Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятел...полностью>>
'Документ'
240-1296.ZIP Сопоставление позиций лирических героев в стихотворениях "Ангел-Хранитель" А.Блок и "Рыцарь на час" Н.А. Некрасов (Wi...полностью>>
'Документ'
Однажды, возвращаясь домой после музыкальной школы, в троллейбусе я невольно подслушала разговор женщины с ребенком. Рыжеватый мальчуган, лет 8, с та...полностью>>
'Программа'
Выбор типа государственного (муниципального) учреждения в сфере профессионального образования. Процедура смены типа образовательного учреждения. Изме...полностью>>

Новости связи (30)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

За последний год мы продемонстрировали серьезный рост самообслуживания и использования автоматизированных сервисов. Если раньше абоненту практически по любому вопросу надо было звонить в колл-центр, то сейчас мы предлагаем такие опции, как "Интернет-помощник", приложение "Мобильный помощник" на SIM-карте и автоматизированные сервисы обслуживания через IVR. За 2008 год проникновение самообслуживания выросло с 20 до 57%. Это доля абонентов, позвонивших в контактный центр и обслуживших себя самостоятельно с помощью подсказок автоответчика. Понятно, что в автоматизированном режиме недоступны некоторые услуги, например, замена SIM-карты, поэтому 100-процентного показателя здесь быть не может. Однако на данный момент все типовые операции поддерживаются максимально возможной автоматизацией.

Колл-центр продолжает работать в штатном режиме. Можно сказать, что кризис здесь даже в чем-то помог – если в первом полугодии были некоторые проблемы с набором сотрудников и наблюдалась текучка, то сейчас мы сами выбираем кадры на рынке – желающих работать прибавилось.

Можно ли говорить о каком-то развитии сегмента дополнительных услуг?

Дополнительные услуги не поменяли кардинальным образом наше представление о рынке в этом году. Однако мы убедились в том, что killer application для сетей третьего поколения – это не видеозвонки, а мобильный Интернет. Увеличение скорости передачи данных резко увеличивает его потребление. Сейчас контент в Интернете становится все более "тяжелым", и даже простой веб-серфинг требует хорошей пропускной способности сети.

Мы плавно подходим к теме "третьего поколения"… Как сейчас развиваются у "МТС Северо-Запад" сеть и услуги 3G?

С одной стороны, мы не удовлетворили свои аппетиты в плане строительства сети 3G – первоначально мы намеревались построить в этом году около 500 базовых станций. Однако возможности вендора (поставщиком оборудования является Ericsson, – прим. ред.) позволили выполнить планы чуть больше чем наполовину. Сейчас наша сеть 3G в основном покрывает центр Петербурга, также созданы фрагменты в некоторых спальных районах и ближайших пригородах.

С другой стороны, в ходе эксплуатации сети 3G у нас изменилось представление о том, как она должна развиваться. Задачи построить дублирующую по покрытию сеть по отношению к 2G у нас нет. Таким образом, куда ориентировать ресурсы 3G? Очевидно, что сеть "третьего поколения" окупает себя прежде всего в тех местах, где нет других способов воспользоваться доступом в Интернет. Поэтому сейчас планы по развитию сети 3G немного модифицировались. Больший приоритет будет отдан региональным городам, где степень развития широкополосного доступа значительно ниже, чем в столице округа. В Петербурге с организацией доступа в Интернет проблем нет, и 3G здесь выступает скорее как элемент развлечения. Региональные рынки отстают от мегаполисов в этом вопросе очень серьезно, и 3G может помочь его решить. Приоритетными городами мы считаем Калининград, Сыктывкар, Архангельск, Мурманск.

Количество базовых станций 3G в Петербурге c момента запуска выросло на 74%. С момента запуска 3G (май этого года) до середины октября ежедневное число абонентов, пользующихся услугами 3G, выросло в 7 раз. С середины октября мы перестали различать и считать, кто работает в сети 2G, а кто в 3G – в этом нет необходимости. В III квартале 2008 года доходы от предоставления услуг по передаче данных по сравнению с III кварталом 2007 года выросли в 2,5 раза.

Последние несколько месяцев на петербургском рынке отметились витком ценовой борьбы в области 3G-терминалов и услуг мобильного доступа в Интернет. Что стоит ждать в этом плане от МТС?

Увенчались успехом наши переговоры с производителями модемов, и недавно мы начали продавать недорогие варианты USB-модемов. Цены на наши коробочные решения сейчас снижены с 3790 рублей до 1890-2290 рублей.

На мой взгляд, нельзя говорить о том, что операторы ввязались в конкурентную борьбу в области мобильного Интернете и бросили сюда все свои силы и маркетинговые бюджеты – ведь пока по Петербургу насчитывается всего несколько десятков тысяч владельцев комплектов мобильного Интернета, а это доли процента от общей абонентской базы. Скорее, здесь основная задача – донести до абонента новое представление о возможностях сотовой связи, о том, что мобильный телефон – это не только средство для звонков и оперативной фотосъемки, но и канал получения информации, музыки, развлечений и т.д. Развитие новых продуктовых предложений дает абоненту возможность получить новый клиентский опыт. Вот за это и происходит сейчас борьба. А в области 3G реальная конкуренция развернется тогда, когда будет обеспечено массовое покрытие и набраны сотни тысяч абонентов.

Еще одна горячая тема этого года – начало продаж сотовыми операторами iPhone. Что показал наш регион в этом плане?

iPhone 3G, безусловно, собрал свою аудиторию. Аппараты мы начали продавать в собственных салонах-магазинах и через ограниченное число торговых точек дилеров – всего это около 200 салонов по макрорегиону. Список салонов должен быть согласован с Apple и соответствовать требованиям производителя – iPhone нельзя продавать в "палатках". Есть регионы, например, Коми, Архангельск, где спрос iPhone в пересчете на душу населения превышает показатели Петербурга. Еще одна деталь – популярность нашего тарифа "i-Онлайнер", специально разработаного для iPhone. Сейчас на этот тариф подключено около 9 тыс. человек, и мы понимаем, что около трети из них купили iPhone не в МТС – то есть тариф обогнал по популярности само устройство.

