Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
По всей нашей стране, во всех школах, сегодня – первый урок посвящен правам ребенка. Это не случайно. В этом году исполняется 20 лет как наша страна ...полностью>>
'Методические рекомендации'
В связи с подготовкой к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2007 г...полностью>>
'Конкурс'
В. Ломоносова от 5 апреля 011 г. (пр...полностью>>
'Доклад'
Писателей русской литературы всегда волновали проблемы бытия. В духовном опыте народа, в ценностях национального характера видели «источник силы в пр...полностью>>

Задачи школьного музея

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что такое музей?

1. Понятие музей.

Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

Музеи возникли в 15-16 вв.

2. Социальные функции музея.

  1. Образовательно-воспитательная функция.

  2. Функция документирования.

  3. Хранительная функция.

  4. Исследовательская функция.

3. Профили музеев.

  1. Общественно-политический музей.

  2. Исторический музей.

  3. Музеи предприятий (школы).

  4. Краеведческие исторические музеи.

  5. Краеведческие комплексные музеи.

  6. Естественнонаучные музеи.

  7. Технические музеи.

  8. Литературные музеи.

  9. Художественные, музыкальные и театральные музеи.

4. Самые крупные музеи мира и нашей страны

  • Лувр (Франция)

  • Эрмитаж (Россия)

  • Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия)

  • Русский музей (Россия)

  • Третьяковская галерея (Россия)

5. Школьные музеи.

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Признаки школьного музея.

  1. Наличие фонда подлинных материалов.

  2. Наличие экспозиции.

  3. Необходимое помещение и оборудование.

  4. Постоянный актив учащихся.

6. Задачи школьного музея.

  1. Участие в совершенствовании учебно - воспитательного процесса в школе.

  2. Участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда РФ.

  3. Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края.

  4. Проведение культурно-просветительной работы среди уч-ся и населения.

7. Жанры школьных музеев.

  1. Музей-экспозиция (выставка).

  2. Музей-мастерская (студия).

  3. Музей-лаборатория.

  4. Музей-клуб, музей-театр.

  5. Музей-адаптационный центр.

К возможным отнесем:

  1. Музей-экскурсионное бюро

  2. Музей-игротека.

  3. Музейное кафе.

  4. Музей-ярмарка.

Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов. Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.

Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам.

Музей-лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

Музей-клуб, музей-театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр.

Музей-адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей – создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея – психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.

Музей-экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная – изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытовыми игрушки. Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров.

Музей-ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра.

8. Принципы организации и деятельности школьных музеев.

  1. Постоянное пополнение фондов музея.

  2. Актуализация содержания экспозиций.

  3. Связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

  4. Проведение научного учебно-исследовательского поиска.

  5. Самостоятельность, творческая инициатива уч-ся.

  6. Связь с общественностью.

  7. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

  8. Постоянная связь с музеями, архивами.

Внимание! Это важно!

  1. Оборудование должно соответствовать помещению по габаритам и окраске.

  2. Витрины должны располагаться на такой высоте, чтобы можно было рассмотреть все экспонаты и надписи.

  3. Пространство под витринами можно использовать как хранилище.

  4. Возможно использовать переносные витрины.

  5. Между окнами можно смонтировать турникеты, поставить стенды или щиты.

  6. Стенды нужно обтягивать однотонной бумагой, серым полотном, закрашивать матовой краской.

  7. Все оформление должно быть выдержано в двух-трех тонах.

9. Профессии в музее.

В музее работают люди разных специальностей. Прежде всего это историки, археологи. Также в некоторых музеях работают реставраторы, таксидермисты, художники, фотографы. Многие работники музея являются научными сотрудниками, ведут научно-исследовательскую работу.

10. Личные качества работника музея.

  1. Так как музей в первую очередь должен обеспечивать сохранность фондов, то работник музея должен быть ответственным человеком. Именно от его ответственности зависит, дойдет ли до будущего поколения тот или иной памятник.

  2. Работник музея должен быть честным человеком. Он отвечает за сохранность материалов, которые имеют рыночную ценность. Поэтому, имея доступ к таким предметам, он не должен быть корыстным.

  3. Работать в музее может только высокообразованный человек. Эрудированный. Поэтому необходимо систематически пополнять свои знания, стремиться к самообразованию.

  4. Кропотливая работа над систематизацией материала требует аккуратности. Работник музея должен быть аккуратным и терпеливым.

  5. Работа в музее подразумевают большую просветительскую деятельность. Работник музея должен уметь общаться с людьми. Коммуникабельность – одно из обязательных качеств работника музея.

Фондовая работа.

  1. Фонд – от французского fond – ресурсы, запасы. Фонд музея – это все материалы, которые хранятся и экспонируются в музее.

  2. Виды фондов: основной и научно-вспомогательный.

