Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Коломийська архітектура, як і українська в цілому, подолала багато труднощів на шляху свого розвитку. В житті нашого міста було кілька історичних пер...полностью>>
'Урок'
Урок в технологиях интерактивного обучения предусматривает постоянное общение. Оно входит в состав индивидуальной или групповой практической деятельно...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Профессия Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы) утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_8__» _дек...полностью>>
'Программа'
Авторское право. Система информационного обмена в книжном бизнесе: VI Международный отраслевой форум: Программа (Кипр, Лимассол, отель 5* «Apollonia ...полностью>>

Программа дисциплины российское малое предпринимательство для специальности 040201. 65 Социология подготовки специалиста

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет социологии

Программа дисциплины

РОССИЙСКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

для специальности 040201.65 – Социология

подготовки специалиста

Автор: А.Ю. Чепуренко

chepurenko@voxnet.ru

Рекомендована УМС

Секция "Cоциология"

Председатель И.Ф. Девятко

Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев

_______________

“___” __________ 2005 г.

_______________

“18” октября 2005 г.

Утверждена УС факультета социологии

Ученый секретарь Г.В. Иванченко

_______________

“___” __________ 2005 г.

Москва 2005

I. Пояснительная записка

Автор программы: проф., доктор экономических наук Чепуренко Александр Юльевич.

Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем». Студенты должны также иметь представление об основных принципах и методах экономической статистики.

Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по специальности 040201.65 – Социология подготовки специалиста по специализации «Экономическая социология» 5-го года обучения и 2-го года обучения в магистратуре. Курс рассчитан на 28 часов лекций и 16 часов семинаров.

Курс в объеме 44 академических часов дает представление об основных чертах малого предпринимательства как специфической формы экономической активности и особенностях его развития в экономике переходного типа (на примере России). Курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер – рассмотрение экономических характеристик малого предпринимательства дополняется раскрытием социо-культурных, социо-психологических и институциональных предпосылок развития малого предпринимательства; кроме того, в рамках отведенных на его изучение часов студенты должны получить представление об особенностях статистического учета малого предпринимательства, социологических приемах и методах его изучения.

В ходе изучения данного курса широко используется монографическая литература на русском и иностранных языках, активно привлекаются ресурсы Интернет.

Данный курс удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым ГОС к дисциплинам, которые изучаются студентами по специальности «Социология» (2-я ступень, бакалавриат, и 3-я ступень).

Профессиональная направленность программного материала: поскольку он позволяет ознакомиться с основными системными ограничениями, фазами жизненного цикла и стратегиями малых предприятий, постольку данный материал может быть полезен в первую очередь будущим работникам госуправления, а также тем студентам, которые рассматривают для себя возможность предпринимательского старта или работы в малых и средних фирмах в качестве наемных управляющих и специалистов.

Программа предусматривает проведение лекций со значительным элементом активного участия слушателей в учебном процессе, а также нескольких дискуссий занятий; возможно написание курсовых работ по проблематике курса, кроме того, желающим может быть предложено участие в НИР по проблематике малого предпринимательства, осуществляемых Российским независимым институтом социальных и национальных проблем и Независимым институтом системных исследований проблем предпринимательства; в обязательную самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала (исчерпывающие ответы на вопросы для самопроверки предполагают освоение дополнительной информации, включая рекомендуемую литературу из списка дополнительной, а также использование ресурсов Интернет, деловой прессы и т.п.).

Данный курс имеет ярко выраженный авторский характер, поскольку – наряду с общедоступной монографической литературой и т.п. источниками - вводит в учебный оборот материалы ряда исследовательских проектов, выполненных под руководством и при участии автора курса в последние годы.

Апробация отдельных положений курса в ГУ-ВШЭ проводилась в ходе магистерского семинара ВШЭ под руководством Е.Г. Ясина (декабрь 2002 г.), а также на одном из заседаний методологического семинара ВШЭ («Ясинские среды», май 2003 г.). Данный курс в несколько модифицированном виде ранее прочитан на факультете менеджмента Международного университета (в Москве) в 2003 г. и на факультете международных экономических отношений Московского гуманитарного университета в 2004 г.

Задачи: ознакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами дисциплины «Предпринимательство», ввести в учебный оборот данные и методы статистического и социологического наблюдения и анализа малого предпринимательства; познакомить с нормативно-правовой базой развития малого предпринимательства в Российской Федерации; дать основы знаний о системе развития и поддержке малого предпринимательства со стороны государства в развитых и переходных социально-экономических системах; сформировать понимание связи процессов, тенденций и явлений, наблюдающихся в развитии малого предпринимательства - в развитых странах и в России - как обусловленных общим состоянием развития общества, экономики и государственно-правовой системы.

