Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
17 век один из самых сложных в истории человеческой культуры, так как в то время было сделано немало открытий в самых различных областях (Галилей и Ко...полностью>>
'Анализ'
талевлин Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского, экологического и земельного права Челябинского государственного университе...полностью>>
'Научная работа'
Суть данной работы - соотнесение собственных принципов формообразования, сложившейся в результате двадцатилетней практической деятельности, с совреме...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Аграрные отношения и система агробизнеса 38 Тема 10. Государственное регулирование рыночных отношений 43 Тема 11. Проблемы перехода к рыночной эконом...полностью>>

Г. А. Василевич научно-практический комментарий к закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

kommnorm.doc 9/23/2013 ov1

Г.А. ВАСИЛЕВИЧ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

К ЗАКОНУ

О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ”

2002

УДК

ББК

Рецензент:

С.Г. Дробязко, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы

Автор:

Г.А. Василевич, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

В книге на основе анализа закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”, других законодательных и иных нормативных правовых актов, юридической литературы, правоприменительного опыта дан научно-практический комментарий закона Республики Беларусь “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”.

Книга рассчитана на лиц, занимающихся правотворческой деятельностью, депутатов государственных служащих, в том числе судей, работников правоохранительных органов, а также студентов, преподавателей, иных граждан.

Преамбула

Настоящий Закон определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации.

1. Основную часть закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” предваряет преамбула.

Преамбула – это вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях принятия нормативного правового акта, предмете и методе его правового регулирования.

2. Как указано в законе, включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается (см. часть вторую ст. 28 закона).

Однако по данному поводу можно высказать возражение. Полагаем, что преамбула может содержать нормативные предписания, например, преамбула Конституции, которую следует рассматривать в качестве вектора развития всей правотворческой и правоприменительной деятельности. Под призмой соответствия ей актов текущего законодательства может определяться их конституционность. В некоторых государствах, например, во Франции, органы конституционного контроля основывают свои решения и на положениях преамбулы Конституции. Аналогичного подхода придерживается и Конституционный Суд Республики Беларусь, судьи которого определяют свою позицию в том числе и с учетом положений, содержащихся в преамбуле Конституции.

РАЗДЕЛ I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в нормотворческой деятельности

В нормотворческой деятельности применяются следующие основные термины, понятия и их определения:

акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь;

аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;

аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права;

законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;

законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь;

законодательная инициатива – официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган;

законодательная техника – система правил подготовки проектов законодательных актов;

инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке;

кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений;

коллизия нормативных правовых актов – противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;

локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций;

нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

нормотворческая деятельность – научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;

нормотворческая инициатива – официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части;

нормотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;

нормотворческий процесс – нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие;

нормотворческая техника – система правил подготовки проектов нормативных правовых актов;

обнародование нормативного правового акта – доведение нормативного правового акта до всеобщего сведения путем опубликования его в печати, распространения через другие средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации;

право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений;

пробелы в законодательстве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;

свод законов – полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты Республики Беларусь;

свод законодательства – полное систематизированное собрание, объединяющее нормативные правовые акты;

систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;

субъект нормотворческой деятельности – физические или юридические лица, принимающие участие в нормотворческой деятельности;

технические нормативные правовые акты – государственные и межгосударственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, отраслевые стандарты, утвержденные (введенные в действие) в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

1. В комментируемой статье закона раскрывается содержание основных терминов и понятий, дается их определение. Такой подход законодателя является не только уместным, но и просто необходимым, т.к. позволяет обеспечить четкость и ясность используемых понятий в этом и других правовых актах.

