Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Педагогическое или гуманитарное образование, опыт работы с детьми, рассмотрят выпускников 2009-2010 г., по специальностям логопед, психолог или педаго...полностью>>
'Документ'
Успех педагогической деятельности основывается на знании возрастных особенностей детей . Особенностью деятельности детских лагерей является то обстоя...полностью>>
'Анкета'
Пожалуйста, заполните эту анкету, приложите файл к письму и вместе с фотографией и рассказом о себе отправьте на адрес 20let@plastic-surgery.ru в теме...полностью>>
'Документ'
Целями освоения дисциплины «Методические основы преподавания основного музыкального инструмента» являются: сформировать у студентов способность к пед...полностью>>

Программа по дисциплине история и философия науки

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

всероссийский заочный

финансово-экономический институт

Программа

по дисциплине

ИСТОРИЯ

И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Для аспирантов и соискателей, обучающихся по специальностям: 08.00.01 - "Экономическая теория", 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; региональная экономика; маркетинг)", 08.00.10 - "Финансы, денежное обращение и кредит", 08.00.12 - "Бухгалтерский учет, статистика", 08.00.13 - "Математические и инструментальные методы экономики"

МОСКВА 2011

Программу разработали:

доктор философских наук, профессор В.К. Батурин (разделы II-V), доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров (раздел I)

Программа обсуждена на заседании

кафедры Истории экономики, политики и культуры

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров

Программа обсуждена на заседании

кафедры Философия и социология

Зав. кафедрой доктор философских наук, профессор В.К. Батурин

Программа утверждена на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

История и философия науки. Программа для аспирантов и соискателей, обучающихся по специальностям 08.00.01 - "Экономическая теория", 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; региональная экономика; маркетинг)", 08.00.10 - "Финансы, денежное обращение и кредит", 08.00.12 - "Бухгалтерский учет, статистика", 08.00.13 - "Математические и инструментальные методы экономики". – М.: ВЗФЭИ, 2011.

ББК_____________

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2011

1. Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе

История и философия науки (ИФН) – раздел философии, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в меняющемся культурном контексте. ИФН – комплексная научная дисциплина, изучающая возникновение и историческое развитие науки как сложного социального феномена, место и роль науки в разнообразных человеческих практиках. Основной целью данного курса является формирование в сознании аспирантов и соискателей философского и междисциплинарного мировоззрения. В учебном курсе значительное место занимает рассмотрение содержания глобальных исследовательских программ развития науки, сложнейшие вопросы об объекте и предмете познания, о научном знании и его типологии, о концепциях и критериях научности знания, о способах его обоснования, о познавательных традициях в науке и их роли в процессе научного познания. Все эти и другие проблемы философия науки рассматривает на основе использования предельно общих подходов к осмыслению разнообразных феноменов научной деятельности, пытаясь во всем этом увидеть некие закономерности и сформулировать соответствующие теоретические положения, способствующие более эффективному управлению научным поиском и когнитивной деятельностью человека.

Философию науки следует отличать от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки. К таковым относятся история науки, науковедение, социология науки, психология науки. Зафиксируем принципиальные отличия между философией науки, с одной стороны, и обозначенными другими науковедческими дисциплинами, с другой. История науки занимается описанием отдельных открытий и изобретений в разных областях науки и в разные исторические периоды. Предметом науковедения является изучение форм взаимодействия науки с общественными структурами, социологии науки – анализ структуры научных сообществ, взаимодействие между ними. Психология науки изучает важнейшие компоненты процесса научного творчества: воображение, интуицию, фантазию, озарение и пр. В отличие от них философия науки исследует сам процесс познания в совокупности его элементов и сторон, общий характер взаимодействия науки и общества, рост и развитие научного знания в целом. Главная фундаментальная проблема философии науки – проблема производства (генерации) нового научного знания, его связи с уже имевшимся массивом знаний и, в целом, со всей совокупной человеческой практикой. Философия науки как дисциплина рассматривает науку в предельно широком контексте развития общества, человека, его истории, культуры, а так же в обязательном исследовании ценностных аспектов бытия человека в мире.

