Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Java – один из самых популярных языков программирования наряду с такими «старожилами», как C, Basic, Pascal, и в то же время самый молодой среди них....полностью>>
'Классный час'
(эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции ...полностью>>
'Закон'
Ход выполнения Программы рассматривался на всех заседаниях межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному о...полностью>>
'Программа'
Программа данной дисциплины предназначена для студентов факультета физической культуры имеющих специализацию тренер-преподаватель по виду спорта. Она...полностью>>

Постановление Верховного Совета республики Грузия о принятых Советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области решениях об изменении статуса области. 26 10. закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте.

С 19 по 22 апреля 1994 года в Женеве прошел новый раунд переговоров по всеобъемлющему политическому урегулированию. В конце этого раунда Специальный представитель Генерального секретаря представил сторонам на рассмотрение два документа, в одном из которых излагались предложения относительно соглашения о прекращении огня и разъединения сил, а в другом – относительно политических и правовых аспектов урегулирования (публикуемый документ). Кроме того на рассмотрение сторон было представлено предложение о создании Координационной комиссии. Ни одной стороне, ни другой стороне не предлагалось согласиться с этими предложениями на данном этапе переговоров. Было решено, что они послужат основой для намеченного на 10 – 12 мая 1994 года следующего раунда переговоров в Москве.

10-12 мая в Москве состоялся очередной раунд переговоров по грузино-абхазскому урегулированию под эгидой ООН при содействии России и с участием представителя СБСЕ. Стороны приняли документ о создании координационной комиссии для обсуждения практических вопросов, представляющих взаимный интерес: энергетика, транспорт, связь, экология и т.д. (то, от чего напрямую зависит процесс репатриации, реинтеграции и реабилитации беженцев и перемещенных лиц). Предполагалось, что Комиссия будет работать в Сочи до полного урегулирования конфликта.

См. документ №226.

См. документ №232.

15 апреля 1994 года в Москве на очередной встрече глав государств и правительств СНГ было принято Заявление о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. На состоявшемся 10-12 мая в Москве очередном раунде переговоров по грузино-абхазскому урегулированию, но без прямого участия представителей ООН и СБСЕ было разработано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В период с 23 по 26 мая 1994 года Секретариат ООН провел серию технических переговоров с представителями министерств обороны и иностранных дел Российской Федерации с целью получения разъяснений о возможной роли военных наблюдателей ООН и их взаимоотношений с миротворческими силами СНГ.

См. документ №232.

См. документ №228

См. документ №234.

См. документ №219, №221, №222, №224, №225, №227, №229, №230, №231.

См. документ №197.

См. документ №237.

См. документ №238.

См. документ №225.

См. документ №219, №221, №222, №224, №225, №227, №229, №230, №231, №238.

См. документ №239.

См. документ №233.

См. документ №237.

См. документ №232.

См. документ №197.

См. документ №237.

См. документ №196.

См. документ №237.

См. документ №233.

См. документ №226.

См. документ №228.

См. документ №232.

См. документ №232.

См. документ №237.

См. документ №234.

На заседании Совета глав государств – участников СНГ, состоявшемся 21 октября 1994 года в Москве, кроме России в состав Коллективных сил СНГ выразил готовность выделить мотострелковую роту только Таджикистан. Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан решили направить в зону конфликта военных наблюдателей. Своих военных наблюдателей направила также Россия.

См. документ №241.

См. документ №243.

См. документ №237.

Командующим коллективными силами по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта 21 октября 1994 года был назначен генерал-майор В.И. Якушев.

15 – 18 ноября 1994 года в Женеве состоялся очередной раунд переговоров по достижению всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта. В центре переговоров были проблемы беженцев и политические вопросы. С целью побудить обе стороны к ускорению процесса репатриации беженцев ООН, СБСЕ и Российская Федерация выступили с совместным заявлением.

См. документ №233.

26 ноября 1994 года Верховный Совет Абхазии принял Конституцию Абхазии, в которой Абхазия была объявлена «суверенным, демократическим, правовым государством, исторически утвердившимся по праву народа на свободное самоопределение». В тот же день ВС принял заявление, в котором говорилось, что Абхазия не прерывает процесс переговоров с Грузией и готова продолжать их в целях создания союзного государства двух равноправных субъектов. 6 декабря 1994 года состоялась инаугурация президента Республики Абхазии В. Ардзинба.

Имеется в виду принятие новой Конституции Республики Абхазия.

31 октября 1994 года в Москве по инициативе российской стороны состоялась встреча представителей Грузии, Северной Осетии, Южной Осетии и России при участии Миссии СБСЕ в Грузии на предмет возобновления деятельности Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК). Встрече предшествовали длительные консультации по уточнению функций и задач СКК в форме «Положения о СКК», проект которого был обсужден в июле с прибывшей в Москву представительной грузинской делегацией. На встрече было подписано Соглашение о дальнейшем развитии процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта и о Смешанной контрольной комиссии. Соглашение было направлено на обновление и расширение состава СКК, с целью превращения её в постоянно действующий орган четырех сторон, участвующих в урегулировании конфликта (См. документ №199).

См. документ №219, №221, №222, №224, №225, №227, №229, №230, №231, №238, 240.

См. документ №246.

См. документ №233.

См. документ №237.

См. документ №248.

См. документ №235.

См. документ №233.

На проходивших с 7 по 9 февраля 1995 года переговорах в Женеве представитель УВКБ заявил, что нежелание абхазской стороны решать вопрос беженцев и перемещенных лиц привело к тому, что в соответствии с процедурами УВКБ вернулось лишь 311 беженцев. Несмотря на усилия Специального представителя Генерального секретаря, УВКБ, Российской Федерации и ОБСЕ абхазские власти отказались придерживаться графика ускоренного возвращения беженцев, увязывая положительное решение этого вопроса с прогрессом в решении политических вопросов.

См. документ №247.

В середине марта начале апреля 1995 года в Гальском районе снова были отмечены вооруженные столкновения.

См. документ №234, №241, №243, №244.

См. документ №237.

См. документа №244.

См. документ №233.

См. документ №226.

