Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании рекомендаций методического совета кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностро...полностью>>
'Документ'
В пособии рассмотрены причины повышенной опасности работы в электроустановках, требования действующих правил безопасности и мероприятия, обеспечивающ...полностью>>
'Курс лекций'
Курс лекций "Античная история" выйдет в двух частях: "Лекции по истории Древней Греции" и "Лекции по истории Древнего Рима&q...полностью>>
'Документ'
Заслухавши інформацію Знам`янської міської виборчої комісії про результати виборів депутатів Знам`янської міської ради по одномандатних мажоритарних ...полностью>>

Специальность: клинический психологии Дипломная работа на тему: Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство высшего и профессионального образования

Российской Федерации

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

Владивостокский Государственный Медицинский Университет

Факультет клинической психологии

Кафедра клинической психологии

Специальность: клинический психологии

Дипломная работа

на тему:

Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Выполнил: Храмцов В.В.

Научный руководитель: доцент каф. клин. псих.,

к.м.н. Кравцова Н. А.

Владивосток – 2001

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Современные взгляды на эгиопатогенез и психотерапию

неврозов у детей…………………………………………………………...4

1.1.Энурез…………………………………………………………………...4

1.2.Постнатальные патогенные факторы………………………………….8

1.3.Изменения психики больных неврозом детей……………………….10

1.4. Основные особенности воспитания, развивающие невроз у детей..14

1.5.Психологические особенности дошкольного и младшего

школьного возраста (5-6, 7-12 годы жизни)…….………………...…19

1.6.Психотерапия и психокоррекция……..………………….………...... 21

1.7.Патогенетические обоснования психотерапии неврозов…………...23

Глава 2. Планирование и организация исследования………………31

2.1 Цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования…………...31

2.2. Описание и обоснование применяемых методических средств……32

2.3. Формирование выборки испытуемых………………………………..37

Глава 3. Опыт психокоррекции энуреза у детей дошкольного

и младшего школьного возраста……………………………..39

3.1. Процедура исследования……………………………………………..39

3.2. Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………………………………………………..40

3.3. Сеанс психокоррекции с помощью убеждения-внушения…………………………………………………………………………45

3.4. Обработка, сопоставление и интерпретация результатов исследования……………………………………………………………………..48

Выводы……………………………………………………………………..49

Заключение………………………………………………………………...50

Список литературы…………………………………………………….…51

Введение

В соответствии с современной статистикой энурез встречается у 10% детей в возрасте 5-6 лет, при этом отмечается тенденция к росту частоты данного нарушения у детей младшего школьного возраста до 22 %.У детей, страдающих энурезом, многие авторы наряду с невротическими переживаниями описывают определенные эмоционально-волевые нарушения [19,20, ]. У детей с энурезом невротического происхождения выражено чувство вины. Не излеченный вовремя энурез может способствовать невротическому развитию личности ребенка [19,20,21].

В младшем школьном возрасте проблема энуреза напрямую соприкасается с проблемой адаптации к началу обучения в школе и закономерно влияет на успешность ребенка в учебной деятельности, в овладении новыми способами межличностных коммуникаций со сверстниками. Развитие в этом возрасте рефлексии как способности осознавать и оценивать свои поступки, чувства, мысли также может искажаться в условиях заболевания энурезом. Это приводит к формированию неадекватно заниженной самооценки, негативной Я-концепции, что в значительной мере будет определять успешность ребенка в процессе его взросления и социализации.

Несмотря на то, что проблемой лечения энуреза активно занимаются многие школы психотерапии, проблема остается нерешенной. Это побуждает искать новые, более эффективные методы психотерапии при психогенных формах энуреза.

Цель настоящего исследования: метод эффективной психокоррекции энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Провести литературно-информационный поиск по теме исследования.

2. Провести анализ известных методов психотерапии и психокоррекции при энурезах у детей.

3. Разработать метод психокоррекции энуреза.

4. Сформировать выборку для эксперимента.

5. Провести клинический сравнительный анализ эффективности известных способов психотерапии энуреза и авторского метода.

Объект исследования: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, страдающие энурезом.

Предмет исследования: динамика недержания мочи во сне в процессе психокоррекции.

Гипотеза исследования: у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих невротическим энурезом повышен уровень детской тревожности. Проведения нового эффективного метода психокоррекции у детей, страдающих энурезом, снижает уровень тревожности, помогает преодолеть эмоциональный стресс и приводит к выздоровлению.

