Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерс...полностью>>
'Документ'
Проблема эффективности управления вузом в условиях развивающихся рыночных отношений приобретает особую актуальность с появлением новых требований, пр...полностью>>
'Обзор'
Экономический кризис 2008-2009 года не оказал существенного влияния на динамику предложения (новых резюме) на рынке труда в сфере энергетики. В отлич...полностью>>
'Документ'
МОСКВА, 11 октября - РИА "Новости". Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий Кулик констатирует быстрое становление земе...полностью>>

Ремеслянные изделия и национальное декоративно-прикладное искусство в России

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ремеслянные изделия и национальное декоративно-прикладное искусство в России

Наряду с выпуском массовой промышленной продукции, наряду с проблемами ее эстетического освоения ремесленные изделия продолжали занимать очень существенное место на торговом рынке. В России ремесло играло особенно важную роль. В конце XIX века 87% населения жило в деревне, во многом еще патриархальной, удовлетворявшей свои потребности в основном за счет промыслов.

Жизненный уклад деревенского жителя резко отличался от городского, имел свои, уходящие в прошлое традиции. Традиционным было само жилище — крестьянская изба. Ее основой было просторное помещение с большой печью и лавками вдоль стен. Оно было одновременно и спальней, и кухней, и рабочей комнатой. Большая, так называемая русская печь была необычайно многофункциональной: она и обогревала помещение, в ней готовили пищу, на ней и спали, сушили обувь и одежду. В долгие зимние вечера при свете лучины мужчины занимались каким-либо ремеслом, а женщины ткали или пряли пряжу.

Бытовая и хозяйственная утварь изготовлялась ремесленниками с соблюдением определенных традиций: в каждой губернии бытовали своеобразные, неповторимые формы, орнаментика и даже технология.

Золотистая блестящая поверхность хохломских изделий, по которой их всегда можно узнать, получалась в результате специальной обработки поверхности металлическим порошком, покрытия олифой и обжига. Но еще интереснее для нас чисто стилевые и композиционные различия. Специалист сразу отличит мезенскую прялку от вологодской или ярославской, несмотря на их одинаковое назначение. Они нужны были всего-навсего для того, чтобы к ним привязывать кудель — пучок льна, из которой вытягивалась, сучилась нить. Ярославские прялки покрывались сплошным геометрическим орнаментом, они напоминали собой высокую, увенчанную небольшим завершением пирамиду, очерченную мягкой упругой линией. Мезенские прялки совершенно плоские. Доска, к которой привязывается кудель, увенчивается, подобно северным церквам, главками. Черной линией с добавлением киноварных заливок изображены животные, чередующиеся с простым геометрическим орнаментом. Сходные по форме северодвинские прялки украшены совсем иначе: по белому фону наносится ярко-красный витиеватый орнамент. В гущу этого орнамента вписаны очень трогательные изображения сценок крестьянской жизни, фигурки животных, птиц и т. п.

Расписывались почти все принадлежности быта: посуда, ковши, колыбели, лукошки. Роспись сочеталась с резьбой, создавая иногда самые удивительные созвучия. Вот что писал знаток русского народного искусства А. Чекалов о расписных резных санях из Ярославской губернии: «... ярославские расписные сани — целая эпоха. Тут и пестрота красочных ярмарок, и веселый гомон троек на масленице. Ловкое экипажное ремесло соединилось тут с ситцевой узорчатостью...»

К концу века многие ремесленные промыслы теряют свое значение, не выдержав жестокой конкуренции с дешевой промышленной продукцией. Стало сокращаться производство деревянной посуды, фабричный ситец вытеснил домотканую пряжу. Многие предметы повседневного быта вообще вышли из обихода.

Но параллельно с угасанием народных ремесленных и художественных промыслов в среде прогрессивной интеллигенции возрастает понимание красоты национального «низового» искусства. Если до этого бытовые предметы в глазах большинства людей были вне сферы искусства, то теперь они стали объектом внимания и даже моды. Дамы из самых аристократических фамилий самым непосредственным образом занялись прикладным искусством. Были организованы специальные мастерские, а известные художники, такие, как Врубель, Васнецов, Малютин, были привлечены для того, чтобы проектировать предметы или декорировать уже сделанное — домашнюю утварь, музыкальные инструменты, мебель и многое другое.

Другими мерами для поддержки кустарной промышленности (в том числе и художественной) было открытие целой сети художественно-ремесленных школ. В конце 1870—1890 годов такие школы были основаны в Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах. Предметы старины стали экспонироваться на специальных вы ставках в крупнейших промышленных центрах страны — в Москве, Петербурге, Киеве.

Однако в дореволюционной России действия ревнителей и энтузиастов художественных ремесел, промыслов не могли оказать решающего влияния в деле сохранения и развития народной художественной культуры. В этих условиях перед лицом интенсивного развития промышленного производства народное декоративно-прикладное искусство (мебель, предметы домашнего обихода и т. п.) не могло быть по-настоящему жизнеспособным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О россии в царствование Алексея Михайловича Сочинение Григория Котошихина

    Сочинение
    Сочинение Г.К.Котошихина является одним из ценнейших источников о состоянии Московского государства в середине XVII века. Его автор, Григорий Карпович Котошихин, был подьячим Посольского приказа.
  2. О россии в царствование Алексея Михайловича

    Сочинение
    Сочинение Г.К.Котошихина является одним из ценнейших источников о состоянии Московского государства в середине XVII века. Его автор, Григорий Карпович Котошихин, был подьячим Посольского приказа.
  3. Первого Джамьян Шадбы (1648-1722) обучались многие поколения бурятских, калмыцких и тувинских лам. Основатель дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге лама Агван Лобсанг Доржиев закон

    Закон
    ЌЃ - Ґ¤Ё­б⢥­­л© Ґ¦Ґ¬Ґбпз­л© Ё­д®а¬ жЁ®­­л© ®Ў§®а Ўг¤¤Ё§¬  ­  вҐааЁв®аЁЁ ЎлўиҐЈ® ‘‘‘ђ, Ё§¤ ў Ґ¬л© агббЄЁ¬ ®в¤Ґ«Ґ­ЁҐ¬ Ё§¤ вҐ«мбвў  Ќ ав ­Ј Џ Ў«ЁЄҐ©и­б ЇаЁ Ћв¤Ґ«Ґ Ё­д®а¬ жЁЁ Ё ¬Ґ¦¤г­ а®¤­ле ®в­®иҐ­Ё© …Ј® ‘ўп⥩иҐбвў  „ « ©-« ¬л.

Другие похожие документы..