Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
размещение в отеле в центре города, завтрак, обзорная автобусно- пешеходная экскурсия в Копенгагене, свободное время в Копенгагене,переезд на автобусе...полностью>>
'Документ'
Суміш для штукатурення на основі вапна для вирівнювання поверхонь з цегли, бетону, пінобетону, старої штукатурки. Паропроникна, екологічно чиста та зр...полностью>>
'Литература'
Вот откуда взялась у меня привычка к сдержанности в суждениях - привычка, которая часто служила мне ключом к самым сложным натурам и еще чаще делала ...полностью>>
'Урок'
Защита проекта в программе Power Point с применением возможностей программ Paint, “звукозапись”. (Закрепление, обобщение теоретических и практических ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория экономических информационных систем»   для студентов Тюменского государственного университета и филиалов

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Теория экономических информационных систем»

 

для студентов Тюменского государственного университета и филиалов,

обучающихся по специальности «Прикладная информатика в экономике»

 Разработал:

Глухих Игорь Николаевич, зав. кафедрой Информационных систем, доктор технических наук

 Вопросы по содержанию материала, выполнению практических заданий, подготовке к экзамену можно отправлять по следующему адресу:

  

© И.Н. Глухих, 2005.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 Для изучения дисциплины рекомендуется следующая последовательность:

- ознакомиться с программой и вопросами к экзамену – каждая тема программы есть, по существу, список ключевых слов соответствующей лекции;

- внимательно проработать лекционный материал;

- после прочтения лекционного материала полезным будет ознакомиться с рекомендуемыми ресурсами Интернет;

- проработать вопросы, вынесенные в программе на самостоятельную работу;

- параллельно можно начать выполнение практических заданий. При необходимости, обращаясь к соответствующей теме лекций;

- для более глубокого изучения материала можно ознакомиться с рекомендуемой литературой;

- после изучения материалов лекций поддерживать свои знания в актуальном состоянии, обращаясь за напоминанием к программе дисциплины;

- для подготовки к экзамену обратиться к списку контрольных вопросов в программе.

Примечание:

1) Вопросы отражают основную линию желаемого ответа на экзамене. При подготовке к экзамену необходимо знать смежные с вопросом термины и понятия;

2) В каждом экзаменационном билете предполагается включение двух вопросов из списка. Третьим вопросом фактически будет являться выполненное студентом практическое задание – по нему может быть дополнительное обсуждение;

3) Нужно помнить, что на экзамене преподаватель может задавать дополнительные вопросы по любой части программы.

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет математики и компьютерных наук

 

 

 

 

Утверждена на заседании

кафедры информационных систем

 

Протокол №3 от 17.10. 2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

 

специальность 351400 - ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ

форма обучения - заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2005

 

 

Программа составлена на основании учебного плана специальности 451400-Прикладная информатика (в экономике) от 2002г. и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 351400 - ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по областям) , № гос. Рег. 52 мжд/сп от 14.03.2000г.

 

 

 

 

Тематический план изучения дисциплины

Дисциплина изучается в 8 семестре.

Форма итогового контроля – экзамен.

 

п/п

Наименование

Темы

Лек-ции

 

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

Индивидуальная и самостоятельная

работа

Форма контроля

 

 

Количество часов

 

Введение

1

 

 

 

 

1

Основы систем управления предприятиями

6

4

 

4

 

2.

Информация в экономических информационных системах (ЭИС)

 

6

2

 

5

 

3

Определение и классификация ЭИС

 

3

2

 

4

 

4

Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС

 

6

10

 

16

 

5

Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС

 

8

16

 

20

 

6

Интеллектуальные технологии в ЭИС

4

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

Экзамен

 

ИТОГО:

34

34

-

57

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ: 125

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является формирование у студентов теоретической и практической базы системного исследования проблем разработки и внедрения экономических информационных систем, автоматизации управления предприятиями на базе современных информационных технологий.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны

з н а т ь:

основные сведения о системах и процессах управления предприятиями (организациями);

место и роль экономических информационных систем в процессах управления предприятиями;

способы представления экономической информации и методы информационного моделирования предметной области в экономических информационных системах;

методологические и практические основы разработки и внедрения систем комплексной автоматизации управления предприятиями;

 

у м е т ь:

формулировать цели и задачи исследований при разработке и внедрении экономических информационных систем;

проводить структурный анализ и информационное моделирование бизнес-процессов предприятий;

проводить анализ деятельности предприятий и разрабатывать предложения по автоматизации процессов управления на предприятиях;

 

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

о существующих экономических информационных системах и примерах внедрения;

о современных тенденциях развития экономических информационных систем;

 

Содержание дисциплины

Введение

Общая характеристика дисциплины. Цели, задачи и методы дисциплины. Связи с другими дисциплинами. Место дисциплины в профессиональной деятельности специалиста.