Глава 1 Современные взгляды на эгиопатогенез и психокоррекцию энуреза у детей

1.1. Энурез

Энурез – непроизвольное мочеиспускание во время сна. Во врачебной практике под термином энурез обычно подразумевают непроизвольное мочеиспускание во сне чаще 1 раза в месяц у девочек старше 5 лет и у мальчиков старше 6 лет.

Недержание мочи отмечается в ряде случаев и днем, во время бодрствования или дневного сна. Недержание мочи во время сна встречается у75% мальчиков и 65% девочек в возрасте 1 года, в 2 года – 48% и 39% соответственно. В дальнейшем идет снижение частоты встречаемости энуреза у детей в возрасте 5-6 лет до 10%, а к 8 годам у мальчиков вновь подъем до 22% [21 ].

Все разнообразные факторы происхождения недержания мочи, о которых пойдет речь, в большинстве случаев относятся к энурезу. Факторы, более типичные для дневного недержания мочи, будут выделены особо.

У здоровых детей к 1,5-2 годам формируется условнорефлекторная связь: позыв к мочеиспусканию приводит к пробуждению. Если формирование этой связи задерживается, говорят о первичном энурезе. Такой энурез не связан с психиатрическими и анатомическими нарушениями. Одной из причин его формирования считается недостаточный уровень физиологической зрелости [42 ].

Одной из возможных причин возникновения первичного энуреза считают нарушения сна ребенка. Значение этого фактора неоднократно в своих работах подчеркивал А.И. Захаров.

«Ведущим фактором возникновения энуреза является невропатия, определяющая роль в ней при энурезе принадлежит нарушениям сна. Как правило, сон чрезмерно глубок ( по словам родителей, «спит как убитый») и вместе с тем двигательно беспокоен. Почти невозможно добиться пробуждения - ребенок продолжает спать, даже когда его сажают на горшок. Нередки случаи сомнамбулизма (снохождения), и днем дети, страдающие энурезом, часто производят впечатление сонных и вялых. Чрезмерная глубина сна - это компенсаторное торможение, возникающее в ответ на повышенную утомляемость или возбудимость днем. Другими словами, переутомляясь или перевозбуждаясь (болезненно) днем, мозг требует компенсаторно-защитного (более глубокого, чем обычно) торможения ночью. Последнее предохраняет нервные клетки от истощения и восстанавливает дневную активность до более или менее приемлемого уровня. Совсем не случайно, энурез чаще всего встречается у детей с флегматическим темпераментом, медлительных для более быстрых родителей и педагогов.»[20].

«Другими признаками невропатии будет повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, низкой температуре, когда дети чаще мочатся ночью. Энурез при невропатии имеет тенденцию уменьшаться с возрастом. Но это правило действует только в случае отсутствия каких-либо иных форм нервности.»[15]. Так, ребенок, находящийся в состоянии эмоционального стресса, может продолжать мочиться ночью из-за потребности в дополнительном расслаблении и отдыхе.

«Достаточно часто энурез у детей зависит от его наличия у отца или матери в детстве. Подобное предрасположение, как одно из проявлений невропатии относится главным образом к общим особенностям нервной системы и сна. При общей склонности к глубокому и тем самым к нарушенному сну можно ожидать, что энурез прекратится в связи с нормализацией процесса сна и укреплением организма с возрастом. Обычно это происходит в 8-10 лет (плюс-минус несколько лет), как правило, в том случае, если энурез прекратился в том же возрасте у родителей.»[19].

«Церебрально-органический фактор энуреза обусловлен остаточными явлениями мозговой органической недостаточности, особенно с повышением судорожной активности. Поведение детей в данном случае заметно отличается от поведения детей с невропатией более заостренной двигательной активностью и возбудимостью, драчливостью и неуживчивостью, отсутствием сдерживающих начал и недостаточно критическим восприятием своего недостатка. Захаров А.И. приводит следующее очень показательное описание характера девочки 5 лет, страдающей энурезом: «…очень подвижная, легко возбудима. Смена настроения и действий происходит быстро и бурно. На занятиях недостаточно организована, а на музыкальных - излишне активна. В движениях резка. Реакция на все, что не совпадает с ее желаниями, бурная, в виде крика, плача и применения силы к другим детям. Может вцепиться в лицо другого ребенка. В играх со сверстниками невыдержанна, вырывает игрушки, дерется. Речевое общение ограниченное. В контакт вступает с трудом.»[20].

«Одним из факторов энуреза может быть ММД- минимальная мозговая дисфункция. Эти дети отличаются рассеянным вниманием и плохим запоминанием. Причины ММД разнообразны, но чаще всего обусловленный ею энурез связан с предшествующим рождению ребенка алкоголизмом родителей (у отца-до зачатия, у матери- до и после него)» [19].

