Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Международно-правовые вопросы гражданства. Понятие территории. Типы территорий и их значение в международном праве. Понятие международно-правового пр...полностью>>
'Конкурс'
Подсчитано, что в рационе лисицы более трехсот различных животных - от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы - грызуны. Они занимают ...полностью>>
'Реферат'
Звітність як складова методу бухгалтерського обліку є його за­вершальним етапом. Поділ бухгалтерського обліку на фінансо­вий та управлінський, кожний...полностью>>
'Реферат'
В каждом государстве важнейшим регулятором общественных отношений является право. Это система юридических норм, которые фиксируют определенные отноше...полностью>>

Единое Государство Замятина, каково его устройство и в чем опасность Единого Государства? Совместно составим модель Е. Г, т е. схему социально-политического режима Схема составляется по ходу урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Зырянова Е.В., учитель русского языка и литературы

Единое государство в романе Е. Замятина «Мы»

Оформление:

Тоталитаризм- политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль со стороны органов власти над всеми областями общественной и личной жизни.

Экспансия- расширение сферы общения.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Е. Замятина, одного из видных писателей 20 века, говорили о жанрах утопии и антиутопии. Сегодня остановимся на романе «Мы», который занимает особое место в творчестве писателя.

- Ребята, что является предметом изображения в романе?

Единое Государство

Анализируя роман, мы попытаемся ответить на следующие вопросы: что представляет собой Единое Государство Замятина, каково его устройство и в чем опасность Единого Государства? Совместно составим модель Е.Г, т.е.схему социально-политического режима(Схема составляется по ходу урока). Запишем тему нашего урока

Единое Государство в романе Е. Замятина «Мы»

3. Работа с классом.

- Вспомните из обществознания, что такое государство вообще, что мы называем государством?

(Ответы учащихся)

Вывод: Государство – некая политическая система. Главная отличительная черта – суверенность, т.е. верховная власть внутри страны. Основные направления деятельности государства воплощены в его функциях: управление государством, защита, охрана порядка, регулирование отношений и возможность подавления своих социальных противников. Первая функция, которую выполняет государство- это управление обществом.

- Кто представляет в романе Замятина власть?

(Благодетель).

- Каким вы видели Благодетеля, читая роман? Как бы вы могли охарактеризовать его?

тенетам(Согласно букве конституции, должность его выборная. Но в реальности ежегодные выборы превращаются в фарс. Благодетель – фактически безграничный правитель, гарант Е.Г., тот же немецкий фюрер или наш отечественный Иосиф Виссарионович, преклонение перед которым начинают воспитывать с детства.

Для Благодетеля существовало лишь жалкое человеческое стадо, которому не нужны ни свобода, ни правда, а только счастье, основанное на сытом удовлетворении и благополучии. Он провозглашает жестокую «истину» о том, что путь к счастью лежит через преодоление жалости к человеку и насилия над ним. Благодетель берет на себя роль палача и уверен в своей способности вести людей к земному раю. Обвиняя строителя Интеграла в преступлении перед государством, Благодетель с надменностью вождя заявляет: « Я спрашиваю: о чем люди – с самых пеленок - молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им , что такое счастье,- и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это.» Д-503 называет его Мудрый Паук- с одной стороны +,с другой Паук затягивает в сети, убивает. Он связывает всех жителей по рукам и ногам « благодетельными и счастья»).

- А что значит , он « связал их по рукам и ногам тенетами счастья?» В чем заключается это счастье? Как в их понятии соотносится понятия «свобода» и «счастье»?

(Счастье заключается в общих, одинаковых и обязательных для всех формах: встают в одно время, в одно время подносят ложки ко рту, вместе выходят на прогулку, по четыре в ряд, носят юнифы, розовые талоны на секс, нет имени, пища из нефти, стены домов из стекла, Материнская и Отцовская норма, слежка - прочитываются личные письма, т. е. живут по законам Часовой Скрижали. Внешняя и внутренняя несвобода объявляется всеобщим счастьем.)

- Жизнь в Е.Г., все сферы существования в нем регламентированы, сердцем и пульсом Е.Г. является Часовая Скрижаль.(Это основной свод норм и ограничений, который расписывает жизнь каждого жителя или «нумера» с точностью до минуты. Личное время каждого почти целиком поглощено нормированным временем государства и составляет всего два часа в сутки.