В начале декабря зафиксировано снижение продаж iPhone – это связано с экономической ситуацией и спадом потребительского кредитования. Уверен, что перед Новым годом будет отмечен всплеск. Но в следующем году, судя по всему, операторам, которые являются дистрибьюторами iPhone, придется вести переговоры с Apple о коррекции продуктовой линейки, ценовой политики и политики дистрибуции с учетом изменившихся реалий розничного рынка.

Какие ваши ключевые предложения сейчас на массовом рынке?

Несомненно, это тариф "Новогодний", поддержанный хорошим продвижением с помощью рекламы и одноименного фильма. У этого тарифа привлекательная структура с конкурентным предложением бесплатных звонков внутри сети. Важно, что у тарифа "Новогодний" параметры меняться не будут, в отличие от других новогодних предложений, обычно действующих некоторое время, после чего абонента переводят на новый ценник. На "Новогодний" сейчас приходится порядка 30% общего числа подключений, и мы прогнозируем, что этот показатель увеличится до 50%. В наших дальнейших планах здесь – использовать структуру этого тарифа, которую мы считаем очень удачной, и сделать новое предложение для рынка, то есть провести некоторую "переупаковку".

Обрисуйте вкратце планы "МТС Северо-Запад" на следующий год

Развитие рыночной ситуации на следующий год прогнозировать трудно – никто пока не может сказать, куда в целом пойдет экономика, а ведь от этого сильно зависит потребление, структура рынка, каналы продаж, стоимость продвижения и т.д.

Предложения МТС будут адаптированы под возможности разных каналов продвижения. Если раньше мы запускали тарифы для массового рынка и продавали их везде, где могли, то сейчас для каждого канала продаж будет делаться свой продукт. Уже сейчас, например, на петербургских вокзалах можно купить тарифные планы "Гостевой", "Областной". А тарифный план "Заботливый", ориентированный на людей пожилого возраста, наши промоутеры предлагают в домах престарелых и больницах.

Мы не закладываем в бюджет на 2009 год никаких депрессивных сценариев – темпы роста, конечно, ожидаются ниже показателей 2008 года, но мы прогнозируем положительный и существенный рост выручки и абонентской базы. У нас нет планов по сокращению штата. Есть ряд проектов, которые мы приостановили. Мы полагаем, что, запустив их через какое-то время заново, мы потратим на их реализацию существенно меньше средств, чем сейчас. То есть наши вложения могут быть более эффективны, если мы вернемся к приостановленным проектам в новой экономической реальности.

Александр Янкевич, Сайт SpbIT, 30.12.08

Интервью: Коммерсанты "Скай Линк Петербург": "Мы больше не одиноки на рынке 3G"

Для оператора сотовой связи "Скай Линк Петербург" (ЗАО "Дельта Телеком") уходящий 2008 год, по собственным оценкам, стал ярким и достаточно успешным. Несмотря на экономический кризис и активизацию GSM-игроков в исторической вотчине "Скай Линка" – услугах мобильного интернет-доступа, оператор завершает год с приростом абонентской базы на четверть, при этом активно осваивает рынок Ленинградской области, вышел на новые каналы реализации своих услуг и начал ряд долгосрочных проектов. В будущем, 2009 году "Дельта Телеком" станет частью федерального оператора "Скай Линк", процесс интеграции уже начался.

О результатах деятельности компании, а также о планах на 2009 год рассказали коммерческий директор "Скай Линк Петербург" Максим Черняк и директор по маркетингу Дмитрий Малаканчиков.

Каковы основные итоги развития компании в уходящем году? Насколько увеличилась абонентская база и какие основные маркетинговые проекты, реализованные в этом году, вы могли бы отметить?

М. Ч.: Начиная с этого года мы больше не одиноки на рынке 3G. При этом именно здесь, в Санкт-Петербурге, происходит рекогносцировка нового рынка со стороны основных игроков и тестируются бизнес-модели, осваивать которые операторам придет в жесткой экономической ситуации. Поскольку у нас уже есть на этом рынке весомый опыт и все суровые годы старт-апа компания живет под флагом эффективности, для нас это привычная среда, в которой просто появились новые значимые факторы и куда пришли новые игроки, тоже готовые вкладываться в рынок мобильного доступа в Интернет.

В предыдущие годы, делая ставку на абонентов, использующих мобильный доступ в Интернет, мы работали преимущественно в высоком ценовом сегменте и не считали необходимым конкурировать с операторами фиксированной связи по ценам. По статистике компании, более 80% новых абонентов подключаются к тарифам, ориентированным на передачу данных. Более 50% подписчиков "Скай Линк" уже являются активными пользователями высокоскоростного мобильного Интернета, при этом также являясь пользователями высокоскоростного и более дешевого фиксированного доступа.

Мы видим достаточно перспектив для роста в этом сегменте и наблюдали в нем в 2008 году положительную динамику – рост абонентской базы "Скай Линк Петербург" составил 25%, причем, подчеркну, это рост за счет активных подписчиков. Текущих цифр по абонбазе мы пока не раскрываем – до подведения итогов года по всей группе компаний "Скай Линк". Последние официально объявленные данные – на сентябрь этого года в Петербурге у нас насчитывалось 240 тыс. подписчиков.

Д. М.: В июне "Скай Линк Северо-Запад" запустил отдельный проект, целью которого является продвижение услуг мобильного интернет-доступа в ночное время. Для этого мы открыли тариф "Турбо. Безлимитная ночь" с абонентской платой 990 рублей в месяц и возможностью без ограничений пользоваться скоростным мобильным Интернетом с 01.00 до 09.00. С помощью этого тарифа мы постарались привлечь новых абонентов, для которых важен ночной безлимитный трафик, и, могу отметить, что это предложение нашло отклик на рынке (даже при наличии более демократичных по цене предложений фиксированных операторов). С другой стороны, это классический ход, который используют интернет-провайдеры для загрузки своей сети ночью, когда ее ресурсы остаются свободными. Еще одна акция, которую стоит отметить, была ориентирована на голосовые услуги – летом мы начали продвигать тарифные планы "Город без границ". Это хорошее предложение для клиентов, заинтересованных в альтернативе городскому телефону, например, при отсутствии возможности его подключить, плюс выгодная междугородная связь.

