. Наиболее известными его сочинениями являются: 4 слова против ариан; 4 письма к Серапиону, епископу Тмуитскому (против духоборов); послание к Епиктету, епископу Коринфскому (о Божестве и человечестве в Иисусе Христе и их самостоятельности);2 книги против Аполлинария; История ариан; Жизнь Антония Великого.

Св. Василий Великий (род. ок.330 г.). Происходил из малоазийской области Каппадокии. По сведениям церковных историков принадлежал к очень добродетельной христианской семье, давшей христианскому миру нескольких святых (св. Макрина, св. Григорий Нисский). Первоначальное образование получил под руководством матери Эмилии и бабушки св. Макрины. Его отец, рано обнаруживший в Василии духовные и умственные дарования отправил его на учебу. Св. Василий обучался в Кессарии Каппадокийской, Константинополе и Афинах. Именно в Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом и изучил светские и богословские науки.

После окончания учебы он вернулся в родной город Кессарию, где некоторое время занимал должность адвоката. В 30 лет св. Василий решился на ответственный шаг и принял христианское крещение и был рукоположен в чтеца. Около 357 года Василий отправляется в путешествие и посещает Палестину, Сирию и Египет, где знакомится с подвижнической жизнью.

По своем возвращении в Кессарию он уходит в близлежащую пустыню, куда вскоре приходит и его друг Григорий. Здесь они вместе занимаются подвижническими трудами и изучают Священное Писание и труды Оригена. Вскоре слава о двух подвижниках расширяется, и к ним начинают приходить все, искавшие подвижнической жизни.

В 364 году, по настоянию кессарийского епископа он принимает сан пресвитера, а в 370 году занимает кессарийскую епископскую кафедру.

Время, в которое проходил свое епископское служение св. Василий было временем арианских смут и борьбой православной Церкви с ними. Св. Василий проявил себя ревностным защитником православия и отдал защите православия все свои силы. Все это пошатнуло его здоровье, и в 379 году он скончался. Церковь по достоинству оценила труды этого святого, присвоив ему звание Великий и Вселенский учитель и святитель.

Святой Василий Великий оставил нам ряд творений, среди которых стоит отметить: 3 книги против Евномия; книга о Святом Духе к Амфилохию; Беседы на Шестоднев; Беседы на Псалмы, Беседы на 16 глав из книги пророка Исаии; Большие и Малые монашеские правила; чин литургии, названной его именем.

Св. Григорий Богослов (род. ок. 326-328 гг.). Происходил из благочестивой христианской семьи и родился в городе Назианзе (Каппадокия). Первоначально воспитанием его занимался отец (епископ) и мать Нонна. Достигнув совершеннолетия, продолжил свое образование в Кессарии Каппадокийской, Кессарии Палестинской, Александрии и Афинах, где познакомился со св. Василием Великим. В Афинах он был знаком с будущим императором Юлианом Отступником, и еще в те времена отмечал его лицемерие по отношению к христианству.

В 356 году принимает крещение, пресвитерский сан и через некоторое время, по приглашению Василия Великого, приходит к нему в пустыню. Через некоторое время Григорий возвращается в родной город Назианз для защиты отца и примирения с ним жителей города, подозревавших его в отступничестве.

В 372 году, после долгих просьб со стороны св. Василия Великого св. Григорий принимает епископский сан, и становится епископом города Сасима, где он оставался недолго и в основном помогал своему отцу в Назианзе.

В 378 году святой был приглашен в Константинополь, как опытнейший епископ для борьбы с арианством, и вскоре был поставлен епископом. В 381 году он председательствовал на II Вселенском Соборе.

К сожалению, у святого Григория оказалось очень много противников в столице, оспаривавших у него епископскую кафедру. Ради церковного мира святой удалился в родной город Назианз, где прожил до своей смерти, последовавшей около 391 года. Церковь высоко оценила подвижнические и богословские труды святого Григория, присвоив ему звания «Богослов», «великий и вселенский учитель». В 950 году его мощи были перенесены в Константинополь, а затем часть их в Рим.