Следующий невротический фактор недержания мочи не имеет столь высокого удельного веса, как предшествующие. «Днем недержание мочи при неврозах наблюдается только спорадически, например, в состоянии острого страха или тревожного ожидания. Ночью ребенок обычно не успевает вовремя проснуться, но затем просыпается, поскольку долго не может лежать мокрым. Недержание мочи при неврозах не носит постоянного, упорного характера и зависит от действия эмоциональных факторов. Наряду с недержанием мочи всегда имеются и другие невротические симптомы, а само оно переживается и обычно скрывается от окружающих». Недержание мочи при неврозах можно рассматривать как следствие длительно действующего эмоционального стресса, в том числе страхов и тревоги, осознание которых столь мучительно для ребенка, что он как бы бежит от них в сон, где находится в безопасности, но, излишне расслабляясь при этом, расплачивается непроизвольным мочеиспусканием.

«Особую роль в формировании энуреза при неврозах имеет стресс, возникающий от психологической несовместимости темпераментов родителей и детей, прежде всего матери и ребенка. Чаще всего дети с энурезом обладают флегматическим темпераментом. Они медлительны, неторопливы, обстоятельны, «копуши», мгновенно засыпают и спят глубоко, без пробуждений. Матери же обладают контрастно противоположным холерическим темпераментом и быстротой действий, непоседливостью, нетерпеливостью и неспособностью ждать. Они не переносят медлительности детей, особенно дочерей, постоянно стимулируют их активность и часто срывают на них свое раздражение. В итоге флегматизм детей, если можно так выразиться, заостряется под влиянием стресса до степени патологического торможения ночью, тем более что сон уже отличается достаточной глубиной. Вдвойне глубокий сон означает полное торможение позывов на мочеиспускание, которые теперь не доходят до сознания и не приводят к пробуждению.

Менее типично обратное соотношение темпераментов, когда матери обладают флегматическим, а дети холерическим темпераментом. Тогда матери стремятся ограничить чрезмерную с их точки зрения активность детей, особенно сыновей, бесконечными запретами и опять же угрозами и физическими наказаниями. В результате дети с холерическими чертами темперамента становятся еще более возбудимыми, гиперактивными, и их патологически глубокий, хотя и беспокойный сон служит средством компенсации повышенной возбудимости днем, в известной мере предохраняя нервные клетки от перевозбуждения и последующего, труднообратимого истощения.»[19]

Приведем характеристику из детского сада мальчика 4 лет, страдающего энурезом как одним из выражений невроза: «Мальчик спокойный, но не всегда, часто малоактивный. В детском саду очень скучает по дому. Друзей у Вани нет. Ест хорошо, а спит неспокойно. Иногда не засыпает совсем. Но мальчик воспитанный, ласковый, добрый» [20].

Его энурез возник в результате травмирующего до сих пор разлуки с матерью, отдавшего его в конце первого года жизни в ясли, где он, как и потом в детском саду, скучал без нее, был беспокойным и плохо засыпал, а дома расслабился и спал так глубоко, что не мог проснуться. Психологически данный механизм подкрепления энуреза мог бы означать желание снова стать маленьким, чтобы, как и до года, быть вместе с матерью, в безопасности и эмоциональном тепле.

«Следующий фактор недержания мочи- условно-рефлекторный, когда возникает условный рефлекс на мочеиспускание при конкретных обстоятельствах, в определенное время. Чаще всего это происходит в возрасте 2-5 лет, когда они мочатся днем, если «заиграются», или время от времени ночью, ожидая, что их, как маленьких, посадят на горшок. К тому же из-за своего возраста они не придают недержанию мочи особого значения. Бывает вариант, при котором ребенок продолжает быть тревожно (невротически) привязанным к матери, беспокойно спит, если она не находится рядом (в комнате), и обмачивается во сне, поскольку его предварительный «сигнал» в виде беспокойства, крика или плача остается без ответа. Вне дома, в гостях, в больнице или санатории энурез, как правило, отсутствует»[15]. Таким образом, энурез в рассматриваемом варианте является следствием возникновения условного рефлекса на домашнюю обстановку и может быть устранен психологическим воздействием, прежде всего внушением.

«Следующий фактор связан с конфликтной диспозицией в семье или детском учреждении, когда недержание мочи выступает в качестве своеобразного, но не всегда осознанного протеста против каких-то травмирующих условий жизни. Так, дети первых лет жизни, скучая по дому и переживая отсутствие контактов в детском учреждении, мочатся в первое время, протестуя против лишения привычных эмоциональных связей и ухода. В старшем возрасте временами проявляющийся энурез иногда используется как протест против несправедливого и жестокого обращения в семье, когда нет возможности иначе выразить себя» [20].