При этом в течение 2008 года "Скай Линк" был вынужден реагировать на приход в сегмент мобильного интернет-доступа других операторов сотовой связи, активизировавшихся в Петербурге с запуском сетей 3G. Как известно, дискаунтером для рынка выступил один из операторов "большой тройки", который осенью запустил акцию, в рамках которой пользователи мобильного доступа в Интернет на базе его сети 3G получили возможность платить за трафик исходя из стоимости 1 рубль за 1 Мбайт. В этой ситуации, хотя мы и предпочитаем работать с меньшим числом высокодоходных абонентов, а не наоборот, была открыта линейка пакетных тарифов со сниженной стоимостью интернет-трафика. Наша обновленная линейка включила четыре тарифа: "250 Мегабайт", "500 Мегабайт", "1000 Мегабайт" и "6000 Мегабайт" при абонентской плате 300, 500, 900 и 5000 рублей.

М. Ч.: Влияние новых условий на рынок состоит в том, что с определенного момента на него начало претендовать несколько операторов. Мы перестали быть единственным игроком на рынке мобильного доступа в Интернет, и цена формируется теперь операторами с различной экономикой и разными приоритетами. Причем речь идет не только об операторах мобильной связи, но и о технологии WiMAX, которую впервые постарались более-менее масштабно вывести на частный рынок. Хотя последнее предложение ориентировано, по нашим оценкам, в основном на новаторов, но тем не менее у пользователя, заинтересованного в услугах мобильного доступа в Интернет, появился широкий выбор и, значит, возросла конкуренция, в том числе ценовая.

Мы считаем, что этот сегмент рынка еще практически не освоен, и не видим необходимости конкурировать по ценам. Более того, мы считаем, что в нижнем ценовом сегменте операторы мобильной связи конкурируют не между собой, а с фиксированными операторами и по определению находятся в менее выгодном положении. Но поскольку шаг вниз уже сделан и вернуться довольно сложно, на этих условиях мы также видим неплохую перспективу продавать немассовые и более дорогие предложения – привлекательные за счет качества услуги, таргетирования и внеценовых бонусов.

Положительный момент для нас заключается в том, что активная реклама, маркетинг, стимулирование интереса аудитории к теме мобильного Интернета со стороны новых игроков обеспечило существенный рост самого рынка. По нашим оценкам, он составил порядка 30% – это очень хороший показатель для Петербурга. И мы смогли получить долю от этого показателя, то есть получить новых абонентов не только за счет органического роста, но и за счет новой динамики развития рынка.

В самом деле, Петербург сейчас, можно сказать, переживает вторую революцию в области мобильного доступа в Интернет. Если в свое время ее обеспечил "Скай Линк" со своими технологиями мобильной передачи данных на базе CDMA-450, то в этом году на рынке Северной столицы заработали сети "третьего поколения" всех трех ведущих GSM-игроков и, кроме того, своеобразной "5-й колонной" выступает "Скартел" со своим WiMAX-проектом Yota. А насколько вообще "Скай Линк" ощутил конкуренцию со стороны других операторов в сегменте предоставления услуг мобильного доступа в Интернет? Какими преимуществами обладает "Скай Линк" в этой сфере?

Д. М.: Основной моделью использования мобильного интернет-доступа абонентами "Скай Линк" является модем, подключенный к ноутбуку, что соответствует практике операторов связи третьего поколения в других странах мира.

Главным преимуществом "Скай Линк" является более качественное покрытие, самая значительная среди всех операторов общая география 3G в 32 субъектах РФ и опыт компании в этом сегменте. Мы единственные, кто предлагает услуги мобильного доступа в Интернет уже шесть лет, знаем все подводные рифы и не случайно занимаем лидирующие позиции на этом рынке. Многие маркетинговые инициативы, с которыми "Скай Линк" выходил в последнее время, сейчас активно копируют другие операторы сотовой связи. Здесь следует отметить и тарифные предложения, в рамках которых абонентам предлагается комплект, включающий как модем, так и тарифный план по единой стоимости, а также такие акции, как дотирование трафика, когда доступ в Интернет предоставляется в подарок, – такой проект мы запускали два года назад. Другой вариант: при подключении и при внесении определенной предоплаты абонент получал интернет-модем "Скай Линк" в подарок – эта программа в различных модификациях длилась практически весь 2008 год.

Чтобы усилить наши конкурентные преимущества, мы постоянно увеличиваем ассортимент модемов. На сегодня линейка "Скай Линк" включает 19 модемов в ценовом диапазоне от 3,6 тыс. рублей, многие из которых поддерживают различные технологии, включая Wi-Fi, Ethernet – причем последними, как правило, активно пользуются корпоративные клиенты для создания своих сетей. Только в этом году на рынок выведено 8 модемов – этого не могут пока себе позволить другие игроки на рынке мобильного ШПД, и наш ассортимент, будучи самым внушительным не только в России, но и в мире, соответствует практически любой модели потребления и позволяет абонентам получать услугу на качественно более высоком уровне, чем у любых других операторов.

М. Ч.: Телефонам мы уделяли в этом году меньше внимания, так как услуга мобильного Интернета является значительно более привлекательной с точки зрения маржинальности, но в сегменте голоса также есть хороший потенциал роста, и это одна из двух равных составляющих нашей стратегии "Баланс". Самое концептуальное из абонентских устройств в этом плане – новый коммуникатор AnyData ASP-505, который не уступает аналогичным предложениям на GSM-рынке, а во многом их превосходит. Он реализован на базе Windows Mobile 6.1 и относится к классу "все в одном". Его преимущества: поддержка EV-DO Rev. A (скорость до 3,1 Мбит/с), а также наличие встроенного GPS-навигатора и специальной программной оболочки SkyTouch. Впервые на рынке в коммуникатор встроен набор дополнительных сервисов, использующих высокоскоростной Интернет: телевидение, радио, онлайн-игры с реальными пользователями, новости, каталог контента (причем учитывается российская специфика; например, среди доступных сервисов, с которыми интегрирован коммуникатор, – "Яндекс", "вКонтакте", "Одноклассники"). Сервисы не требуют активации или настройки, все запускаются одним щелчком сразу после включения аппарата, что также является важным конкурентным преимуществом, не реализованным у других операторов.

