Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перелік наукових публікацій співробітників та студентів ТЕРИТОРІАЛЬНО ВІДОКРЕМЛЕНИХ СТРУКТУРНИХ ПІДРОЗДІЛІВ УНІВЕРСИТЕТУ «Україна» у фахових виданнях...полностью>>
'Документ'
1.4 Получение дополнительного профессионального образования, прохождение курсовой подготовки руководящими работниками (курсы базового повышения квали...полностью>>
'Документ'
В «Требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ» говорится: «Требования…представляют собой описание совокупности компетен...полностью>>
'Документ'
4.1. Определите текущую стоимость объекта недвижимости, приносящего доход, методом капитализации дохода (с использованием коэффициента капитализации)...полностью>>

Лежнина Алевтина Николаевна

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лежнина Алевтина Николаевна,

филолог, редактор журнала «Трезвое слово»

Опыт воспитания духовности на примере педагогических трудов

Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского

В образовательной системе современной России труды русских православных педагогов Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского не востребованы в полной мере. А в дореволюционной России только «Родное слово» Ушинского выдержало беспримерное по тем временам число изданий – около 150. Уже один этот факт должен вызвать доверие и уважение к наследию знаменитого ученого, посвятившего свою жизнь делу воспитания и обучения детей. Незадолго до перестройки в отечественной педагогике начало распространяться новаторство. Продолжается оно и по сей день под названием «авторская педагогика». Но подлинное обновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традицию. К сожалению, иногда идеей обновления, новаторства прикрываются те, кто преследуют цель девальвировать многовековой духовно-нравственный опыт народа.

«Главное – не зарыть, не засыпать тот источник света, который есть в душе» (Н.И. Пирогов).

Самая значительная педагогическая работа Н.И. Пирогова (1810-1881) – «Вопросы жизни». «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики, но глубочайший вопрос человеческого духа», – писал К.Д. Ушинский в своей статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова». Небольшая журнальная статья «Вопросы жизни», напечатанная в 1856 году, не утратила глубокого животрепещущего значения и для современного читателя.

Эпиграфом к первой редакции статьи «Вопросы жизни» является следующий диалог:

«- К чему готовите Вы Вашего сына? – спросил меня кто-то.

- Быть человеком, – ответил я.

- Разве Вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей, собственно, нет на свете: это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества? Нам нужны солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди».

Действительно, в деле воспитания мы стоим перед альтернативой:

  1. Или воспитание заботится только о внешнем, прикладном, забывая того внутреннего человека, который, как личность, проявляет себя во всех видах деятельности, и недоразвитие которого сделает во многом бесплодной, даже вредной его общественную и профессиональную деятельность.

  2. Или воспитание должно исходить из развития внутреннего человека, и тогда его деятельность даст обильные, зрелые плоды.

Наша современная школа и в большинстве случаев семья идут по первому пути. Пирогов напоминает нам о необходимости иного, единственно правильного пути. Он говорит: «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Но и этого еще мало. Следом идет второй, не менее важный, совет: «Дайте ему время и средства подчинить себе наружного (иными словами, научите его работать над собой и бороться с собой), и у вас будут инженеры, и моряки, и солдаты, и юристы, а главное, у вас будут люди и граждане». Рисуя путь нравственного самоусовершенствования, он ставил в конце его, как повелительный идеал, любовь к людям, как бы говоря своим читателям и слушателям: «Имейте сердце и глядите в сердце».

Каждому человеку при вступлении в жизнь свойственно задумываться над основными вопросами: В чем состоит цель нашей жизни? Какое наше назначение? К чему мы призваны? Чего мы должны искать?

Наличие этих вопросов является одной из основных черт, отличающих человека. Если он перестает о них думать и проверять себя, он перестает быть человеком. Н.И. Пирогов хорошо понимал, что все внешние дела человеческие не имеют в себе корня, если в основе их не лежит «внутреннее делание», если человек не учится изо дня в день в течение всей своей жизни познавать себя и трудиться над возделыванием поля своей души.