См. документ №228.

См. документ №232.

См. документ №247.

См. документ №250.

Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ был принят 10 февраля 1995 в Алма-Ате по инициативе президента Казахстана Н.А. Назарбаева. Страны, подписавшие этот документ, брали на себя обязательства воздерживаться от любых форм давления друг на друге, подтверждали незыблемость существующих между ними границ, заявляли о своем намерении пресекать на своих территориях создание и деятельность организаций, групп или отдельных лиц, направленных против независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ либо на обострение межнациональных отношений, а также на посягательства извне на государственное устройство стран, подписавших Меморандум. По инициативе Грузии в Меморандум было внесено положение, делающее акцент на пресечении любых проявлений сепаратизма.

См. документ №250.

См. документ №233.

См. документ №247.

См. документ №237.

Последовавшие затем консультации на уровне экспертов между странами-членами СНГ не привели к согласию в отношении нового мандата до истечения 19 февраля 1996 года установленного срока. На совещании Совета министров иностранных дел СНГ в Москве 2 апреля 1996 года вновь не удалось согласовать вопрос о продлении мандата сил СНГ. Правительство Грузии предложило создать новые силы по наблюдению для контроля за предыдущими решениями СНГ в отношении, в частности, санкций против Абхазии. Однако это предложение не было принято. Грузинская сторона указала, что она не стремится к выводу сил СНГ, но в то же время она не стремится к продолжению их присутствия с мандатом, действовавшим на момент переговоров.

См. документ № 237

См. документ № 255

Российские власти ввели эмбарго на торгово-экономическое взаимодействие с Абхазией с Абхазией с конца 1994 г. (См. документ № 206 ) В январе 1996 г. Э. Шеварднадзе подписал указ «О пограничном и таможенном режимах на участке государственной границы России и Грузии в пределах акватории Абхазии (Грузия), в Сухумском морском порту, портопунктах и морской акватории» (См. документ № 44), устанавливающий режим морской блокады Абхазии. Фактически режим морской блокады осуществлялся российскими морскими пограничниками. Так, 20 марта 1996 г. в сухумской бухте они арестовали украинское торговое судно, которое по их требованию проследовало в порт Сочи. Такие меры вызвали протесты со стороны абхазских властей, которые заявили, что отказываются вести переговоры с Грузией о политическом урегулировании конфликта до снятия блокады.

См. документ № 256

См. документ № 237

См. документ № 259

См. документ № 233

См. документ № 247

В апреле 1996 года из-за угрозы подрыва на минах в зонах безопасности и ограничения вооружений к северу от реки Ингури МООНГ вынуждена была временно прекратить патрулирование на транспортных средствах в этом районе. В начале июля 1996 года были закрыты три точки базирования наблюдателей в Гальском секторе – Отобая, Ингури-ГЭС и Земо-Баргеви. Открытой осталась только точка в городе Гали. В результате наблюдатели МООНГ вынуждены были ограничиться только патрулированием города Гали и главной дороги (М-27), пересекающей сектор. С 23 апреля по 8 мая 1996 года в районе работала группа экспертов по разминированию Секретариата для подготовки наблюдателей по вопросам минной угрозы и использования средств обнаружения мин. Было принято решение предоставить Миссии транспортные средства с противоминной защитой и нескольких саперов.

В начале 1996 года Специальный посланник Генсека ООН выступил с инициативой проведения с абхазскими властями консультаций по программе защиты и поощрения прав человека в Абхазии. Инициативу поддержал Верховный комиссар ООН по правам человека Аяла Лассо, который 21 – 24 февраля 1996 года направил специальную миссию в Сухуми. В ходе консультаций абхазские власти согласились с предлагаемой программой, которая предполагала создания отделения по правам человека в Сухуми.

Административные границы Гальского района были изменены постановлением Верховного Совета Абхазии от 26 ноября 1994 г.

См. документ № 240

См. документ № 256

См. документ № 260

См. документ № 232

См. документ № 237

В. Ардзинба объявил о намеченных выборах 30 августа 1996 г.

6 сентября 1996 года Верховный Совет Южной Осетии принял резолюцию о введении поста президента и проведении президентских выборов 10 ноября 1996 года.

См. документ № 260

23 октября 1996 года послы стран, входящих в группу «Друзья Генерального секретаря по Грузии», которая включает в себя Германию, Францию, Россию, Великобританию и США, встретились с Э. Шеварднадзе, чтобы выразить ему свою обеспокоенности по поводу серьезного ухудшения положения дел в вопросе об Абхазии и отсутствия прогресса в урегулировании конфликта. Одновременно группа друзей Генсека ООН по Грузии призвала абхазскую сторону занять более гибкие позиции на переговорах.

Отделение ООН по правам человека в Абхазии было открыто 10 декабря 1996 года в Сухуми.

См. документ № 237

В период подготовки и проведения парламентских выборов в Абхазии с сентября до конца декабря 1996 года в Гальском районе был отмечен рост насилия.

См. документ № 261

23 ноября и 7 декабря 1996 года в Абхазии прошли два тура выборов в парламент. В ответ 23 ноября 1996 года правительство Грузии организовало сред беженцев и перемещенных лиц из Абхазии плебисцит по вопросу о том, поддерживают ли они проведение парламентских выборов до восстановления территориальной целостности Грузии и возвращения беженцев и перемещенных лиц (См. документ № 46).

См. документ № 233

См. документ № 264

В переговорах о возобновлении возвращения беженцев и перемещенных лиц 23 – 24 сентября 1996 г. в Гали участвовали специальный представитель президента Грузии Важа Лордкипанидзе и министр иностранных дел Абхазии Константин Озган. Никаких конкретных договоренностей достигнуто не было. Стороны договорились возобновить переговоры в Москве в январе 1997 года.

См. документ № 264

См. документ № 258

См. документ № 237

См. документ № 261

См. документ № 237

27 мая 1997 года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в своем обращении к парламенту предложил созвать международную конференцию по Абхазии под эгидой ООН.