Для его продвижения запущен одноименный тарифный план – "Коммуникатор". Ежемесячная абонентская плата на нем для петербургских абонентов составляет 1 тыс. рублей, и в нее, помимо нетарифицируемого голосового трафика в пределах "домашней" сети, включена 1 тыс. минут исходящих вызовов на все местные номера, также 1 Гбайт интернет-трафика. Кроме того, за каждую входящую минуту абонент получает бонусную исходящую минуту, включая МГ/МН-связь на ряд популярных направлений, что является уникальным предложением на рынке. На сегодня в Петербурге продано порядка 1 тыс. коммуникаторов AnyData ASP-505, при этом в ответ на пожелания пользователей тариф "Коммуникатор" открыт для подключения с любым абонентским устройством – как универсальное предложение для абонентов, использующих и голосовую связь, и передачу данных.

На этой неделе ожидается запуск новой модели – U-800 c QWERTY-клавиатурой. Это будет предложение в средней ценовой категории – аппарат, поддерживающий технологию EV-DO и все современные приложения, в рознице будет стоить примерно 10 тыс. рублей. Не забываем и low-end – как раз в этом году "Скай Линк" представил на рынке телефон JOA Telecom L-100, чья стоимость составляет около 2,8 тыс. рублей. Всего в 2008 году при поддержке "Скай Линк" на российский рынок выведено 18 новых моделей абонентского оборудования, и сейчас в линейке представлено 40 моделей мобильных и фиксированных терминалов различных производителей.

С какими итогами вы подошли к концу года в плане развития сети в Петербурге и Ленобласти? Как в 2008 году проходило ваше региональное развитие по Северо-Западу и какие из региональных рынков вы могли бы назвать наиболее успешными?

Д. М.: С технической точки зрения главное событие в этом году – "Скай Линк" обновил свою сеть до технологии EV-DO Rev.A, что позволило существенно увеличить скорости передачи данных – к этому процессу мы приступили весной этого года. Сейчас Rev.A охвачена практически вся территория Петербурга и Ленинградской области – уровень проникновения составляет около 80%. При этом всего в Петербурге и области установлено около 370 базовых станций, из них в городе – около 230. Вариант Revision A позволяет увеличить скорость до 3,1 Мбит/с при скачивании данных и до 1,8 Мбит/с при передаче данных обратно – последнее и является его основным отличием и преимуществом этой технологии по сравнению с EV-DO Rel.0 и преимуществом относительно UMTS. Это позволяет, например, использовать такие сервисы, как видеоконференцсвязь. Кроме того, увеличение скоростей положительно сказалось и на росте потребления интернет-трафика в пересчете на одного абонента.

По регионам – это был год экспансии и централизации. Еще в начале 2007 года к ЗАО "Дельта Телеком" были присоединены четыре оператора сотовой связи: ОАО "Теле-Норд" (Мурманск), ЗАО "Череповецкая Сотовая Связь", ЗАО "Вологодская Сотовая Связь" и ЗАО "Парма-НМТ". Затем мы последовательно запускали услуги – год назад в Пскове и Петрозаводске, и недавно к сети "Скай Линк Северо-Запад" подключилась Вологда. Кроме того, в 2008 году "Скай Линк Северо-Запад" завершил проект, в рамках которого были переоснащены все существующие региональные узлы связи – теперь, в соответствии с новыми правилами, которые диктует законодательство о связи, в каждом регионе присутствия сети "Скай Линк" в СЗФО находится центр коммутации и базовые станции. Таким образом, сегодня сеть "Скай Линк" в округе включает такие регионы, как Петербург, Ленобласть, Псков, Новгород, Петрозаводск, Мурманск и Вологда.

Среди городов за пределами Петербурга, где услуги "Скай Линк" наиболее востребованы, следует отметить Мурманск – здесь весьма актуальны услуги передачи данных, которые мы предоставляем. Одна из причин заключается в том, что в этом городе доступ в Интернет организовать не так легко, как, например, в Петербурге. Что касается ценовой политики, то в Мурманске тарифы передачи данных практически идентичны петербургским предложениям, однако некоторые местные особенности все же учитываются – например, в Мурманске стоимость тарифов несколько ниже. В целом можно сказать, что ситуация с низким проникновением услуг доступа в Интернет сложилась во многих удаленных регионах, и это еще одна возможность для экспансии наших услуг.

Как в 2008 году строились отношения "Скай Линк" с корпоративными клиентами? Насколько кризис отразился на росте абонентской базы в этом сегменте?

М. Ч.: Корпоративные клиенты традиционно составляют весьма существенную часть бизнеса "Скай Линк Петербург" – они приносят порядка 30% выручки. Поэтому мы чувствуем себя довольно уверенно на этом поле и относимся к этому сегменту очень серьезно. "Скай Линк" продвигает для корпоративных заказчиков программу "Бизнес-Эффект", в рамках которой предусмотрены специальные скидки на обслуживание, выгодные тарифные планы, а также скидки на оборудование. Мы понимаем, что одной из сложностей перехода в сеть "Скай Линк" является обязательная покупка оборудования, и предлагаем клиентам различные варианты снижения стоимости "входного билета".

Достаточно новым нашим проектом на корпоративном рынке является активизация на территории Ленинградской области. В качестве покрытия мы превосходим здесь любых наших конкурентов, что позволяет строить определенные планы на областной рынок, которые будут реализовываться в следующем году. Эти планы не замыкаются на предприятиях каких-либо отдельных отраслей, но ориентированы в особенности на наиболее активно развивающиеся, такие как машиностроение, переработка, производство и др.

Под влиянием кризиса часть корпоративных заказчиков, оптимизируя расходы, сократили затраты и на связь, и на мобильный Интернет. Однако в целом мы наблюдаем общий рост трафика передачи данных.

Как в настоящее время развиваются дилерские проекты "Скай Линк Петербург"?

М. Ч.: Сейчас, когда все крупные дилерские сети уходят под опеку GSM-операторов или попросту закрываются, "Скай Линк", 50% продаж которого проходит через дилерские сети, активно занят поиском новых каналов реализации своих продуктов. Усиление альтернативных каналов продаж – также часть нашей стратегии "Баланс". Как пример – наше сотрудничество с сетями заправочных станций Aero и "Фаэтон". Совокупно эти сети АЗС насчитывают порядка 50 точек, в том числе и в области. Специально для этого проекта "Скай Линк" разработал коробочный комплект, включающий активированную R-UIM карту, модем AnyData ADU-310A, договор о подключении на тариф "Турбо" и установочный диск. При покупке комплекта – а это фактически "блистер" – предоставляется бонус, и абонент получает "на руки" 1241 Мбайт трафика мобильной передачи данных.

