Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Внедрение медицинских информационных систем в рамках региональных программ модернизации здравоохранения. Модели, нормативы, индикаторы. Организационн...полностью>>
'Документ'
Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях...полностью>>
'Конкурс'
В целях совершенствования организации розничной торговли, внедрения современных прогрессивных форм и методов обслуживания, повышения профессиональног...полностью>>
'Конкурс'
Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его...полностью>>

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (2)

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

ИМУННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Программа

курса по выбору

для учащихся 9 класса

общеобразовательных учреждений

Минск, 2007

Автор: Аверьянова Л.В. – учитель биологии СШ №199 г. Минска

Программа факультативных занятий «Иммунная система человека» знакомит учащихся с перспективной наукой иммунологией. Можно не сомневаться, что большинство из ныне живущих на планете Земля людей знают об инфекционных болезнях как о наиболее опасных явлениях окружающего нас мира. Причём, даже самые далёкие от медицины люди представляют себе, что причиной этих болезней является попадание в наш организм каких - то живых существ, способных серьёзно изменить наше обычное состояние. Современная иммунология даёт возможность предупреждать инфекционные заболевания, корректировать нарушения иммунной системы, предупреждать и лечить ревматические, аллергические и другие заболевания, сдерживать развитие реакций отторжения при пересадке органов и тканей, создавать высокочувствительные методы диагностики. Задачей курса является углубление знаний об иммунной системе, полученных в процессе изучения биологических дисциплин базовой программы, и формирование сознательного отношения к поддержанию собственного здоровья.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Иммунная система человека» знакомят учащихся с перспективной наукой иммунологией. Можно не сомневаться, что большинство из ныне живущих на планете Земля людей знают об инфекционных болезнях как о наиболее опасных явлениях окружающего нас мира. Причём, даже самые далёкие от медицины люди представляют себе, что причиной этих болезней является попадание в наш организм каких - то живых существ, способных серьёзно изменить наше обычное состояние. Современная иммунология даёт возможность предупреждать инфекционные заболевания, корректировать нарушения иммунной системы, предупреждать и лечить ревматические, аллергические и другие заболевания, сдерживать развитие реакций отторжения при пересадке органов и тканей, создавать высокочувствительные методы диагностики. Задачей курса является углубление знаний об иммунной системе, полученных в процессе изучения биологических дисциплин базовой программы, и формирование сознательного отношения к поддержанию собственного здоровья.

Цели данного курса следующие:

1. Углубление знаний об иммунной системе, знакомство с наукой иммунологией.

2. Формирование основных понятий о строении и функциях клеток крови, причинах возникновения инфекционных заболеваний и их профилактике; знакомство с органами иммуногенеза (строение и функции); факторы, нарушающие работу иммунной системы.

3. Привитие интереса к медицине, формирование умений и навыков работы с микроскопом, дополнительной литературой.

4. Ориентация школьников на практическую деятельность в области медицины.

Для решения поставленных целей, необходимо решение следующих задач по выработке у учащихся следующих умений и навыков:

- объяснять связь между строением и функциями органов иммуногенеза;

- выявлять причины, вызывающие нарушение работы иммунной системы.

- уметь различать виды иммунитета и характеризовать их.

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения.

- писать рефераты, работать с научной литературой и выступать перед своими одноклассниками.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Основные виды занятий - лекция и практическая работа. В ходе изучения программы факультатива предусмотрена одна экскурсия. На факультативных занятиях рекомендуется использовать доступные методы изложения материала (плакаты, тематические доклады и сообщения, конференции) с целью максимального использования результатов самостоятельной работы учащихся.

Контроль знаний учащихся может проводиться в форме творческих работ, фронтальных и индивидуальных бесед, проверочных работ тестового характера.

Программа курса по выбору «Иммунная система человека» для учащихся 9 классов, рассчитана на 34 в год (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общая характеристика иммунитета. Роль иммунитета в защите организма человека от инфекций.

Иммунология - наука об иммунитете

Первая теория приобретённого иммунитета (Авиценна, 980-1037); Л. Пастер (1822-1895) - основоположник научной иммунологии; оспопрививание (Дженнер, 1749-1828); открытие аллергических реакций Р. Кохом (1843-1910); фагоцитоз и работы И.И. Мечникова (1845-1916). Теория образования антител П. Эрлиха (1854-1915).

Виды иммунитета

Общая характеристика видов иммунитета. Естественный иммунитет: видовой (болезни животных) наследственный; приобретённый (активный, пассивный). Искусственный (активный, пассивный). Прививочный календарь.

Заболевания и нарушения функций органов у детей: аденоиды, ангина, ветряная оспа, вирусный гепатит, коклюш, корь, краснуха, паротит, скарлатина, полиомиелит, грипп.

Лечебные сыворотки, вакцины.

Иммунный ответ: воспаление; система комплемента; фагоцитоз; антитела и

антигены, Т-лимфоциты и В-лимфоциты; гуморальный иммунитет (иммуноглобулины); первичный иммунный ответ, вторичный иммунный ответ (человек не заболевает данной болезнью, если произошло заражение).

