Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом м...полностью>>
'Документ'
Вохомский край богат природными ресурсами, которые на сегодняшний день являются не востребованными, около 30 тыс.гектар земельных участков сельскохозя...полностью>>
'Программа'
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Войтов И.В. «Государственная программа инновационного развития Респ...полностью>>
'Документ'
Мовою називається система знаків та правил, яка забезпечує спілку­вання, а також відображення, опис та передавання інформації. Таким чи­ном, можна го...полностью>>

Анализ деятельности кафедры гуманитарного образования по направлению «Русский язык» в 2010/2011 учебном год

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ деятельности кафедры гуманитарного образования по направлению «Русский язык» в 2010/2011 учебном году и рекомендации методической службе для проведения августовских совещаний

В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с пересмотром содержательных и методических пластов. Государственный стандарт общего образования выступает основополагающим нормативным документом для осуществления преподавания русского языка в школе. В содержание учебного предмета «Русский язык» стандарт образования вносит существенные изменения с учетом практической значимости русского языка в общественной деятельности и жизни конкретного человека. Особый статус русского языка как учебного предмета определяется его надпредметной функцией, то есть специфическими особенностями языка как средства освоения других предметов, главного средства человеческого общения, культурно-исторического и духовного наследия русской нации.

С введением государственного стандарта общего образования изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать языковые ресурсы в реальных условиях общения. Между тем продуктивная в рамках знаниецентристской парадигмы образования традиционная система развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы не ориентирована на формирование коммуникативной компетентности. В это связи актуальной является проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения, и навыки, необходимые для практики общения.

В практике преподавания важно осуществлять работу с текстом на уроках русского языка, поскольку текст выступает единицей языка (на материала текста возможно освоение всех грамматических категорий и языковых явлений) и речевым произведением, коммуникативно обусловленным. Поэтому текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимы фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу неадаптированные тексты.

На уроках русского языка необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость осмысления и создания текстов различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, преобразованием имеющихся текстов по заданным параметрам. Следует больше внимания уделять устной речи учащихся, систематической работе со словарями.

С целью повышения качества образования необходимо осуществлять постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробации новых технологий обучения, отдавая предпочтение технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся следующие: когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, кейс-метод, решение проблем и др.); технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов и др.); контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.); информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.); здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки). Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.

Принятие в 2011 году Федерального государственного образовательного стандарта (стандарта второго поколения) определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:

  • утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом,

  • ориентация на планируемые результаты обучения,

  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,

  • реализация системно-деятельностного подхода в образовании,

  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,

  • реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Кафедра гуманитарного образования обеспечивает внедрение положений и требований стандарта в образовательный процесс и осуществляет подготовку учителей-словесников к реализации стандарта образования. Для учителей области кафедра ежегодно проводит курсы с целью совершенствования профессиональной компетентности учителей-словесников в условиях модернизации российского образования, обогащения гуманитарной культуры и формирования опыта практической творческой деятельности в овладении новыми подходами преподавания. В рамках курсовой подготовки независимо от ее основной проблематики обязательными для освоения слушателями являются темы «Компетентностно-ориентированный подход и его перспективы для российского образования», «Комментарии к введению федерального и регионального компонентов государственного стандарта общего образования», «Концепция современного языкового образования школьников», «Концепция современного литературного образования школьников», «Преподавание русского языка и литературы в условиях осуществления компетентностно-ориентированного подхода», «Анализ современных УМК по предметам с позиций компетентностного подхода», «Формы, методы и средства построения урока русского языка и литературы в компетентностном подходе».

В текущем учебном году кафедра гуманитарного образования КИПК и ПРО успешно осуществляла дистанционные курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме «Актуальные направления развития современного филологического образования». Был разработан и внедрен новый дистанционный курс «Подготовка учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта средствами УМК по русскому языку под ред. С.И. Львовой». Данный курс особенно актуален и востребован в условиях внедрения стандарта второго поколения, так как проблема выбора школьного учебника по русскому языку остается одной из самых злободневных как для самого учителя-словесника, так и для администрации образовательного учреждения. УМК С.И. Львовой рекомендован Министерством образования и науки РФ и входит в федеральный перечень учебников. Данный УМК выбран кафедрой гуманитарного образования КИПК и ПРО в качестве приоритетного для осуществления учебного процесса в школах области, так как он полностью соответствует положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Для учителей региона, работающих по учебнику, в КИПК и ПРО разработаны рабочие программы для 5-9 классов, полностью отвечающие требованиям к документам подобного рода. Состоялись и специализированные очные курсы «Современные подходы в обучении русскому языку и пути их реализации в учебно-методическом комплекте под ред. С.И. Львовой».