  3. Характеристика фондов:

Основной фонд – наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейного фонда. К нему относятся:

  • Подлинные вещественные памятники.

Археологические материалы, орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта, одежда, произведения профессионального декоративно-прикладного искусства, мемориальные предметы, нумизматический материал.

  • Подлинные письменные памятники.

Свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские и профсоюзные билеты, периодические и непериодические издания, книги, листовки, газеты до 1955 года.

  • Памятники изобразительного искусства.

Графика, живопись, скульптура, плакаты, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение, фотографический материал, карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями. Пластинки для граммофонов и патефонов.

Внимание! Это важно!

Запрещается хранение нарезного, гладкоствольного огнестрельного оружия, боеприпасов.

Запрещается хранение взрывоопасных предметов.

Ордена и медали, содержащие драгметаллы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.

Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

Негативы, кинопленки, магнитные ленты не следует относить к основному фонду, так нет возможности сохранить этот вид материала.

Вспомогательный фонд – это материалы, которые не являются подлинными памятниками истории и культуры.

  • Копии всех видов: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели, репродукции, фото- и ксерокопии, материалы, изготовленные для экспозиционной и пропагандистской работы.

4. Учет фондов.

  1. Юридическими документами являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

  2. Цель учета – обеспечить сохранность самого предмета; обеспечение научной охраны, то есть сведений о предмете.

  3. Порядок приема предмета в музей.

    • Составить Акт поступления.

Наименование учреждения (школы, внешкольного учреждения), при котором работает музей ____________________.

''Утверждаю''

Подпись директора школы или внешкольного учреждения

''____''_____________200 г.

Название музея ____________________________

Адрес музея ______________________________

Акт № _____

приема предметов на постоянное (временное) хранение

''_____'' ___________________200 _г.

Настоящий акт составлен представителем школьного музея

(фамилия, имя, отчество, должность)

с одной стороны, и __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, названия учреждения)

с другой, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

№ п/п

Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т. п.)

Учетное обозначение

Сохранность

Примечание

Всего по акту принято: ________________________________предметов.

(цифрами и прописью)

Акт составлен в _________экз. и вручен подписавшим его лицам.

Принял: Сдал:

Внимание! Это важно!

  1. Акт необходимо заполнить четко и грамотно.

  2. В графе ''Сохранность'' указываются все дефекты материала, сколы, трещины, пятна, разрывы, утраты. Если экспонат новый, то ставится отметка ''полная''.

  3. Акт заполняется в двух экземплярах.

  4. При приеме необходимо получить легенду предмета: происхождение предмета, его связь с определенными событиями, лицами, о времени изготовлении, месте бытования, способах и условиях употребления.

  5. Акт необходимо заверить у директора школы.

    • Составить учетную карточку.

Инвентарный номер

Дата записи

Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, номер акта.

Наименование и краткое описание предмета

Количество

Материал и техника

размер

сохранность

стоимость

Примечание.

  • Заполнить книгу поступлений

Внимание! Это важно!

На каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений.

Структура книги поступлений основного фонда.

Инвентарный номер

Дата записи

Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, номер акта.

Наименование и краткое описание предмета

Количество

Материал и техника

размер

сохранность

стоимость

Примечание.

5. Правила ведения книг поступлений.

  1. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью и подписью.

  2. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное.

  3. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений.

  4. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой.

  5. После записи пропускают две строчки.

При необходимости музей может иметь книги временного хранения (для материалов, поступивших в музей на временное хранение), книги обменного фонда (внепрофильные и дубликатные материалы).

Справочный аппарат состоит из картотек и системы картотек (возможно, в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

6. Основные виды вспомогательных картотек:

1 Инвентарные;

2 Систематические;

3 Тематические;

4 Именная;

5 Топографические;

6 Предметные;

7 Хронологические;

8 Географические.

Справочная картотека обычно содержит следующие сведения:

1 Наименование предмета (иногда с кратким описанием);

2 Учетный номер;

3 Место хранения.

7. Библиотека музея.

В музейную библиотеку могут входить нормативные документы по охране памятников истории и культуры, музееведению, краеведению, туризму.

8. Шифрование предметов.

    1. Шифр – это сокращенное до первых букв название музея, далее номер по книге поступлений.

    2. Шифр может проставляться

      • на самом предмете;

      • на бирочке, которая подвешивается к предмету;

      • на монтировке, упаковке, конверте, коробке.

    3. Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, документах проставляются черной тушью на обратной стороне в верхнем или нижнем левом углу.

    4. На изделиях из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи и пришиваются с изнанки.

    5. На керамических изделиях (глина, фарфор, фаянс, дерево) шифр проставляется масляной краской или черной тушью и покрывается лаком.

Внимание! Это важно!

Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными

или химическим карандашом, прикреплять этикетки

металлическими булавками, кнопками.