 

Т.1. Основы систем управления предприятиями

Определение и обобщенная классификация систем. Понятие подсистемы, элемента, структуры, структурной схемы системы. Макро- и микропредставление систем.

Характеристика и особенности организационно-экономических систем. Понятие управления. Обобщенная структурная схема системы управления, субъект, объект управления, управляющая и информационная связи. Особенности автоматизированных систем управления.

Управление в организационно-экономических системах. Уровни управления, фазы управления. Характеристика и содержание фаз управления предприятием: планирование, анализ, учет, регулирование. Декомпозиция сложного процесса управления: управление спросом, сбытом, поставками, производством, обеспечивающими службами.

Место и роль задач принятия решений в процессах управления предприятием. Виды информации в системах управления предприятиями.

 

Т.2. Информация в экономических информационных системах (ЭИС)

Понятие информации. Аспекты рассмотрения информации: синтаксический, семантический, прагматический. Оценка количества информации: статистический, структурный, семантический, прагматический подходы. Понятие и особенности экономической информации, требования предъявляемые к экономической информации. Виды экономической информации. Источники и пути получения экономической информации. Единицы представления экономической информации: реквизит, составная единица информации, показатель, документ. Хранимые и вычисляемые показатели. Модели взаимосвязей показателей.

 

Т.3. Определение и классификация ЭИС

Определение ЭИС. Функциональные и обеспечивающие подсистемы в ЭИС. Классификация ЭИС: по функциональному признаку, по месту в процессе управления, по характеру использования ресурсов. Назначение и особенности систем обработки данных (СОД). Назначение и особенности информационно-поисковых систем (ИПС). Назначение и особенности автоматизированных систем управления (АСУ), систем поддержки принятия и исполнения решений.

 

Т.4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС

Понятие и содержание жизненного цикла ЭИС. Этапы системного анализа и синтеза.

Понятие, задачи и уровни информационного моделирования предметной области при построении ЭИС. Информационное моделирование при построении СОД: представление информации с помощью единиц экономической информации (реквизитов, показателей, документов), логическое моделирование с помощью диаграмм «сущность-связь».

Информационное моделирование при построении ИПС: информационно-поисковые языки, индексирование и рубрикация документов. Гипертексты в информационно-поисковых системах: определение и составляющие гипертекста, тезаурусная и информационная статья, модели поиска в гипертексте.

Информационное моделирования при построении АСУ. Внедрение АСУ и реинжиниринг бизнес-процессов. Определение и классификация бизнес-процессов на предприятии. Понятие, назначение и составляющие информационных моделей бизнес-процессов. Модель «как есть», модель «как должно быть». Введение в методологии информационного моделирования бизнес-процессов: методологии структурного анализа SADT (IDEF0), DFD, ERD.

 

Т.5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС

Определение корпоративной информационной системы (КИС) и место в процессах управления. Типовые задачи КИС на рабочих местах управленческого персонала. Трудности построения КИС, характеристики основных подходов к построению КИС. Адаптируемые интегрированные программные системы для построения КИС: классификация по степени интеграции, области применения на предприятиях. Обзор интегрированных систем на Российском рынке: производители, назначение и функциональные возможности.

Основные этапы процесса создания и внедрения КИС. Оценка затрат и эффекта от внедрения КИС.

 

Т.6. Интеллектуальные технологии в ЭИС

Понятие и функциональные особенности интеллектуальных систем. Технологии систем, основанных на знаниях; технологии интеллектуального анализа данных; технологии распознавания образов и понимания текстов: сущность применяемых методов, возможности применения в ЭИС.

 

 

Тематика практических занятий.

Анализ назначения и формирование системы целей предприятия;

Структурное моделирование предприятия;

Информационное моделирование и анализ бизнес-процессов предприятия;

Разработка предложений по автоматизации бизнес-процессов предприятия;

Разработка гипертекстовой информационной системы по направлению: анализ предприятия и разработка предложений по автоматизации бизнес-процессов.

 

Вопросы для самостоятельной работы

Обзор российского рынка программных продуктов, предназначенных для автоматизации деятельности предприятий (по литературным источникам и Интернет);

Ознакомление с фирмами-производителями КИС (по литературным источникам и Интернет);

Современные тенденции в развитии ЭИС, интеллектуальные технологии в ЭИС (по литературным источникам и Интернет);

Подготовка ответов на вопросы для самопроверки и вопросы итогового экзамена, а также выполнение заданий по темам дисциплины;

 

Контрольные вопросы к экзамену

 

1.      Понятие управления. Обобщенная схема системы управления. Информационные потоки в обобщенной систему управления

2.      Фазы управления предприятием (организацией), принятия решений при управлении предприятием.

3.      Декомпозиция процесса управления предприятием (выделение типовых объектов управления)

4.      Понятие, особенности и классификация экономической информации.

5.      Понятие экономической информационной системы. Классификация ЭИС.