Ежегодно кафедра осуществляет научно-методическое сопровождение I (школьного), II (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, проводит III (региональный) этап. Олимпиада проходит с целью воспитания у подрастающего поколения любви к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, языку одной из величайших культур мира, пробуждения интереса к его научному изучению, выявления школьников, обладающих хорошими знаниями русского языка, одаренных лингвистической интуицией, способных к дальнейшему изучению и исследованию русского языка в высших учебных заведениях. При организации работы по подготовке учащихся к областной олимпиаде руководителям районных и школьных методических объединений рекомендуется: проводить школьные олимпиады, обеспечить условия для работы с одаренными школьниками, обеспечить участие школьников в областной олимпиаде по русскому языку.

Системными результатами освоения учителями области стандарта 2004 года выступают показатели образовательных достижений учащихся. Так, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2009, 2010 и 2011 годах учащиеся области стали победителями и призерами.

В 2008 году в ЕГЭ по русскому языку принимало участие 6885 учащихся образовательных учреждений области, из них только 2,5% не справились с ЕГЭ, 11 человек получили 100 баллов. В 2009 году принимало участие 7952 человека, не справились с ЕГЭ 1% от общего количества учащихся, 17 человек получили высший балл. В 2010 году сдавали ЕГЭ 8319 обучающихся (впервые принимали участие учащиеся системы НПО и СПО), средний балл по области составил 63,17 и был выше, чем в предыдущем году (62,37 – средний балл по области в 2009 году).

По итогам ЕГЭ в стране и области можно предположить, что методические ошибки в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. Ориентация на речевую деятельность в учебном процессе соответствует главному требованию коммуникативной лингвистики, согласно которому язык всегда следует рассматривать и исследовать в конкретной ситуации общения. В методике преподавания русского языка основные принципы такого подхода представлены в работах М.Т. Баранова, Е.А. Быстровой, Т.К. Донской, Н.А. Ипполитовой, С.И. Львовой и др. Одним из главных требований к организации учебной деятельности по усвоению языка при таком подходе должно быть пристальное внимание к различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.).

При этом в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы; учить любой диалог вести этически корректно. При подобном подходе в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.

Особое внимание в процессе обучения следует обратить на формирование аналитических умений, так как сохраняющийся в школьной практике информационный стиль обучения приводит к неумению мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать её. При этом необходимо постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение.

Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка становится проблема интеграции: как внутренней (усвоение лингвистических понятий основных разделов курса русского языка во взаимосвязи с понятиями, характеризующими выразительность речи, её эстетический аспект), так и внешней. Несмотря на выделение в Базисном учебном плане предметной области «Филология», изучение русского языка происходит по сложившейся традиции автономно, недостаточно реализуются принципы межпредметных связей, не всегда соотносится содержание и структура дисциплин филологического цикла и других школьных предметов.

Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм проверки ученических работ, выработки определённых требований к подготовке педагогических кадров.

Между тем, создатели и рецензенты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ отмечают, что за время проведения новой формы итоговой аттестации наметилось положительное влияние ЕГЭ по русскому языку на процесс преподавания пред­мета в школе:

    • в практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязатель­ный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении;

    • в школу внедряется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Такой переход строится на понимании того, что будущее зависит не только от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности;

    • усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса; на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод; отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицисти­ческих текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идет целенаправленный процесс обучения ком­ментированию текстов и созданию собственных текстов;

    • результаты выполнения экзаменационной работы по русско­му языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обуче­ния в старших классах; в практику работы учителя русского языка внедряется личностно ориентированное обучение, что позволяет реализовать уровневый подход в изучении русского языка;

    • актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений; изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней;

    • результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости выработки единых подходов к проверке ученических работ в школе и вузе.

Таким образом, деятельность кафедры гуманитарного образования в 2010/2011 учебном году была направлена на подведение итогов реализации государственного образовательного стандарта первого поколения (2004 года) в преддверии появления нового образовательного стандарта, а также на изучение, осмысление и внедрение ФГОС. Актуальными в свете идей ФГОС нового поколения кафедра считает следующие проблемы, требующие серьезного рассмотрения:

    1. Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения и специфика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

    2. Системно-деятельностный подход как основа современного образовательного процесса.

    3. Учебник по русскому языку как основа формирования предметных и метапредметных умений и навыков обучающихся в условиях ФГОС.

    4. Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ).

В связи с этим тематику проведения августовских районных совещаний учителей русского языка и литературы и заседаний окружных методических объединений рекомендуется выбирать с учетом обозначенных выше общих проблем преподавания русского языка в свете внедрения ФГОС. Можно сосредоточить внимание также на частных вопросах развития филологического образования:

  1. Учебник как основа организации системной работы, направленной на формирование умений создавать устное и письменное высказывание.

