Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Для получения ЗАЧЕТА кроме баллов (>200) должны быть выполнены оба ДЗ с мин. Оценкой 1, сдан коллоквиум с минимальной оценкой 3, выполнены лабораторны...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Философия» базовой части учебного цикла – Б1 Гуманитарный, социальный и экономический ци...полностью>>
'Кодекс'
1. К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению ...полностью>>
'Практикум'
Практикум з філософії: Методичний посібник для викладачів та студентів ВНЗ (під редакцією В.Л.Петрушенка). – К.: “Каравела”; Львів: “Новий світ – 2 ”...полностью>>

Новости связи (30)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Затишье перед боем

Через несколько лет частные клиенты станут приносить операторам широкополосного доступа больше денег, чем корпоративные. Магистральные операторы тенденцию ухватили.

Операторы стремятся закрепиться на рынке физических лиц – корпоративные клиенты с недавних пор интересуют их значительно меньше. Значимым событием стоит считать развитие частного направления компанией ТТК, которая полгода назад провела ребрендинг именно для того, чтобы выйти на рынок частных лиц. Несмотря на то что сегодня уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в Сибири, по сравнению с регионами, которые находятся западнее, невысок, уже в 2009 году начнется очередной раунд ценовых битв за абонентскую базу, считает генеральный директор компании ЗАО "Зап-СибТрансТелеКом" ("ТТК-Западная Сибирь", ТТК-ЗС) Александр Соловьев.

В первом полугодии доходы ТТК-Западная Сибирь выросли на треть. За счет каких факторов?

Наши доходы увеличились по двум причинам. Во-первых, за счет естественного роста бизнеса наших основных клиентов – региональных и локальных операторов широкополосного доступа. Во-вторых, инвестиции, которые вкладывались в развитие собственной магистральной и вторичных городских сетей: мы смогли охватить новые территории, соответственно, появились новые клиенты. ТТК-Западная Сибирь выиграла ряд тендеров, что тоже стало импульсом к росту доходов.

Конкуренция на рынке связи постоянно усиливается. Какова расстановка сил сегодня?

Ситуация на рынках складывается следующим образом: федеральные игроки пока в основном ориентированы на операторов связи и сектор корпоративных пользователей. Сегодня, по нашим оценкам, позиции на рынке магистрального доступа в Интернет в Западной Сибири следующие: ТТК (более 55% рынка), "Ростелеком" (23%), холдинг "Синтерра" (7%). Основную часть рынка предоставления каналов связи делят четыре игрока: "Ростелеком" (34%), ТТК (31%), "Синтерра" (15%) и "Сибирьтелеком" (около 10%). С корпоративными клиентами работают такие операторы, как ТТК, "Билайн Бизнес" (бывший "Голден Телеком"), "Эквант" и ряд региональных операторов. В основном федеральные компании специализируются на предоставлении доступа в Интернет и местной телефонии в бизнес-центрах, заходя в них еще на стадии строительства. Впрочем, в последнее время их внимание все больше привлекает довольно перспективный, но пока мало освоенный сегмент физических лиц.

На рынке местной телефонной связи, помимо традиционно присутствующего "Сибирьтелекома", целый ряд альтернативных участников. Кроме магистральных (ТТК-ЗС, "Билайн бизнес", "Эквант"), услуги местной телефонии оказывает ряд региональных операторов: "Магистраль Телеком", "Новотелеком", НИР-телеком, "Новоком", "Атлас-Сибирь" и другие. Однако совокупная доля альтернативных операторов не превышает 20-25% рынка.

Ребрендинг ТТК вызван переориентацией на сегмент частных клиентов? Были еще какие-то мотивы, которые заставили отказаться от старого имени?

Других причин отказываться от старого бренда у нас не было. Необходимо было создать свое лицо, единый федеральный бренд, под которым удобнее работать на массовом рынке.

До недавнего времени магистральные операторы связи в сегменте ШПД меньше обращали внимание на частных клиентов, сконцентрировавшись на развитии в корпоративном сегменте. Чем вызвана сегодняшняя переориентация на физлиц?

