Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В августовском и сентябрьском номерах нашего журнала за 2005 г. была опубликована сокращённая стенограмма “Дела Бейлиса”, переданного в журнал бывшим...полностью>>
'Документ'
О предельных значениях расхождений определения массы нетто при одинаковых средствах и методах и при различных методах и средствах измерения на станция...полностью>>
'Документ'
ХИРУРГИЯ СТОПЫ Издание второе, переработанное и дополненное ЧЕРКЕС-ЗАДЕ Дурсун Исмаилович - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель на...полностью>>
'Курс лекций'
Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же мест...полностью>>

Художник Светлана Никонюк сделала уникальные иллюстрации ко всем книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«ДАВАЙ, ЗЕМЛЯ, ПОКРУЖИМСЯ!»

танцы народов мира в переложении для детей России

Елена Поплянова (Челябинск)

Три года назад появилась на свет рукопись книги «Давай, Земля, покружимся!» Появилась она неспроста. Вот уже десять лет в моей фонотеке бережно хранятся кассеты, привезённые с Орф-семинаров, с музыкой танцев народов мира. Мои ученики – счастливчики, они с радостью общаются с этой удивительной красоты музыкой, имеют возможность танцевать и музицировать под неё. Но их число ограничивается несколькими десятками человек. Несправедливость по отношению ко всем остальным заставила меня сесть за инструмент и сделать лёгкие переложения и аранжировки музыки народов мира для фортепиано с учётом возможностей самых неискушённых музыкантов. С проделанной работой я и пришла в челябинское издательство «MPI». А там как будто меня и ждали. Директор, Духовный Игорь Рафаэльевич, показал мне американские ноты популярных мелодий песен и танцев мира в переложении для фортепиано и спросил: «Можем ли мы сделать нечто подобное?» Я молча вынула рукопись, мы понимающе переглянулись, и – за дело!

Через полгода родилась серия из семи книг «Давай, Земля, покружимся!», куда вошли сто тридцать песен, танцев и мелодий народов мира всех континентов. Работать было чрезвычайно интересно и радостно. Художник Светлана Никонюк сделала уникальные иллюстрации ко всем книгам. В них она нарисовала соответствующие каждому народу костюмы, изобразила исторические места, о которых идёт речь в произведениях, словом создала универсальную энциклопедию национального колорита народов мира. Чуть позже появилась идея проводить семинары для учителей музыки обычных и музыкальных школ и музыкальных работников детских садов на основе этой музыкальной антологии. Идея эта связана с тем, что исполнять народные танцы в том виде, в котором они существуют в культуре той или иной национальности маленьким детям без хореографической подготовки зачастую трудно. Но нет ничего невозможного для тех, кому очень хочется. За многие годы работы с малышами накопилось большое количество адаптированных танцев для детей самого разного возраста и подготовки. Многие из них «обросли» текстами на русском языке. Это естественно, ведь когда ребёнок проговаривает те действия или движения, которые исполняет, ему легче их запомнить. Некоторые танцы превратились в музыкальные игры. Словом, фантазия на темы танцев народов мира «бьёт ключом». Это подтвердили и семинары, которые мне посчастливилось провести в 2006 году в Перми и Озёрске. Проекты, сделанные их участниками, достойны самого внимательного изучения.

С удовольствием познакомлю читателей «Вестника» с фрагментами своего «танцевального» семинара и с книгами из серии «Давай, Земля, покружимся!». Тем более что 2 ноября в Москве, в Театральном центре на Страстном бульваре, за эти книги я получила Диплом и медаль «За вклад в отечественную культуру» от председателя жюри, актёра В.С. Ланового. Это событие было итогом Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова», где я приняла участие в номинации «просветительская деятельность».

Итак, начну сначала. А «сначала» – значит, с предисловия, которое сопровождает всю серию:

«У каждого человека есть родина.

