Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
5 179,7 - 0,8 87,1 1 8,0 40,9 37, 0,5 3,3 Ічнянський 153,4 141,4 -1 ,0 71, 85,3 13,7 39, 47,4 7,8 7 Козелецький 0,8 3 , 15,8 135,8 1 8,7 -7,1 8 ,1 74,...полностью>>
'Документ'
Иркутяне комментируют Президента. Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ, губернатор Иркутской области: «Особую важность представляют разделы послания, посвященные модерни...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Методические рекомендации для СРС и выполнения курсовых работ по дисциплине «Медико-биологические основы БЖД» по направлению 280100 «Безопасность жизн...полностью>>
'Рассказ'
Из-за разыгравшейся метели я почти на сутки застрял в одном северном аэропорту, где поневоле от корки до корки изучил все, что нашлось в местном киос...полностью>>

М посещении дошкольного образовательного учреждения малыши обычно проявляют выраженную негативную реакцию, затем часто замыка­ются в себе, становятся пассивными

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

При первом посещении дошкольного образовательного учреждения малыши обычно проявляют выраженную негативную реакцию, затем часто замыка­ются в себе, становятся пассивными.

Бывает, что после плача и сопротивления во время разлуки с матерью ребенок успокаивается и ведет себя в группе адекватно, однако это спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращении домой ребенок либо плаксив и капризен, внимание либо безудержно расторможен.

Длительное стрессовое напряжение не проходит для малыша бесслед­но: он или заболевает острыми респираторными инфекциями в первые 10 дней пре­бывания в ДОУ, или демонстрирует невротические реакции (перестает разговари­вать, контактировать с другими детьми).

Классификация адаптации

Адаптация может протекать как с преобладанием функциональных нарушений цен­тральной и вегетативной нервных систем (в виде отклонений в поведении), так и с преимущественными проявлениями снижения резистентности (повторными остры ми заболеваниями). Встречается также смешанный тип адаптации, сочетающий все виды нарушений.

Легкая адаптация характеризуется незначительными отклонениями в поведе­нии, отсутствием или редкими острыми заболеваниями, протекающими без осложнений.

При среднетяжелом течении отклонения в поведении приобретают выраженный характер, но еще не требуют серьезной медикаментозной коррекции. Острые ин­фекционные заболевания встречаются часто, но протекают без осложнений.

В тяжелых случаях все изменения поведения требуют серьезной медикаментоз­ной коррекции и наблюдения у специалистов (педиатра, невролога, психоневроло­га). Частые респираторные инфекции сопровождаются тяжелыми осложнениями и нуждаются в иммунокоррегирующей поддержке.

Периоды адаптации

В острый период привыкания или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими сте­реотипами и требованиями новой микросоциальной среды, у ребенка наблюдаются сдвиги в поведении - во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, в речевой ак­тивности, игре.

Затем происходит собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепен­но уменьшаются отклонения в различных системах организма.

И наконец, в период компенсации жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня, а иногда и превышает его.

Дети двух лет, как правило, переживают адаптацию средней тяжести или тяжелую. Выражается она в виде частых острых заболеваний, которые в тяжелых случаях протекают с осложнениями (отит, бронхит) и могут привести к хронизации той или иной патологии.

Дети трех лет обычно более устойчивы к стрессовым факторам. У них больше само­стоятельности в поведении, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому для трехлетнего возраста характерна легкая адаптация, зато тяжелая зачастую но­сит выраженный неврологический характер.

В четыре-пять лет дети уже с интересом посещают ДОУ, особенно если пребывание в нем не превышает 5-6 ч.

Клинические симптомы адаптации

Для периода привыкания детей к условиям ДОУ характерны определенные клини­ческие симптомы (таблица). Основные симптомы связаны со снижением резистент­ности организма к респираторным вирусам, сопровождают весь период повышенной заболеваемости, некоторые свидетельствуют о тяжелом течении адаптационного синдрома.

Рассмотрим перечисленные в таблице и другие клинические симптомы адаптации детей к условиям ДОУ более подробно.

