Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Пособие, которое вы держите в руках, содержит методические рекомендации и является компонентом учебно-методического комплекта «Технология: человек, п...полностью>>
'Закон'
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российск...полностью>>
'Документ'
Организация деятельности образовательного учреждения Красненской средней общеобразовательной школы имени М.И. Светличной, направленная на получение б...полностью>>
'Закон'
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительство Россий...полностью>>

Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

Методические рекомендации ПО использованию КРАЕВЕДЕНИя

В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кафедра учителей ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


2011 год

Изучение краеведческого материала

на уроках биологии, географии и химии.

Пояснительная записка

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к природе, истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Ни в какой другой науке краеведение не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии и биологии.

А. С. Барков считал, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как “малую географию”, точнее, как малое страноведение”.

В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое и биологическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.

В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.

Постепенно краеведение стало неотъемлемой частью содержания образования по предметам «Биология», «География» и «Химия».

В курсе широко используются природоведческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше познакомиться с живой природой, особенностями климата, рельефа, деятельности людей родного края, полезными ископаемыми.

Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое использование местного материала в учебно-воспитательном процессе.

Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.

Основной целью краеведческого образования обучающихся является формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, способствующих культуросообразному и природосообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к природе, культуре и истории родного края.

Задачи краеведческого образования:

  1. Формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии, быте и культуре.

  2. Воспитание бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры родного края, сохранению его традиций

  3. Формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.

  4. Пробуждение интереса учащихся к окружающей природе, её возможностям для развития жизнедеятельности людей , своему прошлому.

  5. V. Развитие умения получать информацию о родном крае из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.

  6. VI. Становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

Основными этапами работы над проблемой изучения краеведения в школе были:

  1. Составление адаптивных программ с краеведческим компонентом.

  2. Разработка дидактического материала по краеведению.

  3. Разработка системы контроля уровня знаний по краеведению.

  4. Разработка и выполнение творческих работ учащихся по краеведению.

  5. Составление электронного банка данных по краеведению.

  6. Разработка стандартов естественно-научного образования по краеведению.

Региональный компонент выполняет следующие дидактические функции:

  1. развивает кругозор обучающихся;

  2. является средством нравственного и патриотического воспитания;

  3. развивает исследовательские навыки и умения;

  4. является средством поддержания мотивации учения;

  5. создаёт содержательную основу обучения предметов естественно-географического цикла.

6. способствует формированию социокультурной и межкультурной компетенции обучающихся.

Целенаправленное использование регионального компонента на уроках предметов естественно-географического цикла стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.

Интеграция материала по краеведению с изучением биологии, географии и химии осуществляется по двум направлениям:

- Включение краеведческой информации в программу изучения предметов естественно-географического цикла. Это позволяет расширить кругозор, сконцентрировать материал вокруг определённой темы. Тематический способ усвоения краеведческого материала помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину многообразия природы, экологии и современной жизни Белгородской области.

- Творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать информацию о состоянии природы, промышленности, а также о современных тенденциях развития области.

Типы занятий, методы обучения

Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразные типы занятий:

  1. самостоятельную работу с книгой и документом

  • экскурсии;

  • осмотр памятников природы;

  • экспедиции по родному краю;

  • ученические исследования;

  • проектную деятельность;

  • работу предметного кружка;

  • создание презентаций;

  • беседы и встречи с интересными людьми;

  • выступления с сообщениями, докладами на уроках,

  • научно-практические конференции;

  • краеведческие исследования природы;

  • публикации в СМИ и т.д.

Требования к отбору материала

Предметное содержание включает только те темы и вопросы, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.

1. Земля и люди.

Природа. Климат. Деятельность знаменитых земляков. Население. Города. Районы.

2. Животный и растительный мир Белгородской области.

Многообразие, значение, охрана растительного и животного мира.

3. Экономика.

Промышленность. Сельское хозяйство. Полезные ископаемые.

4. Социальная сфера.

Экология. Рекреационные зоны.

Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. К региональным особенностям Белгородской области относятся такие, как: наличие развитой металлургической промышленности, меловых источников, руды, богатые чернозёмные почвы.

Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроках информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов.

Учащиеся пользуются учебниками по краеведению, рекламными изданиями, прессой, различными картами: физической, климатической, картой Белгородской области, сведениями из дневника белгородского школьника, Интернетом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТАНДАРТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Краеведческие стандарты (биология).

Основное общее образование.

Изучение биологии с включением краеведческого компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о живой природе родного края ( строение и многообразие растений, грибов, животных Белгородской области ) и присущих ей закономерностях, средообразующей роли этих живых организмов; человеке как биосоциальном существе, особенностях существования организма человека в местных климатических и социальных условиях, характерных заболеваниях населения Белгородской области; о роли биологической науки в практической деятельности людей в своей местности.

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы родного края, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, действующих на территории региона; проводить наблюдения за биологическими объектами своей местности и состоянием окружающей среды, а также состоянием собственного организма.

  3. Воспитание позитивного ценностного отношения к природе родного края, собственному здоровью и здоровью окружающих; культуры поведения в природе.

  4. Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за местными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, норм здорового образа жизни, профилактики отравлений местными ядовитыми растениями и укусов ядовитых животных, профилактики вредных привычек , оказание первой медицинской помощи себе и окружающим; для соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Краеведческие стандарты (биология).

Среднее (полное) общее образование.

Изучение биологии с включением краеведческого компонента на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии) и о применении достижений этих наук в местных медицинских учреждениях, в промышленности и сельском хозяйстве Белгородской области ; строении, многообразии и особенностях местных биосистем ( клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических и современных исследованиях в биологической науке.

  2. Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии и вклад местных учёных в развитие биологии и экологии , самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование) в местных биосистемах.

  3. Воспитание убеждённости в возможности познания закономерностей окружающей природы , необходимости бережного отношения к ней и личной ответственности за сохранение природы родного края.

  4. Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий влияния местного социума на природу своих мест и оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем Белгородской области ; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  3. особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  1. в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  2. в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  3. в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп организмов своей местности); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  3. взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  4. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды своей местности ; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  1. ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе своего края; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  2. по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистемах Белгородской области;

  3. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  4. анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье населения Белгородской области, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы родного края;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам Белгородской области, их охраны. Красная книга Белгородской области. Охрана природы Белгородской области

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов1. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы на примере изучения местных видов организмов.. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Использование достижений генетики и селекции в сельском хозяйстве Белгородской области. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за ростом и развитием растений и животных; опытов по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в экосистемах Белгородской области, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Ядовитые и съедобные грибы Белгородской области. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии (работа предприятий Белгородской области).

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Биологическое разнообразие на примерах живых организмов области.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций на территории Белгородской области.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Белгородской области. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Знакомство с историей развития донорства на Белгородчине и работой городской станции переливания крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи (знакомство с работой городской генетической консультацией). Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика (статистические данные по Белгородской области).

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Статистика заболеваний эндокринного аппарата по Белгородской области. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Белгородской области .

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда и её особенности в Белгородской области, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (1)

    Методические рекомендации
    Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить
  2. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 129 Общие положения

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г.
  3. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144 Общие положения (1)

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г.
  4. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144 Общие положения (2)

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г.
  5. Доклад подготовлен рабочей группой в составе

    Доклад
    Традиционно руководство школы составляет и публикует на сайте Публичный доклад с целью обеспечения информационной открытости и прозрачности образовательного учреждения, широкого информирования общественности, прежде всего родительской,

Другие похожие документы..