Для одних – это дом, в котором прошло детство, для других – город, в котором они живут, третьи считают родиной край, где родились…

А если вдуматься, то все люди живут на одной Земле. На этой удивительной планете, которая так щедро делится всеми своими богатствами. А люди в благодарность посвящают ей свои стихи, слагают песни, сочиняют музыку.

Проходят века, рождается новое поколение, а музыка, созданная предками, остаётся такой, какой её слышали прадеды, и берёт она за душу своей искренностью и красотой. Ведь сочиняли её с любовью и добрым сердцем те, кто умел радоваться жизни и находить в ней даже в самые трудные минуты частичку живого огня.

Музыкальные пьесы, собранные в серии «Давай, Земля, покружимся!», – лишь малые искорки того огня творчества, который по сей день согревает и украшает нашу планету. Моя задача состояла в том, чтобы донести этот огонь до вас».

Открывает серию книга под названием «Бабушкин сундучок». Это единственный сборник, в котором нет народных мелодий. Все пьесы авторские, но написаны в народном духе. Сама же книга может служить маленькой энциклопедией детского русского фольклора.

Следующая книга называется «О чём поёт соловушка?» В ней собраны песни и танцы народов России. Это не только русские народные произведения, но и музыка Башкирии, Карелии, Якутии, Чувашии и др.

Предлагаю свой вариант обыгрывания «Песни про Дрёму», которая встретится на страницах книги.

С помощью считалки дети выбирают Дрёму. Становятся перед ним в ряд. Дрёма запоминает, в какой последовательности стоят ребята, и отворачивается. Дети поют первый куплет песенки и меняются местами:

Сидит Дрёма, сидит Дрёма,

Сидит Дрёма на скамейке,

Сидит Дрёма на скамейке.

Да.

После того, как произнесено слово «да», Дрёма поворачивается к участникам игры и пытается понять, кто же стоит не на своём месте. Угадал – выбирает нового Дрёму. Нет – игра повторяется, поётся второй куплет:

Вяжет дрёма, вяжет Дрёма,

Вяжет Дрёма рукавицы,

Вяжет Дрёма рукавицы

Год.

После слова «год» Дрёма делает вторую попытку. Для начала игры лучше не делать больше двух-трёх замен. После второго куплета Дрёма в любом случае меняется с другим участником игры, чтобы всем ребятам дать возможность «поводить». Задачкой для сонного Дрёмы может быть не только перестановка участников игры. Это могут быть различные предметы в руках детей или, расставленные на стульях. Возможно, дети примут какие-то выразительные позы (поднятые руки, сидение на корточках и т.д.) В качестве атрибута Дрёмы могут быть спицы с вязанием, тогда они передаются каждому следующему «водящему». Такая игра хорошо развивает внимание, память и фантазию.

Название третьей книги, «На мосту Авиньона», подсказывает нам, что путешествие продолжается в европейской части Земли.

Из этой книги хочу предложить вашему вниманию «Португальский танец» (стр.18), который превратился в игру «Великан и гномики»:

С помощью считалки выбирается Великан. Он становится в центр круга. Дети-гномики, взявшись за руки, на цыпочках водят вокруг него хоровод. Великан стоит с закрытыми глазами и вытянутой рукой, в которой может быть «волшебная великанская палочка». Он поёт под музыку:

На кого из вас

Покажу сейчас,

Должен в тот же миг

Станцевать для нас.

После этих слов гномики останавливаются. На кого Великан показывает, тот придумывает движение и поёт:

Ну-ка, гномики-друзья,

Повторяйте всё как я.

После чего, все остальные дети повторяют движение со словами:

Мы весёлою гурьбой

Повторяем за тобой.

В то время, пока все гномики повторяют движения, Великан меняется местами с гномиком-солистом и игра продолжается. Только подскажите «водящему гномику», что движения должны быть однородными (только хлопки, только притопы или только прыжки и т.д.), для того, чтобы остальные ребята смогли их запомнить и сразу же повторить.