Еще один новый проект – открытие продаж стартовых пакетов "Скай Линк" в почтовых отделениях "Почты России", где развернуты узлы "Кибер-Почты" – проекта по развитию коллективных пунктов доступа в Интернет. На сегодня пилотные пункты продаж запущены в Колпино и Пушкине, в дальнейшем к проекту планируется привлечь все центральные узлы связи сети "Почты России" в регионе, а потом эту схему можно будет тиражировать и на федеральном уровне.

Также, кроме официальных дилеров, мы традиционно сотрудничаем с розничными компьютерными сетями и гипермаркетами электроники и имеем свой фирменный магазин "Скай Линк" на проспекте Добролюбова, где предоставляется полный спектр технических и консультационных услуг.

Как известно, сейчас принято решение о консолидации всех региональных активов "Скай Линка" и включения их в ЗАО "Скай Линк", и уже сейчас начат процесс унификации деятельности компаний. Вы не могли бы рассказать о том, как он проходит в Петербурге? В частности, в плане унификации тарифной политики "Скай Линка", которая стартовала в прошлом месяце? Станут ли доступными для петербургских абонентов тарифы, основанные на конвергентном биллинге и предлагающие условную "безлимитку", наподобие московского тарифа "Одноклассники"? Кроме того, как известно, федеральный "Скай Линк" запустил единый колл-центр во Владимире – будут ли на него переведены локальные абоненты по СЗФО?

Д. М.: По консолидации я могу повторить только то, что уже было озвучено. В рамках оптимизация структуры управления и формирования единого оператора 28 региональных операционных компаний "Скай Линк" объединяются в бизнес-единицу "Скай Линк Регионы". Она будет сформирована на базе ЗАО "Астарта" – 100-процентной дочерней компании ЗАО "Скай Линк". На первом этапе ОАО "Московская Сотовая Связь" и ЗАО "Дельта Телеком" останутся отдельными юридическими лицами. Планируется, что формирование единого оператора завершится в 2009 году объединением ОАО "МСС", ЗАО "Дельта Телеком", ЗАО "Астарта" и ЗАО "Скай Линк".

Единый контакт-центр уже осуществляет поддержку абонентов из Центрального и Южного федерального округов, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Вопрос перевода обслуживания петербургских абонентов на единый контакт-центр будет решаться поэтапно, по мере его выхода на проектную мощность и запуска необходимых процедур.

Процесс интеграции касается всех сторон деятельности, и тарифная линейка "Скай Линк" также проходит процесс унификации с целью создания единой схемы во всех регионах и вывода на рынок так называемых "говорящих" названий тарифов. В рамках новой линейки предложения петербургского "Скай Линк" по общему принципу будут сформированы в семь групп. В принципе, они будут сформированы на основе существующих тарифов, но названия и некоторые параметры будут несколько изменены, что позволит потребителям лучше ориентироваться в них. Проект будет реализован в феврале 2009 года.

М. Ч.: Тогда же будет запущен ряд новых безлимитных тарифов, которые сейчас прорабатываются в компании – в том числе и на базе конвергентного биллинга, – и здесь мы намерены вывести продукты, которые будут интересны именно местным абонентам. Другие подробности пока не раскрываются, но могу добавить, что мы готовим очень привлекательные предложения, включающие в себя услуги дальней связи.

Наши планы на следующий год включают также запуск нового коробочного продукта на базе технологии видеонаблюдения, который позволит как частным клиентам, так и корпоративным заказчикам, работающим в сегменте малого и среднего бизнеса, организовывать дистанционное видеонаблюдение за объектами. Это будет "легкое" решение в пределах 10-12 тыс. рублей.

Одно из наиболее концептуальных с точки зрения развития рынка направлений, в котором мы планируем работать в наступающем году – сотрудничество с фиксированными операторами. Планируется вывести предложения, которые позволят абоненту дома или на работе пользоваться фиксированными услугами доступа в Интернет, а в дороге или за городом – мобильными. При этом счет будет реализован от одного оператора. Мы уже сделали такой шаг, анонсировав в октябре 2008 года совместно ОАО "Северо-Западный Телеком", продвигающим ADSL-услуги на частном рынке под маркой "Авангард", акцию под названием "Скай Линк" в "Авангарде". В ее рамках предлагалось абонентам пользоваться услугами выделенного доступа к сети Интернет "Авангард" и беспроводного доступа к Интернету "Скай Линк" по специальным сниженным тарифам.

Мы считаем, что основной потенциал для развития рынка лежит не в ценовой конкуренции, а во взаимодействии и конвергенции различных технологий для формирования совместных услуг для своих абонентов на поле партнера. Совместные предложения с фиксированными операторами прорабатываются не только у нас в Петербурге, но и в других городах – это также происходит в рамках федеральной инициативы "Скай Линк".

Подробности

Холдинг "Скай Линк" был основан летом 2003 года для создания единой федеральной сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (используется технология третьего поколения CDMA2000 1X EV-DO, реализованная в радиоинтерфейсе 450 МГц). Основными отличиями этого стандарта являются возможность высокоскоростной мобильной передачи данных, при использовании технологии EV-DO Rev.A, – до 3,1 Мбит/с. Компания "Скай Линк" предоставляет услуги высокоскоростного мобильного доступа в Интернет и голосовой связи на территории 32 субъектов РФ. По данным на декабрь 2008 года, "Скай Линк" обслуживает 960 тыс. абонентов. Стратегия компании "Баланс" направлена на усиление рыночных позиций при сохранении баланса голоса и данных в трех основных составляющих деятельности 3G оператора: транзит трафика, развитие услуг и устройств доступа.

ЗАО "Дельта Телеком" было основано в 1991 году и является первым оператором мобильной связи в России. В конце 2002 года "Дельта Телеком" первой в нашей стране и второй в мире развернула сеть сотовой связи в стандарте CDMA-450 и запустила бренд "Скай Линк" в Санкт-Петербурге.

Черняк Максим Григорьевич

Родился 3 мая 1978 года в Ленинграде. Окончив с красным дипломом в 2000 г. Государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича по специальности "менеджер-экономист", защитил кандидатскую диссертацию (кандидат экономических наук). В 2001 г. поступил на работу в ЗАО "Дельта Телеком", где последовательно занимал должности менеджера по маркетингу, начальника отдела рекламы, директора по продажам. С 2006 г. является заместителем генерального директора, коммерческим директором "Скай Линк Санкт-Петербург" (ЗАО "Дельта Телеком"). Женат, воспитывает дочь. Хобби – настольный теннис, горные лыжи, путешествия.