9. Схема описания музейных предметов.

  1. Нумизматические материалы. Описание и хранение.

Нумизматические материалы – коллекция монет, денежных знаков, медалей, значков и печатей.

Аверс – лицевая сторона монеты (чаще всего на ней изображается герб Российской империи до 1917 года – двуглавый орел, или портрет императора, затем Герб СССР, затем герб РФ).

Реверс – оборотная сторона монеты.

Номинал – стоимость монеты (прописью или цифрами).

Гурт – боковая поверхность монеты.

Новодел – неподлинные монеты, чеканившиеся на Петербургском и Екатеринбургском монетных дворах по заказам коллекционеров или для выставок.

Описание:

  1. Техника изготовления (обычно у монет это штамповка).

  2. Размер – диаметр монеты измеряется в сантиметрах, для золотых и серебряных – в миллиметрах.

  3. Сохранность – полное или общее загрязнение, налет, потертости, царапины, вмятины, надпись неразборчива, год стерт и т.д.

  4. Описание – если монета не редкая, ''обычная'' – в карточке отметить, что она ''общегосударственного образца''.

Например: для обычной монеты – монета 5 коп. 1833 г.; Николай I, ЕМ-ФХ. Материал: медь. Техника: штамповка. Количество: 1. Размер: d -3,5. Сохранность: царапины, потертости. Условия поступления.

  1. Описание бумажных знаков, облигаций, лотерейных билетов.

  1. Наименование (указывается существительное ''билет государственный'', номинал денежного знака и его номер).

  2. Материал – бумага.

  3. Техника – печать типографская.

  4. Количество: если номинал и год совпадают, заполняется одна карточка на несколько предметов, но при этом перечисляются все номера денежных знаков.

  5. Размер: высота по вертикали на длину денежного знака в сантиметрах.

  6. Сохранность: помят, сгибы, разрывы, следы воды, пятна, общее загрязнение, пометы чернилами или карандашом.

  7. Описание должно быть кратким. Не нужно копировать длинные надписи, можно привести только начальные слова. Указать, есть ли подписи (управляющего, кассира и др).

Например: билет государственный казначейский 3 руб. 1947 г. ПА 006891. материал: бумага. Техника: печать типографская. Количество: 1. Размер: 13,5x8,5. Сохранность: помят. Описание: лицевая сторона – вверху герб СССР, в центре подпись ''Гос. казначейский билет СССР. 3 рубля''. Внизу номер билета красного цвета. Фон и изображение зеленого цвета. В нижней половине – розовая полоса. Об. ст. – на зеленом фоне надписи: ''Гос. казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием…'', ''Три рубля'', ''Подделка гос. казначейских билетов преследуется по закону''. Условия поступления.

  1. Описание орденов, медалей, значков (фалеристика).

Медали делятся на три группы:

  1. Наградные – за военные действия, за труд. Например: ''Партизану Отечественной войны''.

  2. Юбилейные – выпущенные к юбилею какого-либо события или юбилею выдающегося человека. Например: ''XXX лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.''.

  3. Памятные – в честь какого-либо события, выдающейся личности, например: ''В память посещения Звездного городка''.

При описании медалей указать:

  1. Материал – для советских памятных медалей сплав пишется ''белый металл'' или ''желтый металл''. Если колодка медали обтянута шелковой тканью, то в графе ''материал'' также указывается название этой ткани – ''муаровая лента''. Используется эмаль.

  2. Техника – чаще всего штамповка.

  3. Размер – диаметр медали в см и высота с колодкой.

  4. Сохранность – утрата ленты, колодки, ушка, загрязнение, налет, вмятины, царапины, потертости и т. п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (1)

    Методические рекомендации
    Рубеж XX и XXI столетий стал для России действительно переломным этапом. Это ощутимо сказывается на деятельности практически всех социальных институтов, включая школу.
  2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (2)

    Методические рекомендации
    Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих
  3. Социальная история войны. Опыт применения сетевых технологий в работе школьного музеяю

    Программа
    Реализуемая образовательным учреждением программа "Школа гражданской культуры" находит своё отражение в работе музея, привнося свой вклад в успешную социализацию личности обучающегося.
  4. Кулагина Анна Анатольевна, учитель истории и обществознания Музей основан в 2000 году задача

    Задача
    В музее представлены материалы, охватывающие период с конца 19 до 21 веков. Сам музей состоит из двух частей. Первая связана с историей города конца 19 – нач.
  5. Рекомендации предназначены для руководителей и организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, учащейся молодежи. Республика Коми, 167981 г. Сыктывкар, ул. Пушкина,110

    Документ
    Данная брошюра составлена на основе работы «Школьный музей на рубеже веков» /Под ред. к.п.н. Е.Ф. Аврутиной и методического пособия «Школьный музей» В.

Другие похожие документы..