К творениям святого Григория относят: 5 слов о Богословии; слова и проповеди на разные случаи; письма догматического и исторического содержания; стихотворения.

Св. Григорий Нисский. Был младшим братом святого Василия Великого. Он не получил такого глубокого образования, как св. Василий и окончил только школу в Кессарии Каппадокийской. Остальное образование получил под руководством брата – св. Василия Великого, которого называл отцом и учителем.

В 371 году был посвящен Василием Великим в епископы города Нисса, но по проискам ариан не занял эту кафедру, а проводил странническую жизнь, наставляя и укрепляя христиан. Лишь только после смерти императора-арианина Валента смог занять свою кафедру. В 381 году участвовал в деяниях II Вселенского собора. Умер около 394 года.

Св. Григорий Нисский известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. В своих богословских воззрениях он близко стоит к учению Оригена.

Наиболее замечательные его сочинения: 12 слов против Евномия; Великое огласительное слово; Беседы на Экклезиаста; Песнь Песней; Молитву Господню; Заповеди Блаженства.

Св. Кирилл Александрийский. Является видным представителем ново-александрийской школы V века. Получил образование под руководством своего дяди епископа Феофила Александрийского, а затем продолжил его среди монахов нитрийской пустыни. Известно о его участии в Константинопольском соборе 403 года, осудившем св. Иоанна Златоуста. Лишь под влиянием своего друга, святого Исидора Пелусиота в 418 году признав законность рукоположения св. Иоанна.

В 412 году по желанию народа, после смерти дяди, становится епископом Александрийским. Начиная с 419 года он начинает активную борьбу с Несторием и его вероучением, не смотря на противодействие со стороны императора Феодосия и патриархов Антиохийского и Иерусалимского. Эта борьба завершилась победой православного вероучения и осуждением Нестория на III Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). Умер святитель в 444 году.

Наиболее замечательные сочинения св. Кирилла следующие: против Юлиана Отступника; 12 анафематизмов против Нестория; О Святой и Единосущной Троице; 5 книг против Нестория; толкования на Евангелия от Луки и Иоанна; послания к Коринфянам и Евреям; толкования на пророка Исаию и 12 малых пророков.

Преп. Исидор Пелусиот. Родился в Александрии в богатой и благородной семье, давшей ему прекрасное образование. В молодости удалился на гору близ г. Пелусия (нынешний Порт-Саид), где вел подвижническую жизнь. В пустыне он продолжал изучать науки, богословие и даже ездил в Константинополь, где слушал проповеди св. Иоанна Златоуста. Вернувшись оттуда, опять ушел в пустыню, где основал монашескую общину. По воспоминаниям современников имел величайшее уважение среди разных слоев общества, не исключая императора. Умер около 440 года.

Все его письменное наследие состоит из 2000 писем различного содержания (в основном экзегетического). Все его письма отличаются ясностью и простотой изложения и содержания.

С сожаление следует отметить, что св. Кирилл Александрийский и преп. Исидор Пелусиот являются последними замечательными представителями ново-александрийской богословской школы. Уже в конце их жизненного пути в Александрийской Церкви и школе наметилось отступление от православного вероучения, развившееся в дальнейшем в ересь под названием монофизитство.

С появлением монофизитства Ново-александрийская школа потеряла свое значение для Православной Церкви.

АНТИОХИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА. ЕЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Основанная в III веке, она достигла своего наибольшего развития в IV веке. В своем богословском направлении она отличалась от ново-александрийской богословской школы и как бы дополняла ее. Основное отличие антиохийской школы состояло в логическом толковании церковных догматов и вероучения, и в буквальном толковании Священного Писания с привлечением таких наук, как филология, археология.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что не смотря на большую роль и большое количество ученых мужей, вышедших из стен этой богословской школы, некоторые из антиохийских богословов (Феодор Мопсуетский, Диодор Тарсийский) развили рациональное учение до крайностей, что в V веке привело к возникновению такой ереси, как несторианство.