Изменение лейкоцитарной формулы при заболеваниях.

СПИД – болезнь 21 века. Причины заболевания, методы профилактики и диагностики.

Практические работы

№ 1. Форма и количество лейкоцитов. Д.О. Подсчёт лейкоцитов.

№ 2. Проведение и анализ фитнес-теста для определения состояния иммунной системы (первичный).

№ 3. Лейкоцитарная формула крови здорового человека.

Строение и функции иммунной системы

Органы иммунной системы человека, их взаимосвязь.

Центральные органы иммуногенеза, локализация, строение и функции.

Вилочковая железа (тимус), её роль, возрастные изменения вилочковой железы.

Костный мозг источник и вместилище клеток иммунной системы.

Червеобразный отросток (аппендикс).

Лимфатическая система: лимфатические узлы, система лимфоэпителиальных образований, расположенных в слизистых оболочках различных органов.

Миндалины (нёбные, язычные, глоточные), строение, функции; заболевания, при которых наступает воспаление миндалин (ангина, дифтерит, скарлатина, аденоиды).

Селезёнка и её роль в иммунной системе человека.

Защитные силы организма

Антиоксиданты - защитники клеток. Бета-каротин - внутренний зонтик от солнца.

Материнское молоко - необходимая доза гаммалиноленовой кислоты.

Аминокислоты - строительный материал и горючее. Незаменимые аминокислоты - основная пища иммунной системы.

Витамины, минеральные вещества и микроэлементы - незаменимые помощники иммунной системы человека.

Витамин С – витамин молодости. Витамин Е. Солнечный витамин Д3 в качестве иммунного гормона. Витамин А. Витамин В12 и фолиевая кислота.

Магний и антитела. Цинк, железо и медь и их значение в организме.

Регулирование защитных сил организма

Ферменты и их роль в клетках.

Солнечный свет - друг или враг иммунной системы. Выведение вредных веществ - разгрузка для иммунной системы (внутренний «вывоз мусора», санация флоры кишечника, активизация печени).

Работающая без сбоев иммунная система - залог полноценной жизни и

долголетия. Здоровый образ жизни – основной принцип жизни современного человека. Что такое стресс и как с ним бороться.

Полноценное питание.

Синдром хронической усталости.

Болезнь - дезинформация в организме. Факторы, ослабляющие иммунную

систему.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:

видах иммунитета;

- об органах, входящих в состав иммунной системы, их строение и функции;

- о функциях вилочковой железы, костного мозга;

- о функциях миндалин, лимфатических узлов;

- о методах предупреждения эпидемий;

- об аллергии;

- о факторах, нарушающих работу иммунной системы;

- о механизмах клеточного иммунитета и гуморального иммунитета;

- о мерах профилактики СПИДа.

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:

- самостоятельно работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой;

- составлять конспекты, рефераты статей, готовить и делать сообщения;

- готовить, изучать и анализировать микропрепараты;

- составлять схемы, отражающие виды иммунитета.

рекомендуемая Литература

1. Беснякевич, А.Г. «Знакомьтесь: иммунная система, или как и почему мы можем не болеть». Биология «Проблемы преподавания», № 2,3 2001.

2. Большая медицинская энциклопедия, М., 1978.

3. Гальперин, С.И. Анатомия и физиология человека, М., 1979.

4. Здоровье матери и ребенка: Энциклопедия/Под редакцией Лукьяновой Е.И., 1992.

5. Ноздрачева, А. Д. Общий курс физиологии человека и животных, М., 1991.

6. Павлович, С.А. Основы иммунологии/Учебное пособие, М.,1997.

7. Петров, Р.В. Иммунология, М., 1987.

8. Ротенберг, Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья/ Пер. с англ., М., 1991.

9. Словарь физиологических терминов/Под редакцией Газенко О.Г., М.: 1987.

10. Хильгерс А., Хофман И. Иммунная система. Мобилизация внутренних сил. - СПб., 2003.

11. Хрипкова, А.Г. Физиология человека. - М., 1982.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса по выбору для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Курс по выбору «Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром» предназначен для учащихся 10-х классов различных типов общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем изучения математики.
  2. Программа курса по выбору для учащихся ХІІ класса общеобразовательных учреждений (1)

    Программа курса
    Авторы-составители: Витченко Александр Николаевич, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой геоэкологии географического факультета Белорусского государственного университета
  3. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (1)

    Программа курса
    Известно, что формирование математической культуры выпускника школ и классов углубленного изучения математики затруднено без формирования основ культуры занятий математикой осуществляется учителями опосредовано и потому содержание
  4. Программа курса по выбору для учащихся 12 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Данный  курс  по выбору позволяет расширить представления учащихся о применении математики, ее роли в экономике и современной жизни, а также закрепить, углубить и обобщить имеющиеся знания и умения по математике с помощью решения
  5. Программа курса по выбору для учащихся ХІІ класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Преобладающим содержанием курса по выбору «Географическое прогнозирование» выступает представление возможностей географического прогнозирования на основе имеющихся закономерностей развития географических объектов, процессов и явлений,

Другие похожие документы..