Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Алиментное обязательство, по справедливому утверждению М.В. Антокольской, правоотношение, возникающее на основании предусмотренных в законе юридическ...полностью>>
'Документ'
по предварительной договоренности с представителями МУП «СТС» произвели гидравлическое испытание внутридомовых тепловых сетей жилого дома Ленина, 29А...полностью>>
'Документ'
Вы прикоснетесь к эпохе черно-белого кино, вкусите мелодии джаза, почувствуете ритмы свинга. Представите себя в образе легенд мирового кино: Марлен Д...полностью>>
'Методические рекомендации'
Данное пособие предназначено для студентов 3-4 курсов, обучающихся по курсу «Компьютерные сети», а также для педагогов и аспирантов. Комплект методич...полностью>>

Диверсифицированные корпорации в современной экономике россии

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Разрабатывается законопроект «Об управлении федеральной собственностью» и другие законопроекты, затрагивающие вопросы управления государственным пакетом акций (Государственная программа приватизации, Закон «О приватизации государственного имущества»). Принято разработанное Мингосимуществом РФ Постановление Правительства РФ от 22.02.1997г. №214 «Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды».

Справочно

В ноябре 2000г. Правительство РФ одобрило концептуальный вариант Кодекса корпоративного управления (окончательная разработка кодекса ожидается к июлю 2001г.).

Аналогичный документ был принят в 1998г. Организацией по экономическому сотрудничеству в Европе. В нем сформулирован ряд правил, регламентирующих права и обязанности менеджеров компаний.

Отсутствием такого документа в России Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) объясняет низкую капитализацию отечественных предприятий (суммарная оценка всего российского рынка корпоративных ценных бумаг составляет порядка 40 млрд. долл., что в несколько раз меньше уровня капитализации одной крупной американской корпорации).

Кодекс корпоративного управления не будет иметь законодательной силы, однако, как предупреждает ФКЦБ, компании, нарушившие его положения и рекомендации, не будут допускаться к торгам на организованном Фондом рынке.

К марту 2001г. ФКЦБ предполагает подготовить перечень нормативно-правовых актов, в которые необходимо внести изменения, направленные на совершенствование корпоративного управления /11/.

2. Во исполнение постановления Правительства РФ от 21.05.1996г. № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности» необходимо развивать практику заключения договоров с физическими лицами - профессиональными управляющими на представление интересов государства в органах управления предприятий со смешанными формами собственности.

3. Осуществить «приватизацию» функций управления федеральными пакетами акций путем передачи их в доверительное управление корпорациям и другим коммерческим организациям. Исходя из предложения Минимущества РФ о радикальном сокращении федерального пакета акций, следует считать основными целями доверительного управления акциями их предпродажную подготовку, т.е. повышение котировок акций, находящихся в федеральной собственности, рост их ликвидности. Также в договорах доверительного управления можно устанавливать условия привлечения инвестиций, улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по всем показателям.

Однако в настоящее время не решена основная проблема - не определен источник выплат вознаграждения доверительному управляющему. Вариантов здесь несколько. Наиболее вероятным может быть определенный процент от суммы дивидендов, выплачиваемых на федеральную долю в уставном капитале. Также возможно предоставление права преимущественного приобретения акций доверительному управляющему - опцион, либо выплата ему комиссионных при продаже данных акций.

Доходами от использования акций, находящихся в федеральной собственности, являются прежде всего дивиденды по ним.

При этом следует иметь в виду, что рядом нормативных документов предусмотрено использование дивидендов на цели, не связанные с пополнением федерального бюджета. Так, в соответствии с Указами Президента РФ предприятия топливно-энергетического комплекса имеют право направлять дивиденды по государственному пакету акций на финансирование технического перевооружения, реконструкцию и расширение производственной базы.

Одной из основных задач представителей государства в акционерных обществах, имеющих льготы по перечислению дивидендов в федеральный бюджет, следует считать контроль за их целевым использованием.

В связи с этим, одной из задач Правительства РФ является повышение бюджетного эффекта от владения, пользования и распоряжения акциями государства. Для этого, в частности, следует принять решение, обязывающее представителей государства в органах управления акционерных обществ обеспечить направление прибыли такого общества на выплату дивидендов в федеральный бюджет, а также установить, что голосование представителя государства по расходованию прибыли акционерного общества на иные цели осуществляется в порядке исключения, на основании специального решения Правительства РФ, при наличии соответствующего инвестиционного проекта либо иного существенного основания.

В ближайшее время необходимо провести ревизию всех льгот по уплате в федеральный бюджет дивидендов. Эти льготы вводились в 1992-1993гг. на этапе становления предприятий в новом качестве, но к сегодняшнему дню назрела необходимость отмены этих льгот по большинству акционерных обществ.