Св. Кирилл Иерусалимский. Начал свое церковное служение в Иерусалимской Церкви, где в 346 году был поставлен пресвитером, а в 356 году был рукоположен в епископы. Годы его епископского служения совпали со временем борьбы православной Церкви с ересью Ария, в которой епископ Кирилл пронимал самое непосредственное участие. За противодействие арианству не раз подвергался гонениям и преследованиям как со стороны ариан, так и со стороны ариански настроенных императоров. Лишь в правление императора Феодосия Великого в 379 году св. Кирилл смог окончательно занять Иерусалимскую кафедру, а в 381 году принять участие в церковных заседаниях на II Вселенском Соборе. Умер святой в 386 году.

Его главнейшим сочинением считается: 23 огласительных поучения (18 к готовящимся принять крещение и 5 к новокрещенным).

Св. Иоанн Златоуст (род. ок. 347 г.). Происходил из города Антиохии и первоначальное воспитание получил под руководством своей матери Анфусы. Затем продолжил свое обучение под руководством языческого ритора Ливания (преподававшего красноречие) и пресвитера Диодора (изъяснявшего Священное Писание). В 386 году был поставлен пресвитером антиохийской Церкви и за свой проповеднический талант получивший от современников название Златоуст.

В 397 году по настоянию императора Аркадия был избран архиепископом Константинопольским. Переехав в столицу он здесь нашел как множество доброжелателей, так и множество противников (в основном из числа знати, которую он обличал за проведение жизни среди роскоши и зрелищ). Среди его противников оказались даже епископ Феофил Александрийский и императрица Евдоксия. Эти две исторические личности много поспособствовали возникновению преследований на святого Иоанна. В 403 – 404 годах святой Иоанн подвергается преследованиям со стороны императорской власти, и, не смотря на недовольство константинопольской паствы, отправляется в ссылку сначала в г. Кукуз (на границе с Арменией) в 404 году; а затем в 407 году он был переведен в г. Питиунт ( современная Пицунда в Грузии). Однако до этого города больной и утомленный преследованиями святитель не доехал, и скончался в Понтийской области в г. Коман у склепа св. Василиска. В средине V века (438 г.) во время святительского правления в Константинополе его ученика Прокла его мощи были торжественно перенесены в столицу Византийской империи.

Как мы уже отмечали, святитель Иоанн был замечательнейшим проповедником; поэтому большинство сохранившихся его сочинений являются проповеди на различные темы. Его перу принадлежат: Беседы на Евангелие от Матфея; послания к Римлянам, I Коринфянам, Галатам, Эфесянам; 12 бесед о непостижимом против Евномия; о провидении; против язычников и иудеев; шесть слов о священстве. Еще одним замечательным трудом, принадлежащим св. Иоанну Златоусту является Божественная Литургия, имеющая его имя и используемая в практике современной православной Церкви.

Блаж. Феодорит, епископ Кирский (род. 386 или 393 гг.). Родился в Антиохии, и на него очень большое влияние оказала мать. Свое богословское образование получил в Антиохийском училище, где его однокурсниками были Иоанн Антиохийский и Несторий. Став в 422-423 гг. епископом г. Кира на Евфрате он проводил большую миссионерскую деятельность в своей епархии и многих обратил в православие. Известно, что, поскольку он был другом и одноклассником Нестория, он во время несторианских споров поддерживал его вероучение. Только через некоторое время, под влиянием епископа Кирилла Александрийского он переходит на сторону православия, и становится обличителем монофизитства. За это был часто преследуем еретиками, и терпел скорби. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451 г.) был оправдан со стороны православных, подозревавших его поддержке ереси Нестория (из-за некоторых сочинений в поддержку Нестория, от которых он публично отказался) и умер в мире с Церковью в 457 году.

Среди дошедших до нас трудов особо следует отметить: Историю Церкви в 5 книгах, обнимающую период с323 по 428 гг. (отличается беспристрастием и подлинностью приводимых документов); Обзор еретических басен в 5 книгах (рассматривает еретические учения от гностиков до несторианства включительно); Толкования на Псалмы, Песнь Песней, пророков и послания ап. Павла.