2. Ранее в юридической литературе существовал спор относительно того, что следует относить к актам законодательства. Одни авторы под ними понимали акты законодательного органа, другие – акты органов общегосударственного уровня, т.е. не только Парламента, Президента, но и Правительства, третьи – к ним относили все нормативные правовые акты. В законе от 10 января 2000 г. нашел свое закрепление более широкий подход к определению актов законодательства как нормативных актов, составляющих все законодательство Республики Беларусь. На наш взгляд, более предпочтительно было бы относить к актам законодательства лишь нормативные правовые, принимаемые органами общегосударственного уровня. Это позволило бы, используя различную терминологию (закон, законодательный акт, акт законодательства, нормативный акт), определять уровень правового регулирования, т.е. каким актом должны регулироваться те или иные общественные отношения. Однако в данном случае высказанный взгляд – лишь мнение автора: закон (ст. 1), как уже отмечалось, закрепил более широкий подход.

3. В законе дано определение аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона (аналогия права) используется, когда выявляется пробельность в законодательстве (праве). Аналогия закона отличается от аналогии права тем, что в первом случае вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих соответствующие общественные отношения, применяются те нормы законодательства, которые регулируют сходные общественные отношения, а во втором – отсутствуют нормы права, регулирующие не только данные, но и сходные общественные отношения, поэтому применяются общие начала, смысл законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права.

В некоторых актах законодательства содержатся статьи, посвященные аналогии закона или аналогии права. Например, согласно ст. 5 Гражданского кодекса в случаях, когда предусмотренные статьей 1 указанного Кодекса отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.

В соответствии с Уголовным кодексом преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только указанным Кодексом. Нормы Уголовного кодекса подлежат строгому толкованию (как известно, право давать толкование закона принадлежит Парламенту (см. ст.ст.97 и 98 Конституции). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК Республики Беларусь). Полагаем, что изложенное выше правило является обоснованным и справедливым в силу специфичности правового регулирования уголовно-правовых отношений.

4. К законодательным актам отнесены Конституция, законы, декреты и указы Президента. Такой подход в целом правомерен, однако более точным было бы отнесение к кругу таких актов (законодательных) не всех указов Президента, а лишь тех, которые изданы на основе Конституции: указы, полномочия на издание которых предусмотрены законом, следует относить не к законодательным актам, а к подзаконным актам (см. комментарий к ст. 10 Закона, а также Г.А. Василевич. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. Минск. “Право и экономика”. 2-е издание. С. 299 - 300).

5. Сопоставляя содержание исследуемых в законе понятий – законодательная инициатива и нормотворческая инициатива – можно отметить различие не только в видах проектов (закон или иной нормативный акт), органах, которым вносится проект (парламент или иной орган), но и в том, что нормотворческая инициатива может быть выражена не только в виде внесения в соответствующий орган (должностному лицу) проекта, но и мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановлении действия, признания утратившим силу, отмены нормативного правового акта либо его части. Полагаем, что более правильным было бы нормотворческую инициативу рассматривать как официальное внесение уполномоченным субъектом конкретного проекта и не относить к ней предложения, пусть даже мотивированные, но не оформленные в виде соответствующего проекта.

6. В законе дано определение коллизии нормативных правовых актов. Причем речь идет только о действующих нормативных актах. На наш взгляд, с учетом принципов действия актов во времени возможно установление коллизии между действующим актом и актом, утратившим силу, нормы которого были реализованы на практике. Выявить такого рода коллизии вправе Конституционный Суд.

7. Анализ данного в комментируемой статье определения нормативного акта позволяет выделить следующие его признаки:

1) это официальный документ установленной формы;

2) он принят (издан) в пределах компетенции уполномоченным государственным органом (должностным лицом) либо референдумом с соблюдением установленной процедуры;

3) этот акт содержит общеобязательные правила поведения, которые рассчитаны: а) на неопределенный круг лиц; и б) на неоднократное применение.