Привычка к самоанализу предохраняет от вредных увлечений, к одному и тому же предмету можно подойти с различных сторон. Так, например, во время забав и развлечений одно «Я» веселится, а другое тоскует, разбивая причины веселья первого.

Для того чтобы работать над собой, необходимы духовные упражнения: внимание и молитва. Неправильно думать, что эта внутренняя работа связана только с юношеским возрастом, она должна продолжаться до конца жизни, в противном случае человек будет жить уже только внешним, как бы механически, но подлинной жизненной силы он будет лишен.

Человек как личность всегда борется с самим собой и с соблазнами современного ему общества. Он должен выдержать этот бой. К этому должно подготовить его воспитание. Быть человеком – значит ясно поставить перед собой цель жизни и осуществить ее, т.е. перевести в дело.

Необходимо установить правильную связь между мыслью, словом и делом. Для того чтобы сделать это, необходимо иметь твердые убеждения. Убеждения переходят в дело жизни. Но они не даются в готовом виде, без труда. Н.И. Пирогов предостерегает молодых людей от этой роковой ошибки. Он требует искренности и самопроверки, напоминая слова Евангелия: «Свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). «Вы думали, что вы убеждены, но убеждения – это дар неба, требующий разработки».

Что нужно для того, чтобы иметь убеждения? Приучиться с ранних лет проницательно смотреть в себя, быть откровенным, искренне любить правду. Необходимо учиться мыслить. Это значит, например, отсекать дурные помыслы. Человек, проверяя свои ощущения, начинает бороться с притаившимися на дне души низменными вожделениями и нечистыми мыслями.

«Я хочу исследовать свои наклонности, привычки, потребности, – пишет Пирогов в своем дневнике, – и если некоторые из них господствуют надо мной, свергнуть их иго. Я хочу быть свободным, потому что я призван к бессмертию и принадлежу не праху, но Богу».

Внушить такое стремление, подготовить к внутренней борьбе – значит воспитать человека. Из воспитания необходимо исключить все, что может развивать ложь, лицемерие, все неискреннее, показное, поддельное.

Прощаясь со своими учениками, Н.И.Пирогов говорил им: «Берегите жизнь и здоровье и вооружайтесь всей силой воли и нравственным чувством против чувственности, не дайте ей овладеть вашим внутренним бытием». «Меня не смущает, – говорил он, – мысль, что человек произошел от обезьяны, но меня страшит возможность обратного перехода от образа Богочеловеческого к зверочеловеческому». Самое главное – бороться за жизнь души, за свободу, которая отличает человека от животного. Главное – не зарыть, не засыпать тот источник света, который есть в душе.

Пирогов ясно показывает, что внутренне перед человеком лежат два пути: путь самосознания и путь самозабвения. Первый путь единственно правильный, достойный человека. Это путь последовательного движения вперед. Второй – касается людей, которые живут только внешней, хотя бы и очень интересной, лихорадочной жизнью, но живут в полном «самозабвении», не только не ведя внутреннюю борьбу с собой, но и стараясь вовсе забыть о ее существовании. «Белка в колесе!» – восклицает Пирогов. – Вы забавны, думая, что бежите вперед!».

Н.И. Пирогов относится к людям, которые не боятся времени; и когда, столетие спустя, возвращаемся к его трудам, мы понимаем, что многое, о чем он пишет, имеет непосредственное отношение к нашему времени. Нравственное воспитание в наши дни не зиждется на необходимости заглянуть в себя, прислушаться к голосу совести. Ни в школе, ни в семье, ни в литературе дети не получают пищи для развития сердца и совести, т.е. самого главного, без чего человек не может быть человеком. И детям и взрослым внушают мысль о том, что реальность духовного мира и самой души человеческой является чем-то необъективным, «вторичным», т.е. несуществующим.

Призыв Н.И. Пирогова «ищи быть и будь человеком» своевременен и для нашей эпохи. Пирогов призывает человека к мужеству и вдохновению на протяжении всей жизни: «Светло и торжественно вдохновение. Оно, как праздничная одежда облекает дух, устремляя его на небо».