Учебная задача курса:

Курс должен дать студентам представление об экономических, социальных, социокультурных особенностях малого предпринимательства как особой формы хозяйствования и института гражданского общества; показать специфические отличия малого предпринимательства в экономике и обществе переходного типа; раскрыть особенности современного этапа развития малого предпринимательства в российском обществе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные отличия малого предпринимательства, типологию его форм и особенности его развития, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа,

  • уметь анализировать макропараметры развития сектора малого предпринимательства,

  • понимать место малого предпринимательства в концепциях обществено-экономического развития, базирующихся на принципах либерализма,

  • иметь представление об основных принципах, методах и инструментах политики государства в отношении малого предпринимательства в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах,

  • обладать навыками применения методов микроанализа малого предпринимательства.

Самостоятельная работа студентов:

В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов, что диктуется как ограниченностью учебного времени (24 часа), так и обилием информации и вторичных источников (список литературы о малом предпринимательстве в России только на одном из специализированных сайтов насчитывает свыше 3000 названий). В данной связи, на лекциях и в ходе семинарских занятий будут рассмотрены только основные – важные в методологическом и теоретическом плане – вопросы, значительный объем учебного материала, в основном фактического характера, будет вынесен на внеаудиторное изучение. Для этого по каждой теме лекционного и/или семинарского занятия предложена основная литература и – в отдельных случаях –дополнительные источники; прочая литература и адреса ресурсов Интернет для самостоятельного освоения должны изучаться самостоятельно.

Рекомендуется знакомиться с предложенной литературой после каждого очередного лекционного занятия с тем, чтобы вопросы, которые, по мнению слушателей, отражены в ней неполно или противоречиво, могли быть прокомментированы преподавателем далее по ходу изучения курса.

Формы контроля:

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - посещаемость семинарских занятий

20% - активность на семинарских занятиях

20 % - оценка за эссе

50% - оценка за письменный дифференцированный зачет

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  1. выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада необходимо выделить главную авторскую мысль, изложить кратко (15-20 мин.) основное содержание текста, поставить излагаемую проблему в более широкий контекст в рамках эконом-социологической тематики; высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, ответить на вопросы);

  2. активность тех, кто не является докладчиком, оценивается по вопросам к докладчику, комментариям и суждениям по изучаемой теме.

Требования к эссе

Выполняется студентом самостоятельно. Каждый студент выполняет одно эссе. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе (ссылка) или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме.

Сдается в письменной форме за 10 дней до проставления окончательной оценки за курс.

Ориентировочный объем – 7-10 стр.

Письменный дифференцированный зачет выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагают ответ на три поставленных вопроса. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение письменного зачета, – 1 час. 30 мин.

Полученныe студентами баллы суммируются (максимальная сумма – 50 баллов), итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов - «хорошо»,

от 8 до 10 баллов – «отлично».

II. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов

Итого часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические занятия

1.

Малое предпринимательство – определение, социально-экономическая характеристика, общие данные о развитии в России

Тема 1-я

Малое предпринимательство как социально-экономическое явление. Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации (4 часа, лекция и семинар)

Тема 2-я

Статистика развития малого предпринимательства в России (2 часа)

Тема 3-я

Предпринимательский потенциал российского общества (2 часа)

20

6

2

12

2.

Ресурсные особенности малого предпринимательства

Тема 4-я

Социально-трудовые отношения в малом предпринимательстве (4 часа, лекция и семинар)

Тема 5-я

Финансовые проблемы и инструменты их решения в малом предпринимательстве (4 часа, лекция и семинар)

16

4

4

8

3.

Малый бизнес в рыночной среде

Тема 6-я

Крупный бизнес и малое предпринимательство – механизмы взаимодействия в рыночной экономике (2 часа)

Тема 7-я

Инновации в малом предпринимательстве (2 часа)

8

4

-

4

4.

Малое предпринимательство как управляемая система

Тема 8-я

Государственная политика в отношении малого предпринимательства и институты его поддержки в Российской Федерации (10 часов, 8 часов лекций и 2 часа семинар)

Тема 9

Политика содействия развитию малого бизнеса в зарубежных странах (4 часа, лекция и 2 часа семинар)

24

10

4

10

5.

Российское малое предпринимательство и проблемы переходной экономики

Тема 10-я

Имущественные проблемы малого бизнеса. Судопроизводство и коррупция (4 часа, 2 часа лекция и 2 часа семинар)

Тема 11-я.

Развитие рыночной экономики и эволюция малого предпринимательства (6 часов, 2 часа лекция и 4 часа семинаров)

20

6

4

10

Эссе

10

10

Письменный дифференцированный зачет

10

10

Всего

108

30

14

64

III. ЛИТЕРАТУРА

Базовая:

  1. Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001. – 640 с.

