Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- Зарплату задерживают 29 предприятий области, большая часть - муниципальные предприятия ЖКХ. Общая сумма долга, по сравнению с началом ноября, выросл...полностью>>
'Решение'
«О денежном поощрении лучших работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта гор...полностью>>
'Документ'
В начале ХХ века Генри Форд изрек: "Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики...полностью>>
'Документ'
Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он в...полностью>>

Прогнозирование развития образования в условиях нестабильности (кризиса)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Прогнозирование развития образования

в условиях нестабильности (кризиса)

А.Я. Савельев

В литературе (отечественной и зарубежной) накоплен определенный опыт методологического и методического обеспечения прогнозирования развития системы профессионального образования и спроса на подготовку специалистов.

В США разработкой кадровых прогнозов занимается Бюро статистики труда. Прогнозы с горизонтом 10-15 лет уточняются каждые два года и являются частью среднесрочной программы управления экономическим ростом и занятостью. Во Франции прогнозирование рабочей силы осуществляется в режиме «пятилетних планов». Интересна эволюция методических подходов, используемых Комиссией по рабочей силе в этой стране. В 60-е годы прошлого столетия использовались исключительно экстраполяционные методики с фрагментарным применением сценарных вариантов в отдельных, особенно динамичных, отраслях производства. В 70-е годы, как правило, использовалась материально-финансовая модель. В конце XX века эта модель была заменена на динамическую многоотраслевую эконометрическую модель среднесрочного развития экономики, представляющую собой последовательную цепь годовых балансов, связанных друг с другом (по 11 отраслям экономики). В последние годы во Франции активно пересматривается сама концепция потребности в рабочей силе в ее традиционном применении. Исследователи полагают, что в современных структурах занятости имеются очень большие вариации в зависимости от различных переменных, характеризующих деятельность предприятий. Так, на предприятиях, равных по техническому уровню, структура занятости (даже при производстве однородной продукции) имеет большие различия.

Как отмечается во многих исследованиях, для зарубежной методологии характерно многообразие подходов к прогнозированию спроса на рабочую силу, однако общим для большинства из них остается дифференциация методологии относительно национального, регионального, локального и отраслевого уровней; выделение компонентов совокупной занятости и учет специфики их изменений.

Зарубежные исследователи используют сочетание экспертных, статистических и математических методов, с помощью которых оценивается место каждой отрасли экономики в совокупной занятости в стране. В соответствии с главными параметрами развития на основе динамической модели отраслевого баланса и с учетом сводного планового баланса трудовых ресурсов рассчитывается кадровая потребность. В западной экономической науке, судя по публикациям, широко используется также метод построения инверсионных функций занятости, основанный на зависимости между объемами выпуска продукции какой-либо отрасли экономики и объемами необходимых для этого ресурсов (в том числе – трудовых). Для решения этой задачи необходимо иметь достаточно устойчивую динамику как объемов выпуска продукции, так и занятости. Однако в условиях неопределенности российских рынков такая возможность у исследователей, как правило, отсутствует.

В России в конце 1990-х гг. Госкомстатом России и Министерством труда и социального развития России были проведены несколько серий выборочных обследований предприятий в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы на федеральном уровне. В результате этих обследований были получены отдельные выводы, относящиеся к российскому рынку труда: динамика принятых рабочих и вакантных мест на предприятиях отдельных отраслей экономики, рост (сокращение) контингента предприятий и т. д. Однако в региональном разрезе тенденции на рынках труда не выявлялись.

Системные исследования в области методологических основ макроэкономического прогнозирования развития профессионального образования в Российской Федерации с начала 90-х годов прошлого столетия проводились в Научно-исследовательском институте высшего образования (НИИВО). Научным коллективом под руководством автора статьи разработаны основные принципы формирования информационно-нормативной базы прогнозирования, экономико-математического и программного обеспечения многофакторного моделирования потребности (спроса) на специалистов.

Следует отметить, что в современной России подавляющее большинство прикладных исследований рынка труда ориентировано на изучение квалификационных требований к той или иной профессии, т.е. они касаются заказа работодателей на качество профессионального образования. Кадровые потребности развития региональной экономики в количественном аспекте и в разрезе профессий и специальностей подготовки в системе профобразования редко становятся предметом исследования.

Значительный опыт разработки среднесрочных прогнозов кадровых потребностей территорий накоплен в Петрозаводском государственном университете. Группой исследователей под руководством профессора В. А. Гуртова в 2000 г. проведен научно обоснованный анализ потребностей рынка труда, рассчитаны потребности в подготовке специалистов с высшим образованием для 18 отраслей экономики Республики Карелия.

