Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Першими документами, що дають відомості про історію розвитку лікознавства на Русі, є літописи. Одне х найбільш ранніх джерел, в якому згадується про ...полностью>>
'Документ'
В целях укрепления взаимодействия государственных, муниципальных органов и общественного экологического движения в проведении эффективной экологическ...полностью>>
'Курсовая'
Значительные резервы в повышении скоростей судов появились при использовании новых принципов движения, в частности основанных на применении гидродинам...полностью>>
'Документ'
Своим ярким и веселым названием московский вокально-инструментальный ансамбль «Коробейники» обязан одноименной напевной русской народной песне. Как и...полностью>>

«основные требования к организации уроков русского языка и литературы с учётом здоровьесберегающих технологий»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД


«ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению со здоровьем их сверстников 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования. Глава комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, детский доктор Леонид Рошаль заявил, что здоровье российских школьников было хуже сегодняшнего только в военные годы.

Следовательно, одной из главнейших проблем образования является сохранение здоровья детей на всех ступенях обучения.

Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя, поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-предметник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Уроки русского языка и литературы, как и все другие уроки, должны отвечать общепринятым гигиеническим требованиям (оптимальная температура, свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски и т. д.).

Но стоит более обстоятельно остановиться на организации уроков русского языка и литературы, чтобы они соответствовали требованиям сохранения и укрепления здоровья школьников.

1.Строить урок необходимо в соответствии с динамикой внимания учащихся, то есть учитывать периоды работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления) и подбирать задания соответствующей сложности. Так, например, во время периода «врабатываемости» на уроке «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е» необходимо дать упражнение на повторение правописания НЕ с именами существительными и именами прилагательными, а во время высокой продуктивности объяснить новый материал и поставить проблемный вопрос о сходстве правил «НЕ с прилагательными» и «НЕ с наречиями».

2.Учитывать время и чередование каждого вида учебной деятельности на уроке. Ориентировочная норма каждого вида деятельности – 7-10 минут. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы и пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

3.Творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций и одновременно отдыху ребят. Например, изучая в 9 классе сложноподчинённые предложения, можно в числе других упражнений предложить детям составить СПП по предложенным схемам. Ребята отдыхают от письменной работы и творчески мыслят.

4.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса.

Для выполнения этого требования мы используем разноуровневые задания на уроках и для выполнения домашней работы.

Так, например, изучая в 9 классе различные группы сложных предложений, можно предложить для индивидуальной работы карточки разной степени сложности: слабым учащимся предлагается разделить данные предложения на две группы – ССП и СПП, а сильные ученики должны ещё указать среди СПП предложения с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными.

Или в 5 классе одни ребята получают задание – среди указанных предложений найти распространённые и нераспространённые предложения, а ученики посильнее должны ещё и распространить нераспространённые предложения.

5. Учитель должен использовать различные методы и формы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельную работу и т.д. На уроке их должно быть не менее 3-х. Ориентировочная норма чередования видов преподавания – 10-15 минут.

А чтобы избежать монотонности на уроке, учитель должен использовать задания различных видов: тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на поиск и распознавание ошибок (например, найти в предложенных предложениях речевые ошибки, исправить их).

6.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и самостоятельные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

7.Современный урок предполагает использование ТСО. Естественно, использование компьютера, интерактивной доски заинтересовывает детей, даёт возможность выполнить на уроке большее количество заданий. Но нельзя забывать о том, что использование этих средств обучения должно быть строго дозированным и оправданным, так как в СМИ появляются публикации о вредном воздействии их излучения на организм. К тому же если учитель постоянно использует на уроке интерактивную доску и компьютер, то это, естественно, отражается и на его здоровье, а свет от проектора влияет на глаза.

На уроках литературы лучше использовать аудиозаписи (чтение художественных произведений артистами, музыкальные произведения как фон или иллюстрация для читаемых вслух стихотворений).

Хорошим подспорьем для этого служат фонохрестоматии к учебнику литературы под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.

А музыка вообще может служить средством релаксации учащихся на уроке (например, во время зрительной гимнастики).

8.На каждом уроке в любом классе необходимо проводить физкультминутки (1-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Проведение физкультминуток- эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток отдыхает центральная нервная система, а скелетные мышцы, испытывающие статическое напряжение из-за длительного сидения за партой, расслабляются.

У каждого учителя в нашей школе существует комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса рук, для снятия напряжения с мышц туловища и т.д.

( ПОКАЗЫВАЮТСЯ ФОТОГРАФИИ)

Очень эффективными на уроках русского языка я считаю предметные физкультминутки. Например, в 5 классе, повторяя части речи, учитель вслух произносит слова, а ученики, услышав имя существительное, хлопают в ладоши; имя прилагательное – подпрыгивают; глагол – приседают. И время урока расходуется не зря, и дети отдыхают.

Эмоциональная разрядка – это использование шуток, юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, шуточных стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д. Так, изучая правописание слитного написания НЕ с разными частями речи, которые без НЕ не употребляются, можно прочитать детям шуточное стихотворение С.Бондаренко «Страна без частицы НЕ».