По корпорациям, осуществление контроля за деятельностью которых является неотъемлемой функцией государства, необходимо сохранить институт представителей государства, модифицировав его по аналогии с системой управления нефтяными компаниями. То есть, представительство интересов государства должна осуществлять коллегия, состоящая из государственных служащих, представляющих отраслевой орган исполнительной власти: Минимущество РФ, Минэкономразвития РФ, МАП РФ и Минфин РФ и др.

2.2. Анализ решений, принимаемых менеджерами корпорации

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Решение – основной инструмент воздействия руководства на управляемый объект, в котором пересекаются и концентрируются все виды деятельности. Почти 70-80% рабочего времени управленческого аппарата расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных и поступающих «сверху» решений /22/.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

На практике решения обычно делят на нужные и ненужные. Статистика показывает, что в настоящее время ненужные решения в отдельных фирмах (корпорациях) составляет от одной трети до половины от общего количества принятых решений.

Нужные решения объединяют в две группы: оперативные и стратегические.

Оперативные решения направлены на поддержку нормального функционирования управляемого объекта, не внося в его работу каких-либо существенных качественных изменений.

Стратегические решения направлены на достижение существенных качественных изменений в самой структуре управляемого объекта.

По своей сути стратегическое решение – это директивный акт, направляющий, организующий и мотивирующий коллективные действия людей для достижения поставленных целей в намеченные сроки. Директивный характер решения означает, что оно обязательно для выполнения всем трудовым коллективом. Поэтому решение выполняет как минимум три функции /22/: направляющую, организующую и мотивирующую.

Направляющая функция – это целеполагание, выбор и обоснование стратегических направлений развития, а также крупномасштабных структурных изменений.

Организующая функция – координация действий отдельных частей и элементов управляемой системы.

Мотивирующая функция – согласование различных интересов, трансформация их в общий вектор, позволяющее сориентировать коллективные интересы и действия на достижение стратегических целей.

Качество решения характеризуется своевременностью, обоснованностью и экономичностью.

Своевременность решения определяется тем, на какой стадии оно принимается. Обоснованность решения – это его всесторонняя сбалансированность по целям, срокам и ресурсам. Экономичность решения – высокие конечные результаты при наименьших затратах, материализация передовой управленческой концепции в выборе стратегических направлений.

Технология подготовки решения включает следующие стадии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, разработку альтернативных вариантов и выбор оптимального варианта решения.

Причиной возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). Например, в результате деятельности корпорации стали резко ухудшаться экономические показатели (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности), возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.

На стадии выявления проблем ставится вопрос о времени принятия решения, а также выявляются крупные проблемы, которые должны быть решены безотлагательно.

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

Выработка общей концепции решения включает стратегические направления развития управляемого объекта на несколько лет вперед; обоснование главных целей; оценку необходимых средств для их достижения; определение сроков достижения намеченных целей.

На стадии разработки альтернативных вариантов разрабатывается несколько вариантов решения, отличающихся по целям, срокам, инвестициям и другим параметрам.

Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.

Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:

стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;

бинарное решение («да - нет»);

многоальтернативное решение (имеется очень широкий выбор альтернатив);

инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.

Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив.

На последней стадии подготовки решения из альтернативных вариантов выбирается оптимальное решение по выбранному критерию.

Таким образом, качество управленческого решения зависит от многих факторов (рис. 2.1), и прежде всего от правильно сформулированной проблемы, которая в свою очередь определяется целью управления и инвестиционной ситуацией.

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на качество управленческого решения

Принятие конкретного стратегического решения, по сути, характеризуется переходом от абстрактного к конкретному и может иметь форму развернутого бизнес-плана, инвестиционного проекта, долгосрочной адресной программы. Даже оптимальное решение может стать эффективным только при его реализации на практике. При выполнении решения выделяют три основных элемента:

1. Повышение уровня мотивации исполнителей принятого решения, предусматривающее организационные мероприятия по совершенствованию структур и технических средств доведения решения до исполнителей.

2. Маневр кадрами, ресурсами и создание оперативных резервов для решения непредвиденных проблем.

3. Контроль – особый вид целенаправленной аналитической деятельности органов управления, основная функция которой состоит в обеспечении выполнения принятых решений, планов и программ в намеченные сроки. Другими словами, контроль выполнения решения – это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными решением, выявление отклонений, анализ их причин и выводы.

Как отмечалось, одним из видов стратегических решений, принимаемых менеджерами в процессе корпоративного управления, является решение на инвестирование. Рассмотрим порядок его принятия.

Порядок принятия высшим менеджментом корпорации решения на инвестирование

Последним этапом инвестиционной стратегии корпорации является осуществление инвестиционной программы. В соответствии с конкретной программой высший менеджмент корпорации принимает решение на инвестирование, от которого зависит эффективность управления инвестиционным проектом.

Для того, чтобы решение на инвестирование было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Процесс и процедура принятия решений имеют комплексную структуру. Для того, чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

методологию управленческого решения;

методы разработки управленческих решений;

организацию разработки управленческого решения;

оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций разработки решений.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Варианты последовательности операций по разработке решения, отличаются по критериям рациональности их осуществления, использованию специальной техники, квалификации персонала, конкретным условиям выполнения работы.

Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения – многогранная деятельность корпорации независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

техническое развитие;

организация основного и вспомогательного производства;

маркетинговая деятельность;

финансово-инвестиционная деятельность;

экономическое развитие;

организация заработной платы и премирования;

социальное развитие;

управление;

бухгалтерская деятельность;

кадровое обеспечение;

прочие виды деятельности.

Решение – результат выбора из множества альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить на:

входящую и исходящую;

обрабатываемую и необрабатываемую;

текстовую и графическую;

постоянную и переменную;

нормативную, аналитическую, статистическую;

первичную и вторичную;

директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от четкости постановки задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.

Анализ альтернатив управленческого решения в корпорации

При принятии управленческого решения зачастую существует возможность выбора одного решения из нескольких альтернатив. Для формализованного анализа альтернатив, по нашему мнению, целесообразно применять метод групповых весов, суть которого состоит в том, чтобы определить групповой вес количественного признака и выявить элементы с наиболее ярко выраженным значением признака.

Такая схема наиболее применима для мультипликативных показателей, основанных на расчете исходных коэффициентов, характеризующих анализируемый тип альтернатив с различных сторон. Например, для инвестиционной ценности можно определить такие характеристики, как величина риска, доходность, срок жизни, периодичность выплат дохода и др.

По всем альтернативам составляется сводная аналитическая таблица, на основании данных которой проводятся дальнейшие вычисления.

На основании данных аналитической таблицы рассчитываются значения искомых интегральных коэффициентов для различных инвестиционных ценностей с учетом групповых весов для каждого из исходных показателей. Для нахождения групповых весов можно использовать следующий алгоритм:

1. Рассчитывается среднее арифметическое каждой группы исходных коэффициентов.

2. В зависимости от величин исходных показателей выбирается число, например 1, которое делится поочередно на все средние арифметические. Полученные частные являются искомыми групповыми весами.

Исходные коэффициенты входят в интегральный показатель по следующему принципу: показатели, положительно влияющие на интегральный показатель, записываются в числитель, влияющие отрицательно – в знаменатель.

Тогда интегральный показатель альтернативы будет выглядеть следующим образом:

,

где:

ИПAj – интегральный показатель j-той альтернативы;

ai, al – групповые веса, соответственно для i-той и l-той группы показателей;

kij, klj – значения коэффициента, соответственно i-той и l-той группы для альтернативы j.

После проведения расчетов выбирается альтернатива с наиболее привлекательным значением интегрального показателя. Конечно, данная методика не свободна от недостатков. В частности, при исчислении доходности банка, необходимо учитывать, что сумма активов банка не статична внутри рассматриваемого времени, она может плавно или резко изменяться. Поэтому для определения уровня доходности банка можно сопоставлять его годовые накопления со среднегодовой суммой его активов.

2.3. Модели корпоративного управления развитых рынков капитала

Система управления корпорацией в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участников корпоративных отношений; фактически сложившейся структурой управления и обычаями делового оборота в стране; уставом корпорации и т.д. Несмотря на то, что принципы функционирования системы управления могут быть разными, многие факторы «де-факто» и «де-юре» оказывают на корпорации практически одинаковое влияние. Поэтому, можно сформулировать определение типовой «модели» управления корпорацией в различных странах.

В каждой стране система управления корпорацией имеет определенные характеристики и входящие в нее составляющие элементы, которые отличают ее от систем других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления корпорациями в странах с развитой рыночной экономикой. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.

Основные признаки (элементы) каждой модели /19/:

ключевые участники и учредители корпорации;

структура владения акциями в конкретной модели;

состав Совета директоров (или советов – в немецкой модели);

законодательные рамки;

требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг торговых систем;

корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;

механизм взаимодействия между ключевыми участниками.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оценка экономической эффективности горизонтальной интеграции предприятий (на примере сахарной промышленности республики татарстан)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменовался появлением супергигантов.
  2. Программа дисциплины «Корпоративное право» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста (гражданско-правовая и международно-предпринимательско-правовая специализации)

    Программа дисциплины
    Корпоративное право – одна из юридических дисциплин, предусматривающих изучение правоотношений, возникающих по поводу осуществления корпоративного управления в хозяйственных обществах, а также в отдельных видах предпринимательских объединений.
  3. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промышленных предприятиях российской федерации

    Диссертация
    Системный методологический подход к оценке экономической эффективности корпоративного управления на основе критерия защиты интересов собственников 122
  4. Структурная сбалансированность общественного воспроизводства в трансформационной экономике россии

    Автореферат
    Защита состоится 25 ноября 2010г. в 12 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул.
  5. Интеграция хояйствующих субъектов в рыночной экономике диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Процесс формирования и развития рыночных отношений в России требует углубленного изучения теоретических и методологических аспектов фундаментальных проблем экономической теории, одна из которых — интеграция

Другие похожие документы..