6.      Единицы представления экономической информации

7.      Понятие и структура показателя как основной единицы экономической информации

8.      Назначение, место в процессе управления и особенности систем обработки данных

9.      Назначение, место в процессе управления и особенности информационно-поисковых систем

10.  Назначение, место в процессе управления и особенности автоматизированных систем управления, системы поддержки принятия и исполнения решений.

11.  Понятие информационной модели предметной области. Уровни информационного моделирования

12.  Понятие и составные элементы гипертекста

13.  Понятие тезауруса. Тезаурусная статья как элемент гипертекста

14.  Информационное моделирование бизнес-процессов: назначение, основные понятия, модель «как есть», модель «как должно быть», методологии моделирования

15.  Понятие и особенности корпоративных информационных систем, место в процессе управления и типовые задачи

16.  Основные подходы к построению корпоративных ЭИС – характеристика, достоинства и недостатки

17.  Классификация адаптируемых интегрированных систем по степени интеграции и эффективность применения их на предприятиях.

18.  Основные этапы работ при создании корпоративных информационных систем на базе адаптируемых программных систем

19.  Оценка затрат и экономического эффекта при внедрении корпоративных информационных систем: основные положения, составляющие затрат и эффекта, условия обеспечения эффекта от внедрения.

20.  Характеристика и возможности применения в ЭИС интеллектуальных технологий.

 

 

Тема 1. Основы систем управления предприятиями

Общее понятие системы

Управление в организационно-экономических системах

Обобщенная структура системы управления

Фазы управления предприятием

Этапы и фазы процесса принятия решений

Декомпозиция процесса управления предприятием

 

Общее понятие системы

в начало

Примечание: Для дополнительного изучения материала пункта рекомендуется издание [Зыков, 1998] (см. список литературы).

Среди многообразия различных по назначению информационных систем (ИС) важное место занимают автоматизированные ИС, предназначенные для решения разного рода задач управления экономическими объектами. Такие ИС получили название экономических информационных систем - ЭИС.

Интуитивно понятно, что автоматизированные системы экономической направленности являются неотъемлемой частью современного общества. Однако, конкретные вопросы о том, что из себя представляет экономическая информационная система, какое место она занимает в хозяйственной деятельности экономического объекта (производственного или торгового предприятия, компании, фирмы и т.п.), какие функции выполняет, каким образом разрабатывается и внедряется, требуют уточнения многих понятий, начиная с самого понятия экономической информационной системы.

Для того, чтобы определить, что же есть такое ЭИС и какое место она занимает в организационно-экономической сфере, первоначально необходимо рассмотреть само понятие системы «вообще», которое является одним из фундаментальных понятий современного научного исследования.

В общем случае под системой понимается совокупность некоторых объектов, объединенных связями так, что они существуют (функционируют) как единое целое, приобретающее новые свойства, которые отсутствуют у этих объектов в отдельности.

Для искусственных систем явно определяется их назначение, т.е. те функции, которые должна выполнять создаваемая человеком система.

Детализация назначения, определение функций системы и выбор способов их выполнения являются важными этапами при создании искусственной системы, в том числе и ЭИС. При этом важно помнить, что свойства самой системы, ее способности удовлетворять своему назначению зависят не только от свойств ее элементов, но и от связей между ними.

Говоря о системах, следует сказать, что каждая система может быть разбита на отдельные, связанные между собой части – подсистемы. Определение подсистем и связей между ними может выполняться в зависимости от той или иной точки зрения исследователя или разработчика. Подсистема, которая рассматривается в данной задаче (при принятой точке зрения) как неделимая часть исходной системы, называется ее элементом. С другой стороны, можно говорить и о том, что данная система является частью, подсистемой некоторой более крупной системы (говорят еще - надсистемы). В любом случае важным остается целостность самой системы, ее некоторая обособленность в окружающей среде, которая позволяет выделить в системе вход, выход, а также внутренне строение. Совокупность элементов системы и связи между ними, определяющие внутреннее строение системы, называют ее структурой.

При описании и исследовании системы выделяют два вида ее представления:

- представление на макроуровне - отображение и исследование связей системы с внешней средой, с внешними системами (рис.1.1);

- представление на микроуровне – представление внутренней структуры системы (в качестве примера см. рис.1.2). На этом рисунке разными линиями показаны различные виды связей между элементами системы).

К числу основных связей между элементами системы «предприятие» можно отнести информационные и управленческие (командные) связи (также, как и в структуре системы управления, см. ниже); материальные (ресурсообеспечивающие) связи; связи по линии основного преобразования заказа в продукцию или услугу.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста) для студентов не библиотечных специальностей вузов культуры и искусств составитель

    Учебно-методический комплекс
    Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к выпускникам любого учебного заведения, в том числе вуза.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики» Специальность 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине теневая экономика уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к зачету, вопросы для самостоятельной работы студентов.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика»

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.

Другие похожие документы..