Клинические признаки адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Клинические симптомы

Течение периода адаптации

острое (до 32 дней)

подострое (32-120 дней) и рецидидивующее (обострение в течение всего года)

Катаральные явления

Выделения из носа:

  • слизистые;

  • слизисто-гнойные;

  • гиперемия зева;

  • отёчность слизистых полостей рта и носа

+

-

+

+

-

+

-

-

Реакция лимфатических узлов

Отечность

+

-

уплотнение

-

+

Вегето-сосудистые реакции

Холодные конечности

-

+

Бледность и мраморность кожи

+

++

Синева под глазами

+

++

Поведенческие реакции

Нарушение сна:

  • в ДОУ

  • дома

+

-

+

+

Нарушение аппетита:

  • в ДОУ

  • дома

+

-

+

+

Настроение в ДОУ, дома:

  • неустойчивое;

  • негативное;

  • безразличное

+

-

-

+

+

+

Контактность отрицательная:

  • со взрослыми

  • с детьми

+

+

+

+

Пассивный характер бодрствования:

  • в ДОУ

  • дома

-

+

+

+

Реакция на расставание с родителями:

  • бурная;

  • безразличная;

  • постоянное хныканье

+

-

-

-

+

+

Внутреннее напряжение, скованность

-

+

Страдальческое выражение лица, постоянные слёзы

-

+

Болезненная потребность в защите любым взрослым

+

+

Снижение резистентности (т.е. повышение острой заболеваемости) отмечается у подавляющего большинства детей в остры период адаптации. Причём в течение первых четырех месяцев дети могут переносить от одного до семи респираторных заболеваний.

Катаральные явления (выделения из носа, сочность и гиперемия задней стенки глотки) выявляются со второго дня пребывания в ДОУ, нарастая к восьмому дню, и могут закончиться заболеванием в первые 10 дней пребывания ребенка в ДОУ. Как правило, на 32-й и 64-й дни симптомы повторяются, как в начале заболевания, так и в период реконвалесценции.

Увеличение и сочность региональных лимфатических узлов сочетаются с нарас­танием катаральных явлений. Если ребенок не заболевает, то обычно к 16-му дню они постепенно уменьшаются. К 128-му дню у детей, перенесших к этому времени несколько острых заболеваний при множественном характере увеличенных перифе­рических лимфоузлов, отмечается их плотноватая консистенция, которая сохраняет­ся в течение всего периода частой заболеваемости.

У небольшой группы детей со второго-четвертого дня на протяжении всего периода адаптации может отмечаться снижение мышечного тонуса.

Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (приглушенность тонов сердца, дыхательная аритмия, увеличение или снижение частоты пульса) сопро­вождают течение острых заболеваний и свидетельствуют о тяжести адаптационно­го синдрома.

Обострение атопического дерматита может начаться как на первой неделе пре­бывания в детском саду, так и сопровождать все эпизоды острых заболеваний на протяжении периода адаптации, свидетельствуя о его тяжелом течении.

Вегето-сосудистые нарушения:

  • бледность и синева под глазами, как правило, являются верным признаком начала заболевания и могут сопровождать весь период адаптации детей, длительно посещающих детский сад и исчерпавших свои резервные воз­можности в связи с трудностями адаптации;

  • симптом холодных конечностей отмечается со второго дня у детей с тяже­лым течением адаптации и выраженными нарушениями в поведении. По­вторное появление данного симптома является одним из наиболее частых признаков ухудшения состояния ребенка.

Анализируя проявления клинических симптомов, можно отметить, что 8-й, 64-й и 128-й дни пребывания ребенка в ДОУ являются пиками в нарастании негативной симптоматики. Эти дни считаются критическими, и ребенок требует пристального внимания со стороны медицинских работников и родителей.

Нарушения в поведении во время адаптационного периода

Нарушения в поведении могут возникать на фоне снижения резистентности или вы­ходить на первый план. Они проявляются в детском саду и домашних условиях.

В первую очередь нарушается сон (длительное засыпание, укороченный, беспо­койный, поверхностный).

Отмечается также нарушение аппетита (избирательность, отказ от приема пищи, анорексия вплоть до невротической рвоты).

У ребенка могут измениться настроение и характер. Проявляются безразличие, негативизм, неустойчивость и пассивность поведения, болезненная потребность в защите у любого взрослого, снижается двигательная активность, нарушается кон­тактность как со взрослыми, так и с детьми.

Кроме того, могут отмечаться внутренняя напряженность, скованность, тремор под­бородка и ручек при плаче, страдальческое выражение лица, чрезмерно бурная или, напротив, безразличная реакция на расставание с родителями, постоянные слезы и хныканье.

Мероприятия, облегчающие течение адаптации

Готовить ребенка к посещению ДОУ необходимо заранее (не менее чем за год до поступления). Подготовительные мероприятия предусматривают:

  • комплексное медико-психолого-логопедическое обследование;

  • проведение лабораторных исследований (анализы крови и мочи, УЗИ орга­нов брюшной полости и почек, ЭКГ);

  • при необходимости - дополнительное обследование (эхоэнцефалография, исследование иммунного статуса, микробиоценоз кишечника, анализ кала и т. д.);

  • комплексные оздоровительно-реабилитационные воздействия, направлен­ные на повышение резистентности, коррекцию выявленных отклонений в состоянии здоровья и развития детей, уменьшение тяжести адаптационно­го синдрома.