«Что такое йойку?» - так называется четвёртая книга, и вместе с ней мы продолжаем путешествие по странам Европы. Для тех, кто был на семинарах Сойли Перкио из Финляндии, ответить на вопрос, что такое йойку, не составит труда. Остальным – адресовано предисловие.

ЧТО ТАКОЕ ЙОЙКУ И КАК ДОТРОНУТЬСЯ РУКОЙ ДО ЗВЁЗД?

«Если спросить: что вы знаете о Лапландии, первое, что приходит в голову, – это то, что Лапландия – родина Санта-Клауса. А ещё – это царство Снежной Королевы, царство льда и снега. Люди в Лапландии носили одежду из оленьих шкур, жили в чумах и питались рыбой.

Так было в давние времена.

Зимними вечерами лапландцы собирались у костра и под мерное звучание барабана пели йойку – протяжные, красивые мелодии. Чем громче бил барабан, тем настойчивее звучала музыка, то разрастаясь в многоголосие, то сливаясь в одну мелодическую линию. Слов у йойку как таковых не было, пели на различные слоги или звуки, но вкладывали в это пение все свои мысли и душу. Сыграйте «Йойку», и, может быть, вам откроются мысли старых лапландцев.

Удивительное всё-таки свойство музыки: без кисти и палитры рисовать красочные картинки. Вот мерцающие звёзды в ночном небе Норвегии, и можно дотронуться до них рукой, вот весенний ветер пропел свою взволнованную песню, а кто-то из жителей Швеции запомнил её и передал другим.

Так и странствуют по свету мелодии, родившиеся в горах Швейцарии и над озёрами Финляндии, под ярким солнцем Болгарии и среди снегов Лапландии. Попробуйте путешествовать вместе с ними. А вдруг вам повезёт, и вы сможете дотронуться рукой до звёзд?»

А пока предлагаю чешский танец «Будь со мной» (стр.8). Его могут танцевать даже очень маленькие дети – двух-трёх лет:

Будь со мной, будь со мной.

Я хочу плясать с тобой

Дети дважды поют эти строчки (8 тактов) и одновременно подпрыгивают, взявшись за руки с партнёром. А партнёром может быть и мама (если танцует малыш), и другой ребёнок. Всего, желательно, чтобы получилось 16 прыжков. Следующая часть танца исполняется с таким текстом:

Правой ножкой: топ-топ-топ,

И ладошками – хлоп, хлоп.

Здесь текст говорит сам за себя. 9-10 такты дети топают правой ногой 4 раза, руки могут быть на поясе у мальчиков, а девочкам лучше взяться за платьице. 11-12 такты все хлопают в ладоши четырежды. Последняя часть танца исполняется со словами:

Повернись, покружись

И остановись.

На первую строчку дети, взявшись за руки с партнёром, кружатся на цыпочках. На вторую – останавливаются и приседают на корточках, замерев в такой позе на два последних такта. Затем весь танец повторяется столько раз, сколько захотите. При желании можно поменяться партнёрами. Текст танца незатейливый, и если вы придумаете лучше, чем я - танцуйте со своими стихами. Удачи!

А сейчас хочу рассказать о том, как появилась целая коллекция поэтических версий финского танца «Рулатэ» (стр.22). Но сначала о самом танце. Дети парами распределяются по кругу. Взявшись за руки «лодочкой», качаются из стороны в сторону на сильную долю 4 раза (1-4 такты), затем в паре на носочках кружатся вправо (5-8 такты). Следующие 4 такта снова качаются и ещё 4 такта кружатся в левую сторону. Эту часть мы назовём – «А». Далее следует часть «Б». Дети стоят друг против друга так, что образуется внутренний и внешний круг. На сильную долю все делают хлопок, затем – ладошки встречаются с ладошками партнёра. Эти движения повторяются четырежды (1-8 такты). Затем, спрятав руки за спину, дети одновременно с прыжком выставляют поочерёдно то носочек правой ноги, то носочек левой (4 раза): как бы хвастаясь – посмотри какие у меня туфельки! И последние 4 такта танца – топают на месте на каждую долю такта (кроме последнего, в нём – один притоп). Всего получается 10 притопов. Дальше танец повторяется. Однако, если «танцующие» уже опытные, можно предложить более сложный конец с переходом. Тогда на последние 4 такта дети, стоящие во внешнем круге переходят вправо на одного человека, а те, кто во внутреннем – стоят на месте и машут партнёру рукой, как бы прощаясь.