«Следующий, соматический-эндокринный фактор энуреза обусловлен соматическими (на уровне диэнцефальной области мозга) и гормональными неполадками в деятельности организма. В связи с этим отмечается излишняя полнота, пастозность (отечность), склонность к аллергии, к запорам, повышенная жажда, а также зависящее уже от особенностей эмбрионального полового развития неопускание яичек у мальчиков. Диэнцефальной природы могут быть и столь типичные расстройства сна при энурезе, и депрессивные оттенки настроения у некоторых детей.

Последний, физический (локальный) фактор недержания мочи зависит от врожденных аномалий со стороны мочеполовой сферы (атония мочевого пузыря, атипичное расположение и недоразвитие мочеполовых и близкорасположенных органов) или местного воспалительного процесса (нефрит, пиелит и т. д.). Моча обычно выделяется небольшими порциями или каплями – ребенок ходит мокрым и не чувствует этого. Правильно диагностировать данную форму может только врач после осмотра ребенка и получения результатов анализов» [7].

Кроме того, выделяют вторичный энурез, при котором происходит нарушение уже сформировавшегося условного рефлекса. Причиной этого нарушения могут быть хронические соматические заболевания: сахарный диабет, инфекции мочевых путей, а также стрессовые ситуации [42].

Мы рассмотрели различные факторы возникновения недержания мочи. Далеко не всегда они могут быть выделены в чистом виде, и чаще всего приходится говорить об их сочетании. Наиболее распространенными факторами недержания мочи являются конституционально-невропатический и фактор педагогической запущенности, поскольку известное предрасположение и элементы родительской депривации наиболее типичны. Часто сочетаются невропатический и невротический факторы, условнорефлекторный и фактор протеста.

При невротическом энурезе лучше не принимать специальных усилий по его устранению, это означает «поставить телегу впереди лошади». Следует лечить сам невроз, имеющий, как мы знаем, психологическую природу своего происхождения. Вместе с чем бесследно проходит и энурез как одно из его проявлений.

Непроизвольное мочеиспускание во время дневного сна означает и его наличие дома ночью. Поэтому и здесь должна быть рекомендована консультация специалиста. Во всех случаях, если ребенок не спит днем, лучше воздержаться от принуждения ко сну, устраняя этим невротическую и протесную основу недержания мочи.

Мы убедились в многообразии медицинских и психолого-педагогических аспектов недержания мочи. Вот почему нет единого универсального способа его устранения. Добиться положительных результатов можно только при индивидуальном подходе к ребенку, принимая во внимание все стороны происхождения данного недуга.

1.2. Постнатальные патогенные факторы

«Источниками беспокойства у детей, впоследствии заболевающих неврозом, могут быть в различном возрасте:

  1. индуцирование беспокойства со стороны матери, находящейся в состоянии эмоционального стресса;

  2. эмоциональные потрясения и испуги (опыт ранних разлук и внезапных воздействий, представляющих угрозу для жизни, в том числе аффективные реакции на помещение в ясли, больницу, несчастные случаи, резкие болевые ощущения);

  3. угроза лишения заботы и эмоционального контакта при наличии невротически мотивированной гиперопеки со стороны матери и «привязывания» ребенка к себе. В наибольшей мере это проявляется в раннем анемнезе детей, заболевающих неврозом навязчивых состояний и неврозом страха;

  4. отсутствие безопасности-опоры в ближайшем окружении. Ощущение незащищенности, ненадежности и непонятности окружения. Невозможность предсказать поведение (реакции) близких лиц, особенно при невротическом состоянии и конфликтах в семье, когда имеет место беспокойство за родителя, к которому привязан ребенок или с которым он себя идентифицирует. В случае нежеланности ребенка или непринятия его индивидуальных особенностей развития беспокойство вызвано ощущением ненужности и никчемности прежде всего у детей, заболевающих неврозом страха и неврастений;

  5. опасения осуждения, наказания и лишения положительного отношения со стороны значимых для ребенка лиц в том случае, если он связан непомерно большим числом моральных предписаний и обязательств, которые не в силах оправдать (соответствовать им). Это иллюстрируется следующими словами матери: «Дочь постоянно находится в напряженном ожидании, что на нее рассердятся, что она вдруг не так сделает или не так скажет». Подобное состояние характерно при неврозах страха и навязчивых состояний, являясь в последнем случае, наряду с инертностью и ригидностью мышления предпосылкой развития мнительности;

  6. невозможность быть понятым и признанным ближайшим окружением;

  7. осознание отличий от сверстников. Чувство личной недостаточности и социально-психологической изоляции.