Ответ очень прост: сегодня не только магистральные, но и федеральные операторы устремились в регионы, где уровень проникновения широкополосного доступа пока невысок. Рост будет идти именно за счет сегмента физических лиц. Так, например, в конце 2007 года количество домохозяйств в Новосибирске, подключенных к ШПД, составляло 80 тыс. Сейчас этот показатель вырос до 170 тыс. Схожие темпы роста ожидаются и в денежном выражении. Таким образом, конечный объем услуг ШПД в Новосибирской области в 2008 году – 1,26 млрд. руб. Для сравнения: рынок местной телефонии, по прогнозам ТТК, вырастет в текущем году лишь на 5% при объеме в 2,5 млрд. руб., рынок внутризоновой связи – на 17% при объеме в 1,1 млрд. руб., междугородной и международной связи – на 3,2% при объеме 1,24 млрд. руб. Думаю, в дальнейшем они также будут показывать небольшие темпы роста. Рынок междугородной и международной телефонной связи насыщен: его объем не меняется, происходит лишь перераспределение между конкурентами.

Стоит отметить, что в прошлом основную часть доходов от интернет-доступа операторам приносили корпоративные клиенты. Сегодня снижение стоимости услуг и соответственно, доступность Интернета переломили ситуацию: рынок частных пользователей практически сравнялся с рынком корпоративных абонентов по объему, а по темпам роста он значительно привлекательнее корпоративного. В 2009 году рост рынка ожидается не менее 30%. Основным способом доступа в Интернет по-прежнему являются технологии Ethernet и ADSL – их используют порядка 70% абонентов.

У ТТК довольно привлекательные тарифы. Как обстоит дело с покрытием в городах присутствия: Новосибирске, Барнауле, Новокузнецке, Кемерове, Томске?

Раньше мы работали только с корпоративными клиентами и строящимися бизнес-центрами, сегодня подключаем население. Поэтому необходимо было увеличить и темпы строительства сетей. За счет этого охват городских территорий постоянно растет. Если в 2004 году протяженность наших вторичных городских сетей составляла 169 километров, то по итогам этого года мы выйдем на протяженность в 850 километров в шести городах Сибири.

Какой из этих городов наиболее перспективен с точки зрения конкуренции? Какие задачи вы ставите по уровню проникновения в каждом из городов к концу 2009 года?

Самая высокая конкуренция на территории Западной Сибири – в Новосибирске. Но, несмотря на активное развитие новосибирского рынка связи, он еще далек от насыщения. Телефонная плотность в 2009 году составит лишь 42%, уровень проникновения Интернета – 31%. Запасы роста, как мы видим, высоки. Кроме того, ежегодно увеличивается спрос на услуги со стороны корпоративного сектора. По нашим прогнозам, количество интернет-пользователей среди предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в городе продолжит свой рост, и к концу 2009 года уровень проникновения может превысить 80%. Росту рынка будет способствовать его территориальная структура. Сейчас сетями основных игроков рынка "опутаны" лишь центральные части города. Однако еще остаются районы, жители которых лишены выбора провайдера. В борьбе за абонентскую базу новые игроки стараются строить свои сети именно там.

Впрочем, факторов, которые обусловливают перспективность города, несколько, и конкуренция – лишь один из них. Мы учитываем и такие параметры, как уровень спроса на услуги, платежеспособность клиента. Так, рейтинг перспективных городов Западной Сибири выглядит следующим образом: вслед за Новосибирском по убывающей идут Омск, Кемерово, Барнаул, Томск, Новокузнецк. В этих городах мы планируем занять 25% рынка к 2015 году.

Прошло уже полгода с анонса новой стратегии развития компании ТТК. Можно ли подвести первые итоги деятельности на массовом рынке?

Можно, но надо понимать, что пока в большей мере прорабатывается техническая сторона вопроса: идет строительство городских сетей. Летом прошлого года компания начала делать первые шаги в сторону работы с населением – в Новосибирске и Кемерово точечно подключались новостройки. Весной 2008 года стартовали аналогичные проекты в Барнауле и Омске. Этой осенью мы начали подключать дома на вторичном рынке жилья. Первым таким проектом стал Первомайский район Новосибирска, который в силу своей удаленности от основных магистралей, не так интересен городским провайдерам. В декабре начали оказывать услуги в Томске, вскоре начнем работать в Кемерово и Барнауле. Омск и Новокузнецк будут запущены в следующем году.

Уже в конце 2009 года мы планируем охватить 70 тыс. домохозяйств во всей Западной Сибири.

Насколько интересны пакетированные услуги населению (Интернет+телефон)?

Такие услуги интересны прежде всего жителям новостроек. На вторичном рынке, как правило, телефония уже есть, таким пользователям более интересно пакетирование междугородной связи и доступа в Интернет. В перспективе мы рассматриваем такой вариант предоставления услуг. Чем интересно такое предложение для клиентов? Они получают все услуги "из одного окна". Приходит единый счет, а все возникшие проблемы решаются по одному телефону – существенная экономия времени.