ВОСТОЧНО-СИРИЙСКАЯ (ЭДЕССКО-НИЗИБИЙСКАЯ) БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА. ЕЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Восточно-Сирийская богословская школа по своему направлению тесно примыкала к богословию Антиохийской школы. Представители и произведения этой школы пользовались большим уважением среди ученых-богословов восточно-сирийской школы.

Основана школа была в IV в. преп. Ефремом Сирином, который является ее главнейшим представителем. Как повествует нам сирийское жизнеописание этого святого, он родился в конце III – начале IV в. в Сирии и происходил из языческой семьи. По принятии им христианства был изгнан из родительского дома и воспитывался св. Иаковом Низибийским и преподавал сирийский язык в основанной им школе в Низибии. Был очень ученым человеком, хотя по своему душевному смирению таковым себя не считал (о его учености свидетельствовал св. Василий Великий).

В 363 году после неудачной войны императора Юлиана Отступника с персами Низибия отошла к персам, и преп. Ефрем переселился в г. Эдессу, где основал новую богословскую школу. В этой школе он преподавал до конца своей жизни СВ. Писание и поучал верующих вере и благочестию. Умер преподобный в 373 году в Эдессе в сане диакона. Незадолго до своей смерти совершил путешествие в Египет к тамошним подвижникам.

В настоящее время учеными приписывается преп. Ефрему Сирину около 1000 сочинений, не считая составленных им молитв и религиозных стихотворений, вошедших в богослужебную практику Православной Церкви.

Главное место в его сочинениях занимает толкование Священного Писания, которое особо ценно в наше время из-за хорошего знания преп. Ефремом еврейского языка, жизни населения и географии Палестины. До нашего времени дошли: Толкование на Пятикнижие Моисея, книгу Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, Великих и некоторых малых пророков, послания ап. Павла.

Его перу также принадлежат: проповеди нравоучительного характера, догматико-полемические и аскетические сочинения.

Дальнейшая жизнь Эдесской школы, которая была основным учебным заведением для пастырей и учителей Сирийской Церкви, являла собой уже не столь яркие страницы истории. Через некоторое время эта школа, под влиянием Антиохийской богословской школы, стала основывать свое богословие на еретических мыслях и догматах. В V в. во время борьбы Православной Церкви с ересью Нестория, представители этой школы высказались пользу учения Нестория и против св. Кирилла Александрийского. Таким, к примеру, был Ива Эдесский, который находился в своих богословских взглядах между православным вероучением и несторианством. В дальнейшем, при Фоме Варсуме, эта школа окончательно стала на сторону несторианства, и перенесенная после разрушения Эдессы в Низибию окончательно получила несторианское направление.

СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ЗАПАДЕ В IVV ВЕКАХ. ГЛАВНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ ДАННОГО ПЕРИОДА.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Харьковский серафим

    Документ
    Шоломовой С.Б., ул. Старицкого 9, кв. 164. 61018 г. Харьков или ХГНБ, отдел редких изданий и рукописей, пер. Короленко 18, Харьков или по эл. адресу: Sofia37@
  2. Повседневная жизнь учащихся духовных семинарий русской православной церкви в XVIII начале XX веков

    Семинар
    Защита состоится 27 мая 2011 года в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: 305 , г.
  3. Александр Иванович Сахновский, родившийся в 1879г в с. Корильское Кролевецкого уезда Черниговской губ., окончил Черниговскую духовную семинар

    Семинар
    Статья в редакции 2006г. напечатана в сборнике «Казацька скарбниця», в редакции 2008г.- в сборнике докладов «Воронцовы и русское дворянство» Х Крымских Международных Воронцовских научных чтений.
  4. Московская духовная семинария Сектор заочного обучения

    Семинар
    Обучать Петра стали с 5 лет был нанят дьяк Зотов. Петр выучил Азбуку, прочел Часослов, Псалтирь, Деяния и Евангелие, но, кроме того, познакомился с потешными листами из-за границы.
  5. Украинской Православной Церкви, ректора Полтавской миссионерской духовной семинар

    Семинар
    Доклад архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа (Осадченко), председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви,

Другие похожие документы..