Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
 Особенностью настоящей ситуации в российском образовании является вступление школы в полосу обновления – модернизации, в связи с чем среди главных за...полностью>>
'Документ'
Название центра: Информационно-консультационный Центр по трудоустройству в структуре сектора по работе с выпускниками Управления качеством непрерывног...полностью>>
'Рассказ'
В сентябре 2004 года исполняется 150 лет со дня начала военных действий Восточной (Крымской) войны на нашем полуострове. Почему после многочисленных ...полностью>>
'Урок'
Учитель: Сегодняшний наш урок проходит в рамках недели «Научные открытия, которые потрясли мир». Открытия совершались по разному: одним ученым помога...полностью>>

Автоматизированная информационная система предприятия 23 Понятие автоматизированной информационной системы предприятия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 23

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

ПРЕДПРИЯТИЯ

23.1. Понятие автоматизированной информационной системы предприятия.

Важнейшим фактором прогресса является совершенствование форм и методов управления предприятием на основе вычислительной техники и средств связи, представляющих собой материально-техническую базу автоматизированной информационной системы (АИС) предприятия Она служит связующим звеном между объектами и субъектами управления и выполняет следующие функции: воспринимает вводимые пользователями исходные данные и запросы, обрабатывает введенные и хранимые в системе данные в соответствии с определенными алгоритмами и формирует требуемую выходную информацию.

На предприятии создается автоматизированная информационная система, которая состоит из взаимосвязанных функциональных подсистем, обеспечивающих управленческий аппарат необходимой информацией. Основные функциональные подсистемы обеспечиваю решение задач технической подготовки производства, перспективного планирования и прогнозирования развития производства, маркетинговых исследований, оперативного управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, сбыта и реализации готовой продукции, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия. По набору решаемых задач современные АИС предприятия похожи на автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП) 80-х годов, но на качественно иной идеологической и технической базе. В АИС выделяются подсистемы, или «бизнес-процессы», каждый из которых имеет сугубо специфические структурные особенности обрабатываемых данных. Под бизнес-процессом понимается взаимосвязанная совокупность материальных информационных, финансовых потоков или рабочих потоков, проходящих через взаимодействующие подразделения предприятия и направленных на выполнение заказа потребителя (изготовление товара или оказание услуги). АИС должна оперативно отражать состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений о внесении изменений в бизнес-процессы, прогнозировать эффективность бизнес-процессов и давать рекомендации по их реорганизации

Характерная особенность современных АИС - использование взаимосвязанных баз данных и знаний единой информационной системы предприятия.

АИС предприятия технически представляет собой совокупность связанных локальных вычислительных сетей (ЛВС) Для |крупных корпораций, объединений, холдингов создаются большие корпоративные сети, насчитывающие тысячи ЭВМ и имеющие сложную структуру Корпоративные сети включают ЛВС и глобальные вычислительные сети (ГВС). Последние объединяют территориально распределенные ЭВМ, которые могут находиться в различных городах, странах и даже на разных континентах. В зависимости от масштаба различают сети отделов и сети рабочих групп. Сеть рабочих групп обычно включает от 10 до, 20 ПЭВМ. Для такой сети характерна простота и однородность. Сеть отделов охватывает 100 — 150 ПЭВМ. ПЭВМ устанавливается на рабочих местах управленческого персонала и используется для автоматизации их деятельности и обеспечения им оперативного доступа к обширной информационной базе предприятия. Такое рабочее место называется автоматизированным и является элементом АИС предприятия.

23.2. Автоматизированные рабочие места управленческого персонала

Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимается совокупность инструментальных средств конечного пользователя, включающая техническое и организационно-методическое обеспечение решения задач его профессиональной деятельности на основе ЭВМ, установленной на его рабочем месте, работающей как автономно, так и в составе вычислительной сети. В зависимости от реализуемых функций выделяют три класса АРМ:

АРМ руководителя;

АРМ специалиста;

АРМ технического и вспомогательного персонала.

К АРМ руководителя предъявляются следующие требования:

  • -наличие распределенных баз данных и знаний, постоянно пополняемых оперативной и достоверной информацией;

  • -к отдельным базам данных и знаний или их фрагментам может иметь доступ только ограниченный круг лиц, а к отдельным элементам - только руководитель;

  • наглядность представления информации в форме, адаптивной к психологическим характеристикам руководителя;

  • обеспечение оперативного поиска информации;

  • наличие программных средств обеспечения принятия управленческого решения;

  • простота работы;

  • обеспечение возможности накопления опыта в выработке управленческих решений;

  • обеспечение оперативной связи с другими источниками формации в пределах организационной структуры предприятия или его подразделения.