См. документ № 265

См. документ № 267

В июне 1997 года по инициативе Российской Федерации в Москве были проведены грузино-абхазские консультации по проекту документа, подготовленного российскими посредниками и озаглавленному «Протокол о грузино-абхазском урегулировании», в котором излагались основные принципы мирного урегулирования. В консультациях приняли участие министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили и абхазский лидер В. Ардзинба. Делегации покинули Москву 20 июня 1997 года не достигнув соглашения по тексту Протокола.

Встреча на высоком уровне состоялась 23 – 25 июля 1997 года в Женеве под председательством Специального представителя Генерального секретаря ООН по Грузии Ливиа Бота. В ней приняли участие представителей России, Великобритании, Германии, США и Франции, («Группа друзей Генерального секретаря ООН по Грузии»), ОБСЕ, а также представители Программы развития ООН, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Управления ООН по координации гуманитарных вопросов.

См. документ № 264

См. документ № 233

См. документ № 237

14 августа 1997 года президент Грузии Э. Шеварднадзе встретился с В. Ардзинбой в Тбилиси. Содействие в этой встрече оказал министр иностранных дел Российской Федерации Евгений Примаков, который до этого 9 и 10 августа провел встречу с В. Ардзинбой в Сочи. По завершении встречи Э. Шеварднадзе и В. Ардзинба подписали заявление, в котором указали на свою решимость положить конец конфликту и восстановить отношения мира и взаимного уважения. Они вновь подтвердили свое обязательство не прибегать к использованию силы и разрешать любые споры исключительно политическими средствами.

Принято 18 декабря 1997 г. на первой сессией координационного совета.

См. документ № 269

См. документ № 270

См. документ № 271

См. документ № 264

См. документ № 233

См. документ № 237

29 октября 1997 года президент Украины Леонид Кучма во время своего визита в Грузию совместно с президентом Грузии Э. Шеварднадзе подписал Декларацию, в 7 пункте которой заявлялось о готовности Украины принять непосредственное участие в мирном урегулировании конфликта в Абхазии, в том числе направить свой воинский контингент в состав миротворческих сил.

См. документ № 255

См. документ № 257, 258

См. документ № 266, 267

Выборы в местные органы власти прошли 14 марта 1998 г. на всей территории Абхазии, кроме Гальского района.

Протокол был принят в связи с кратковременным возобновлением в мае 1998 года боевых действий в Гальском районе Абхазии. Столкновения между абхазской милицией и грузинскими вооруженными группами в зоне безопасности в Гальском районе начались в ночь с 19 на 20 мая. Этому предшествовали митинги и демонстрации, которые представители грузинских политических партий и организаций, представляющих интересы беженцев и перемещенных лиц из Абхазии, в марте – апреле проводили на мосту через реку Ингури (на административной границе Абхазской АССР). Митинги проходили под лозунгами немедленной репатриации и вывода из зоны конфликта миротворческих сил СНГ. В середине мая штаб-квартира абхазского правительства в изгнании была переведена из Тбилиси в Зугдиди, его руководство объявило о своем намерении создать «освобожденную зону» в Гальском районе и подняло в этом районе грузинский флаг. В результате столкновений коло 40000 жителей Гальского района были вынуждены покинуть свое место жительства.

См. документ № 237

См. документ № 274

Имеется в виду Решение о дополнительных мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия, от 28 апреля 1998 года (См. документ № 273)

В связи с инцидентом 19 февраля 1998 года, когда в заложники в Зугдиди были взяты несколько военных наблюдателей МООНГ, Генеральный секретарь ООН предложил рассмотреть возможность придания МООНГ подразделения охраны (численностью в 294 человека), в задачи которого входила бы охрана каждого из мест базирования Миссии. Правительство Грузии поддержало идею развертывания такого подразделения, однако абхазская сторона выразила свое несогласие. В то же время ни одна из сторон не поддержала вариант сокращения присутствия МООНГ до минимально возможного уровня.

См. документ № 275

См. документ № 237

См. документ № 270

См. документ № 271

См. документ № 237

С начала июня 1998 года в Москве велись активные консультации между личными представителями президента Грузии Э. Шеварднадзе и абхазского лидера В. Ардзинба по поводу возможной встречи двух руководителей, а также по поводу согласования и подписания двух документов – «Соглашения о мире и гарантиях предотвращения вооруженной конфронтации» и «Протокола о возвращении беженцев в Гальский район и мерах по экономическому восстановлению». Однако стороны не смогли договориться по ключевым элементам Протокола: a) определении «Гальского района» так как абхазская сторона изменила административно-территориальные границы районов Абхазии; b) средствам, с помощью которых должна быть обеспечена и гарантирована безопасность тех, кто возвращается в Гальский район; c) характер мер экономического восстановления и сроках их реализации, включая отмену ограничений, установленных правительством Российской Федерацией постановлением от 19 декабря 1994 года (См. документ № 204) и Советом глав государств СНГ решением от 19 января 1996 года (См. документ № 258).

См. документ № 272

См. документ № 275

См. документ № 277

См. документ № 237

См. документ № 274

См. документ № 233

См. документ № 264

22 сентября 1998 года в рамках Двусторонней совместной координационной комиссии по практическим вопросам Сергей Багапш в сопровождении Анри Джергения, личного представителя В. Ардзинба, и группы экспертов по вопросам связи, энергетики, транспорта и строительства прибыл в Тбилиси, где встретился с Э. Шеварднадзе и В. Лордкипанидзе. Одновременно стороны сообщили о том, что располагают информацией о возможности возобновления военных действий. В этой ситуации В. Лордкипанидзе в сопровождении министра обороны, министра внутренних дел, министра государственной безопасности и генерального прокурора Грузии 24 сентября 1998 года отправился в Сухуми, где встретился с партнерами по переговорам и подписал публикуемый протокол.

См. документ № 237

См. документ № 270

См. документ № 279

См. документ № 237

См. документ № 280

Совещание Совета министров ОБСЕ прошло в Осло с 1 по 3 декабря 1998 года.