Городским операторам невыгодно идти в жилые здания этажностью ниже четырех, поэтому основной упор они ставят на многоэтажные жилмассивы. Отличается от этого подхода стратегия ТТК?

Действительно, как правило, все операторы стараются попасть в микрорайоны с высокоэтажной застройкой. Считается, что поскольку концентрация жителей там выше, то спрос на Интернет серьезнее, соответственно, больше и отдача. Когда мы прорабатывали стратегию развития, то подобный подход рассматривался, как один из вариантов. Однако сегодня мы подключаем и трех-, и четырехэтажные дома. В частности, подключенные трехэтажки есть в Первомайском районе.

Городские провайдеры довольно серьезно конкурируют между собой. В то же время вызывает нарекания уровень технической поддержки. Как будет обеспечивать качество связи и обслуживания ТТК в городах присутствия? Какие меры планируется принять для этого?

Компания ТТК – магистральный оператор. Все наработанные технологии по качеству строительства магистральных линий связи мы переносим и на строительство городских сетей. Все наши сети строим по уже обкатанным технологиям, учитывая все технические требования – соблюдается правильная топология сети, идет расчет всех нагрузок. Мы стараемся приблизить сервис городских сетей к сервису на магистральных. Конечно, сравнять его – задача сложная, но максимально приблизить возможно. Городские сети строятся отдельно от сетей для корпоративного сегмента, поэтому их развитие выделено в самостоятельное направление. В частности, был открыт контакт-центр для работы с населением, появляются отдельные бригады по обслуживанию вторичных сетей. Работа с населением выделена в отдельный бизнес-процесс, под который собраны и распределены ресурсы.

Как, по вашим прогнозам, в будущем году будет развиваться рынок доступа в Интернет для физических лиц?

Федеральные операторы, пришедшие на массовый рынок, будут продолжать конкурировать с городскими провайдерами, уже успевшими занять прочные позиции. Поэтому, скорее всего, в 2009 году стоит ожидать проведение полномасштабных маркетинговых войн. Если говорить о стоимости услуги, то сильного падения цен, какое мы наблюдали в 2008 году, не будет. Операторы перешли к стратегии увеличения среднего дохода с абонента, поэтому за те же деньги будут отдавать больший объем ресурса. Впрочем, не исключено, что сложившаяся экономическая ситуация может внести некоторые коррективы. Но вектор уже задан, и рынок продолжит свое развитие.

Игорь Мельник, "Эксперт Сибирь", № 50 от 22.12.08

Операторы связи укрылись в "тихой гавани"

Участники телекоммуникационного рынка Красноярского края утверждают, что финансовый кризис пока никак не отразился на их деятельности. В течение года рынок рос во всех сегментах и продолжает расти до сих пор. Операторы уверены: стагнация рынку связи не грозит. Более того, в будущем году они ожидают его роста.

Наибольший прирост местному рынку телекоммуникационных услуг в 2008 г. обеспечил широкополосный доступ в интернет. Если в начале года компании только декларировали свои программы развития в данном сегменте, то сейчас они уже подводят первые итоги. Так, по словам директора направления по развитию ШПД Сибирского и Дальневосточного регионов компании "ВымпелКом" Константина Ковалева, в ходе реализации проекта "Оптика в каждый дом" число абонентов ШПД этой компании за год выросло в 45 раз, а количество заявок на подключение перевалило за сотню в день. "За год абонентами ШПД в нашей компании стали 250 тысяч пользователей в СФО и 30 тысяч в Красноярском крае", – в свою очередь утверждает коммерческий директор Красноярского филиала компании "Сибирьтелеком" Владимир Кубарев.

Связисты начали пакетировать услуги

Самым громким событием года на рынке телекоммуникационных услуг стало слияние компаний "ВымпелКом" и "Голден Телеком" и их выход на рынок под единым брендом "Билайн". Компания стала первым в России интегрированным оператором связи, предлагающим полный перечень услуг передачи данных. Кроме того, в числе новых игроков, появившихся на рынке в текущем году, эксперты назвали "Мультиму" (розничный бренд компании "Норильск Телеком"). Значимым событием для местного рынка связи стало появление безлимитных тарифов на интернет. Провайдеры отмечают, что сейчас все большее количество пользователей предпочитает подключаться именно на "безлимитку".