  2. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004. – 268 с.

  3. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Пихлер Й.Х., Шмидт К.-Х. М.: Международн. отношения, 2002. – 280 с.

  4. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. – М.: Наука, 2004. – 475 с.

Основная и дополнительная литература дана по каждой теме. Кроме того, в разделе VI настоящей программы дан перечень рекомендуемой литературы к курсу в целом (включая ту учебно-методическую и монографическую литературу, которая в силу ограниченности времени в число основных пособий не вошла).

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Малое предпринимательство – определение, социально-экономическая характеристика, общие данные о развитии в России (6 час.)

Тема 1-я

Малое предпринимательство как социально-экономическое явление. Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации (2 часа)

Лекция 1.

Основные вопросы:

  1. Малое предпринимательство – сущность, экономические и социальные функции.

  2. Типы малых предприятий.

  3. Мифы о малом предпринимательстве.

  4. Этапы и основные проблемы развития малого предпринимательства в России.

Литература основная:

Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001, гл. 1, 4, 5.

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004, гл. 1

Малые и средние предприятия: Управление и организация / Под ред. Пихлера Й.Х., Пляйтнера Х.Й., Шмидта К.-Х. – М.: Межд. отношения, 2002, гл. 1.

Организация предпринимательской деятельности: Учебн. пособие / Под ред. А.С. Пелиха. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, гл. 16.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, гл.1.1, 5.

Литература дополнительная:

  • Маркс К. Капитал. Т. 3. Гл. 23, 24. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч.1, с.406-439.

  • Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000, гл. 1, 2, 7.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое предпринимательство как тип деятельности?

2. Каковы характерные отличия малого предпринимательства по сравнению с крупным и средним?

3. В чем экономические плюсы и минусы малого предпринимательства по сравнению с крупным?

4. Каковы критерии отнесения предприятий к числу малых по российскому законодательству и по законодательству стран ЕС?

5. По каким критериям и какие типы малых предприятий могут быть выделены?

6. Каковы основные этапы развития малого предпринимательства в современной России?

7. Основные заблуждения относительно малого предпринимательства, его экономической, социальной и политической роли в отечественной прессе и специальной литературе

8. Важнейшие проблемы, выявившиеся в развитии малого предпринимательства в России

Тема 2-я

Статистика развития малого предпринимательства в России (2 часа)

Лекция 2.

Основные вопросы:

  1. Методология статистического наблюдения и учета малого предпринимательства в Российской Федерации

  2. Статистика малого предпринимательства в посткризисный период: основные показатели и их динамика

Литература основная:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004, гл. 1.

Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84.

Литература дополнительная:

Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад. М.: ИСАРП, 1997. – 188 с.

Белоконная Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопросы статистики, 1995, № 9, с.3-13.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем заключаются методические особенности статистического учета малых предприятий после 1995 г.?

  2. Каковы основные формы наблюдения малых предприятий в РФ?

  3. Каковы основные тенденции численности малых предприятий в РФ после 1998 г.?

  4. Каковы основные тенденции динамики числа занятых на малых предприятиях в РФ после 1998 г.?

  5. Каковы основные тенденции отраслевой структуры малого предпринимательства в РФ после 1998 г.?

  6. Каковы основные особенности территориальной структуры малого предпринимательства в РФ?

  7. Что можно сказать о сравнительной эффективности малых и крупных предприятий на основании данных статистики?

Тема 3-я


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «неформальная экономика» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста Автор: профессор, д c. н. С. Ю. Барсукова svbars@mail ru

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем».
  2. Программа дисциплины «Социально-экономическое развитие посткоммунистических стран» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра, для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста Автор: Л. Я. Косалс

    Программа дисциплины
    Курс рассчитан на студентов-социологов, прослушавших курсы современных социологических теорий, экономической социологии и сравнительный анализ хозяйственных систем.
  3. Комплексная программа научно-исследовательских работ уро рао «образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

    Программа
    Те­ма­ти­ка про­ек­тной де­ятель­нос­ти по прог­рам­ме«Об­ра­зо­ва­ние в Уральском ре­ги­оне:на­уч­ные ос­но­вы раз­ви­тия и ин­но­ва­ций»2011–2013 гг.
  4. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого

    Конкурс
    1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией свидетельства о государственной аккредитации) 10
  5. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения Специальность 040201 Социология

    Методические указания
    Курсовая работа по социологическим дисциплинам специальности 040201 – «Социология» - это творческое и самостоятельное исследование актуальных социальных проблем.

Другие похожие документы..