-Что позволяет сохранить Е.Г от развала, уничтожения? Ведь есть же и несогласные «нумера» с общественной системой?(Как в каждом государстве в Е.Г. есть силовая структура, в которую входит Бюро Хранителей, которое опирается на «армию» добровольных помощников (непрофессиональных Хранителей, которые, согласно Конституции, по сути дела являются все остальные граждане Е.Г. Доносить – важнейшая часть государственной машины, уклонение от него карается смертной казнью. Исправительных учреждений в Е.Г. не предусмотрено: любое отклонение от принятых норм карается смертью. Е.Г., сколько можно судить, вообще питает слабость к высшей мере наказания. (Газовый Колокол, Великая Операция (не убивает физически, но убивается душа.)

з. 9 стр.108нежно - грозные архангелы.

- А как относятся сами жители к таким методам защиты их интересов?

(з. 11 стр 108. Их это устраивает, это благородно, возвышенно ,кристально чисто, так считает большинство).

Мы с вами коснулись бытовой стороны жизни Е.Г.Давайте рассмотрим как это государство решает духовные запросы своих граждан.

- Как граждане Е.Г.относятся к искусству: музыке, поэзии?

( Деформацию духовной сферы можно увидеть на примере искусства. Д-503 рассуждает: «Я думал: как могло случиться, что древним не бросалось в глаза вся нелепость их литературы и поэзии. Огромная, великолепная сила художественного слова тратилось совершенно зря. Просто смешно: всякий писал о чем ему вздумается. Так же смешно и нелепо , как то, что море у древних круглые сутки тупо билось о берег и заключенные в волнах миллионы килограммометров уходили только на подогревание чувств у влюбленных. Мы из влюбленного шепота волн добыли электричество, из брызжущего бешеной пеной зверя мы сделали домашнее животное, и точно так же у нас приучена и оседлана когда-то дикая стихия поэзии. Теперь поэзия – уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия- государственная служба, поэзия –полезность.» Музыка выпускается на Музыкальном Заводе(механический марш),литература производится в Институте Государственных Поэтов и Писателей, Журналистика подменяется Государственной Газетой( чтобы не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее), наука- Единой Государственной Наукой, « Сексуальное право» заменяет любовь: « всякий из Нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер», дети растут на Детско-воспитательном Заводе.

-Е.Г. отняло у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой, государственной поэзией. Е.Г.подчиняет себе все, все предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно, остальное беспощадно уничтожается. И это устройство жизни охраняется не только при помощи слежек, доносов и казней.

-Какие еще меры ограничений существуют в Е.Г.? Какой образ говорит нам об этом?

(Изоляция жителей от внешнего мира. Зеленая Стена. Человека легко убедить, что он счастлив, оградив от всего мира, лишив возможности сравнивать и анализировать. Пока человек не столкнулся с чем-то подлинным, его легко держать в рамках и подчинять себе, но как только границы расширены, образуется душа, чего допускать нельзя.).

Таким образом, у нас получилась схема Е.Г., подобная, по словам главного героя, Единой Церкви, где Благодетель – воплощение божества(бога), Часовая Скрижаль- своеобразная «икона», которой слагаются молитвы, Хранители-архангелы, приставленные от рождения к каждому человеку, а Газовый колокол, Великая Операция – не что иное, как методы борьбы с ересью, такие, как сожжение на кострах. Но в модели Е.Г. нет места духовности, главенствующей в церкви, здесь все механизировано и материализовано.

-Пример какого политического режима мы находим в романе Замятина «Мы»?

( Тоталитарного )

Что означает это слово?

( Обращаемся к доске)

Главная задача государства здесь достигнута – подавить личность, превратить в стадное существо, выкрикивающее «здравницы» в честь вождей. В начале урока мы отметили, что всякое государство не только управляет обществом и охраняет его, но и осуществляет взаимосвязь с другими государствами.

Устанавливают ли подобные взаимосвязи Е.Г.? Чем занимаются и чему посвящена их жизнь?

( Интеграл – главное занятие Е.Г., построение космического корабля)

- А зачем им это нужно?