Еще одним возможным направлением исследования профессиональных квалификационных характеристик рынка труда является анализ данных Федеральной государственной службой занятости населения (ФГСЗН) о структуре незаполненных вакансий и составе зарегистрированных безработных в разрезе профессий и специальностей. Поскольку службы занятости располагают не всеми вакансиями (по оценкам специалистов – лишь каждой шестой), и, как правило, это только низкооплачиваемые и «не престижные» вакансии, эти данные должны быть дополнены информацией рекрутинговых агентств, которые в первую очередь работают со специалистами высокого и среднего уровня. Такой анализ был проведен исследователями госуниверситета Высшая школа экономики под руководством Т. Клячко, однако касался он только данных, представленных московскими и петербургскими рекрутинговыми агентствами.

Методологические подходы

Параллельно с этим ведутся разработки методов прогнозирования развития системы профессионального образования страны. Как результат этих исследований можно выделить несколько направлений методологических подходов.

1. Расчетный, нормативный, который базируется на исчислении необходимых трудовых ресурсов исходя из норм выработки, производительности труда на конкретных рабочих местах. В случае внедрения комплексов новой техники и технологии эти расчеты производятся по проектам эксплуатационной документации. Этот подход наиболее приемлем при прогнозировании потребностей в специалистах для отраслей социальной сферы и сферы услуг. Главным условием, обеспечивающим возможность использования первого подхода, является принципиальное нормирование работ на основе задаваемых общих объемов предоставляемых услуг и их единичных объемов по отношению к одному специалисту (норматив нагрузки). Очевидно, что рассматриваемый подход в полной мере относится лишь к бюджетному сектору, где применяются директивно установленные нормативы. В коммерческом секторе потребность в специалистах определяется платежеспособным спросом населения на соответствующие услуги.

2. Нормативный + динамический + экспертные оценки, основывается на анализе тенденций изменения насыщенности специалистами отраслей экономики, реализуется в виде расчета доли специалистов различного уровня образования в общей численности работающих. Он целесообразен для отраслей материального производства, где нормативный подход (особенно в условиях рынка) затруднен. При этом расчеты оправданно проводить раздельно по каждой отрасли экономики. По оценкам специалистов, определить значение коэффициента насыщенности можно либо путем экстраполяции, либо на основании аналога.

3. Программы развития + опросный подход, строится на оценках тенденций изменения интегрированных экономических показателей, базируется на использовании следующих документов:

• прогнозы по отраслям экономики;

• региональные и отраслевые программы и прогнозы развития отраслей материального производства;

• региональные и отраслевые программы конверсии оборонных предприятий;

• данные наиболее крупных предприятий – потребителей специалистов

• программы развития деятельности предприятий и организаций системы жизнеобеспечения (энергетика, транспорт и т. д.);

• программы и прогнозы служб занятости о предполагаемом высвобождении работников на предприятиях и в организациях;

• программы приватизации и развития малого бизнеса.

Из указанных источников информации отбираются обобщенные экономические показатели, органически коррелируемые с показателями численности специалистов (стоимостной объем произведенной в течение года продукции в целом и в расчете на 1 специалиста; объем выплаченной заработной платы в целом и в расчете на 1 специалиста и т. д.). Определение значения этих показателей в перспективе осуществляется методами экстраполяции, моделирования, экспертных оценок или различных их сочетаний.

4. Динамический подход, поиск тенденций, опирается на анализ тенденций изменений технико-экономических показателей, использует многофакторные экономико-математические модели (корреляционно-регрессионный анализ). Моделирование производится на основе создания информационно-нормативной базы данных по технико-экономическим, демографическим и нормативно-справочным показателям.

Сущность прогноза сводится к определению движения занятости специалистов в зависимости от изменения этих показателей. Поскольку рассматриваемый подход основан на корреляции кадровых структур с основными технико-экономическими показателями в ретроспективе и прогнозировании состояния этих структур на перспективу, происходит решение обратной задачи (от технико-экономических показателей к кадровой структуре). Очевидно, что при этом возможны искажения, связанные со сложившимися деформациями в кадровом составе (избыток рабочих мест, скрытая безработица и т. д.).

Регрессионный анализ отобранных показателей позволяет строить корреляционно-регрессионную модель потребности в специалистах, которая используется для оценки на интервале прогнозирования с учетом ожидаемых значений технико-экономических показателей в прогнозируемом периоде.