И разве не к нашему времени относятся слова, которые являются как бы ответом тем, кто старается убедить молодежь в том, что вера в бессмертие отвлекает от земного дела и мешает осуществлению счастья человека на земле: «О, если бы хоть слабый проблеск бессмертия одушевлял людей, тогда земное бытие человечества исполнилось бы делами, перед которыми потомство преклонилось бы с благоговением!».

«Можно ли педагогику без Христа вообще считать педагогикой?»

– на этот вопрос блестяще отвечает К.Д. Ушинский (1824-1870): «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

Из этих слов явствует, сколь велики роль и цена православного воспитания и православной педагогики вообще. У нее нет альтернативы. Для К.Д. Ушинского – либо православная педагогика, стоящая на фундаменте церковного учения, либо безответственное и злонамеренное экспериментирование с детьми, основанное на духе отрицания и пустоте, т.е. нигилизме. Третьего не дано.

К.Д. Ушинский говорил о том, что главная цель воспитания – духовное развитие человека, а достигнуть его невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Эта проблема раскрывается в его работах «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании».

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Огромное значение придавал великий педагог преподаванию родного языка, он составил свой «Детский мир» – книгу, сыгравшую исключительную роль в развитии нашей школы. Через книгу «Родное слово» он много содействовал созданию разумной русской школы, разумного первоначального обучения, развивающего, облагораживающего ум и чувства ребенка, воспитывающего в нем любовь к знанию, к родному народу.

«При изучении родного языка, – считал К.Д. Ушинский, – достигаются правильное умственное развитие, полнота духовной жизни, развитие мысли, чувства, поэзии в душе, национальность человека, годность его приносить пользу Отечеству, нравственность и даже религия». Это особенно актуально для нашего времени, когда происходит засилье иностранных слов с неясным значением. Как хочется взамен заморских «Milky Way» упомянуть родные «молочные реки» и «кисельные берега». От всех этих иноязычных модных словечек Парк Хаус в бедных детских головках царит действительно хаос.

Хочется обратить внимание педагогов на книгу Ирины Анатольевны Горячевой «Путь к родному слову: Обучение детей чтению по книгам К.Д. Ушинского» (М.: Изд-во Православного Братства святителя Филарета Московского, 2002). Эта работа содержит методические рекомендации для проведения уроков чтения по «Первой после «Азбуки» книге для чтения», входящей в «Родное слово» К.Д. Ушинского. Использование данного практического руководства позволит научить детей правильному вдумчивому чтению, развить в них способность размышлять, познавать, зародить любовь к родному слову и своему Отечеству и заложить основы христианской нравственности.

«Наша школа должна быть прежде всего школой христианского учения и добрых нравов» (С.А. Рачинский).

Имя великого народного учителя С.А. Рачинского (1833–1902) известно педагогической общественности России, прежде всего, как воссоздателя Русской школы, какой она была до Петра I. Русская школа, возникнув в Церкви сразу после Крещения Руси, в течение семи веков оставалась церковной школой, в которой сущность и цель воспитания состояли в приобретении истин православного христианства. Так понимал задачу школы и С.А. Рачинский: «Наша школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но, прежде всего, – школой христианского учения и добрых нравов, школой христианской жизни под руководством пастырей Церкви (Рачинский С.А. Сельская школа. СПб, 1910. С. 247).

С.А. Рачинский утверждал, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. Ему удалось создать такую школу в селе Татево Смоленской губернии, в деятельности которой были реализованы сформулированные им цели и задачи. Сергеем Александровичем было построено прекрасное школьное здание, и сам он переселился в него, сделавшись сельским учителем, хотя до этого он заведовал кафедрой в Московском университете. Рачинский писал: «Наша школа – школа христианская не только потому, что в таком направлении построен весь ее педагогический план, но также и потому, что учащиеся ищут в ней Христа, что учащиеся только Христа ради могут поднять те труды, при коих возможен какой-нибудь успех». С.А. Рачинский утверждал, что «ребенок, приобретающий в несколько дней способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне, грешному», заинтересовывается делом несравненно живее, чем, если вы заставите его писать «оса», «усы».