Также в этом году операторы связи начали формировать пакетные услуги. Летом "Сибирьтелеком" вывел на рынок пакет услуг "Твист", включающий услуги ШПД, IP-TV и телефонии. По данным компании, сегодня абонентами "Твиста" стали уже 1,5 тыс. человек в крае. "Билайн", имея в активе фиксированную и мобильную связь, также разрабатывает пакетные тарифные планы.

Важным событием конца года, по мнению экспертов, стал запуск компанией "МТС" в коммерческую эксплуатацию сети 3G. В начале октября, одновременно с запуском продаж iPhone, сеть заработала в Норильске, а в декабре услуги 3G стали доступны и жителям Красноярска.

Кризис не прошелся по рынку связи. Пока

Участники рынка в сегменте сотовой связи заявляют, что финансовый кризис на их деятельности пока практически не отразился. "В четвертом квартале текущего года мы отметили незначительное сокращение доходов, но оно объясняется, главным образом, сезонным фактором. В целом мы по-прежнему наблюдаем устойчивый спрос на сотовую связь", – говорит коммерческий директор филиала "МТС" в Красноярском крае Сергей Горюнов. Так, по данным компании "Билайн", ARPU в целом по России на 3 квартал 2008 г. составил 15,2 долл., что на 9,4% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Эксперты утверждают, что динамика местного рынка соответствует общероссийской.

"Такова специфика отрасли: рынок телекоммуникаций не зря называют "тихой гаванью". Никакой кризис не заставит людей перестать общаться друг с другом", – отмечает Константин Ковалев. С мнением "сотовиков" солидарны интернет-провайдеры. Еще в октябре крупнейшие местные провайдеры "Орион Телеком" и KrasLan заявили о небывало высоких темпах роста красноярского интернет-рынка и удвоении за год своих абонентских баз. "Сегодня ситуация развивается по-прежнему, до сих пор мы не ощутили на себе влияния кризиса. В последний месяц несколько сократилось число заявок на подключение, но это традиционное явление в зимний период", – утверждает генеральный директор компании "Орион Телеком" Роман Броверман.

Операторы магистральной и фиксированной связи более осторожны в оценках ситуации. "Кризис пока не оказывает существенного влияния на деятельность "Ростелекома", поскольку в настоящее время компания работает без значительного привлечения кредитных средств", – говорит первый заместитель директора Сибирского филиала компании "Ростелеком" – коммерческий директор Роман Кравцов. Владимир Кубарев считает, что кризис просто не набрал в настоящее время значительных оборотов, но в 2009 г. он будет ощутим. "Уже сейчас можно говорить о том, что и население, и предприятия активно ищут пути сокращения затрат, в том числе и за счет услуг связи", – отметил г-н Кубарев. Как выяснил "ДК", несмотря на внешнее спокойствие, у связистов все же "сдают нервы" в условиях всеобщей неопределенности на рынке. Все участники рынка в той или иной степени предпринимают антикризисные меры. "Мы пока придерживаемся утвержденных бизнес-планов, но нестабильная ситуация заставляет более пристально контролировать расходы, сокращать операционные затраты. Не исключаю того, что нам придется отказаться от каких-то проектов, на которые при жестком финансовом контроле нецелесообразно тратить средства", – говорит генеральный директор "ТТК-Сибирь" Михаил Баженов.

"Сибирьтелеком" также предпринимает меры для минимизации бизнес-потерь. "Среди ключевых инструментов внедрение новых технологий, вывод в аутсорсинг целых сегментов бизнеса и структурные преобразования", – пояснил Владимир Кубарев.

Сергей Горюнов отмечает, что "МТС" временно вводит ограничения на административно-хозяйственные и другие затраты, не связанные с основной и инвестиционной деятельностью. "Что касается коммерческих расходов, то мы заново оцениваем эффективность каждого канала продаж и маркетинговых коммуникаций, но снижать их на данном этапе считаем нецелесообразным", – подчеркнул г-н Горюнов.

Операторы начнут конкурентную борьбу за абонентов

По прогнозам участников рынка, максимум, чем грозит им кризис, – это замедление темпов развития отрасли. "Операторы, скорее всего, приостановят инвестирование второстепенных проектов, относящихся к категории дополнительных сервисов. Но основные направления, например, сегмент ШПД, будут продолжать развиваться, хотя и не такими быстрыми темпами, как в этом году", – полагает Михаил Баженов.