См. документ № 245

См. документ № 264

См. документ № 280

Встреча была проведена согласно решению, принятому на шестой сессии Координационного совета, прошедшей в Женеве с 17 по 18 декабря 1998 года. В ходе сессии обе стороны постановили провести в Гальском районе в срочном порядке не позднее 22 декабря 1998 года встречу представителей обеих сторон, с целью предотвращения дестабилизации обстановки в зоне конфликта, а также чтобы согласовать меры, направленные на выполнение двусторонних соглашений, содержащихся в протоколах, подписанных 25 мая 1998 года в Гагре (См. документ № 274) и 24 сентября 1998 года в Сухуми (См. документ № 279).

См. документ № 278

См. документ № 281

См. документ № 264

См. документ № 280

См. документ № 237

В соответствии с решением, принятым на пятой сессии Координационного совета 2 сентября 1998 года, предполагалось создать Совместную группу для расследования нарушений Московского соглашения 1994 года. Группа была создана и получила материально-техническое со стороны МООНГ, однако так и не сумела наладить эффективную работу.

См. документ № 233

См. документ № 258

См. документ № 267

См. документ № 266

См. документ № 273

См. документ № 270

К осени 1999 г. студией «Грузияфильм» были восстановлены кинопленки, снятые в разное время в Абхазии.

См. документ № 279

См. документ № 284

См. документ № 264

Президентские выборы в Абхазии были назначены на 3 октября 1999 г.

См. документ № 233

См. документ № 237

См. документ № 245

См. документ № 264

3 октября 1999 года в Абхазии прошли президентские выборы, на которых единственным кандидатом был В. Ардзинба. Одновременно абхазские власти провели референдум по абхазской конституции, принятой Верховным Советом республики 26 ноября 1994 года. 12 октября 1999 года абхазский парламент принял «Акт о государственной независимости Республики Абхазия» (См. документ № 105).

См. документ № 287

См. документ № 264

См. документ № 237

См. документ № 289

24 ноября 1999 года на посту Специального представителя по Грузии Ливиу Бота сменил Дитер Боден.

3 октября 1999 года в Абхазии прошли президентские выборы, на которых победил единственный кандидат В. Ардзинба.

См. документ № 280

См. документ № 286

См. документ № 233

См. документ № 290

См. документ № 264

См. документ № 286

3 мая 2000 года на линии прекращения огня Специальный представитель Генсека ООН по Грузии провел под своим председательством чрезвычайную встречу грузинской и абхазской сторон на высоком уровне, для рассмотрения вопроса о быстро ухудшающихся условиях безопасности на местах. По итогам встречи был подготовлен проект протокола о Гальской встрече грузинской и абхазской сторон, который предусматривал контроль со стороны МООННГ и миротворческих сил СНГ за согласованной предельной численностью вооруженного персонала правоохранительных органов, размещенного в зоне безопасности. Протокол также предусматривал создание новой структуры для более активного сотрудничества между двумя сторонами в вопросах борьбы с преступностью. Протокол был подписан 11 июля 2000 года во время проведения 10-й сессии Координационного совета.

См. документ № 291

По результатам 10-й сессии Координационного совета были приняты решения об ускорении работы над проектом протокола о возвращении беженцев в Гальский район и мерах по восстановлению экономики, а также об ускорении работы над проектом соглашения о мире и гарантиях, невозобновления вооруженных столкновений.

См. документ № 233

См. документ № 237

См. документ № 292

См. документ № 264

См. документ № 286

См. документ № 233

С 20 по 24 ноября 2000 года в Гальском районе под эгидой ООН была осуществлена совместная миссия по оценке условий для возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в этот район в безопасных, надежных и достойных условиях. Миссия рекомендовала Специальному представителю Генерального секретаря ООН по Грузии: изучить вопрос об открытии в городе Гали офиса отделения ООН по правам человека; рассмотреть вопрос о том, как улучшить подготовку сотрудников правоохранительных органов и обеспечить дальнейшую интеграцию местного населения в правоохранительные структуры; попытаться заручиться широким сотрудничеством между правоохранительными органами обеих сторон; оказать содействие в нахождении недискриминационного решения вопросу о языке обучения в школах Гальского района.

См. документ № 237

С 9 по 10 ноября 2000 года на учебном полигоне вблизи г. Очамчиры были проведены абхазские военные учения, в ходе которых использовались тяжелые вооружения. В связи с учениями абхазские власти запретили МООННГ, а также миротворческим силам СНГ совершать облеты этого района.

10 декабря 2000 года два автомобиля МООННГ, возвращавшихся после патрулирования в южной части Кодорского ущелья, находящейся под абхазским контролем, попали в засаду. Одна машина была остановлена, и два военных наблюдателя МООННГ были похищены неопознанными вооруженными лицами и перевезены в северную часть ущелья, находящуюся под грузинским контролем, где они удерживались в течение трех дней. Благодаря усилиям Специального представителя Генерального секретаря ООН и грузинских властей заложники были освобождены.

См. документ № 245

См. документ № 264

См. документ № 286

См. документ № 252

См. документ № 237

См. документ № 280

См. документ № 286

См. документ № 293

См. документ № 264

См. документ № 286

В апреле и мае 2001 года в Гальском районе участились случаи нападений иррегулярных вооруженных групп и захватов ими заложников, что привело к протестам со стороны абхазской стороны и приостановлению переговоров двух сторон. Благодаря усилиям Специального представителя Генсека ООН 11 мая грузинская и абхазская сторона передал друг другу останки убитых в ходе апрельских вооруженных столкновений и произвели обмен всеми арестованными.

8 и 9 июня 2001 года в Гульрипшском районе, к северу от Кодорского ущелья произошло несколько серьезных боевых столкновений между абхазской милицией и иррегулярными вооруженными формированиями, в ходе которых шесть человек было убито и два взяты в заложники. В официальном заявлении от 12 июля 2001 года абхазская сторона обвинила Тбилиси в причастности к этим столкновениям и отказалась принять участие в совещании Координационного совета, намеченного на 17 июля 2001 года.

