Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Комерційні банки різних видів і форм власності створюються у вигляді акціонерних товариств або товариств з обмеженою від­повідальністю відповідно до ...полностью>>
'Урок'
Подготовить планирование и конспекты уроков с учетом материально-технической базы школы, своей профессиональной подготовленности, уровня физической п...полностью>>
'Урок'
Задача 1(решается устно).Представьте себе, что вы сидите за рулем автомобиля и хотите узнать скорость машины, идущей впереди вас. Как это проще всего ...полностью>>
'Реферат'
Запишіть дату свого народження та складіть числа, які відповідають числу, місяцю та року Вашого народження. Воно буде відповідати цілій частині числа,...полностью>>

Урок литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Тема урока: «Кто Вы, Евгений Базаров?» (урок-мастерская)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок подготовила и провела учитель русского языка МОУ В-Ольшанская средняя общеобразовательная школа Куткова С. И.

Урок литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тема урока: «Кто Вы, Евгений Базаров?»

(урок-мастерская)

Учебная задача: Раскрыть образ главного героя Е.В.Базарова, путем наблюдения над языковым материалом тургеневского романа.

Цели урока:

Воспитательная: Осознание учениками ценности человеческой жизни, ответственности человека перед окружающими, важность духовно- нравственных ценностей.

Развивающая: раскрытие творческих способностей учащихся.

Образовательная: развитие аналитического мышления учащихся, умение дать личностную оценку герою и его поступкам, опираясь на критические статьи, собственное мировоззрение.

Вид урока: работа двух групп постоянного состава.

Тип урока: Урок – мастерская.

Ход урока:

Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок, необычный по форме. Он относится типу уроков- мастерских. Что такое мастерская художника? Это то место, где он созидает, творит, и в то же время сам вначале оценивает свой труд, иногда что-то исправляя в нем.

Мы много работали над романом И.С.Тургенева «Отцы и дети», много дискутировали и в процессе аналитических бесед почти пришли к единому мнению о личности главного героя. Последнюю точку в этом должен поставить сегодняшний урок, который я назвала так: «Кто Вы, Евгений Базаров?» Помимо одиозной фигуры Базарова мы постараемся понять ценностные ориентиры человеческого бытия. К своей беседе мы привлечем и критиков, современников Тургенева. Но более важно, по-моему, чтобы вы поняли, что хорошо, а что плохо, как можно, а как нельзя поступать любому человеку, если он называет себя человеком разумным.

Начнем с простейшего: перенесите в тетради запись с доски

Положительный - отрицательный

К какому из них подходит слово герой, а к какому персонаж? Что с точки лексики представляют из себя эти слова?

(антонимы: положительный – отрицательный;

Синонимы: герой – персонаж).

Задание: в каждый столбик выпишите признаки названия персонажей (вообще).

Н-р: добрый эгоистичный

сильный глупый

благородный завистливый

честный подлый

отзывчивый жестокий

умный заносчивый

искренний циничный

и т. д.

Озвучьте качества.

Ну а теперь перейдем конкретно к Е. Базарову. Запишем в тетради: «Перед нами – неясный, сложный герой «странный человек» Евгений Васильевич Базаров. На доске высказывания о нем самого И. С. Тургенева, критиков Антоновича и Страхова (с ними вы знакомы).

Вопрос: Чье высказывание - Антоновича или Страхова ближе вашей личностной оценке героя?

Вопрос: Понял ли сам Тургенев до конца тот образ, который он создал?

Вопрос: Как относится автор к своему герою?

Вопрос: Какое из высказываний вы бы поместили в качестве эпиграфа к роману?

Нам уже известно, как характеризуется герой в эпическом произведении; о нем может рассказывать автор, сам герой повествует иногда о себе, другие размышляют о нем и т. д. Кстати: о каком герое литературы XVIII века мы узнали сразу из трех источников? (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

А вот Базарова мы попробуем понять иначе: поставить себя на место кинозрителя или кинорежиссёра. Сейчас мы посмотрим две кинопробы и попробуем их прокомментировать. Работу проведём по такому плану:

1.Выступление оператора и костюмера.