Рассмотренные источники беспокойства сопоставимы с главными видами психогений у детей в дошкольный период их жизни. Беспокойство выражается как в виде внешне непроявляемой и конкретно несфокусированной тревоги, так и виде страха по отношению к реальному угрожающему объекту. У детей первых лет жизни беспокойство нередко проявляется эмоциональной лабильностью вместе с общим сниженным фоном настроения, плаксивостью, ослаблением аппетита, сосанием пальцев и предметов, грызением ногтей, иногда мастурбациями перед сном»[19].

Вне зависимости от последующих структурных особенностей беспокойство является отправной точкой патогенеза невроза и в той или иной степени оказывает воздействие на все рассматриваемые ниже характеристики раннего развития.

«Наиболее выделяющейся особенностью преморбидного развития при неврозах будет эмоциональная чувствительность, которая является предпосылкой для возникновения чувства беспокойства в ответ на действие вышерассмотренных факторов. В свою очередь, беспокойство заостряет эмоциональную чувствительность в виде сензитивности - повышенной эмоциональной чувствительности, ранимости, запечатлеваемости неприятных событий, обидчивости, в дальнейшем - склонности «все близко принимать к сердцу», легко расстраиваться и волноваться»[19].

В целом дети, заболевающие неврозом, характеризуются как эмоционально чувствительные и впечатлительные, доверчивые, добрые, жалостливые и сострадающие. В детском саду и особенно в школе эти, не сразу адаптирующиеся, тихие дети, обычно держащиеся несколько в стороне, не только лишены агрессивности, но и беззащитны, не умеют постоять за себя, дать сдачи, найти сразу нужный ответ при внезапном обращении, легко теряются. Не они дразнят и бьют других, а те- их; они же обижаются и плачут, переживая унижение и бессилие перед обидчиком. В этом человеческом качестве они являются объектом для выражения агрессивных тенденций других детей.

«Существенной преморбидной особенностью будет и раннее развитие чувства «я», которое проявляется подчеркнутым чувством собственного достоинства, повышенной чувствительностью к порицаниям и похвале, неудачам и похвале, неудачам и ошибкам, насмешкам, несправедливости и обидам. Одновременно эти дети не лгут, не изворачиваются, а, наоборот, непосредственны, бесхитростны и несколько прямолинейны в своих суждениях, наивны и доверчивы по отношению к другим.

Важной преморбидной особенностью является тенденция к внутреннему способу переработки и выражения эмоций, сосредоточенности на своих ощущениях при сдерживании внешнего выражения чувств.

В динамике психического развития обращает на себя внимание несколько замедленный темп выявления возможностей и способностей, что обусловлено интенсивно накапливаемым внутренним и не раскрываемым некоторое время потенциалом развития. Этим детям нужно больше времени, чтобы их латентные психические свойства проявились внешне, раскрылись. Поэтому чрезмерно раннее и интенсивное стимулирование их возможностей, как и предъявление ультиматумов вроде «сейчас же», «немедленно», всегда чревато опасностью перенапряжения»[19].

Другая особенность развития заключается в его противоречивости- наличии трудносовместимых сочетаний различных характеристик личности, облегчающих проявление в дальнейшем внутреннего конфликта.

«Преморбидные особенности развития можно сгруппировать следующим образом: 1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость) с выделением из ее структуры впечатлительности; 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «я»; 4) импрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность- относительно более постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость развития вследствие трудносовместимой конституциональной констелляции некоторых черт темперамента и характера; 7) неравномерность психического развития, обусловленная действием предшествующих факторов»[20,21].

Описательно ребенок, заболевающий впоследствии неврозом, выглядит повышенно впечатлительным, эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешне выражение чувств и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым, с выраженным чувством «я». чувством «я».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клини­ческой и возрастной психологии, но и родителям, педагогам-дефектологам со­циальным работникам и другим специалистам

    Книга
    В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокор­рекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интел­лектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариан­тами нарушений психического
  2. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

    Книга
    В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокор­рекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интел­лектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариан­тами нарушений психического
  3. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  4. Пособие может быть полезно психологам-практикам, педагогам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией. Введение

    Реферат
    Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Литература введение (29)

    Литература
    В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокор­рекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интел­лектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариан­тами нарушений психического

Другие похожие документы..