Когда этот танец был разучен в городе Перми, я призналась, что не успела придумать к нему текста, и предложила желающим его сочинить. И тут участники семинара так разошлись, что появилось сразу несколько вариантов! Я не знала, какому из них отдать предпочтение, поэтому решила, что пригодятся все на разные случаи. Судите сами:

За руки дружно с тобою возьмёмся,

Будем кружиться мы в танце легко.

Глядя друг другу в глаза, улыбнёмся,

Как танцевать нам с тобой хорошо!

Пусть наши руки навстречу друг другу

Дружно взлетят высоко-высоко.

Весело прыгать с тобою мы будем,

Делай как я – это очень легко!

Татьяна Ощепкова

* * *

Мы на качелях с тобою качались

Вправо и влево, назад и вперёд.

Славно друг другу и всем улыбались.

Дружный, весёлый, счастливый народ!

Елена Томилова

* * *

Лёгкою лодочкой кружимся в танце.

Вместе кружиться нам так хорошо!

Я загадала сегодня желанье,

Чтобы нам встретиться в танце ещё.

Рулатэ…

* * *

А эти строчки просто сами просятся для праздничного исполнения танца:

В зале нарядные люстры сверкают,

Крыльями бабочек платья шуршат.

Лёгкие туфельки в танце мелькают,

Щёки партнёров румянцем горят.

Рулатэ…

Роза Сычикова

Автор следующей поэтической истории не подписал своего имени, но, по-моему, она заслуживает внимания:

Плавно качается лодка рыбачья,

В море уходит семья рыбака.

Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула.

Ветер попутный, лови паруса!

Вышла на берег седая рыбачка,

Смотрит на волны спокойно она.

Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула.

Ветер попутный, лови паруса!

И улыбнулась седая рыбачка,

Парус родной показался в дали.

Рулатэ, рулатэ. Ветер попутный,

Лодке вернуться домой помоги!

Эту историю можно исполнять как песню. Дальше, тот же неизвестный автор предлагает танцевальный текст:

Лодочка плавно по кругу качает,

Справа налево, тебя и меня.

Лихо в ладошки с тобой мы ударим.

Финскую польку мы спляшем, друзья!

Последняя книга с Европейскими танцами называется «Как женился наш комарик?»

Я расскажу, как мы с детьми танцуем и поём польский танец «Сапожник» (стр.26). Дети распределяются парами свободно в пространстве или по кругу. Договариваются о том, кто из них будет Сапожник, а кто – посетитель. Первые два такта – стук в воображаемую дверь сапожной мастерской. Затем 4 такта мелодии, на которую посетитель поёт:

Здравствуйте, Сапожник.

Сшейте башмаки.

Во время пения он выставляет правую ногу вперёд, чтобы Сапожник осмотрел её. А Сапожник в это время становится на одно колено и разглядывает обувь посетителя. Затем берёт воображаемый молоточек и начинает им постукивать, напевая песенку на мелодию следующих 8 тактов:

Тук-тук, тук-тук, так-так, так-так,

На все руки я мастак.

Тук-тук, тук-тук, так-так, так-так,

И готов башмак.

После этого оба берутся за руки, кружатся, подпрыгивая, и поют (ещё 8 тактов):

Ах, какая красота,

Как весело, как радостно!

Можно прыгать до утра,

Спасибо и пока!