См. документ № 295, 296, 297

См. документ № 233

См. документ № 237

В начале июня 2001 года в ходе военных учений в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» под названием «Партнер в рамках сотрудничества-2001», которые проводились на военном полигоне вооруженных сил Грузии Кулеви, грузинские боевые машины пехоты и вертолеты были замечены в зоне ограниченных вооружений, а свобода передвижения наблюдателей МООНГ в районе Кулеви была ограничена. 23 июня 2001 года во время военных учений две абхазские бронированные машины вошли в зону ограниченных вооружений в районе Очамчире. 7 июля 2001 года грузинская боевая машины пехоты была замечена в зоне безопасности. В связи с нарушениями обеим сторонам были заявлены протесты.

10 декабря 2000 года два автомобиля МООННГ, возвращавшихся после патрулирования в южной части Кодорского ущелья, находящейся под абхазским контролем, попали в засаду и два военных наблюдателя были взяты в заложники неизвестными вооруженными лицами. Благодаря усилиям Специального представителя Генерального секретаря ООН и грузинских властей заложники были освобождены.

См. документ № 298

См. документ № 264

См. документ № 286

8 октября 2001 года, когда в Кодорском ущелье вспыхнули боевые действия между абхазскими вооруженными формированиями и вторгшейся на территорию республики группой боевиков во главе с Русланом Гелаевым, МООННГ направил в этот район вертолетный патруль. Перед этим 6 октября 2001 года МООННГ получил гарантии безопасности от грузинских властей. От абхазских властей было получено разрешение на полет и гарантии того, что боевики Гелаева отброшены на север. Вскоре после взлета вертолет был сбит вблизи входа в ущелье, в 20 км к востоку от Сухуми. При этом погибли все девять невооруженных людей, находившихся на борту, включая четырех военных наблюдателей ООН.

30 июля 1999 года были принята резолюция 1255 (1999) Совета Безопасности, в которой Специальному представителю Генерального секретаря ООН по Грузии было поручено представлять на рассмотрение сторон предложения о распределении конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми как часть всеобъемлющего урегулирования. Спустя два года в середине декабря 2001 года Специальный представитель в консультации с Группой друзей Генерального секретаря смог окончательно доработать документ, озаглавленный «Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми» (См. документ № 304) и составить сопроводительное письмо, пользующееся полной поддержкой всех членов Группы друзей. Предполагалось, что оба документа должны были быть представлены сторонам в качестве основы для конструктивных переговоров о будущем статусе Абхазии в составе Государства Грузия.

См. документ № 237

Первое обострение ситуации обозначилось 18 и 19 августа 2001 года, когда произошли стычки между членами иррегулярных формирований и абхазскими силами безопасности вблизи северной части Кодорского ущелья. 22 августа 2001 года премьер-министр Абхазии Анри Джергения заявил, что вооруженные иррегулярные группы численностью до 700 человек сконцентрировались вблизи линии прекращения огня в северной части района ответственности МООННГ и готовятся к вторжению. Абхазские власти объявили о частичной мобилизации армии и резервистов. После переговоров обеих сторон 24 августа 2001 года ситуация стабилизировалась. Новое обострение обозначилось в течение второй недели сентября, когда иррегулярные формирования приблизились к северной части Кодорского ущелья. 28 сентября 2001 года в ходе личной встречи А. Джергения и Э. Шеварднадзе договорились принять меры для недопущения новых боев в пределах Кодорского ущелья или вокруг него. Несмотря на это 3 и 4 октября 2001 года группа боевиков напала на абхазский контрольно-пропускной пункт в селе Георгиевское в абхазской южной части Кодорского ущелья. 6 октября 2001 года было совершено нападение на абхазский пост безопасности в Тагилони, вблизи линии прекращения огня. Бои продолжались до 18 октября 2001 года. В связи с боевыми действиями в грузинское правительство ввело в Кодорское ущелье войска в нарушение Московского соглашения. В ответ абхазская сторона заявило об отказе от каких-либо переговоров с грузинской стороной до тех пор, пока войска не будут выведены из ущелья. 15 и 17 января 2002 года Специальному представителю Генсека ООН удалось свести две стороны для прямых переговоров, в результате которых был согласован протокол о выводе войск из Кодорского ущелья.

В начале января 2002 года в Кодорском ущелье в связи с присутствием грузинских войск продолжала оставаться напряженная обстановка. 15 и 17 января 2002 года Специальный представитель Генсека ООН организовал встречу двух сторон для прямых переговоров о ситуации в ущелье. В результате был согласован протокол, предусматривавший: возобновление МООННГ патрулирования с 1 февраля 2002 года; вывод из южной части Кодорского ущелья и района Ткварчели тяжелого вооружения; вывод грузинских войск из Кодорского ущелья; обязательство абхазской стороны не размещать своих войск в южной части Кодорского ущелья.

См. документ № 295, 296

См. документ № 233

11 октября 2001 года парламент Грузии принял резолюцию, призывающую к выводу миротворческих сил СНГ. При отсутствии формального решения правительства Грузии мандат сил истек 31 декабря 2001 года. Но впоследствии президент Э. Шеварднадзе публично заявил, что Грузия выступает за продление мандата на том условии, что он будет изменен. Несмотря на данное заявление 31 января 2002 года грузинские власти согласились на продление мандата миротворческих сил СНГ до конца июня 2002 года без изменений.

См. документ № 299

См. документ № 264

См. документ № 286

В середине декабря 2001 года Специальный представитель в консультации с Группой друзей Генерального секретаря смог окончательно доработать документ, озаглавленный «Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми» (См. документ № 304) и составить сопроводительное письмо, пользующиеся полной поддержкой всех членов Группы друзей.

На первых консультациях, проведенных Специальным представителем сразу после разработки «Основных принципов …», премьер-министр Абхазии Анри Джергения отверг любое указание в этом документе на то, что Абхазия находится «в составе Государства Грузия». В период с 25 по 31 мая 2002 года министр иностранных дел России С. Иванов и специальный представитель президента В. Лощинин провели встречу с А. Джергения и Шамба в Москве с целью убедить абхазскую сторону в необходимости продвижении вперед процесса урегулирования. Несмотря на все усилия, абхазская сторона продолжала отвергать обсуждение какого-либо документа о своем статусе, на том основании, что Абхазия в одностороннем порядке провозгласила свою независимость.

