Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
1.1. Цей Порядок розроблено відповідно до пункту 56.20 статті 56 розділу ІІ Податкового кодексу України (далі – Кодекс), Закону України «Про зверненн...полностью>>
'Реферат'
В истории мировой архитектуры встречаются мастера, представляющие загадку для исследователей. У них нет творческой школы и плеяды учеников. Они не вс...полностью>>
'Диплом'
Диплом - это итог всей работы за все время обучения, но надо ли тратить столько времени и огромных усилий на его получение? Проще оформить заказ дипло...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Положения о порядке оказания медицинских услуг на платной основе сверх Территориальной программы государственных гарантий оказания гра...полностью>>

Блочно-модульная технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы в 10 классе

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Блочно-модульная технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы в 10 классе

Учитель Зырина Т.А.

МОУ СОШ № 9

городского округа город Буй

Костромской области

Автор: Тютчев Ф. И.

Произведение: Лирика

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок на основе блочно-модульной технологии

Тема урока: Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева

Цели урока:

1. Обучающая цель: дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением;

2. Развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать.

3. Воспитывающая цель: формирование любви к природе среднерусской полосы, развитие коммуникативных навыков

Ход урока

1. Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Тютчева, постарались увидеть его индивидуальность, неповторимость.

- В чём же особенность биографии Ф.И. Тютчева?

  • Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника;

  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава;

  • Необычно длительное пребывание вдали от родины;

  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры;

  • Трагические судьбы близких поэта.

2. Микромодуль - Мотивация деятельности учащихся.

Хочется сегодня мне вам напомнить и слова Чичерина о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах.

С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Поэтому легко вспомните строки поэта:

(учитель начинает, ученики продолжают)

Зима недаром злится,

Прошла её пора…

(Весна в окно стучится

И гонит со двора.)

Чародейкою-зимою

Околдован лес стоит - …

(И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.)

Ещё в полях белеет снег …

(А воды уж весной шумят).

Люблю грозу в начале мая…

(Когда весенний первый гром).

- Совсем не случайно то, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева.

Расскажите, какой сборник-коллаж стихов о природе вы составили из стихов Тютчева и в чем увидели своеобразие его пейзажной лирики.

2. Проверка домашнего задания (возможен вариант применения ИКТ)

Ученики выступают со своими коллажами: название сборника, название стихов по темам (весна, лето, зима, осень), чтение 1 – 2 стихотворений, вывод о своеобразии пейзажной лирики.

Примечание. Подробного анализа стихотворений не требуется.

3. Микромодуль – образ. Творческий эксперимент «Реконструкция» стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»

- Природа являлась не только объектом эстетического переживания поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент.

Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача переписать это стихотворение, вставив на месте пропусков те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.

На доске:

Есть в светлости осенних вечеров

__________, _______ прелесть:

__________ блеск и пестрота дерев,

__________ листьев _____, ______ шелест,

__________ и _________ лазурь.

Над _____________ землёю,

И, как предчувствие ________ бурь,

__________, _________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та _________ улыбка увяданья,

Что в существе __________ мы зовём

__________ стыдливостью страданья.

Примечание. Учащиеся работают индивидуально, затем предлагают свои варианты; учитель записывает их на доске:

Прелесть: …

Блеск: …

Шелест: …

Лазурь: …

Земля: …

Ветр: …

Стыдливость: …

Улыбка: …

- Что же у нас получилось. В большинстве случаев предложенные определения носят номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: чистый, тихий, небесный и т . д.

Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.

- А что же у Тютчева?

(учитель вписывает пропущенные эпитеты и читает стихотворение).

4. Микромодуль – анализ. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер».

- Чтобы выяснить своеобразие пейзажной лирики Тютчева, необходимо тщательно проанализировать стихотворение.

(План анализа лирического стихотворения)

- Каково состояние лирического героя?

(таинственна, умильная прелесть)

- Почему таинственная?

(противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает)

- Что это за образ? Опишите эту картину.

(картина умирающей природы)

- Почему блеск и пестрота дерев зловеща?

(признаки угасающей жизни)

- Какие чувства у героя вызывают эти картины?

(умиление, тихий восторг и просветленность)

- Какое слово оправдывает это состояние?

(стыдливость страданья)

- В чём же вина? За что герою стыдно?

(страдание, то, что не зависит от воли и сознания, скорее это не вина, а беда)

- Обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность эпитетов зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий?

(определяют внутреннее состояние человека, а Тютчева они отнесены к природе, тем самым, одушевляя её)

- Просто ли это художественный прием или, может быть, это философское убеждение?

5. Вывод.

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека.

6. Микромодуль – проповедь.

Запись в тетрадь:

У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, - что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу… Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы.

Владимир Соловьёв.

7. Домашнее задание:

Написать эссе на тему: «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа:…

Стихотворения о любви.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематика творческих работ слушателей криппо по: химии формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.

    Урок
    1. Формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время.2. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.3. Содержание, формы и методы работы методических объединений учителей химии (городских , районных,
  2. Блочно-модульное обучение

    Задача
    Процесс обучения – тяжелый и творческий труд. Задача учителя, не только дать ученику определенную Программой сумму знаний, но и научить его трудиться умело, с удовольствием.
  3. Программа «День науки 2010» Факультет начального образования Конференция преподавателей

    Программа
    Борзенкова О.А., к.п.н., доцент. Методико-математические задания как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.
  4. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
    Награждение победителей регионального конкурса лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО
  5. Ровновой Елены Николаевны По теме: Развитие познавательного интереса учащихся на урок

    Урок
    Эффективное управление учебным процессом возможно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи, на основе которой педагог должен принимать продуманные и обоснованные решения по коррекции форм и средств организации

Другие похожие документы..