Детям, перенесшим перинатальное поражение центральной нервной системы, не­обходима консультация невролога о необходимости медикаментозной поддержки в период привыкания к ДОУ. Часто болеющим детям проводится иммунореабилитация с использованием препаратов и средств, обладающих неспецифическими им­муностимулирующими свойствами (фитотерапия, ароматерапия, витаминотерпия и т. д.), а при их неэффективности - иммунотропных препаратов (ИРС-19, Имудона, Бронхомунала, Рибомунила).

Родителям необходимо рекомендовать за 4-6 месяцев до поступления в ДОУ по­сетить с ребенком детский сад, ознакомиться с режимными моментами и требова­ниями, получить квалифицированные рекомендации по воспитанию и оздоровле­нию малыша в период подготовки и привыкания к детскому учреждению. Знакомство воспитателей и медицинских работников ДОУ с детьми поможет им прогнозировать (на основе особенностей соматического и нервно-психического здоровья ребенка) течение адаптации и сформулировать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Рассмотрим перечень мероприятий, которые целесообразно рекомендовать роди­телям проводить еще в период подготовки детей к поступлению в ДОУ и продол­жать в течение периода адаптации.

Мероприятия, направленные на уменьшение контакта с возбудителями ин­фекционных заболеваний:

  • обеспечить достаточное время пребывания детей на свежем воздухе;

  • сократить время пребывания детей в ДОУ;

  • готовить полоскание или делать детям орошение зева 2-3 раза в день те­плой кипяченой, слегка подсоленной водой, настоями трав с бактерицид­ными и противовоспалительными свойствами;

  • делать частую влажную уборку помещений.

Мероприятия, оказывающее антистрессовое, седативное воздействие:

  • проводить ежедневные водные процедуры (температура воды 36-37 °С);

  • использовать настои трав (ромашки, мяты, валерианы и т. д.) во время вод­ных процедур;

  • делать детям общий расслабляющий массаж;

  • поддерживать спокойную доброжелательную обстановку в семье;

  • исключить насильственное кормление, принуждение, травмирующие про­цедуры;

  • проводить фитотерапию с использованием трав, обладающих седативными

  • свойствами. Перечень трав, обладающих седативными свойствами и смягчающих синдром адаптации, приведен в приложении.

Мероприятия, направленные на повышение резистентности:

  • делать детям точечный массаж по Уманской;

  • готовить фиточаи с иммуностимулирующими свойствами;

  • проводить витаминотерапию;

  • обеспечивать прием курсов пробиотиков и пребиотиков;

  • проводить комплексную метаболическую коррекцию в сочетании с антиоксидантами в период подготовки детей к поступлению в ДОУ и адаптации к нему.

Перечень трав,

обладающих седативными свойствами

и смягчающих синдром адаптации

1. Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L). Растение из семей­ства валериановых (Valerianaceae) - одно из наиболее широко используемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирного масла и алкалоидов. При­менение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной воз­будимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур центральной нервной системы. Поэтому их принято использовать в ка­честве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подоб­ных состояниях. Кроме того, препараты валерианы обладают спазмолитиче­ским действием.

Настой корня валерианы -традиционное средство в лечении детей грудно­го, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

2. Мята перечная (Mentha piperita L). Один из наиболее известных пред­ставителей семейства губоцветных (Labiatae). Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, кото­рый рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту использу­ют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, анти­стрессовое, а также антидепрессивное действие. Желчегонный и болеутоляю­щий эффекты мяты перечной - ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения.

3. Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa officinalis). Еще одно эфирно-масличное растение из семейства губоцветных (Labiatae).

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения. Кроме того, они оказывают седативное, спазмолитическое и даже противосудорожное действие.

Г.Б. Рогова, ассистент кафедры инфекционных болезней детского возраста ГОУ ВПО

« Российский государственный медицинский университет Росздрава» //журнал « Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» № 3, 2010 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа яв­ляется постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе (1)

    Документ
    Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа яв­ляется постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе.
  2. Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа яв­ляется постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе (2)

    Документ
    Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа яв­ляется постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе.
  3. Образовательная программа начального общего образования моу

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №23 г. Иркутска (далее ООП НОО) разработана в соответствии со статьями 14, 15, 32 Закона РФ «Об образовании», спроектирована на основе Примерной основной образовательной
  4. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

    Документ
    7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа ………74
  5. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о вопросах этиопатогенеза поведенческих расстройств у детей разных возрастных групп, об основных видах нарушения поведения у детей,

Другие похожие документы..