См. документ № 237

2 апреля 2002 года сторонами был подписан протокол, определявший порядок осуществления совместного патрулирования Кодорского ущелья МООННГ и миротворческими силами СНГ. С учетом напряженной ситуации в ущелье даты и маршруты патрулирования заранее согласовывались с грузинскими властями и представителями местного населения. Само патрулирование осуществлялось в сопровождении охраны из грузинских войск и местных сванов.

См. документ № 295, 296

См. документ № 233

См. документ № 301

См. документ № 264

См. документ № 286

14 ноября 2002 года Российская Федерация вновь предприняла еще одну попытку организовать в Москве встречу представителей Группы друзей и ООН с абхазской стороной для обмена мнениями об урегулировании грузино-абхазского конфликта и о принципах, лежащих в основе документа о полномочиях. Но вследствие расхождений во мнениях относительно вариантов обсуждения встреча не произошла. Абхазская сторона продолжала отстаивать одностороннее провозглашение независимости в 1999 году, одновременно указывая на вооруженное грузинское присутствие в Кодорском ущелье как на одну из причин для отказа от переговоров.

19 и 20 февраля 2003 года по приглашению Генерального секретаря ООН представители Группы друзей собрались в Женеве на неофициальное совещание по принципу «мозгового штурма» для обсуждения путей продвижения вперед грузино-абхазского мирного процесса. Представители порекомендовали сторонам вести параллельно работу по экономическим вопросам, вопросам возвращения вынужденных переселенцев и беженцев, по политическим вопросам и вопросам безопасности. С этой целью они предложили создать три целевые группы под председательством ООН, в которых смогут участвовать представители сторон, Группы друзей, а также внешние эксперты. В апреле – июле 2003 года были созданы три двусторонние рабочие группы, по вопросам восстановления Ингурской гидроэлектростанции, возвращения беженцев и возобновления железнодорожного сообщения между Сочи и Тбилиси.

См. документ № 237

2 апреля 2002 года сторонами был подписан протокол, определявший порядок осуществления совместного патрулирования Кодорского ущелья МООННГ и миротворческими силами СНГ.

См. документ № 295, 296

См. документ № 233

По просьбе Рабочей группы II Координационного совета (по вынужденным переселенцам и беженцам) в Гальском и Зугдидском секторе была проведена оценка положения в сфере безопасности. Группа состояла из персонала МООННГ и двух сотрудников Отдела гражданской полиции Департамента операций оп поддержанию мира и двух полицейских наблюдателей. Проверка показала значительные пробелы в деле организации, подготовки и снаряжения местных правоохранительных органов.

В конце октября 2002 года комиссия по расследованию в составе Миссии завершила расследование обстоятельств гибели вертолета МООННГ. Ранее 28 сентября 2002 года грузинская сторона обратилась с просьбой о предоставлении ей доступа к месту падения вертолета в связи с проводимым уголовным расследованием. Но абхазская сторона ответила отказом.

См. документ № 232

См. документ № 258

6-7 марта 2003 года во время встречи в Сочи президент Российской Федерации и президент Грузии подтвердили договоренность о том, что миротворческие силы СНГ могут оставаться в зоне конфликта до тех пор, пока одна из сторон не снимет своего согласия на проведение ими операции по поддержанию мира.

См. документ № 303

См. документ № 264

См. документ № 286

19 и 20 февраля 2003 года в Женеве состоялось неофициальное совещание старших представителей Группы друзей для проведения «мозгового штурма» относительно путей продвижения мирного процесса. 15 июля 2003 года в Женеве состоялось совещание по гарантии безопасности. Участники обменялись мнениями по этому вопросу и обсудили процедурные вопросы.

6-7 марта 2003 года на встрече в Сочи президент В.Путин и президент Э. Шеварднадзе договорились о создании рабочих групп, для решения следующих вопросов: возвращения беженцев и вынужденных переселенцев сначала в Гальский район; возобновления железнодорожного сообщения между Сочи и Тбилиси; модернизации Ингурской ГЭС. Согласно договоренности открытие железнодорожного сообщения должно было бы идти параллельно с возвращением беженцев и вынужденных переселенцев.

См. документ № 295, 296

См. документ № 233

После утверждения Советом Безопасности рекомендации Генсека, изложенной в докладе от 21 июля 2003 года (S/2003/751) о наборе в штат МООННГ 20 международных сотрудников гражданской полиции в целях укрепления потенциала Миссии были предприняты первые шаги по набору первой группы сотрудников с целью ее развертывания в октябре 2003 года. Согласно рекомендациям Генсека группа должна была выполнять следующие функции: консультирование руководителей гражданского и военного компонента МООННГ по вопросам охраны правопорядка; оказание помощи в подготовке и техническом оснащении местных правоохранительных органов; содействие в налаживании контактов правоохранительных органов двух сторон

См. документ № 237

2 апреля 2002 года сторонами был подписан протокол, определявший порядок осуществления совместного патрулирования Кодорского ущелья МООННГ и миротворческими силами СНГ.

5 июня 2003 года два военных наблюдателя МООННГ, один медицинский сотрудник МООННГ и их грузинский переводчик были похищены неустановленной вооруженной группой во время обычного патрулирования в находящейся под контролем грузинской стороны северной части Кодорского ущелья. Четыре военнослужащих миротворческих сил СНГ, участвовавшие в патруле были разоружены и освобождены немедленно. В результате переговоров между грузинскими властями и похитителями все четыре заложника 11 июня 2003 года были освобождены.

См. документ № 306

См. документ № 264

См. документ № 286

19 и 20 февраля 2003 года в Женеве состоялось неофициальное совещание старших представителей Группы друзей для проведения «мозгового штурма» относительно путей продвижения мирного процесса. 21 и 22 июля 2003 года старшие представители Группы друзей созвали в Женеве второе совещание для рассмотрения хода работы созданных, согласно рекомендациям предыдущего совещания, целевых групп.

Имеется в виду встреча 6 – 7 марта 2003 года в Сочи президента В. Путина и президента Э. Шеварднадзе.