Естественно, на каждом уроке мы обращаем внимание на правильную осанку и посадку учащихся.

Так как современный урок не предполагает отсутствия ТСО, даже если они не используются на уроках русского языка, то они применяются на других предметах (информатике, математике, биологии и т.д.), детям необходима зрительная гимнастика.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

(Техника взята из книги В.П.Бирана «Великое счастье – хорошо видеть» ).

Упражнения выполняются через каждые 20-25 минут зрительной работы. Исходное положение – стоя или сидя. Весь этот комплекс займёт не более 1,5 – 2 минут. Было бы полезно, чтобы этими советами вместе с учениками воспользовались и учителя в середине урока.

1.Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа- налево, а затем – слева- направо.

2. 15 колебательных движений глазами по вертикали сверху- вниз, а затем – снизу- вверх.

3. 15 круговых вращательных движений глазами слева- направо.

4. То же самое, но справа- налево.

5.Сделайте по 15 движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

ПАЛЬМИНГ.

Глаза полноценно отдыхают, когда полностью исключается попадание света. Для этого используется ПАЛЬМИНГ (от англ.слова «palm» - ладонь), который является эффективным методом реабилитации больных глаз. Упражнение это было введено известным американским врачом Уильямом Бэйтсом, который использовал немедикаментозные методы лечения, издавна применяемые в Индии и Китае. Описание пальминга встречается даже в некоторых древних трактатах по йоге.

Большинству людей помогает обычное закрывание глаз. Если закрывать глаза на несколько минут, а затем открывать их и смотреть на проверочную таблицу в течение секунды (так повторять несколько раз), то это позволяет, как правило, быстро добиться временного улучшения зрения.

Для того, чтобы полностью исключить попадание света, надо положить ладони рук на закрытые глаза. Чтобы не давить на глазные яблоки, пальцы рук скрещивают на лбу.

(ФОТОГРАФИИ)

Врачи единодушно утверждают: чтобы сохранить хорошее зрение, школьникам необходимо научиться расслаблять глаза. Это особенно важно в условиях возрастающей зрительной нагрузки.

В начале каждого урока рекомендуют выполнять упражнения, которые расслабляют мышцы глаз и активизируют нервные клетки сетчатки.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАЛЬМИНГА.

Комплекс занимает всего 5-7 минут, но хорошо влияет на зрение школьников всех возрастных групп.

Сидя за партой, ученик должен расслабиться, заняв удобную позу. Закрыть глаза, расслабить веки и «смотреть» закрытыми глазами прямо перед собой. Следить за тем, чтобы глаза оставались ненапряжёнными, а взгляд расфокусированным.

Упражнения для шеи.

Легко, без усилий наклонить голову вперёд, коснуться подбородком груди (3 раза). Запрокинуть голову назад (3 раза). Повернуть голову к правому плечу (3 раза), затем – к левому плечу (3 раза). Шею не напрягать, руки свободно лежат на парте, спина прямая, ноги в коленях разогнуты. Упражнение выполняется в течение 3-х минут.

Пальминг.

Не открывая глаз, медленно, плавно поднять руки, упираясь локтями в парту, и закрыть глаза ладонями, скрестив пальцы на середине лба. Приоткрыть глаза. При необходимости направить положение ладоней так, чтобы в глаза не проникал свет. Вновь закрыть глаза, расслабить веки.

Выполняется в течение 2-х минут.

Медленно убрать ладони с глаз, открыть глаза, не смотреть на яркий свет. Поморгать. Глаза отдохнули, стали лучше видеть.

Запомните это ощущение!

9. Предлагаемые учителем тексты для лингвистического анализа на уроках русского языка должны по возможности нести в себе воспитывающую функцию.

Так, можно использовать тексты, пропагандирующие физкультуру, спорт, туризм.

При изучении наклонений глаголов в 6 классе можно предложить режим дня школьников с последующим его обсуждением.

Изучение числительных в 6 классе даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, медалях, завоёванных нашими спортсменами в разные периоды.

10.Огромное значение имеет на уроке психологический климат, создаваемый учителем. Педагог должен стремиться вызвать положительное отношение учащихся к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Важно, чтобы ребёнок не испытывал страха на уроке, чтобы с самых первых минут урока и до его конца ребёнок был настроен на активное, доброжелательное общение с учителем. Улыбка, юмор, благоприятный эмоциональный фон – один из залогов успешного обучения.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий и их элементов ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, открывается простор для их педагогического творчества. И вовсе не значит, что учитель должен взять на себя обязанности медицинского работника. Просто работать надо так, чтобы образование не наносило вред здоровью учащихся и самого учителя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках

    Урок
    Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные и производственные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически
  2. Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,
  3. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  4. Дополнительные образовательные программы. Повышение квалификации Кострома, 2000 Сборник печатается по решению Ученого Совета Костромского института повышения квалификации

    Документ
    Ходырев Сергей Михайлович, проректор по аналитико-инновационной деятельности Костромского государственного института повышения квалификации работников образования, зав.
  5. Основная образовательная программа государственого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    Директор школы Дониченко Ольга Георгиевна награждена медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.)" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (2001г.

Другие похожие документы..