2.Инсценировка двух сцен:

-объяснение Базарова с Одинцовой;

-разговор Павла Петровича и Базарова перед дуэлью:

3.Выстуление режиссёра с комментариями о душевном сожалении героев во время сцен и дадут свой психологический комментарий.

-Работа в тетрадях:

Вопрос: Какие чувства испытывают во время объяснений:

1 сцена Одинцова:

Базаров: интерес

напряжение лёгкий испуг

волнение удивление

злость на себя волнение

лавина любви польщённое

противоречие самолюбие

2 сцена

Базаров: Кирсанов:

удивление злость

насмешка ненависть

дуэль-глупость настойчивость

Евгений Базаров:

за: против:

естественность принижение отрицание искусства

искренность грубость

ум цинизм

честность резкость

целостность натуры холодность

-4-

упорство суховатое отношение

сдержанность к родителям

патриотизм отношение к природе

любовь к родителям чрезмерная гордость

нигилизм

смелость

целеустремлённость

воспитанность

-Представьте себе , что вам довелось задать вопрос главному герою. Что бы вы у него спросили?

Н.р: - Легко ли жить при постоянном конфликте сердца и разума?

- Довольны ли вы тем, как прожили свою жизнь?

- В чём смысл вашей жизни?

Учитель: На доске выражения, высказывания разных людей разных эпох. Как применительны они к главному герою?

  1. «Мы греемся часто у истины ложной и мёрзнем у правды, щемящей как грусть.»

  2. «К кому Господь благоволит, того он забирает рано.»

  3. «Как часто наше невниманье ранит, как поздно это мы осознаём» (и т. д.)

- Итог романа печален. Почему автор привёл своего героя к смерти?

- Вспомните мнение В.Г. Белинского о смерти Базарова. Объясните его.

«Умереть так, как умер Базаров, всё равно что совершить подвиг.»

А.У. Некрасов сказал: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру – заглохла б нива жизни…»

(объясните смысл этих строк)

- Венчают роман следующие слова:

«и какое бы грешное, страстное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими глазками… Они говорят нам о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

- И здесь, на земле, лишь подготовка к этой бесконечности.

- в Евангелии есть выражение: «Что пред людьми хорошо – пред Богом – мерзость». А каков Базаров с точки зрения христианской морали?

за: против:

«возлюби ближнего своего» материалист-атеист,

(помощь П. Кирсанову, сухость

крестьянину) и раздражение к родителям,

цинизм по отношению к

«чти отца твоего и мать твою» женщине.

«не убий»

«не укради»

- Подошёл к концу наш сегодняшний урок-мастерская. Думаю, что мы нашли ответы на волнующие нас вопросы. Можно ли однозначно судить о человеке вообще и о Базарове в частности? Конечно, нет!

Думаю, что вы согласитесь со мной, что главное в жизни – найти смысл, истину.

«Мы греемся часто у истины ложной и мёрзнем у правды, щемящей как грусть»

Подумаем вместе: Какие слова вы бы выбили на надгробии Базарова? (Эпитафия)

(Отрывок из стих-я Некрасова «Памяти Добролюбова»)

На дом: с. 161-164, написать краткое эссе на тему «В чем современность тургеневского героя?».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  2. Тургенева “отцы и дети” в аспекте современного изучения классики

    Диплом
    Имя И.С. Тургенева на протяжении почти целого века воз­буждало страстные споры в русской и зарубежной критике. Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений.
  3. Основной конфликт романа и. С. Тургенева "отцы и дети" и средства его выражения содержание

    Реферат
    Иван Сергеевич Тургенев – наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых.
  4. Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 10 класса на 2010-2011 учебный год базовый уровень

    Рабочая учебная программа
    Данная рабочая программа литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (авторы-составители: А.
  5. Тематическое планирование курса литературы в 10 классе

    Тематическое планирование
    Урок 1. Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 векаРасцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.

Другие похожие документы..