В результате политического кризиса возникшего в Грузии после проведения 2 ноября 2003 года парламентских выборов, президент Грузии Э. Шеварднадзе вынужден был 23 ноября 2003 года уйти в отставку. На президентских выборах 4 января 2004 года победил Михаил Саакашвили.

12 – 18 октября 2003 года группа представителей грузинской и абхазской сторон на уровне министров посетила Боснию и Герцеговину, Косово, Сербию и Черногорию. Особый интерес стороны проявили к возможности направить сотрудников своих правоохранительных органов на обучение в Косовское полицейское училище, работающее под руководством ОБСЕ

См. документ № 295, 296

См. документ № 233

С 30 ноября по 17 декабря 2003 года в Гальский район и прилегающие зоны Очамчирского и Ткварчельского районов была направлена миссия, которая работала под руководством Бюро по предотвращению кризисных ситуаций и восстановлению Программы развития ООН (ПРООН). Миссия оценила уровень ущерба, нанесенного местной экономической и социальной инфраструктуре, потребности, связанные с восстановлением сельского хозяйства и экономики, жилищного фонда, систем здравоохранения и образования и укреплением институциональной базы, а также рассмотрела возможность применения поэтапного целостного и районированного подхода к восстановлению.

См. документ № 237

2 апреля 2002 года сторонами был подписан протокол, определявший порядок осуществления совместного патрулирования Кодорского ущелья МООННГ и миротворческими силами СНГ.

19 января 2004 года Специальный представитель Генсека ООН собрал совещание по осуществлению Гальского протокола от 8 октября 2003 года. Стороны подтвердили готовность продолжать усилия для обеспечения безопасности в зоне конфликта.

8 октября 2003 года Специальный представитель Генсека ООН созвал чрезвычайное совещание по вопросам безопасности с участием двух сторон и представителей миротворческих сил СНГ. По результатам встречи был подписан протокол, который предусматривал сотрудничество двух сторон по незамедлительному принятию мер в отношении преступной деятельности, а также обмен информацией по преступлениям. В протоколе стороны обязывались также сотрудничать с развертываемым компонентом гражданской полиции МООННГ. Наблюдение за осуществлением этого протокола должно было осуществляться через механизм еженедельных четырехсторонних совещаний.

См. документ № 307

См. документ № 264

См. документ № 286

17 – 18 февраля 2004 года старшие представители Группы друзей в третий раз (первые две встречи были проведены в феврале и июле 2003 года) собрались в Женеве для анализа достигнутых результатов по трем ключевым блокам вопросов – экономическое сотрудничество; возвращение беженцев; политические вопросы и вопросы безопасности. На встречу были приглашены представители обеих сторон. Грузинская сторона приняла приглашение, абхазская сторона отклонила. В письме президента В. Ардзинба абхазская сторона официально подтвердила свой отказ принять документ о полномочиях и препровождающее его письмо, сославшись на провозглашенную в одностороннем порядке независимость.

20 мая 2004 года в Сухуми прошло третье совещание по гарантиям безопасности между грузинской и абхазской сторонами, которые представляли министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава и министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Стороны обсудили вопросы гарантий безопасности, а также процесс осуществления существующих соглашений по Кодорскому ущелью. Они приветствовали предложение Спецпредставителя Генсека ООН о создании специальной миссии из Центральных учреждений ООН, которая в случае возникновения очередного кризиса в ущелье могла быть оперативно направлена на место для беспристрастной оценки ситуации.

См. документ № 295, 296

26 и 27 апреля 2004 года в Москве по инициативе Российской Федерации было созвана очередная встреча сочинской рабочей группы по возвращению беженцев и вынужденных переселенцев, в которой впервые участвовала абхазская сторона. На встрече сторонам был предложен на рассмотрение проект письма о намерении, подготовленный совместно с МООННГ и УВКБ и одобренный на последней встрече Группы друзей в феврале 2004 года в Женеве. Абхазская сторона выразила сомнения в отношении ссылок в письме на резолюции Совета Безопасности и роль Группы друзей и затем представила свой проект. Никакого соглашения достичь не удалось.

См. документ № 233

См. документ № 295

Миссия работала в Гальском, Очамчирском и Ткварчельском районах с 30 ноября по 17 декабря 2003 года. В своем докладе миссия предложила переходную программу восстановления, состоящую из трех этапов для улучшения условий жизни и безопасности в этих районах.

См. документ № 306

Компонент гражданской полиции МООННГ был развернут только на зугдидской стороне линии прекращения огня. Абхазская сторона отказалась разрешить развертывание сотрудников гражданской полиции в Гальском секторе

См. документ № 237

8 октября 2003 года на чрезвычайном совещании по вопросам безопасности в зоне конфликта был подписан протокол, который предусматривал сотрудничество двух сторон по незамедлительному принятию мер в отношении преступной деятельности. 19 января 2004 года на совещании по осуществлению Гальского протокола от 8 октября 2003 года стороны подтвердили готовность продолжать усилия для обеспечения безопасности в зоне конфликта.

См. документ № 308

См. документ № 264

См. документ № 286

3 октября 2004 года в Абхазии состоялись выборы президента.

См. документ № 284

13-14 декабря 2004 года в Женеве состоялось совещание высокопоставленных представителей Группы друзей. Участники совещания проанализировали проблемы с которыми столкнулся грузино-абхазский мирный процесс и подчеркнули необходимость проведения тщательной подготовки к очередной женевской встрече со сторонами.

См. документ № 295, 296

20 июля 2004 года в Москве по инициативе Российской Федерации было созвана встреча сочинской рабочей группы по возвращению беженцев и вынужденных переселенцев. Грузинская и абхазская сторона снова обсудили проект письма о намерении, подготовленной МООННГ и УВКБ. Однако стороны не смогли достичь согласия по тексту письма и приняли решение работать над приемлемыми формулировками до проведения следующей встречи.

См. документ № 233

Программа восстановления в Абхазии в рамках ПРООН занималась в разработкой программ для сельскохозяйственного сектора и систем обеспечения питьевой водой в Гальском, Очамчирском и Ткварчельском районах.