Как педагог по призванию, Рачинский досконально изучил все особенности жизни своих учеников. К тому времени в селах распространялось пьянство. По современным меркам и беспокоиться-то вроде бы не было нужды. Сейчас в нашей стране пьют гораздо больше, чем в конце ХIХ века, но мало кого из педагогов по-настоящему волнует эта трагедия. А в чем же увидел опасность Рачинский? В том, что пагубная страсть к спиртному могла погубить близких для него людей – его учеников. И, прежде всего, в духовном отношении пьянство неизбежно привело бы к гибели душ его питомцев, потому что, по Слову Евангелия, «ни пьяницы, ни злоречивые […] – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). Тогда о каком самобытном развитии духовных, нравственных, умственных и художественных даров детей могла бы идти речь? Таким образом, возрождение русской школы педагогики соединилось с воссозданием трезвеннической работы, которая так же издавна велась на Руси под руководством Церкви. «Для ограждения учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи, – считал С.А. Рачинский. – Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков». 5 июля 1882 года, в день именин С.А. Рачинского, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, был произнесён в Церкви торжественный обет трезвости. Имена членов общества трезвости после того, как они принимали обет воздержания от употребления спиртных напитков, заносились в «Книгу трезвости», хранящуюся в Церкви. Здесь эти имена упоминались за Богослужением. Принятие обета трезвости перед крестом и Евангелием было действенной формой утверждения трезвости. Нарушить обещание, данное самому Богу, было невозможно. Этот опыт чрезвычайно актуален, в настоящее время нужны срочные и действенные меры для того, чтобы оградить современных детей от моды на употребление пива, табакокурение, от игромании и безопасного секса.

Опыт наших предшественников во всех областях и формах человеческого бытия, в том числе и в воспитании, всегда необходим, поучителен, актуален. Невозможно двигаться далее, не освоив дороги предыдущей. Поэтому в нашем профессиональном интересе и образовании – педагогике – опыт выдающихся ее деятелей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского очень важен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественно-государственное движение «попечительство о народной трезвости»

    Документ
    Утверждение трезвости в современном обществе. Сборник материалов III научно-практической конференции. Екатеринбург, 17 декабря 2008. Екатеринбург, 2008.
  2. Кначалу сороковых годов прошлого века Марийская автономия за два десятилетия со времени своего образования прошла огромный созидательный путь

    Документ
    К началу сороковых годов прошлого века Марийская автономия за два десятилетия со времени своего образования прошла огромный созидательный путь. Была создана промышленность, коренным образом изменилось сельское хозяйство, перешедшее
  3. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    Абдулина Оксана Николаевна Абдуллаева Ира Георгиевна Абдуллин Илдар Абдулберович Абдуллин Сафуан Сабирянович Абдуллина Гульназира Ахуньяновна Абдуллоев Акбар Билолович Абдуразаков Олег Халидович Абдухаев Александр Яковлевич Абедчанова Кактай
  4. Красноярский край (1)

    Документ
    ВАСИЛЬЕВИЧ БОЖЕНОВА ПАТРУШЕВА ВЕРА ТЕРЕНТЬЕВНА АБРАМОВИЧ ГАЛИНА АВГУСТАНОВНА АЗАРОВА Е Ю МИХАЙЛОВ В В РАССКАЗОВ С Д АРДАСОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА БАЖЕНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВНА ГЕРАСЬКОВА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА СИДОРЧУК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЙТЮКЕВИЧ
  5. Прокопович е. А

    Документ
    А. МИХАЛЬЧЕНКО ТАМАРА ИВАНОВНА ЛЕТАЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕЩЕРЯКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЫМБЕКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА НИКОЛАЕВ ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ КОВАЛЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЧЕННИКОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЕРЕМЕЕВ ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ СОЛОВЬЕВА

Другие похожие документы..