Не следует также отождествлять философию науки как дисциплину с философией науки как одним из направлений современной западноевропейской философии – позитивизмом, неоконтианством, неопозитивизмом, критическим рационализмом, феноменологией и др. формами решения общих философских проблем научного познания и науки как особой человеческой деятельности в рамках конкретных научных школ и направлений западной философии. Особо следует подчеркнуть, что философия науки как одно из направлений западноевропейской философии возникла из осмысления соотношения, взаимодействия философии и науки путем реализации позитивистской программы … отказа от метафизических, т.е. философских абстракций и призывами к исследованию только позитивного (научного) знания, знания принципиально без философии. Иначе говоря, позитивизм претендует на роль некой новой философии науки (в представлении О.Конта), философии науки без… философии (метафизики). Именно поэтому теоретико-методологическое противодействие позитивизму в разных его формах – одна их задач истинной философии науки.

История и философия науки призвана помочь аспирантам и соискателям в полной мере осознать особенности и закономерности процесса научной деятельности на всех основных этапах его осуществления, дать им возможности эффективного управления научным знанием в целях достижения поставленных исследовательских результатов на основе последовательного решения разнообразных задач научного поиска.

Рабочая учебная программа подготовлена на основе требований программы кандидатских экзаменов «История и философия науки», утвержденной Приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697 и предназначена для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатские экзамены по истории и философии науки.

2. Задачи изучения дисциплины

Аспиранты и соискатели должны приобрести знания, умения, навыки, необходимые для успешного рассмотрения исторических, философско-мировоззренческих и методологических вопросов профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины адъюнкты должны знать:

  • предмет истории и философии науки, ее социальное значение, роль в развитии личности и профессиональной деятельности;

  • характеристики науки как особого вида деятельности, как социального института, как системы научных знаний, как базового фактора инновационной деятельности в современном обществе и ее значение в системе современной культуры и цивилизации;

  • структуру и закономерности эволюции научного знания, соотношение традиций и революций в науке;

  • структуру и содержание научного знания, его эссенциальное и аксиологическое содержательные измерения;

  • современные общие философские проблемы и проблемы развития социально-гуманитарных наук;

  • закономерности исторической эволюции конкретных наук и общих философских представлений о мире, человеке, обществе;

  • специфику методологии научной специальности, формы и методы исследования;

  • роль науки и техники в развитии цивилизации, связанные с ними социальные и этические проблемы, их отражение в научной специальности аспиранта и соискателя.

Аспиранты и соискатели должны уметь:

  • осмысливать и формулировать философско-мировоззренческую и социальную проблематику, а так же соответствующие установки для своей профессиональной деятельности;

  • анализировать исторические условия и теоретико-методологические факторы эволюции различных элементов профессиональной деятельности, связанные с ее научно-исследовательской содержательной составляющей;

  • применять полученные философские, мировоззренческие, методологические знания для постановки, анализа и эффективного решения различных проблем в рамках своей профессиональной деятельности по соответствующей специальности;

  • самостоятельно изучать и анализировать историческую, теоретико-методологическую и философскую литературу в целях своего дальнейшего саморазвития и всемерного совершенствования профессиональной культуры.

3. Целью изучения раздела «История экономической науки» является овладение аспирантами и соискателями основами знаний в области исторической части общенаучной дисциплины «История и философия науки».

Основными задачами изучения аспирантами и соискателями данного раздела дисциплины являются:

  • содействовать углубленному освоению мировоззренческих и теоретико-методологических проблем экономической науки в различные периоды ее эволюции;

  • способствовать получению более полных представлений о возникающих тенденциях и особенностях в развитии экономической науки на современном этапе;

  • выработать навыки применения получаемых знаний в области истории экономической науки в практике самостоятельных научных изысканий и исследований.