См. документ № 306

См. документ № 237

8 октября 2003 года на чрезвычайном совещании по вопросам безопасности в зоне конфликта был подписан протокол, который предусматривал сотрудничество двух сторон по незамедлительному принятию мер в отношении преступной деятельности. 19 января 2004 года на совещании по осуществлению Гальского протокола от 8 октября 2003 года стороны подтвердили готовность продолжать усилия для обеспечения безопасности в зоне конфликта.

См. документ № 310

См. документ № 264

См. документ № 286

7 – 8 апреля 2005 года в Женеве состоялась встреча представителей высокого уровня Группы друзей с участием сторон. Грузинскую делегацию возглавлял государственный министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, абхазскую сторону – министр иностранных дел Сергей Шамба. В ходе переговоров грузинская сторона заявило о готовности продолжать переговоры по практическим вопросам, в том числе в экономической области. Со своей стороны абхазская делегация согласилась продолжить работу над вопросами открытия филиала отделения МООННГ по правам человека в Гальском районе. Абхазская сторона также призвала отменить ограничения введенные решением Советом глав государств-участников СНГ в 1996 году.

Запланированное на 22 июля 2005 года совещание с участием двух сторона было отложено из-за отказа абхазской стороны от участия в нем, в знак протеста против задержания грузинскими пограничниками 3 июля 2005 года направлявшегося в Сухуми иностранного грузового судна.

12 мая 2005 года Специальный представитель Генсека ООН организовал встречу грузинской и абхазской сторон в штабе МООННГ в Гали с целью обсудить вопросы безопасности в зоне конфликта. По результатам встречи был подписан протокол, в котором стороны обязались представить данные о численности их вооруженного персонала в зоне конфликта, образцы документов, удостоверяющих их личность, а также предложения об установлении дополнительных линий прямой связи между правоохранительными органами по разные стороны линии прекращения огня. Стороны также договорились сохранить минимальное расстояние между позициями правоохранительных органов и линией прекращения огня и создать группы по наблюдению за ситуацией в зоне безопасности.

См. документ № 295, 296

15-16 июля 2005 года Российская Федерация созвала в Москве совещание сочинской рабочей группы по восстановлению железной дороги Сочи-Тбилиси и по возвращению беженцев и перемещенных лиц. Стороны были представлены на уровне министров. На совещании было возобновлено обсуждение проекта письма о намерениях, подготовленного МООННГ и УВКБ. По вопросу восстановления железной дороги стороны решили провести совещание группы экспертов для обсуждения мероприятий по обеспечению безопасности и проведения технического осмотра участка железной дороги Псоу-Ингури. На состоявшейся 2 июля 2005 года встрече экспертов стороны договорились о создании совместных мобильных групп, в состав которых войдут и представители Российской Федерации.

См. документ № 233

См. документ № 295

См. документ № 306

8 октября 2003 года на чрезвычайном совещании по вопросам безопасности в зоне конфликта был подписан протокол, который предусматривал сотрудничество двух сторон по незамедлительному принятию мер в отношении преступной деятельности. 19 января 2004 года на совещании по осуществлению Гальского протокола от 8 октября 2003 года стороны подтвердили готовность продолжать усилия для обеспечения безопасности в зоне конфликта.

См. документ № 311

2-3 февраля 2005 года высокопоставленные представители Группы друзей провели в Женеве очередную встречу, в которой приняли участие грузинская и абхазская делегации. Группа друзей высказалась в поддержку проведения в Гальском районе УВКБ регистрации возвращающихся лиц в соответствии с международными стандартами. Начало проведения регистрации было запланировано на апрель 2006 года. На раздельных встречах Группа друзей подчеркнула крайнюю необходимость достижения ощутимых результатов в мирном процессе

См. документ № 311

См. документ № 313

25 июля 2006 года в верхней части Кодорского ущелья была начата крупномасштабная спецоперация под командованием министров внутренних дел и обороны Грузии. Грузинская сторона заявила, что операция направлена на восстановление правопорядка в этом районе. Абхазская сторона в свою очередь заявила, что операция является грубым нарушением Московского соглашения о прекращении огня и разъединения сил 1994 года и что главной целью является захват стратегически важного плацдарма для дальнейшего наращивания грузинского военного присутствия. После начала операция абхазская сторона привела свои силы в состояние повышенной готовности и развернула воинские подразделения в непосредственной близости от нижней части Кодорского ущелья. 27 июля 2006 года президент Грузии М. Саакашвили объявил о завершении спецоперации и о переводе базирующегося в Тбилиси правительства Автономной республики Абхазии в верхнюю часть Кодорского ущелья. Он также объявило на начале крупной программы восстановления инфраструктуры и развития социальной сферы в Верхних Кодорах. В ответ абхазская сторона заявила, что она будет препятствовать, даже путем применения силы, такому переводу правительства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Взаимоотношения Грузии и Южной Осетии в 1988-1992 гг. (по материалам периодической печати)

    Диссертация
    Защита состоится 30 апреля 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 21244801 в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.
  2. Конфликты на территории Грузии

    Документ
    Одной из характерных черт постсоветского периода существования кавказского региона является высокая степень напряженности, которая стала причиной нескольких тяжелейших, с точки зрения вовлеченности гражданского населения, и бескомпромиссности,
  3. Конституция Грузии (Республики Грузии) от 24 августа 1995 г

    Статья
    Гру́зия (груз. საქართველო, Сакартве́ло) — государство в центральной и западной части Закавказья на юго-восточном побережье Чёрного моря, до 1991 — Грузинская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
  4. Учебное пособие составитель Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки, доктор юридических наук,профессор Ю. П. Титов

    Учебное пособие
    Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавате­лей высших юридических и исторических учебных заведений, для всех инте­ресующихся историей нашей страны.
  5. Никуличев Ю. В. Содружество независимых государств. Очерк современной истории

    Реферат
    Содружеству Независимых Государств десять лет. Наше обществоведение, приходится констатировать, подошло к этой дате с весьма скромными результатами. Мало сказать, что общество до сих не имеет ни одного исследования по истории СНГ,

Другие похожие документы..