Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
опорные конспекты для изучения основ сернокислого производства. Самостоятельные исследования учащихся и приобретённые практические знания, умения и н...полностью>>
'Документ'
50 американських філантропів, що жертвують круглі суми на добродійність. Друге місце в списку зайняв один з творців корпорації Intel Гордон Мур і його...полностью>>
'Доклад'
Сомали сегодня — одна из самых горячих точек планеты. Начиная с 1991 года, когда произошел развал старой политической системы, оставшейся со времен о...полностью>>
'Документ'
Число раненых можно оценивать как 1:10, то есть на «порядок» больше. Приплюсуем к этому число инфарктов и инсультов (вообще не поддающихся статистике)...полностью>>

Урок 36 Мир древности: далекий и близкий

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок 36 Мир древности: далекий и близкий

Цели урока:

Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом, развивать устную речь, воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -Начинается урок. Чтоб историю узнать Книги надо нам читать.

II. Проверка домашнего задания

Нескольким ученикам предлагаются письменные задания по кар­точкам:

  1. Опиши, как выглядел древний человек.

  2. Чем занимался первобытный человек?

Остальные слушают пересказы, проверяется задание в тетрадях. - А сейчас мы подведем итог и узнаем, куда поведет нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобыт­ной истории. 2. Люди научились ... глиняную посуду. 3. Этим зани­мались женщины -и дети. 4. Как по-другому назвать древнейшего человека. 5. Освещение первобытных художников. 6. Основное за­нятие древнейшего человека.

(Ответы: 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4. Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.)

- Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о
древней Греции и о древнем Риме.

III. Новая тема

  • Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Еги­пет? (На берегах реки Нил.)

  • Да, верно. Египет - одно из самых древних государств на зем­ле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берет свое начало в горах Центральной Африки и впа­дает в Средиземное море.

  • Найдите на карте материк Африка и реку Нил. (Дети работают с картой.)

  • Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.)

  • Нил течет через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? (Нет.)

(См. Приложение к уроку.)

.- Прочитайте текст на стр. 8-9 учебника. Что нового вы узнали из этого рассказа? (Египтяне писали особыми знаками - ие­роглифами.)

  • Иероглиф - древние рисуночные знаки египетского письма. Что еще вам показалось интересным? (Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки - храмы и пирамиды.)

  • Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких?
    (Пирамида Тутанхамона, пирамида Хеопса.)

IV. Физкультминутка

Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились.

V. Продолжение новой темы

- Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. Греция - горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте.

Учитель рассказывает о древней Греции (см. Приложение к уроку.)

  • Найдите на карте столицу Греции - город Афины. (Дети сами находят этот город на карте.)

  • А теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

  • Прочитайте текст на стр. 10-13

Учитель дополняет материал учебника о Древнем Риме (см. При­ложение к уроку.)

VI.Закрепление изученного

  • На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

  • Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

  • Легко ли было научиться такому письму? (Научиться такому письму мог не всякий, один иероглиф мог означать несколько согласных звуков, а знаков для обозначения гласных звуков в египетском письме не было. Поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел мудреной грамотой.)

  • Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра - бог солнца, Себек -бог воды, Тот - бог мудрости, счета и письма.)

  • Кто такой фараон? (Фараон - царь Египта.)

  • Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне?
    (Храмы и пирамиды.)

  • Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

  • Назовите столицу Греции. (Столица Греции - Афины.)

  • Столицей какого государства является город Рим? (Рим - сто­лица Италии.)

  • Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь - сердце Афин.)

  • Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон -самый знаменитый храм.)

  • Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохрани­лись до наших дней. (Римский форум - был центром общест­венной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон - храм всех богов. Коли­зей - амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.)

  • Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)

  • Назовите художника и картину, на которой изображено это трагическое событие. (К.П. Брюллов «Последний день Помпеи».)

Учитель показывает репродукцию картины, рассказывает об изо­браженных на ней событиях (см. Приложение к уроку).

- Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Домашнее задание

Выполнить задание на стр. 14.

Подготовить сообщение об интересных фактах, об одном из го­сударств Древнего мира.