  2. Учебник по русскому языку как средство формирования всех видов речевой деятельности в их зависимости и взаимосвязи.

  3. Проблема дифференцированного подхода в обучении родному языку в современной школе и пути ее решения.

  4. Особенности языковой личности современного школьника и формирование навыков культуры речи.

  5. Виды учебных лингвистических словарей и организация работы с ними в процессе обучения русскому языку.

  6. Единство традиционных и инновационных подходов в обучении правописанию как одна из идей

  7. Основные приемы активизации врожденных языковых способностей ребенка, заложенные в УМК под ред. С.И. Львовой.

  8. Усиление аксиологической направленности современного школьного курса русского языка.

  9. Основные формы межпредметной интеграции и использование их в современной практике преподавания русского языка.

  10. Основные направления реализации культуроведческого аспекта в обучении русскому языку.

В списке рекомендуемые для обсуждения вопросы, одни из которых весьма глобальны, а другие – конкретны, представлены в порядке их значимости для решения задач модернизации современного филологического образования.

В рамках заседания данные вопросы могут быть рассмотрены все последовательно или в качестве предпочтительного выбран один из аспектов, что будет определено формой проведения заседания (форум, конференция, совещание, круглый стол и т.д.) При этом не обязательно четко придерживаться определенной структуры (технологии), работу важно организовать с учетом интересов и пожеланий самих учителей.

На пленарном заседании целесообразно представить анализ профессиональной деятельности учителей-словесников района (города) в минувшем учебном году, дать слово тем учителям, которые особо отличились в течение года (победители конкурса «Лучшие учителя России», участники муниципального, окружного или областного этапов конкурса «Учитель года» и т.д.). Затем можно организовать работу секций по обсуждению заявленных вопросов или тех, которые являются особо актуальными в данном муниципальном образовании.

Наряду с традиционными докладами в рамках заседаний большое значение имеют активные формы взаимодействия (круглые столы, мастер-классы, дискуссии, деловые игры и пр.), использование которых способствует обмену опытом, впечатлениями, позволяет сплотить и организовать педагогический коллектив. Можно показать видеоуроки, организовать выступления учащихся.

В ходе заседания важно не только подвести итоги работы за прошлый учебный год, но и обозначить задачи и перспективу их реализации в следующем учебном году, наметить пути улучшения профессиональной деятельности отдельного учителя и методического объединения в целом, определить способы преодоления недостатков работы.

Сущностное в подготовке августовской встречи – определить наиболее актуальную тему совещания, форму его проведения (конференция, форум, совещание и т.п.) ожидаемый результат.

Литература для подготовки совещания

Нормативные документы

  1. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование // /catalog.aspx?CatalogId=2587

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России // /catalog.aspx?CatalogId=985

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования // /catalog.aspx?CatalogId=2619

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.

Методическая литература

  1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007.

  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие. – М.: Вербум-М, 2004.

  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.

  4. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

  5. Жинкин Н.И. Психологические особенности развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 2006.

  6. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.: Флинта, Наука, 1998.

  7. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – 2-е изд., перераб. – М.: Флинта, Наука, 1998.

  8. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006.

  9. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка: 5-11 классы / Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Эксмо, 2007.

  10. Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. - №3. – 2004.

  11. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  12. Мещеряков В.Н., Дергун Л.И., Казанджиева М.С. Основы школьного речеведения: методическое пособие для учителей. – М.-Тольятти: Изд-во ТГУ, 2004.

  13. Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2004.

  14. Остренкова М.А. Методическая и коммуникативная подготовка учителя русского языка: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.

  15. Соловьева Н.Н. Современный урок русского языка. Методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.

  16. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вербум-М, 2005.

  17. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учебное пособие / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2008.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ учебно-воспитательной работы моу сош №4 г. Ишима за 2010 2011 учебный год

    Анализ
    Педагогический анализ итогов учебного года – это целенаправленная аналитическая деятельность, направленная на выделение основного, существенного в сложной и многогранной работе школьного коллектива.
  2. Анализ работы моу дпо цимпо за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Образование должно быть приоритетным направлением в развитии государства. Российское образование должно быть фактически равнодоступным и бесплатным, фундаментальным по содержанию и воспитывающим человека, ответственного за свою Родину.
  3. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  4. Анализ деятельности методического отдела нимц по Октябрьскому району городского округа город Уфа за 2010 2011 учебный год

    Анализ
    Целью методической работы являлась организация методического сопровождения реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование», основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая
  5. Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год (5)

    Программа
    1. Целенаправленной работой педколектива по реализации Образовательной программы школы как основного документа школы. В результате была продолжена работа по реализации целей и задач образовательной программы.

Другие похожие документы..