4. Перечень дисциплин, знание которых необходимо

для изучения данной дисциплины

Дисциплина

Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения дисциплины «История и философия науки»

Философия

История философии, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, теория познания, философия человеческой деятельности, философия управления, философия экономики, философия природы, философия общества.

Социология

История социологической науки, социология личности, социальные институты, социология культуры, социология образования и науки, социология производственных отношений и человеческих коммуникаций

Концепции современного естествознания

История развития естественных наук и техники, связь естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, научные традиции и революции в развитии научного познания

История

Основные этапы развития человеческого общества и России, основные проблемы, решаемые человеком в различные исторические эпохи, особенности современной цивилизации, основные угрозы и ограничения современного развития человечества

Экономическая теория

«Макроэкономика» и «микроэкономика» как разделы экономической науки; основные категории и методы экономического анализа

Экономическая история (история экономики)

Особенности основных типов экономических систем и их влияние на возникновение, развитие и совершенствование экономической науки

История экономических учений

Предмет, метод и теоретические положения экономической науки в ретроспективе, в том числе через призму школ и направлений мировой экономической мысли

История и методология экономической науки

Альтернативные методологические подходы и инструменты экономического анализа; ключевые теории и доктрины на всем протяжении эволюции экономической науки

5. Распределение бюджета времени по дисциплине (в часах)

п/п

Название темы

Всего часов

Лекции

Практич. занятия

Самост.

работа

Раздел I. «История экономической науки»

11.

Предмет, метод и задачи курса. Основные уровни систематизации экономических идей и воззрений. Школы, течения и направления в истории мировой экономической мысли: осмысление их сущности и альтернативных версий в экономической литературе прошлого и современности.

12

4

8

22.

Истоки экономической науки в натурально-хозяйственных экономических воззрениях мыслителей и правителей Древнего мира и лидеров ислама и христианства в период Средневековья. Теоретико-методологические принципы осмысления категорий «деньги», «собственность», «ростовщический процент», «торговая прибыль», «справедливая цена».

12

4

8

33.

Меркантилизм как первая научная школа и начало экономической науки. Историческое значение теоретико-методологической парадигмы меркантилизма. Кольбертизм. Классическая политическая экономия: общие характерные признаки предмета, метода и теоретических нововведений ее представителей. Марксистская версия и альтернативные ей варианты интерпретации основных этапов эволюции классической политической экономии.

12

4

8

44.

Обусловленность исследования теоретических проблем в творчестве лидеров классической политической экономии их приверженностью доктрине laissez faire. Признание исключительно материальной (товарной) сущности богатства. Сущность и особенности затратных версий интерпретации теории стоимости. Доктрина рабочего фонда как теоретическая основа рыночной природы происхождения заработная платы. Тенденция прибыли к понижению как феномен экономики свободной конкуренции.

12

4

8

55.

Либеральные основания классической политической экономии в области теории ренты, капитала, классов, воспроизводства, производительного и непроизводительного труда, народонаселения, макроэкономического равновесия. Исторические предпосылки завершения классической политической экономии.

12

4

8

66.

Экономический романтизм, утопический социализм и немецкая историческая школа – альтернативные классической политической экономии направления мировой экономической мысли. Особенности нововведений в области методологии политической экономии и теоретических изысканий: социально ориентированные реформаторские концепции лидеров экономического романтизма, утопического социализма; приверженность историческому методу анализа и неклассовоформационной периодизации этапов эволюции в трудах родоначальников немецкой исторической школы.

12

4

8

77.

«Маржинальная революция» и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел теоретической экономики – начало формирования теоретико-методологических оснований современной экономической науки. Особенности маржиналистских научных школ субъективно-психологического и неоклассического направлений мировой экономической мысли. Разрешение парадокса Адама Смита «алмазы – вода». Нововведения в области теории стоимости, денег, микро- и макроэкономического равновесия.