Лишь сравнительно недавно интеллектуальный анализ данных с целью извлечения знаний (Data Mining), стал мультидисциплинарным научным направлением, возникшим и развивающимся на базе достижений прикладной статистики, методов искусственного интеллекта, теории баз данных. Традиционная математическая статистика, долгое время претендовавшая на роль основного инструмента анализа данных, перестала удовлетворять требованиям содержательности результатов обработки в условиях неограниченных объемов информации, сложнейших скрытых причинно-следственных отношений между отдельными содержательными ее компонентами. Методы математической статистики оказались полезными, в основном, для проверки заранее сформулированных гипотез и первичного анализа, составляющего основу оперативной аналитической обработки данных ( технология Online Analitical Processing – OLAP).

В качестве примеров успешного применения методов интеллектуального анализа к проблемам из различных предметных областей служат работы: прогнозирование фьючерсных котировок, оперативного мониторинга атомных станций, в телекоммуникационных сетях.

5. Расчетный, норма по аналогии с другими странами, применяется, в основном, как метод эталонного образца (например, международных сопоставлений). Очевидно, что существуют определенные социально-экономические процессы, характерные в той или иной мере для всех экономик.

Для примера можно выделить такие макроэкономические изменения в структуре занятости, которые происходили в те или иные периоды во всех странах с рыночной экономикой (особенно в периоды кризисных ситуациях):

• перераспределение занятости из отраслей материального производства в сферу услуг;

• профессионализация посреднических функций;

• переход от индустриального типа занятости к информационному и др.

Вместе с тем, по оценкам специалистов, для российской экономики метод эталонного образца не всегда применим, поскольку он ориентирован на позитивную экономическую динамику (одновременный рост ВВП и доли занятых в сфере услуг).

Организация процесса прогнозирования

При разработке прогностических моделей можно идти двумя взаимодополняющими путями.

Первый путь  попытаться вскрыть причинно-следственные механизмы, т.е. найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя, прогноз по которым либо известен, либо его можно относительно легко найти. Этот путь собственно математического моделирования, путь построения эконометрической модели поведения социально-экономического объекта.

Второй путь  не вдаваясь в причинную механику изменения показателей, попытаться предсказать будущее, анализируя имеющийся временной ряд относительно изолированных показателей.

В процессе разработки математических моделей выделяется 6 этапов:

1. Постановка проблемы и ее качественный анализ. На этом этапе требуется сформулировать сущность проблемы, принимаемые предпосылки и допущения. Необходимо выделить важнейшие черты и свойства моделируемого объекта, изучить его структуру и взаимосвязь его элементов, хотя бы предварительно сформулировать гипотезы, объясняющие поведение и развитие объекта.

2. Конструирование математической модели. Это этап формализации проблемы, т.е. выражения ее в виде конкретных математических зависимостей (функций, уравнений, неравенств и др.). Сначала определяется тип математической модели, изучаются возможности ее применения в данной задаче, уточняются конкретный перечень переменных и параметров и форма связей. Для некоторых сложных объектов целесообразно строить несколько разноаспектных моделей; при этом каждая модель выделяет лишь некоторые стороны объекта, а другие стороны учитываются лишь приближенно. Однако возможна и такая ситуация, когда формализация проблемы приводит к неизвестной ранее математической структуре.

3. Логико-математический анализ модели. На этом этапе выявляются общие свойства модели и ее решений. При аналитическом исследовании выясняется, единственно ли решение, какие переменные могут входить в решение, в каких пределах они изменяются, каковы тенденции их изменения и т. д. Когда модели сложных экономических объектов не поддаются аналитическому исследованию, переходят к численным методам исследования.

4. Подготовка исходной информации. В социально-эконо­ми­ческих задачах это, как правило, наиболее трудоемкий этап. Дело в том, что математическое моделирование предъявляет жесткие требования к системе информации; при этом надо принимать во внимание не только принципиальную возможность подготовки информации требуемого качества, но и затраты на подготовку информационных массивов.

5. Численное решение. Этот этап включает разработку алгоритмов численного решения задачи, подготовку программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. Значительные трудности выполнения этого этапа вызваны большой размерностью социально-экономических задач. Обычно расчеты на основе экономико-математической модели носят многовариантный характер.

6. Анализ численных результатов и их интерпретация. На этом этапе решается важнейший вопрос  о правильности и полноте результатов моделирования и применимости их в практических целях.

Перечисленные этапы тесно переплетены и в реальности выполняются итеративно.

Факторы, влияющие на процесс прогнозирования

Спрос или потребность в специалистах отраслей экономики формируется под воздействием ряда факторов, выражающих основные условия и процессы функционирующей экономики и ее отраслей.

К наиболее значимым факторам относятся:

- изменение объемов производства и структуры отраслей экономики;

- изменение стоимости основных производственных фондов;

- размеры инвестиций;

- изменение структуры занятости по отраслям экономики;

- демографическая ситуация.