Приложение к уроку (материал для учителя)

Жизнь в долине Нила

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была воз­можна только потому, что ежегодно он разливался - выходил из бе­регов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде бы­ло много черного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на желтых песках пустыни, и на нем хо­рошо росли растения - пшеница, ячмень. Само слово «Египет» озна­чает «черная земля». За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозема.

Древние египтяне еще не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спро­сили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священ­ным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льется из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

В Древнем Египте

В Египте, неподалеку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо-пирамида являет­ся усыпальницей фараона Хеопса, ее высота 148 метров. Пирамиды Гизы - одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких-либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение бо­гов и получат вознаграждение по прибытии в царство мертвых.

В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического суще­ства с телом льва и головой человека - гигантский (длина - 57 м, высо­та - 20 м) «Большой сфинкс» в Гизе, высеченный из скалы (1-.ая поло­вина 3-го тыс. до н.э.). Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что мо­делью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра.

Все, что должно было понадобиться умершему в царстве мерт­вых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы.

Саркофаг - гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека.

Древняя Греция

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной се­мьи, захватившей власть над другими богами и людьми.

Главным среди греческих богов считался Зевс-громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса - в виде прекрасного юноши, богиню люб­ви Афродиту представляли прекрасной девушкой.

Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят, а случа­ется - дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о бо­гах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровителя искусств). А когда Гефест-кузнец стал заступаться за свою мать - богиню Геру, которую обидел Зевс, бог-громовержец так толкнул бога кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Как видим, религия древних греков отражала и природу, от кото­рой зависела жизнь людей, и занятия людей, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, «морскими делами» занимался Посейдон.

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждет очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу свое имя, а Посейдон -свое. Решили назвать город именем того бога, который сделает горо­жанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу - забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику - а вода-то морская, соле­ная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копь­ем в землю - и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева - олив­ки (их еще называют маслинами) греки ели свежими, солеными, мари­нованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живет 250 лет, а вот плоды дает только на 16-18 год...

Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в ее честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и «то самое» оливковое дерево, которое выросло из копья Афины.

А город Афины живет и сегодня. Он - столица современной Гре­ции.

Древний Рим

Древний Рим, Римская империя - это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя - Ромула. Мы не знаем, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов.

В небольшом городе-государстве Альта-Лонга правил царь Нуми-тор. Его сверг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Ну-митора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой.

Весталки - служительницы Весты, римской богини домашнего оча­га. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священ­ном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына-близнеца. Она говорила, что их отец - бог Марс.

Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился вхо­дить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети прого­лодались и заплакали, их крик услышала волчица - она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем - так назвал пастух мальчиков - выросли, они узнали тайну своего рождения, убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Братья не остались в Альта-Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по-латински Кота) и стал его первым царем.

Легенда говорит, что было это в 375 году до н.э. Больше двух ты­сячелетий стоит город Рим, еще в древности его прозвали за долгую жизнь «вечным городом».

Последний день Помпеи

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 го­ду н.э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литератур­ных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравст­венной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи, думают не столько о себе, сколько о близких. В правой час­ти картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать со­брать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. А.С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнует­ся - с шатнувшихся колон кумиры падают! Народ, гонимый стра­хом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар и млад бежит из града вон.»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    Программа
    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  2. Основная образовательная программа начального общего образования Составители

    Основная образовательная программа
    Происшедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребёнка,
  3. Мир с Богом д-р Билли Грэм

    Документ
    Многие авторы религиозных книг обращаются в своих сочинениях к таким же писателям или богословам. Только в редких случаях религиозные книги предназначаются для массы рядовых обывателей.
  4. Конференция посвящена проблеме интеграции российского образования в мировое образовательное пространство

    Документ
    Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной Году учителя. – В 2-х ч.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (ооп ноо)

    Основная образовательная программа
    Наша школа основана в 1961 году, в историческом революционном рабочем районе Красной Пресни. Школа расположена в отдаленности от станций метро, Детских центров образования.

Другие похожие документы..