Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля за соблюдением законодательства Управления Федеральн...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Поняття "юридична діяльність" охоплює всю діяльність в області права: наукову, прокурорську, слідчу, адвокатську, роботу юрисконсультів, дія...полностью>>
'Литература'
Прочитать рассказ М. Горького «Челкаш», «Старуха Изергиль», социально-философскую драму «На дне». Подготовить устный рассказ о жизни, творчестве писат...полностью>>
'Документ'
На сучасному етапі розвитку суспільства держава визнає пріоритетну роль дошкільної освіти, що спрямована на всебічний, гармонійний розвиток дитячої о...полностью>>

Урок №23 25 Тема: Абиотические и биотические факторы. Взаимоотношения между организмами

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок № 23 - 25

Тема: Абиотические и биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

Знать: гетеротрофы, автотрофы, биомасса, видовое разнообразие, пищевая цепь, паразитизм, хищничество.

Уметь: работать самостоятельно с учебником, отвечать на вопросы

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Проверка д.з.

  3. Изучение нового материала

Абиотический фактор - фактор неорганической среды.

Биотический фактор - влияние живых существ.

Абиотические

Биотические

Антропогенные

Температура, свет, влага, ветер, воздух, давление. Механический состав почвы, ее проницаемость, влага. Содержание в почве или воде элементов питания, газовый состав, соленость воды.

влияние растений на других членов биоценоза. Влияние животных на других членов биоценоза.

возникают в результате деятельности человека: постройка дамб, посадка деревьев, орошения, вырубка лесов и т. д.

Описание любого биогеоценоза.

Все сообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов, которые находятся в теснейшей связи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих организмов и их популяций, - биоценоз, который также называют сообществом.

Продуценты в лесу - деревья, кустарники, травы, мхи.

Консументы - звери, птицы, насекомые.

Редуценты - наземные.

Продуценты в пруду - плавающие растения, водоросли, сине-зеленые.

Консументы - насекомые, земноводные, ракообразные, растительноядные и хищные рыбы.

Редуценты - водные формы грибов и растений.

 Примером экосистемы является листопадный лес. В состав листопадных лесов входят буки, дубы, грабы, липы, клены, осины и другие деревья, чья листва осенью опадает. В лесу выделяется несколько ярусов растений: высокий и низкий древесный, кустарников, трав и мохового напочвенного покрова. Растения верхних ярусов более светолюбивые и лучше приспособлены к колебаниям температуры и влажности, чем растения нижних ярусов. Кустарники, травы и мхи в лесу теневыносливы, летом они существуют в полумраке, который образуется после полного развертывания листвы деревьев. На поверхности почвы лежит подстилка, состоящая из полуразложившихся остатков, опавшей листвы, веточек деревьев и кустарников, мертвых трав.

Фауна листопадных лесов богата. Много норных грызунов, землероющих насекомоядных, хищников. Встречаются млекопитающие, живущие на деревьях. Птицы гнездятся в различных ярусах леса: на земле, в кустарниках, на стволах или в дуплах и на вершинах деревьев. Много насекомых, которые питаются листьями и древесиной. В подстилке и верхних горизонтах почвы обитает громадное количество беспозвоночных животных, грибов и бактерий.

Свойства биогеоценозов.

Устойчивость

Устойчивость - это свойство сообщества и экосистемы выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями. Способность организмов переносить неблагоприятные условия и высокий потенциал размножения обеспечивают сохранение популяций в экосистеме, что гарантирует ее устойчивость.

Саморегуляция

Поддержание определенной численности популяций основано на взаимодействии организмов в звеньях хищников - жертва, паразит - хозяин на всех уровнях пищевых цепей. Массовое размножение вида в биогеоценозе регулируется прямыми и обратными связями, существующими в пищевых цепях. Нарушение естественных цепей питания под воздействием антропогенного фактора может привести к неконтролируемому росту численности особей отдельных популяций и к нарушению природных экологических сообществ.

Круговорот углерода

 Углекислый газ поглощается растениями-продуцентами и в процессе фотосинтеза преобразуется в углеводы, белки, липиды и другие органические соединения. Эти вещества с пищей используют животные-консументы. Одновременно с этим в природе происходит обратный процесс. Все живые организмы дышат, выделяя углекислый газ, который поступает в атмосферу. Мертвые растительные и животные остатки и экскременты животных разлагаются микроорганизмами-редуцентами. Конечный продукт минерализации - углекислый газ - выделяется из почвы или водоемов в атмосферу. Часть углерода накапливается в почве в виде органических соединений.

В морской воде углерод содержится в виде угольной кислоты и ее растворимых солей, но накапливается он в форме карбоната кальция. Часть углерода в виде карбонатов надолго исключается из круговорота, образуя осадки на дне водоемов. Однако с течением времени в процессах горообразования осадочные массы поднимаются на поверхность в виде горных пород. В результате химических преобразований этих пород углерод карбонатов вновь вовлекается в круговорот. Углерод поступает в атмосферу также с выхлопными газами автомашин, с дымовыми выбросами заводов и фабрик.

В процессе круговорота углерода в биосфере образуются энергетические ресурсы. Все эти вещества произведены фотосинтезирующими растениями за разное время. Следует учитывать, что древесина и торф - восполнимые ресурсы, то есть воспроизводящиеся за относительно короткие промежутки времени, а нефть, горючий газ и уголь - ресурсы невосполнимые. Ограниченность и невосполнимость органического топлива ставят пред человеком сложную задачу овладения новыми источниками энергии - тепловой энергией земных недр, энергией ветра и океанических приливов и, разумеется, энергией Солнца.

3. Д.з. конспект, прг. 17.3.3.

4. Итог урока



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование 9 класс № Тема урока

    Урок
    Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление
  2. Методические материалы по проведению уроков естественнонаучного цикла Сборник подготовлен при поддержке

    Урок
    Авторы: Ингрид Аро, Татьяна Волошина, Алла Вьюгова, Любовь Джургенова, Елена Егорова, Инна Иванова, Рима Измайлова, Яна Кернер, Ирина Крюкова , Марина Куули,
  3. Программы «Исследователи природы» для общеобразовательных учреждений учреждений дополнительного образования

    Программа
    Программы «Исследователи природы» – результат многолетней работы объединений эколого-биологического профиля Республиканского экологического центра детей и юношества.
  4. Планирование темы Урок История развития зоологии

    Урок
    Задачи темы: познакомить учащихся с зоологией — наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными,
  5. Ч. II обновление содержания образования в условиях регионализации образования Сборник материалов научной конференции. Чита. 22-23 ноября 2006 года Чита 2007

    Документ
    Р 32 Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов научной конференции. В 3-х частях. Ч. 2 Обновление содержания образования в условиях регионализации образования.

Другие похожие документы..