В АРМах этого типа часто используется возможность речевого и тактильного (путем касания пиктограмм на экране) ввода информации.

АРМ специалиста (плановика, финансиста, нормировщика, технолога, маркетолога, бухгалтера и т.д.) обеспечивает решение задач профессиональной деятельности на основе как локальных (организуемых на ПЭВМ АРМ ) баз данных и знаний, так и распределении баз данных и прикладного программного обеспечения.

Например, АРМы могут быть организованы по функциональным участкам бухгалтерского учета, каждый из которых связи или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, кадров) или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляется непрерывная регистрация и обработка данных по хозяйственным операциям (по учету материальных ценностей, основных средств, финансово-расчетных операций и т.д.), а также со сводным учетом и составлением отчетности.

АРМ технического работника реализует функции:

  • ввод информации;

  • ведение баз данных;

  • обработка входящей и исходящей документации;

  • контроль исполнительской деятельности.

Обмен информацией между отдельными АРМ осуществляв по каналам связи вычислительной сети.

В ЛВС из-за коротких расстояний возможно использование относительно дорогих высококачественных линий связи, которые позволяют применять простые методы передачи данных, достигать высоких скоростей обмена данными (до 100 М бит/с). В связи с этим услуги, предоставляемые ЛВС, отличаются широким разнообразием и обычно предусматривают реализацию приложений в режиме on-line.

Если предприятие (объединение, корпорация) имеет территориально обособленные подразделения в различных местах города, регионах, странах и континентах, то обмен информацией между отдельными АРМ осуществляется по каналам связи корпоративной вычислительной сети (КВС).

Для соединения удаленных ЛВС и отдельных компьютеров в КBC применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь.

Характерной особенностью такой сложной и крупномасштабной сети является наличие в ее составе различных типов компьютеров - от больших ЭВМ (их принято называть мейнфреймами) до персональных ЭВМ, множества операционных систем и приложений Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам.

В корпоративных сетях и в ЛВС стала обрабатываться несвойственная ранее вычислительным сетям информация — видеоизображения, рисунки, голос. Сложность передачи такой мультимедийной информации по сети связана с ее чувствительностью к задержкам при передаче пакетов данных. Задержки обычно приводят к искажению такой информации в конечных узлах сети - возникновению эффекта «эха», невозможности разобрать некоторые слова, дрожанию изображения и т.п. Поэтому за счет новых сетевых технологий и нового оборудования скорости передачи данных в корпоративных сетях приближаются к скоростям в традиционных сетях ЛВС (в сетях frame relay — 2 М бит/с, ATM - 622 М бит/с).

В таких сетях используется технология intranet, которая поддерживает достаточно простой способ представления информации в виде гипертекстовой и графической информации Это позволяет быстро поместить самую свежую информацию на WWW-сервере корпорации Кроме того, она унифицирует просмотр информации .с помощью стандартных программ - Web-браузеров, работа с которыми несложна даже для неспециалистов. Получая легкий и более полный доступ к информации, сотрудники принимают решение быстрее, и качество этого решения, как правило, выше.

Использование сети приводит к улучшению процесса обмена информацией и взаимодействия между управленческими работниками предприятия. Сеть снижает потребность в других средствах телекоммуникации. Корпоративная сеть может быть использована :для организации аудио- и видеоконференций.

Раздел23.3. Особенности технологии обработки данных на АРМ

Характерные особенности технологии обработки данных на АРМ

1) работа пользователя в режиме манипулирования данными. Пользователь должен «видеть» и «действовать», а не «знать» и «помнить»;

2) сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе распределения баз данных;

3)безбумажный процесс отработки документа;

4)интерактивный (диалоговый) режим решения задач с ищр кими возможностями для пользователя;

5) возможность коллективного оформления документов на группе ПЭВМ, взаимосвязанных средствами коммуникации.

Использование такой технологии в несколько раз снижает затраты на документооборот, повышает скорость и качество подготовки документов, упорядочивает организационную структуру документооборота и тем самым повышает эффективность управления.

Одно из основных требований к технологии АРМ - оптимизация экранного диалога. Три показателя особенно важны: дружественность, гибкость, продуктивность.