В целях практического использования для определения размеров и структуры спроса специалистов рассмотренные факторы могут быть охарактеризованы показателями, имеющими количественную определенность, а также разную степень значимости и направленности воздействия на спрос, которые зависят от конкретного состояния экономики и отдельных ее отраслей, от совокупного действия отдельных групп факторов:

  • Валовой региональный внутренний продукт;

  • Характеристики производительности труда в промышленности;

  • Стоимость основных производственных фондов (фондовооруженность);

  • Объемы инвестиций;

  • Объемы капитальных вложений;

  • Рождаемость;

  • Выпуски учащихся из девятых и одиннадцатых классов;

  • Прием в учебные заведения профессионального образования;

  • Контингенты студентов вузов;

  • Выпуск специалистов в разрезе регионов и укрупненных групп специальностей;

  • Структура занятости;

  • Численность экономически активного населения;

  • Численность безработных;

  • Спрос на специалистов в разрезе регионов и укрупненных групп специальностей.

Следовательно, первоочередной задачей является отбор из всей совокупности показателей, выбранных на начальном этапе для многофакторного анализа, наиболее существенно влияющих на потребность в специалистах. Эта задача решается с использованием корреляционного анализа.

По его результатам на первом этапе исключаются из рассмотрения показатели, слабо зависящие от результативного признака. На следующем этапе анализируется коэффициенты парной корреляции показателей. Из двух показателей, которые находятся с друг другом в значительной корреляционной зависимости исключается один. Например, выполнявшиеся на основе аналога данной методики расчеты выявили, что в ситуации, когда численность занятого населения из года в год изменялась незначительно, показатель «валовой внутренний продукт» находится в сильной зависимости от показателя «производительность труда», что давало основание вместо этих двух показателей использовать для дальнейших расчетов один - «валовой внутренний продукт». Из рассмотрения исключаются также не изменяющиеся во времени показатели.

В соответствии с поставленной задачей логический анализ позволяет сформулировать, наряду с общепринятыми и очевидными требованиями (репрезентативность, аддитивность, однозначность, сопоставимость и т. д.), определенные специфические требования к выбранным показателям, например, возможность получения данных.

Выбранные показатели должны учитывать сложность и многообразие процессов, характеризующих экономическую эффективность производства в условиях формирующейся рыночной экономики, и отражать уровень внедрения достижений научно-технического прогресса.

Исходной предпосылкой, положенной в основу моделирования, является наличие взаимосвязи между результативным признаком и макроэкономическими показателями развития. Например, между размером ежегодной дополнительной потребности в специалистах и индексом объема валового внутреннего продукта существует объективная взаимозависимость.

Активность инвестиционной политики прямо выражается, во-первых, в расширении рабочих мест, а во-вторых, и главным образом, в техническом и технологическом переоснащении производства, в создании технически прогрессивных рабочих мест, что также связано с использованием высококвалифицированных кадров по новым приоритетным направлениям.

Если прогнозируется показатель потребности в специалистах с высшим образованием, то введенные переменные могут быть интерпретированы, например, следующим образом:

- показатель потребности в специалистах в i-м году;

- индекс валового внутреннего продукта(ВВП),

- индекс ВВП на одного работника;

- индекс производительности труда;

- индекс фондовооруженности труда;

- индекс капитальных вложений и т. д.

Решение основной задачи прогнозирования проводится в четыре этапа:

  1. определяется с помощью корреляционного анализа наличие корреляционной связи между показателями, формируется матрица коэффициентов парной корреляции и на этой основе проводится анализ взаимозависимости показателей;

  2. проводится регрессионный анализ отобранных показателей и на этой основе строится корреляционно-регрессионная модель потребности в специалистах;

  3. рассчитывается коэффициент множественной корреляции;

  4. производится верификация прогноза.

Система прогнозирования базируется на расчетных коэффициентах регрессии и тенденции их изменения во времени и включает три основных блока:

1. Блок системы уравнений регрессии

2. Блок прогнозирования коэффициентов регрессии

3. Блок прогнозирования потребности в специалистах

При балансовом прогнозировании развития региональных образовательных систем необходимо иметь возможность анализировать различные сценарии целенаправленного развития системы образования. Среди них можно выделить 5 основных сценариев:

  • пропорциональное развитие существующих образовательных учреждений и специальностей подготовки;

  • развитие с целью удовлетворения потребности личности в образовании (по конкурсу на вступительных экзаменах);

  • развитие на основе оплаты студентами образовательных услуг (для выживаемости в условиях рынка);

  • развитие на основе удовлетворения текущей потребности экономики и рынка труда (по текущей занятости);

  • движение к структуре системы образования в странах (регионах) с эффективной рыночной экономикой, близких по территории и структуре экономики (по аналогии).