( Введение нового термина экспансия)

Итак, мы пришли к выводу, что в Е.Г. процветает тоталитарный режим, и более того Благодетель намерен затянуть в сети тоталитаризма и иные цивилизации

- А как отражается на судьбе одного человека этот страшный режим? Проследим за судьбою главного героя, Д-503.

( В образе Д-503 мы прослеживаем эволюцию от ничтожества до ощущения вселенной внутри себя. Несмотря на то что герой испытывает восторг от мироустройства в Е.Г., его не все устраивает: он обращает внимания на разные носы, ему мешают его лохматые руки – следы древних людей, Д-503 непонятны и личные часы, в то время которых каждый может заниматься чем угодно, а значит противным Е.Г. Даже то, что герой ведет конспект, говорит нам о способности его к рефлексии, к самоанализу, следовательно, « не такая уж прямая линия у него в голове». Бурные перемены начинают с ним происходить после знакомства с I-330. Первое ощущение душевной муки приходит к нему во время исполнения музыки Скрябина, усугубляется это после посещения Древнего Дома. В результате Д – 503 не доносит Хранителям о поведении I-330. Впоследствии в Медицинском Бюро герою ставя диагноз: у вас образовалась душа- явление несовместимое с Е.Г.)

-Трагическая судьба Д-503 еще раз подчеркивает опасность тоталитаризма и его пагубное воздействие на личность. Одинок ли Д-503 в романе? Только ли он испытывает душевные муки и страдания?

(Герои не одинок. Неслучайно доктор говорит об «эпидемии души». Своим поведением бросает вызов Е.Г. I-330. Не понимая всеобщего счастья, она заявляет: « я не хочу, чтобы меня хотели другие, а хочу хотеть сама» Под ее влиянием Д-503, R-13-поэт,и доктор, и один из Хранителей. Даже простая О-90 ощущает потребность счастья материнства и возмущена шпионством в Е.Г. И таких много. Это те, кто пытается захватить Интеграл, и те, кто взорвал Стену, и те, чудом уцелевшие за Зеленой Стеной Мефи).

- В финале романа , несмотря на то, что « на поперечном , 40-м проспекте…» мы читаем , что в западных кварталах- все еще хаос, рев, трупы ,звери и значительное количество Нумеров, изменивших разуму, Замятин доказал, что жажда свободы, творческая фантазия, любовь, красота неистребимы -даже в самых невыносимых условиях бесчеловечного , насильственного режима.

Но заслуга Замятина не только в этом. Главное- предостережение грядущих поколений об опасностях тоталитарного режима, нивелирующего личность. Какие же явления он предугадал?

Сообщение по теме: «Современное значение антиутопии Замятина «Мы» (исследовательская работа ученицы 11Б класса Кривошеевой З).

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Неудовлетворенность настоящим заставляет задаваться вопросом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных ответов в истории русской литературы XIX в. - «четвертый сон» Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», рисующий картины благоденствия на земле. Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.

Рисуя мир будущего, Замятин сознательно не дает воли своей инженерно-технической фантазии, - русский писатель осмысляет и прогнозирует не пути развития техники, покорения и преобразования природы, а перспективы развития общества, человеческой природы, взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Хотя и в технической сфере Замятин многое предвидел: «Интеграл», над которым трудился герой романа, - что-то вроде современного «Шаттла»...

Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества; между теми другим нет прямой зависимости. «Мы» - роман о будущем, но в нем нет иллюзий: это не мечта, а проверка состоятельности мечты; не утопия, а ее опровержение, т. е. антиутопия. Поверяя теорию историей, алгебру гармонией (а не наоборот), Замятин оспаривает миф, созданный утопистами без должного знания «натуры»,или иначе, природы человека как общественного существа. Доводя идеал, порожденные социалистической идеей, до логического конца, писатель обнаруживает вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, революционеров – романтиков, - бездушный казарменный строй, в котором обезличенные «нумера» «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», слаженный неодушевленный организм.