Показатель дружественности определяет степень персонализации АРМ и такие критерии, как простота освоения и ведения экранного диалога (режим подсказок, прощение ошибок), обеспечение привычной для пользователя информационной обстановки («метафора» электронного письменного стола, сохранение первичной структуры документов).

Показатель гибкости диалога определяет диапазон различных процедур, который может выполнить пользователь на ПЭВМ. Например, в процессе диалога система должна разрешать пользователю изменять цветовую гамму экрана, верстку документа и т.д.

Показатель продуктивности диалога характеризует время от момента обращения пользователя к ПЭВМ до момента выдачи на экран требуемой информации.

Достижение оптимальных значений названных показателей зависит от используемых инструментальных средств программирования и качества проектирования диалога пользователя с ПЭВМ.

Различают два основных режима работы пользователя на АРМ: пакетный и диалоговый.

В пакетном режиме пользователь инициирует соответствующий алгоритм обработки большого объема данных, а затем без вмешательства человека осуществляется вычислительный процесс в течение длительного времени. Результаты вычислений либо записываются на магнитный диск, либо выводятся на принтер. В этом режиме, как правило, решаются задачи с заданной периодичностью.

В диалоговом режиме обычно осуществляется оперативное взаимодействие пользователя с ПЭВМ. Между пользователем и ПЭВМ идет интерактивный обмен посланиями в соответствии с условленным языком и формой диалога для достижения определенной цели. Диалог служит методом решения задач, где инициатop диалога (пользователь) знает задачу, а собеседник (ПЭВМ) используется для ее решения. По сравнению с технологией пакетной обработки данных диалоговая имеет преимущества, она:

  • позволяет получать в реальном масштабе времени информацию в наглядном, ориентированном на профессиональную деятельность пользователя виде;

  • предоставляет широкие возможности для применения индивидуальных методов анализа и принятия решений;

  • предоставляет возможность управления ходом вычислительного процесса по желанию пользователя в зависимости от промежуточных результатов;

  • повышает оперативность и культуру управления в результате использования современных средств накопления, обработки и анализа информации в повседневной деятельности аппарата управления.

23.4. Организация интерфейса пользователя с ЭВМ

Диалог рассматривается как процесс достижения целей его участниками и представляет собой совокупность взаимосвязанных шагов. При этом высказывание участника диалога, которому принадлежит инициатива на текущем шаге, называется действием, а ответное высказывание пассивного участника называется реакцией. Действие всегда составляет первую часть шага, а реакция - вторую. Инициатором шага может быть как пользователь, так и ПЭВМ.

На каждом шаге диалога пользователю выдается информация, сгруппированная и расположенная на экране определенным способом. Это представление информации называется панелью.

Стандартами пользовательского интерфейса для персональных ЭВМ допускаются следующие типы панелей: меню, ввода, информационная, списковая, идентификация приложения.

Панель «меню» предназначена для реализации альтернативного диалога. На ней отображаются предложения ПЭВМ по выбору пользователем соответствующей альтернативы на определенном диалога. Пользователю предоставляется возможность реакции выбора альтернативы из меню. Панель состоит из трех частей;

  • меню действий с выпадающим меню;

  • тела панели;

  • области функциональных клавиш

Меню действий предоставляет пользователю доступ к основным функциям приложения, отображается в верхней части панели. Расширение меню действий - выпадающее меню. Меню действий с выпадающим меню обеспечивает двухуровневую иерархию действий. Посредством «всплывающего окна» при выборе объекта выпадающего меню можно предусмотреть трехуровневую иерархию действий.

«Всплывающее окно» представляет собой участок экрана, в котором отображается панель, оно расширяет диалог пользователя с первичным или вторичным окном. Одно из назначений всплывающих окон состоит в передаче различных сообщений. Рекомендуется ограничить число уровней всплывающих окон до трех.

Тело панели располагается под меню. Оно может быть разделено на несколько частей (например, если пользователю разрешается вводить или обновлять более чем одну группу информации одновременно ).

Область функциональных клавиш располагается в нижней части панели.

Панели располагаются в отдельных ограниченных частях экрана, которые называются окнами. Используя сразу несколько окон, пользователь может одновременно наблюдать на экране несколько панелей одного или нескольких приложений.

Различают три типа окон;

  • первичное окно - окно, в котором начинается диалог;

  • вторичное окно вызывается из первичного. Это окна, в которых пользователь и ПЭВМ ведут диалог параллельно диалогу в первичном окне. Вторичные окна используются также для предоставления справки, относящейся к диалогу в первичном окне;

  • всплывающее окно представляет собой участок экрана, в котором отображенная панель расширяет диалог пользователя с первичным или вторичным окном. Одно из назначений всплывающих окон состоит в передаче различных сообщений. Пример панели «меню» приведен на рис. 23.1.