Малаканчиков Дмитрий Николаевич

Родился в 1974 году в Ленинграде. В 1996 г. окончил Государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича. С 1996 г. работал в компании "Санкт-Петербург Телеком" (FORA Communications), где прошел путь от представителя отдела обслуживания до исполняющего обязанности начальника отдела маркетинга. В 2001 г. возглавил управление маркетингом ЗАО "Радиокоммуникационная компания" (РТК). В 2003 г. перешел на работу в ЗАО "Дельта Телеком" на должность начальника отдела маркетинга. С 2005 г. – директор по маркетингу "Скай Линк Санкт-Петербург" (ЗАО "Дельта Телеком"). Женат, воспитывает сына. Хобби – горные лыжи.

Александр Янкевич, Ирина Рыбченко, Сайт SpbIT, 30.12.08

В поисках партнеров. Итоги развития рынка мобильной связи в 2008 году

Казалось бы, 2008 год должен был пройти в ожидании запуска в Московском регионе сетей "третьего поколения", однако долгое ожидание снизило заинтересованность и потребителей, и операторов. При этом гораздо большее внимание привлекали в уходящем году различные партнерства, слияния и покупки, касающиеся операторов сотовой связи и перспективы дальнейшего развития рынка. Масла в огонь добавил и экономический кризис, заставивший компании задуматься об эффективности бизнес-моделей.

Возврату не подлежит

Самой крупной покупкой 2008 года стало приобретение "ВымпелКомом" 49,9% компании "Евросеть". Напомним, что в сентябре 2008 года Александр Мамут выкупил 100% "Евросети" у Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева и в скором времени перепродал "ВымпелКому" 49,9% акций за 226 млн. долл. Пикантность ситуации заключается в том, что до этого момента рынок очень активно муссировал слухи о переговорах между "Евросетью" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы".

Самые пессимистичные опасения наблюдатели рынка связывали с тем, что после оформления сделки "Евросеть" перестанет сотрудничать с другими игроками рынка, однако этого не произошло: как отмечают в "Евросети", сотрудничество со всеми операторами будет продолжаться. Правда, как оказалось, последствия у покупки все же были – даже более значительные. Так, МТС, не получившие "Евросеть", начали активно искать другие пути, в том числе, чтобы застраховать себя от глобального снижения притока абонентов. В итоге этим оператором было заключено соглашение с "Беталинком" на три года, согласно условиям которого "Беталинк" переформировался в монобрендовую сеть МТС и начал эксклюзивно продавать контракты оператора. При этом из продажи были исключены абонентские контракты других операторов. Кроме того, МТС было подано ходатайство в ФАС о покупке 100% ретейлера "Телефон.Ру".

Кроме того, до сих пор окончательно не решена судьба еще нескольких дилерских сетей – обсуждаются покупки сетей "Связной", "Цифроград" и "Диксис". В частности, руководство последней уже создало новое юридическое лицо OOO "Диксис Дистрибьюшн", которое (после банкротства "Диксис") будет перезаключать договора с арендодателями, франчайзи, а также будет владельцем бренда.

Бренд в полосочку

Так уже случилось, что "ВымпелКом" в 2008 году стали одним из ведущих ньюсмейкеров телекоммуникационного рынка: еще одно достаточно глобальное событие, связанное с этой компанией, – перевод под бренд "Билайн Бизнес" приобретенных ранее активов и завершении интеграции компаний "Голден Телеком" и "Корбина Телеком".

"Это событие национального масштаба, но непосредственно затронуло и рынок Московского региона, – пояснила менеджер по связям с общественностью Московского региона ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. – В результате объединения "Билайн" стал оператором, оказывающим полный спектр телекоммуникационных услуг. Уже сейчас через сеть "Билайн" совершается каждый четвертый звонок по России и в города мира. Кроме того, "Билайн" обслуживает 30% интернет-трафика в России. Интеграция также подразумевает серьезные организационные преобразования: сегодня мы более приспособлены для работы с корпоративными клиентами благодаря экспертизе объединенных компаний, мы пересмотрели тарифную политику, разработали новые пакетные предложения. Один из новых продуктов интегрированного оператора – проводной Интернет под брендом "Билайн", который мы начали продавать на рынке Московского региона в уходящем году".

У данного события также был ряд последствий, в том числе и маркетинговых: если раньше о конвергентных услугах часто говорили, но в большей степени в будущем времени, то интеграция "Билайна" и "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" заставили более серьезно присмотреться к необходимости выводить на рынок конвергентные предложения – хотя бы через сотрудничество с игроками смежных рынков. Также наблюдалась и активизация операторов в корпоративном сегменте: в частности, в сентябре МТС объявили о формировании во всех российских региональных подразделениях направлений по работе с бизнес-рынком и розничным рынком.

Реформаторские идеи

"Скай Линк" во второй половине 2008 года решил провести некоторую реорганизацию, которая коснулась как собственно структуры компании, так и маркетинга. В частности, в ноябре 2008 года было объявлено о реорганизации в рамках формирования единого федерального оператора. В соответствии с решением, принятым советом директоров ЗАО "Скай Линк" 20 октября 2008 года, в настоящее время формируется бизнес-единица "Скай Линк Регионы". Для этого 28 региональных компаний, в которых доля владения ЗАО "Скай Линк" составляет 100%, будут присоединены к ЗАО "Астарта". Соответствующее разрешение ФАС получено 12 ноября 2008 года. Планируется, что данный этап реорганизации и формирование на базе ЗАО "Астарта" бизнес-единицы "Скай Линк Регионы" будет завершено к середине января 2009 года, а в 2009 году формирование единого оператора завершится объединением ОАО "Московская Сотовая Связь", ЗАО "Дельта Телеком", ЗАО "Астарта" и ЗАО "Скай Линк".

При этом дальнейшее развитие оператора будет проходить в рамках стратегии "Баланс", согласно которой "Скай Линк" будет уделять равное внимание как услугам передачи данных, так и голосу. Программа, которая включает основные направления, целевые показатели и сценарии развития компании, рассчитана на 2009-2012 гг. Стратегия направлена на усиление рыночных позиций "Скай Линк" при сохранении баланса голоса и данных в нескольких основных составляющих деятельности: баланса выручки от голоса и передачи данных, баланса тарифов, каналов продаж и абонентских устройств.