Замятин словно был способен предвидеть целое раньше частей, общее прежде частного, главное, сущностное через множество деталей, предвидел ход общественного развития в России на многие десятилетия вперед. Мы узнает на страницах романа «Мы» вехи советской истории – на протяжении свыше 70 лет «Индустриализация» и «Коллективизация», голод, «культурная революция» под контролем аппарата, политические процессы против «врагов народа» и инакомыслящих, торжественные бдения толп по поводу разгрома действительных или мнимых противников генеральной линии, единогласные выборы, «нерушимое единство партии и народа», культ Благодетеля, «двухсотлетняя» холодная война, «железный занавес» и Берлинская стена, страна, превращенная в единый архипелаг Гулаг и наполняющие лагеря миллионы под номерами. Вспомним и «гениальные» афоризмы Сталина, заполнявшие десятилетиями умы советских людей: «Техника решает все», «Кадры решают все», «Писатели- инженеры человеческих душ», «Жить стало лучше, жить стало веселее» и т.п., и поймем, как много в нашей жизни было предсказано замятинским романом «Мы».

Своим романом «Мы», своим творчеством «еретик» Замятин восстал против ненавистного «ига разума». Но он не ограничился рассуждениями – о свободе и рабстве, о разумном и полезном, о личном и коллективном – своих персонажей. Он, во-первых, наглядно показал, какой «идеал» разумного общества видится на пути человечества к уравнительному счастью. Во-вторых, какими средствами придется осуществлять этот идеал, - насилие, голод, вековые войны, уничтожение любви, искусства, фантазии... В-третьих, автор убедительно продемонстрировал, что ни Благодетелю, ни хранителям, ни всей мощной, разветвленной системе Единого Государства не удастся до конца выкорчевать древние чувства (любовь, фантазию, жажду свободы), как не удается выжечь неудовлетворенность, неприятие насильственного счастья, тотальной слежки. Никакое самое разумное и математически выверенное иго не способно победить в борьбе с человеческим инстинктом свободы.

Роман «Мы» можно назвать романом- предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если все пойдет так, как началось. Эти опасения имели под собой серьезные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно как индивидуалистические. А новую психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности.

Если мы посмотрим на современный мир, то поймем, что утопия Замятина приобретает новую форму и масштаб. Долгое время общество существовало под диктатурой Сталина, который олицетворял собой Благодетеля. При нем то и сбылась в большинстве своем утопия Замятина, пример этому газовые комнаты (у Замятина газовый колокол), Железный занавес (у Замятина зеленая стена). После смерти главного диктатора старый уклад смог просуществовать еще некоторое время, но когда распался СССР началась новая эра – Эра Диктатора внутри людей. Людьми больше никто открыто не руководит, никто больше не довлеет над ними, люди не выполняют чью-то волю. Люди свободны... Но так ли это?..

Замятин не мог и предположить того, что диктатор в лице одного человека, который был воплощением Благодетеля, утратит это лицо и приобретет новое. Если бы люди не выполняли чью-то волю, не были бы марионетками в чьих-то руках, то в мире не было бы серости и заурядности. А поскольку все происходит с точностью до наоборот, можно с уверенностью сказать, что люди НЕ свободны, люди сами НЕ выбирают ничего и даже ничего НЕ хотят сами. Да, безусловно, некоторая свобода выбора у людей есть, но в чем она проявляется? Или какое выпить пиво, или в какой сходить клуб. Вариант «НЕ ходить» не рассматривается вообще. Ведь это модно, это круто, так делают все. А кто хочет быть белой вороной? А после первого раза затягивает, не возникает больше и мысли о том, чтобы быть не похожим не массу, быть отличным от нее.

Алкоголь и курение стали олицетворять радость и уверенность. С огромных ярких плакатов улыбаются молодые, красивые, веселые люди, которые рекламируют либо пиво, либо сигареты. И начинает казаться, что именно благодаря этим товарам можно добиться успеха, можно стать такими же счастливыми и красивыми, как искусно загримированные люди на рекламных плакатах.