Рис. 23.1, Панель «меню»

1.Идентификатор панели,

2.Заголовок панели

3.Область функциональных клавиш

4.Объект поля выбора

5. Поле выбора

6. Инструкция

Поле выбора - обобщенное определение набора взаимосвязанных объектов. Объектами поля выбора могут быть слова, пиктограммы или их сочетание. Выбор из меню может осуществляться с помощью курсоров, цвета, подсветки, а также символа, располагаемого перед выбранным объектом.

Инструкция указывает пользователю тип действия, который нужно выполнить. Она должна быть лаконичной и понятной.

Заголовок панели сообщает пользователю о том, какая информация содержится в теле панели.

Панель ввода предназначена для организации диалога, в котором требуются ответы с фиксированной структурой. Она используется как макет ввода данных в информационную систему. Панель ввода включает;

  • меню действии;

  • заголовок панели;

  • инструкцию;

  • поле ввода.

  • линейку протяжки;

  • поле выбора;

  • пояснение;

  • заголовок поля

Меню действий включает альтернативы действий. Например, «печать», «удаление», «вызов», «экран» и т.д. Инструкция содержит информацию о действии, которое нужно выполнить. Например, «Укажите параметры, а затем выбирайте действие».

Поле ввода предназначено для ввода пользователем данных ПЭВМ и сопровождается заголовком поля и столбца. Протяжка поля ввода предусматривается, если общая длина вводимой информации превышает 25 знаков.

В панели ввода используются три типа заголовков: столбцы, группы, поля.

Различают три вида панелей ввода:

  • для ввода параметров (используется для передачи приложению параметров);

  • для ввода данных с заголовками. (используется для информации, которая должна быть сохранена);

  • для ввода данных с табуляцией (используется для информации которая должна быть сохранена).

Панель этого вида содержит поля ввода, организованные в строки и столбцы, идентифицируемые заголовками.

Информационная панель содержит сообщения, которые делятся на информационные, предупреждающие и критические Информационные сообщения описывают состояния системы. Ответа пользователя не требуется. Они используются чтобы сообщить пользователю, что обработка данных продолжается, завершилась, изменилось содержание панели. Пре дупреждающие сообщения обращают внимание пользователя на состояние системы, которое требует его вмешательства. Пользователь в ответ может выполнить какое-либо действие либо пренебречь этим сообщением. Критические сообщения указывают условие, при котором продолжение работы невозможно без вмешательства пользователя.

Сообщения размещаются во всплывающих окнах, в нижней части тела панели над областью функциональных клавиш и областью команд Критические сообщения должны выдаваться только во всплывающих окнах. После действия пользователя сообщение автоматически удаляется.

Списковая панель содержит перечень документов, из которых пользователь осуществляет выбор. Типичным примером является каталог, поддерживаемый операционной системой MS-DOS и др.

Панель идентификации приложения содержит полное наименование приложения, фирмы-разработчика программного обеспечения, приложения, дату и т.д.

Использование стандарта интерфейса пользователя с ПЭВМ позволяет унифицировать диалог, способствует минимизации числа режимов, большое число которых доставляет пользователю неудобства и делает приложение сложным для изучения и использования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тимирьянова Венера Маратовна Организация управления предприятиями общественного питания (название дисциплины) учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организации управления предприятиями общественного питания» составлен в соответствии с требованиями основной обязательной программы по дисциплине по специальности 080502.
  2. Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг russian classification (4)

    Документ
    ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 351 СУДА 3511 СУДА ТОРГОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ; ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ 35 00 Суда сухогрузные самоходные морские 35 01 Суда сухогрузные общего назначения морские 35 0 Лесовозы и хлопковозы морские
  3. Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг russian classification (5)

    Документ
    ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 351 СУДА 3511 СУДА ТОРГОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ; ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ 35 00 Суда сухогрузные самоходные морские 35 01 Суда сухогрузные общего назначения морские 35 0 Лесовозы и хлопковозы морские
  4. Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг russian classification (6)

    Документ
    автомобильно - транспортные морские 35 05 Суда специализированные морские
  5. Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг russian classification (7)

    Документ
    автомобильно - транспортные морские 35 05 Суда специализированные морские (контейнеровозы,

Другие похожие документы..