Кроме того, "Скай Линк" запустил процесс реформирования тарифных линеек во всех регионах присутствия: новая структура тарифной линейки предполагает их объединение в семь групп по услуге, на пользователей который ориентировано предложение, оборудование, с которым продвигается тариф, а также по другим доминирующим признакам – наличию или отсутствию абонентской платы и объему включенного в абонентскую плату трафика.

Стратегические договоренности

Запомнится 2008 год и рядом новых партнерств. Одним из самых крупных, разумеется, стало соглашение о сотрудничестве, подписанное осенью ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и Vodafon. Если для Vodafone, по заверениям руководства операторов, данное партнерство означает прежде всего выход на незнакомые ему рынки России и других стран, где присутствуют МТС, то ОАО "Мобильные ТелеСистемы" это соглашение должно позволить снизить капитальные затраты, а также дать возможность использования экспертизы Vodafone в области маркетинга.

Для МТС это не единственное партнерство за 2008 год. Так, из крупных отметим следующее: МТС, Microsoft и Fujitsu Siemens Computers в июле 2008 года объявили о сотрудничестве в области продвижения мобильного доступа в Интернет. Компании представили комплексное решение, состоящее из брендированного ноутбука на базе ОС Windows Vista со встроенным 3G-модемом, SIM-карты МТС и специального тарифного плана для передачи данных.

Также активную политику в сегменте поиска партнеров поводил в 2008 году "Скай Линк". Например, с "Комстар-ОТС", продвигающей в том числе услуги широкополосного доступа под брендом "Стрим", было заключено соглашение о совместной реализации услуг и продуктов в столице. В рамках договоренности в офисах продаж обеих компаний на территории Московского региона продаются "коробочные" решения партнера.

В марте "Скай Линк" заключил соглашение о совместной работе с "ЦентрТелеком", основной территорией которого являются области ЦФО. Оно подразумевает несколько основных положений – компании становятся агентами друг друга при реализации услуг, также операторы намерены разрабатывать совместные продукты. Кроме того, "ЦентрТелеком" перевел под бренд "Скай Линк" свои сети CDMA-450, которые работают в Ярославской, Ивановской и Костромской областях.

Были в этом году и другие партнерства – менее стратегического характера, направленные преимущественно на вывод на рынок конкретного продукта – таким образом их можно рассматривать как маркетинговый ход. Самыми яркими из подобных проектов стали тариф "Подружки", который был запущен в сотрудничестве с Cosmopolitan. "Смешарики" – при поддержке одноименного бренда, а "Мобильная мама" – компании "Проктер энд Гэмбл" (торговая марка Pampers). Таким образом, операторам удалось значительно расширить восприятие тарифного предложения пользователями за счет дополнительных возможностей, ориентированных на абонентов конкретного тарифного плана.

Телефон как спасение

Одним из самых ожидаемых событий 2008 года должно было стать начало официальных продаж iPhone: операторами активно нагнетался ажиотаж по отношению к данному событию. В ход шли различные способы: и ночной старт продаж, и неожиданно и совершенно случайно появившиеся раньше времени на сайте одного из игроков рынка данные о предлагаемых с iPhone тарифах, а потом в спешном порядке оттуда исчезнувшие, и много другое.

Хотя операторы и утверждают, что результатами продаж полностью удовлетворены, но, по мнению дилеров, надежды на высокие продажи не оправдались – особенно это касается регионов. Как пояснил топ-менеджер одного из операторов, отсутствие в списке имеющих право продавать iPhone значительно ударило бы по имиджу компании. Интересно, что несмотря на это потребление мобильного интернет-трафика пользователями iPhone активно увеличивается: в частности, к концу года на долю мобильных просмотров страниц с помощью iPhone приходилось более 30%.

Старт продаж iPhone стал самым ярким, но далеко не самым важным событием в сегменте терминальных решений – операторы занимались выводом нового оборудования на протяжении всего 2008 года: преимущественно это касалось оборудования для мобильного доступа в Интернет. Так, брендированные модемы представляют все три оператора "большой тройки": "Билайн Интернет Дома", "МегаФон 3G Модем", "МТС Коннект" и так далее.

Однако конец года внес некоторую интригу: операторы "большой тройки" занялись брендированием телефонов. Так, "МегаФон Москва" в декабре официально представил новое коробочное решение "К связи готов!". В него входит брендированный телефон "МегаФон T261L", производства компании Huawei. "ВымпелКом" также в декабре начал продавать брендированный телефон U121 производства Huawei, но правда, только на Дальнем Востоке. Интересно, что по данным Издательского Дома "РПР-группа", вывод на рынок брендированного U121 изначально рассматривался именно "МегаФоном", а не "ВымпелКомом".

"Скай Линк", для которого развитие линейки терминалов является насущной необходимостью, в 2008 году тоже сделал несколько очень ожидаемых и, несмотря на это, все же неожиданных терминальных предложений. Так, оператор представил на рынке 3G-коммуникатор AnyData ASP-505 на платформе Windows Mobile 6.1, EV-DO-маршрутизатор c поддержкой технологий Wi-Fi, WLAN и Ethernet AnyDATA AWR-500. Кроме того, были выведены на рынок low-end телефон JOA Telecom L-100 для голосовой связи c поддержкой функции мобильной передачи данных и 3G-смартфон среднего ценового сегмента Ubiquam U800 – эти инициативы также стали ответом оператора на экономический кризис. Всего в 2008 году при поддержке "Скай Линк" на российский рынок выведено 18 новых моделей абонентского оборудования. По данным компании, в настоящее время 80% в общем объеме продаж абонентского оборудования "Скай Линк" составляют модемы. Доля продаж телефонов сегментов middle- и low-end составляет менее 40%, более 60% новых абонентов "Скай Линк" предпочитают модели класса high-end (мобильные телефоны с функционалом 3G или коммуникаторы).

Кризисные опасения

Приход экономического кризиса отразился не только на выводе новых терминалов. И хотя пока, как утверждают игроки рынка, пока его последствий практически не чувствуется, ожидать негативных результатов следует весной 2009 года.