Вероятно, группа людей, которая занимается тем, что, разрабатывает такую рекламу, которая бы подталкивала людей к чему-то, на самом деле выполняет не свою волю. Сейчас заниматься PR-технологиями очень престижно и выгодно. Но за создателями рекламы стоит кто-то более значимый, за ни еще кто-то, получается сложная иерархическая цепочка, вершину которой не знает никто. И самое страшное то, что теперь людям внушают то, что они сами себе диктаторы, сам выбирают свою судьбу, сами определяют свой выбор. Но на самом деле люди делали, делают, и будут делать то, что считается модным, то, что делают все. А это определяет кто-то выше нас. А потому люди будут смотреть глупые и абсурдные передачи типа «Окна», «Дом» и др. Люди будут мечтать попасть хотя бы на пару минут на экран телевизора, прилагая к этому все усилия, и забывая обо всем остальном. А сейчас в моде пошлость, а потому самым крутым считается тот, кто вызывающе всех одет и кто расскажет самую гнусную историю, и если сделать так- то вы звезда.

Так, шаг за шагом постепенно разрушаются все моральные ценности, которые уступают место моде. Массовое теперь означает правильное, истинно верное. Так, не чувствуя на себе поводка, люди слепо сами ведут себя к рабству. Если в утопии Замятина люди понимали, что над ними довлеет Благодетель, то теперь будет все по-другому. Люди даже и не поймут, что они под чужой властью, они будут считать себя своими хозяевами, выполняя чужую волю. Они будут с удовольствием жить в стеклянных домах, ведь они так любили подглядывать за другими, смотря передачи по телевизору, а теперь у них есть уникальная возможность жить у всех на виду, как это было в их любимой передаче «Дом». Разве это не счастье? Разве не счастье носить ту одежду, которую носят все, ведь это стильно и модно? Делать как все, быть как все - вот оно счастье! И одновременно с этим остается гордое сознание того, что они сами себе диктаторы, а потому никогда не заметят обмана, который перевернет всю их жизнь вверх дном. Очень ярко это продемонстрировано в фантастическом фильме «Матрица», суть которого в том, что люди сами по себе ничто, они ничего не выбирают, ничего не делают по собственному желанию. Им кажется, что они определяют свою судьбу, свой выбор, а на самом деле они существуют в придуманном мире, которым кто-то управляет. И нельзя отрицать, что в фильме нет ни капли правды, ведь он перекликается с происходящим сейчас. Это происходит сейчас, в эту минуту. И нужно быстрее понять и отделиться от общей заурядности и посредственности, сделать СВОЙ выбор, выразить СВОЕ мнение. Ведь если этого не произойдет, люди останутся под чужой властью, лелея в себе слепую и наивную веру в то, что они сами себе хозяева. И этой среде никогда не произойдет даже бунта, хоть маленького, но бунта, который совершила I-330, а, следовательно, нет никакой надежды на то, что общество станет принадлежать не кому-то, а на самом деле себе. Ведь за любым, даже самым маленьким протестом, последуют другие, которые рано или поздно приведут к перевороту. А в среде, где чувство самосознания отсутствует, этого не произойдет никогда. А потому давайте выбирать сами, а не следовать общей массе... А пока этого не сделаем, будет верно высказывание Н. Векшина: «Всем животным человек дал точные названия, и лишь себя назвал по ошибке – «человек разумный».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Замятин Е. И. «Мы».- М.: «Просвещение», 1989.

  2. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы». – М.: Высш. шк., 1995.

  3. «Мудрость столетий/энциклопедия афоризмов». – М.:

АО «Столетие»,1997.

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопросы:

- Как вы понимаете название романа «Мы».

-Финал романа: оптимистичен или трагичен?

-Счастье «нумера» и счастье человека.

Схема Единого Государства

Единое государство

Благодетель

Бюро Хранителей Часовая скрижаль Единая Государственная наука Газовый Колокол

Великая Операция

Государственное Бюро Поэтов

Доносительство Музыкальный Завод

Государственная Газета

Детско-воспитательный Завод

Зеленая Стена



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. Б. Шестопал политическая психология учебник (1)

    Учебник
    Учебник включает в себя три части. Первая - посвящена традиционным для любого курса темам: предмету, методологии и истории данной дисциплины. Во второй части рассматриваются политико-психологические феномены в массовом сознании.
  2. Е. Б. Шестопал политическая психология учебник (2)

    Учебник
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020200 «Политология»
  3. Московский общественный научный фонд образы власти в политической культуре России

    Книга
    Коллективная монография посвящена одной из наиболее актуальных проблем российской политологии - тому месту, которое занимает власть в нашем политическом сознании.
  4. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.
  5. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.

Другие похожие документы..