Законом, таким образом, разрешен существовавший спор о том, какие акты следует считать нормативными правовыми, а какие – правоприменительными. Такое разграничение актов имеет принципиальное значение, например, для установления иерархии актов, а также определения предмета ведения Конституционного Суда, который может проверять конституционность лишь нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что нарушение формы акта (умышленное либо в силу неправильной трактовки полномочий органом, принявшим тот или иной акт) не должно лишать права Конституционный Суд возбуждать производство по делу, который в процессе его рассмотрения может определить, является ли данный акт действительно предметом его рассмотрения.

8. В законе определено обнародование нормативного правового акта как доведение его до всеобщего сведения. При этом, на наш взгляд, все требования по обнародованию нормативного правового акта выполнены, если он опубликован (распространен) в тех источниках, которые являются официальными, то есть определены в качестве таковых законом.

9. В комментируемой статье раскрыты понятия, относящиеся к нормотворческому процессу и участию в нем соответствующих субъектов. Даны определения инкорпорации, кодификации, свода законов, свода законодательства, систематизации законодательства. Все это работает на пользу нормотворческому процессу, его упорядочению и обеспечению законности (конституционности) в нашей стране.

Статья 2. Виды нормативных правовых актов

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно–распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ – нормативный правовой акт функционально–отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

1. В комментируемой статье дан исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами Республики Беларусь. При этом следовало назвать отдельно конституционные законы (см. ст. 140 Конституции), тем более, что специально выделены кодексы и программные законы.

2. Слово “конституция” происходит от латинского constitutio – установление, строение.

В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами)1.

В чисто формальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов) обладающий высшей юридической силой. По этой причине ее нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Наряду с идеологическими и политическими свойствами любая конституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства.

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.

Благодаря закрепленному в Конституции правовому статусу органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой нежели конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 году, и действует уже более двухсот лет, в нее внесено всего 27 поправок. В свою очередь во Франции было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий.

Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

3. Нельзя согласиться с данным в законе определением решения референдума как нормативного правового акта. Во многих случаях на народное голосование может быть вынесен отдельный вопрос, концепция будущего законопроекта, планируемого к рассмотрению в Парламенте, и т.д. Кроме того референдум может иметь консультативный характер.

4. Программный закон – это специфический вид закона, который имеет, на наш взгляд, основополагающий характер для развития текущего законодательства (см. ст. 104 Конституции Республики Беларусь).

5. Особо отметим постановления палат Парламента, касающиеся результатов рассмотрения временных декретов Президента Республики Беларусь. Практика пошла по пути принятия декретов к сведению. Такие постановления палат Парламента имеют нормативный характер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Г. А. Василевич Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий) Вкниге на основе анализа норм Конституции, международно-правовых актов, текущего закон

    Закон
    В книге на основе анализа норм Конституции, международно-правовых актов, текущего законодательства, решений Конституционного Суда, правоприменительной практики дан научно-практический комментарий Конституции Республики Беларусь.
  2. Овое обеспечение устойчивого инновационного развития белорусского общества и реализации интересов личности материалы научно-практического семинара 12 ноября 2009г. 2009

    Семинар
    Правовое обеспечение устойчивого инновационного развития белорусского общества и реализация интересов личности : материалы республиканского науч.-практ.
  3. Основы права права человека практическое руководство к семинарским занятиям по одноименному курсу для студентов неюридических специальностей гомель, 2008г

    Руководство
    Основы права. Права человека: практикум по одноименному курсу для студентов неюридических специальностей. Кацубо С.П., Ищенко Н.С., Сивицкая Н.А.- Гомель: ГГТУ им.
  4. Г. А. Василевич конституция человек государство книга

    Книга
    Книга является сборником статей и выступлений, посвященных проблемам конституционной законности, укрепления правового порядка и борьбы с правонарушениями.
  5. Г. А. Василевич правонарушения. Закон

    Закон
    В книге содержатся опубликованные в период работы автора в должности Генерального прокурора Республики Беларусь (февраль 2008 г.—сентябрь 2011 г.) некоторые статьи, посвященные проблемам укрепления законности, правового порядка, защиты

Другие похожие документы..