Кроме этого, эксперты уверены, что на рынке обострится конкурентная борьба за абонентов: в попытках сэкономить на связи пользователи станут искать более выгодные предложения и активнее переходить от одного оператора к другому. "Операторы будут вынуждены бороться за своих и переманивать чужих абонентов. Гибкие тарифные схемы, выгодные предложения и качество связи – вот что выйдет на первый план", – уверен Роман Кравцов. Некоторые компании уже начали работу в этом направлении. "Для увеличения прироста трафика и абонентской базы мы будем проводить активную тарифную политику. Для каждого сегмента планируются рекламные кампании, разрабатываются выгодные предложения. Приоритетным для нас становится индивидуальный подход к каждому клиенту", – заявил Владимир Кубарев.

По словам директора Красноярского филиала компании "ВымпелКом" Мурада Абакарова, "Билайн" уже скорректировал свои предложения и для бизнес-сегмента, и для рынка частных пользователей. "Новые предложения направлены на оптимизацию расходов наших абонентов", – уточнил г-н Абакаров. Помимо прочего, аналитики полагают, что кризис может привести к изменению расклада сил на рынке. "Тем компаниям, которым удастся сейчас оптимизировать расходы и высвободить финансовые ресурсы, кризис даст колоссальные возможности для дальнейшего развития и роста, в частности, за счет приобретений", – уверен г-н Абакаров. Так, по словам Романа Кравцова, "Ростелеком" планирует в ближайшие несколько лет расширить бизнес, в том числе путем покупки других операторов.

Связисты нацелены на развитие

Для операторов фиксированной связи на будущий год приоритетным направлением остается ШПД. "Мы продолжим развитие проекта Ethernet to the Home. Кроме того, в феврале 2009 года добавим в портфель услуг новое предложение – услугу беспроводного доступа в интернет под торговой маркой "Бит Байт", – заявил Владимир Кубарев. "Билайн" также сосредоточится на строительстве оптоволоконной сети, кроме того, компания намерена активно продвигать услугу FMC (Fixed Mobile Convergence) для корпоративных клиентов. "FMC дает возможность создать персональную телефонную сеть, сочетающую преимущества фиксированной и мобильной связи", – пояснил Константин Ковалев. Также, по его словам, планируется запуск IP-телевидения, конвергентных услуг и сервисов.

"Ростелеком" ставит задачу стать универсальным оператором связи и начать предоставлять полный пакет услуг как на основе собственных ресурсов, так и совместно с другими компаниями.

Операторы сотовой связи делают ставку на развитие 3G и в целом услуг беспроводного интернета. "В тех регионах, где сети 3G уже некоторое время функционируют, мы наблюдаем рост потребления услуг передачи данных. К примеру, в октябре объем интернет-трафика в сетях 3G в России вырос в три раза по сравнению с предыдущим месяцем", – говорит Сергей Горюнов. По его словам, "МТС" в следующем году сфокусируется на строительстве сетей 3G, будет инвестировать в контент, новые продукты и услуги, в частности, мобильную рекламу.

Крупнейший сотовый оператор на местном рынке – "ЕТК" – в настоящее время заканчивает модернизацию беспроводной сети IMT-MC 450 (торговая марка Wellcom). В сети будет запущена технология DORA, которая позволит более чем в 10 раз увеличить скорость передачи данных для абонентов Wellcom. Запуск сети запланирован на конец года.

"Деловой квартал, Красноярск", № 47 от 22.12.08



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новости связи (3)

    Документ
    Гендиректор ОАО "Связьинвест" Евгений Юрченко: "Положение "Связьинвеста" сложное: сформировался ряд тенденций, несущих реальную угрозу" 32
  2. Новости связи (8)

    Документ
    Европейский суд поддержал решение Еврокомиссии о наложении на Deutsche Telekom штрафа в размере 12,6 млн. евро за злоупотребление доминирующим положением 68
  3. Новости связи (13)

    Документ
    Министерство связи и массовых коммуникаций занялось изучением методик измерения телеаудитории для того, чтобы в будущем провести тендер по выбору официального поставщика рейтингов.
  4. Новости связи (21)

    Документ
    «ВымпелКом», Huawei и ZTE запустили совместный продукт «Билайн Интернет Дома» с возможностью выхода в Интернет с настольного компьютера или ноутбука 40
  5. Новости связи (23)

    Документ
    10 - МГТС вместо "Стрима". Лидеру столичного интернет-рынка придется потратить миллионы долларов, чтобы объяснить: МГТС уже не только телефон
  6. Новости связи (25)

    Документ
    Осенью Научно-технический совет (НТС) Минкомсвязи рассмотрит вопрос о принятии нормативной базы для виртуальных операторов (MVNO). Чиновники собираются придать понятию MVNO официальный статус и разработать механизмы выдачи лицензий для виртуалов.

Другие похожие документы..