С последней строчкой машут друг другу рукой и расходятся. Дальше танец продолжается с новой парой. Если дети стоят по кругу, то переход можно осуществлять, двигаясь вправо на одного человека тем, кто стоит во внешнем круге. Те, кто оказался во внутреннем, ждут следующего партнёра-посетителя. Если же пары расположены хаотично, то выбор партнёра происходит по обоюдному желанию. Но на этом правила танца-игры не кончаются. Ведущий объявляет, что сейчас к Сапожнику пришёл Великан. И тогда все движения, манера исполнения становятся такими, чтобы соответствовать образу: Сапожнику придётся забивать большущие гвозди и танцевать с Великаном, делая огромные прыжки.

В следующий раз посетителем может оказаться Гномик, Старушка или Медведь. Словом, тот, кого вы сами захотите изобразить. Не забудьте только войти в образ и поменять местами Сапожника с посетителем. Помните, дети любят разнообразие.

Шестая книга называется «В гостях у Джонни Брауна», и это имя нам подсказывает, что мы в гостях у народов Америки.

Заглянем на праздник бразильских ребятишек, которые танцуют танец «Ножка» (стр.6). Дети, взявшись за руки, образуют круг, поют песенку и выставляют поочерёдно то правую ножку на носочек (первые 6 тактов), то левую (следующие 4 такта):

Ах, посмотрите, посмотрите мне на ножки,

Какие туфельки красивые на них!

Ах, посмотрите, посмотрите мне на ножки,

Вы не найдёте больше туфелек таких.

После этих слов все идут по кругу вправо (два такта), затем влево (ещё два такта), напевая:

Они шагать умеют вправо,

Они шагать умеют влево.

Дальше - дети кружатся на месте и поют:

И покружиться на носочках

Они умеют так умело.

Вот и весь танец: простой и трогательный, как родниковая вода.

И завершает серию «Давай, Земля, покружимся!» книга, объединяющая музыку Африки, Азии и Австралии. Она называется «Там, где лето круглый год».

КТО РАЗГАДАЕТ ТАЙНУ ДАЛЬНИХ СТРАН?

«Помните, как в детстве нам впервые читали строчки К.И.Чуковского про Африку?

«Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать…»

В моём детском сознании ещё долго жило ощущение того, что Африка и другие дальние страны – это что-то таинственное, пугающее и очень опасное.

Если бы тогда мне кто-нибудь напел или сыграл народные мелодии этих стран, думаю, мои ощущения были бы другими. Сколько красоты и изящества, лирики и лёгкости в замысловатых мелодиях народов Азии! А какие причудливые ритмы и в то же время удивительная простота мелодий в африканских песнях и танцах!

Мне хочется, чтобы музыка, представленная в этом сборнике, стала началом знакомства с экзотической культурой народов этих стран.

Наше музыкальное путешествие заканчивается мелодиями из Австралии. И это не случайно. Мне кажется, что музыка, рождённая на этом материке, остаётся пока самой загадочной для людей планеты. Может быть, тот, кто сыграет всего лишь две австралийские мелодии из этого сборника, откроет нам когда-нибудь тайны всей музыкальной культуры Австралии?

А пока пусть наша планета кружится, а вместе с ней будем кружиться и мы под прекрасные мелодии, созданные жителями Земли!»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Секція внутрішньої медицини клінічна ефективність амлодипіну в людей похилого віку, хворих на артеріальну гіпертензію, поєднану з облітеруючими захворюваннями артерій нижніх кінцівок атаман Ю. О., Тимошенко А. С

    Документ
    КЛІНІЧНА ЕФЕКТИВНІСТЬ АМЛОДИПІНУ В ЛЮДЕЙ ПОХИЛОГО ВІКУ, ХВОРИХ НА АРТЕРІАЛЬНУ ГІПЕРТЕНЗІЮ, ПОЄДНАНУ З ОБЛІТЕРУЮЧИМИ ЗАХВОРЮВАННЯМИ АРТЕРІЙ НИЖНІХ КІНЦІВОК

Другие похожие документы..