Для уточнения прогнозов Научно-исследовательским институтом высшего образования были использованы:

1. База данных рождаемости в регионах России;

2. Данные государственной статистики за исследуемые годы по следующим показателям:

  • количество выпускников из 9-х классов;

  • число поступивших в 10-ый класс;

  • число поступивших в профессиональные училища после окончания 9-ти классов;

  • число поступивших в средние специальные учебные заведения после окончания 9-ти классов;

  • количество выпускников из 11-х классов;

  • число поступивших в профессиональные училища (ПУ) после окончания 11-ти классов;

  • число поступивших в средние специальные учебные заведения (ССУЗ) после окончания 11-ти классов;

  • число поступивших в высшие учебные заведения (ВУЗ) после окончания 11-ти классов.

Основная цель прогнозирования контингента учащихся системы профессионального образования  уточнение параметров потоков учащихся по уровням образования в соответствии с потребностями экономики в специалистах различного уровня подготовки и с учетом социальных и демографических факторов и личностных потребностей населения в образовании.

Развитие информационно-справочной системы, обеспечивающей моделирование движения потоков учащейся молодежи по уровням подготовки в региональных образовательных системах и в системе образования РФ в целом, целесообразно вести эволюционным путем. Система последовательно пополняется моделями следующих видов:

  • выпускники школ прежних лет;

  • выпускники школ соседних областей (республик);

  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • выпускники образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (для получения второго высшего образования);

  • миграция выпускников школ текущего года из региона в федеральные образовательные мегаполисы (Москву и Санкт-Петербург);

  • миграция выпускников школ текущего года из региона в соседние области (республики).

Расчет показателей ведется с помощью электронных таблиц на основе данных, выбираемых из общей базы статистических данных. Общая схема модельного эксперимента включает 4 этапа.

На первом этапе конструируется модель, замещающая в некотором смысле оригинал. Может быть построено несколько моделей, отражающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих его с разной степенью детализации.

На втором этапе проводятся модельные эксперименты, в ходе которых целенаправленно изменяются условия функционирования модели и систематизируются характеристики ее поведения. Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели в отношении существенных сторон объекта-оригинала, которые отражены в данной модели.

Третий этап заключается в переносе знаний с модели на оригинал, в формировании знаний об исходном объекте на языке оригинала. С достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал можно лишь в том случае, если этот результат соответствует признакам сходства оригинала и модели (признакам адекватности).

На четвертом этапе полученные с помощью модели знания используются как для построения обобщающей теории реального объекта, так и для его целенаправленного преобразования или управления им.

В реальной жизни моделирование имеет циклический характер (за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д.). При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а первоначально построенная модель постепенно совершенствуется. Таким образом, в методологии моделирования заложены большие возможности самосовершенствования.

Особые проблемы в прогностике возникают при столкновении с принципиально новыми качественными системными изменениями, не подкрепленными статистическими рядами. В обоих случаях гипотезы, опирающиеся на ретроспективу, могут оказаться бесполезными. При таком варианте целесообразны адаптивные методы прогнозирования как альтернатива статистическому обоснованию модели.

Методология построения информационно-аналитической системы балансового прогнозирования базируется на модели системы многоуровневого управления и целенаправленного регулирования. При реализации такой модели предполагается учет основных макропоказателей социально-экономического состояния страны, законов, регламентирующих процессы развития системы образования и возможных вариантов управляющих воздействий, корректирующих реализацию планов, а также возможных вариантов коррекции глобальных целей образовательной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ростовский государственный университет путей сообщения научно – техническая библиотека

    Библиографический указатель
    1. Автоматизация диспетчерского управления как средство повышения пропускной способности железных дорог / С. Протцнер, С.В. Власенко, К.-Х. Эрхард Железные дороги мира.
  2. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  3. Развитие субъекта постдипломного профессионального образования в условиях современных проблем глобализации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Диплом
    Защита состоится « » июня 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 008.011.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Учреждении РАО «Институт образования взрослых » по адресу: 19 9, г.
  4. Образование в условиях трансформации современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат
    Защита состоится 20 декабря 2008 г. в 14:30 на заседании диссертационного совета К.212.084.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Российском государственном университете им.
  5. Прогнозирование демографических процессов в условиях формирования межтерриториальных социально-экономических общностей

    Автореферат
    Власова Наталья Юрьевна, (Россия) профессор кафедры «Региональной и муниципальной экономики» ГОУ ВПО «Уральского государственного экономического университета»,

Другие похожие документы..