12

4

8

88.

Возникновение институционализма, теорий рынка с несовершенной конкуренцией и альтернативных теорий государственного регулирования экономики. «Чемберлианская» и «кейнсианская» революции в истории экономической науки. Обособление макроэкономики в самостоятельный раздел теоретической экономики как завершение формирования теоретико-методологических оснований современной экономической науки. Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона и ее роль в становлении синтезированной парадигмы современной экономической науки.

12

4

8

Раздел II. Введение в предмет «История и философия науки»

99.

ИФН как наука: объект, предмет, методы, основные исторические этапы развития. Современная исследовательская проблематика ИФН.

8

4

4

110.

Глобальные исследовательские программы научного познания как развитие основных концепций современной философии науки.

12

4

8

Раздел III. Краткая история развития науки.

Закономерности развития науки и их отражение ИФН

111.

Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.

14

4

10

112.

Мифология и древняя наука. Западная и восточная средневековая наука. Развитие науки в эпоху Возрождения и Новое время.

12

4

8

113.

Мировоззренческая роль классического естествознания в новоевропейской культуре. Зарождение и развитие научных представлений о единстве мира и эволюционных идей в XIX – начале XX вв.

12

4

8

114.

Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв. и становление идей и методов неклассической науки XX-XXI вв.

12

4

8

115.

Современное состояние науки: междисциплинарная парадигма и взаимодействие наук. Синергетика и нелинейная динамика. Углубление и расширение процессов теоретизации, математизации и компьютеризации наук.

14

4

10

Раздел IV. Теоретические основы ИФН

116.

Структура научного знания. Типы научных теорий. Научная картина мира.

12

2

10

117.

Типология научного знания, его динамика роста и развития.

10

2

8

118.

Методы научного исследования, роль и место экстраполяции в них.

14

4

10

119.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности постнеклассического этапа развития науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

14

4

10

220.

Наука в культуре современной цивилизации.

12

4

8

221.

Наука как социальный институт.

10

4

6

22.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Философия науки как необходимый исследовательский инструментарий современного ученого.

16

2

14

223.

Современное научное мировоззрение. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

4

2

2

Раздел V. ИФН и социогуманитарные науки

224.

Философское осмысление сущности и содержания социально-гуманитарных наук: общетеоретические подходы. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика.

14

4

10

225.

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

10

4

6

226.

Актуальные философские проблемы экономической, политической и управленческой наук.

14

4

10

227.

Поиски нового (постэкономического) типа цивилизационного развития человечества. Контуры нового общества - «Общества знания».

14

4

10

ИТОГО:

324

100

224

6. Содержание дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки

    Программа
    1.1. Дисциплина «Философия науки» является целостной и самостоятельной частью курса «История и философия науки», читаемого в целях подготовки к одноименному кандидатскому минимуму.
  2. Программа учебной дисциплины «История и философия науки» («Философия науки»)

    Программа
    Программа учебной дисциплины «История и философия науки» («Философия науки») : для аспирантов (соискателей) всех специальностей [Текст] / Государственный университет управления, Институт социологии и управления персоналом ГУУ, Кафедра философии ; [сост.
  3. Темы рефератов по дисциплине «История и философии науки»

    Темы рефератов
    Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющимся социокультурном контексте.
  4. Вопросы к кандидатскому минимуму по дисциплине «История и философия науки»

    Документ
    Проблема демаркации нормативной и ненормативной науки. Проблема классификации наук. Экстернализм и интернализм, куммулятивизм и антикуммулятивизм в понимании динамики науки.
  5. Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине История и философия науки Тематика рефератов

    Вопросы к кандидатскому экзамену
    Подготовка аспирантов Мурманского государственного технического университета к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине « История и философия науки» осуществляется посредством активного участия в лекционных и семинарских занятиях,

Другие похожие документы..