"Пока мы не чувствуем снижения спроса на наши услуги, – рассказывают в "Билайн". – Однако в перспективе мы предполагаем, что такое снижение может произойти и готовимся к такому сценарию развития событий, оптимизируя наши денежные потоки. С другой стороны, мы считаем, что отрасль связи находится в целом в более комфортном положении, чем другие, поскольку предоставляет услуги, которые воспринимаются в обществе как достаточно "базовые". Вряд ли наши клиенты смогут полностью отказаться от общения или драматически снизить его объем. На наш взгляд, сегодня сотовая связь в России уже вошла в категорию товаров первой необходимости, как лекарства, хлеб и молоко. Вряд ли кто-то полностью откажется от разговоров по мобильному, но вполне возможно, что люди будут более тщательно определять свой месячный лимит на общение по мобильному. И операторы должны будут учесть это в своих предложениях. Также можно предположить, что, возможно, люди будут реже менять сами сотовые телефоны. Если говорить отдельно по Москве, то на наш взгляд, вряд ли здесь значительно сократится, к примеру, объем приезжих, которые часто звонят домой, и причем именно по мобильному".

Интересно, что дилерские сети менее позитивны в оценках как нынешнего, так и будущего положения. "В 2008 году рынок сотового ретейла демонстрировал рост порядка 20%, – рассказали в пресс-службе ГК "Связной". – В наступающем году ожидаем падения продаж. В целом мы прогнозируем снижение средней цены мобильного телефона на 10%, а также 10-20-процентное падение объемов продаж в штуках. Намечается общий спад потребительской активности, в том числе, и из-за уменьшения объемов кредитования".

Алена Журавлева, Сайт mskIT, 30.12.08

Компаниям стало тесно в сотах

В 2008 г. сотовые операторы впервые вышли на смежные рынки – фиксированной телефонии, широкополосного доступа в интернет (ШПД) и ритейла.

В конце ноября 2008 г. на 100 россиян приходилось 127 sim-карт (данные AC&M-Consulting). Реально сотовой связью пользуется 70% населения, это предел насыщения рынка, говорится в отчете аналитиков "КИТ финанс". В этой ситуации операторы, надеясь сохранить рост, активно ищут новые возможности для развития, заметил в ноябре гендиректор "ВымпелКома" Александр Изосимов. "ВымпелКом" первым из операторов сотовой "большой тройки" шагнул за пределы рынка мобильной связи; еще в феврале он отдал 4,3 млрд. долл. за оператора фиксированной связи и ШПД Golden Telecom, а в июне заплатил 404 млн. долл. за 49% "Корбины телеком".

В III квартале "ВымпелКом" показал более высокие, чем у конкурентов, темпы роста консолидированной выручки по сравнению с тем же периодом 2007 г. (+45,3%) и впервые обогнал МТС по абсолютному значению этого показателя – 2,843 млрд. долл. против 2,812 млрд. долл. соответственно. Правда, доходы "ВымпелКома" от услуг сотовой связи в России росли медленнее, чем у конкурентов, и за год (с III квартала 2007 г.) доля "ВымпелКома" в российской выручке "большой тройки" снизилась с 34,3% до 33,2%.

"Мы видим потенциал роста рынка ШПД, но синергии в комбинировании фиксированной и мобильной связи пока не наблюдаем", – заявил "Ведомостям" президент МТС Михаил Шамолин. Осенью совладелец АФК "Система" Владимир Евтушенков признавался, что думает об объединении подконтрольных МТС и оператора фиксированной связи "Комстар-ОТС". Но в условиях финансового кризиса это не приоритет, поэтому акционеры отложили решение вопроса, говорит Шамолин.

Гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков обещал, что его компания будет строить сети фиксированной связи сама. Позиция не изменилась, подтвердила вчера представитель "МегаФона" Марина Белашева. В этом году оператор уже попытался конкурировать с крупнейшим московским оператором проводной связи МГТС, запустив услуги "Домашняя зона" и "Офисная зона". Результаты их продаж "МегаФон" не раскрывает, но МГТС действия конкурента не понравились: она даже пожаловалась антимонопольному ведомству на рекламу этих услуг.

Осенний кризис принес финансовые проблемы сотовым ритейлерам. Dixis, признал ее новый гендиректор Марк Лавриченко, оказалась на грани банкротства, "Цифроград" и "Телефон.ру" ведут переговоры о продаже, а 49,9% акций "Евросети" достались "ВымпелКому" за 226 млн. долл. "Это попытка стабилизации рынка, усиления контроля над затратами и вовлечения ["ВымпелКома"] в мощную систему дистрибуции, что будет способствовать продвижению всего пакета интегрированных продуктов и услуг", – говорит Изосимов. МТС тоже вела переговоры о покупке доли в "Евросети", но теперь Шамолин уверен: модель мультибрендовой розничной сети, работающей на заемных средствах, себя изжила. Кризис поможет высвободить множество торговых площадок и у МТС есть уникальная возможность построить монобрендовую сеть, верит он.

Тимофей Дзядко, "Ведомости", № 248 от 30.12.08



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новости связи (3)

    Документ
    Гендиректор ОАО "Связьинвест" Евгений Юрченко: "Положение "Связьинвеста" сложное: сформировался ряд тенденций, несущих реальную угрозу" 32
  2. Новости связи (8)

    Документ
    Европейский суд поддержал решение Еврокомиссии о наложении на Deutsche Telekom штрафа в размере 12,6 млн. евро за злоупотребление доминирующим положением 68
  3. Новости связи (13)

    Документ
    Министерство связи и массовых коммуникаций занялось изучением методик измерения телеаудитории для того, чтобы в будущем провести тендер по выбору официального поставщика рейтингов.
  4. Новости связи (21)

    Документ
    «ВымпелКом», Huawei и ZTE запустили совместный продукт «Билайн Интернет Дома» с возможностью выхода в Интернет с настольного компьютера или ноутбука 40
  5. Новости связи (23)

    Документ
    10 - МГТС вместо "Стрима". Лидеру столичного интернет-рынка придется потратить миллионы долларов, чтобы объяснить: МГТС уже не только телефон
  6. Новости связи (25)

    Документ
    Осенью Научно-технический совет (НТС) Минкомсвязи рассмотрит вопрос о принятии нормативной базы для виртуальных операторов (MVNO). Чиновники собираются придать понятию MVNO официальный статус и разработать механизмы выдачи лицензий для виртуалов.

Другие похожие документы..