Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российск...полностью>>
'Утопия'
Диалог «Утопия» (1516, рус. пер. 1789), принесший наибольшую известность Томасу Мору, содержащий описание идеального строя фантастического острова Уто...полностью>>
'Семинар'
14-я Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, докторантов и аспирантов «Строительство-формирование среды жизнедеятел...полностью>>
'Документ'
Далекая старина. ХП век. Процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств»-княжеств вражд...полностью>>

1 Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа): научно-педагогические работники впо структурных подразделений вуза. 2

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

УТВЕРЖДАЮ

_____________Васильев В.Н.

«____»__________2010г.

Профессиональная компетентность НПР: становление и развитие

Разработчики программы повышения квалификации:

Гатчин Ю.А., д.т.н., профессор, декан ФПКП _______________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Сухостат В.В., к.п.н., доцент ФПКП ________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации:

Гатчин Ю.А., д.т.н., профессор, декан ФПКП _______________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Сухостат В.В., к.п.н., доцент ФПКП ______________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа):

научно-педагогические работники ВПО структурных подразделений вуза.

1.2. Сферой применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний.

Профессиональная научно-педагогическая деятельность, конструирование занятий разных типов, разработка портфолио/Паспорт профессиональной карьеры (Portfolio/Career Passport) как оценивание научно-педагогическим работником сформированности собстенной профессиональной компетентности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.

2.2. Режим обучения 18 часов в неделю.

2.3. Формы обучения: с частичным отрывом от работы

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1 – осуществлять научно-педагогическую деятельность, ориентированную на достижение нового качества образования на базе аксиологических оснований современной образовательной политики и мировых ее тенденций;

ПК 2 – осознавать значимость и осмысливать современные научные дидактические и технологические положения и подходы в логике закономерностей становления и развития профессиональной компетентности научно-педагогических работников;

ПК 3 – проводить ревизию субъективного научно-педагогического опыта с позиций интеграции образовательных, исследовательских и производственных процессов.

3.2. владеть:

  • способами построения, реализации и анализа научно-педагогической деятельности;

  • навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения научно-педагогических задач;

  • интерактивными формами обучения;

3.3. уметь:

  • формировать у себя потребность в постоянном пересмотре своего профессиографического модуля, личностно-профессионального развития;

  • производить критический отбор информационных материалов и источников, анализировать собственную педагогическую деятельность;

  • использовать новые подходы к проектированию самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы.

3.4. знать:

  • основы психологии профессиональной деятельности;

  • смыслы профессионализма;

  • профессиографический модуль преподавателя высшей школы;

  • основные компетенции научно-педагогического работника;

  • основные правила разработки системы зачетных единиц и постоянного изучения реальной нагрузки студентов на основе «обратной связи»;

  • современные технологии реализации модульных программ, междисциплинарных курсов в условиях ФГОС;

  • общую структуру квалифицированных требований к научно-педагогической деятельности в сфере образования.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает изучение следующих модулей:

  • государственная политика в образовании;

  • психолого-педагогическая компетентность как сущностная характеристика личности преподавателя высшей школы;

  • развитие представлений о профессионализме научно-педагогического работника в современном образовании;

  • современные образовательные технологии как условие повышения качества образования;

  • профессиональная деформация НПР: причины, признаки, профилактика.

Структура программы представлена в таблице 1

Таблица 1

Структура программы

№ пп

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары)

Выездные занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Модуль 1. Государственная политика в образовании

6

4

2

2.

Модуль 2 Психолого-педагогическая компетентность как сущностная характеристика личности преподавателя высшей школы.

12

6

6

3

Модуль 3

Развитие представлений о профессионализме научно-педагогического работника в современном образовании

20

10

10

4

Модуль 4

Современные образовательные технологии как условие повышения качества образования

20

10

10

5

Модуль 5

Профессиональная деформация НПР: причины,

признаки, профилактика

10

6

4

Итоговая аттестация

4

4

Итого

72 часа

36

36

5. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

5.1. Форма учебно-тематического плана программы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Учебно-тематический план программы

№ пп

Наименование модулей, разделов и тем

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Модуль 1 Государственная политика

в образовании

6

Раздел 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России

6

2

4

Тема1. Актуальные вопросы введения ФГОС

3

1

2

Тема 2.

Индивидуально-ориентированный образовательный процесс и особенности его организации

3

1

2

2.

Модуль 2 Психолого-педагогическая компетентность как сущностная характеристика личности преподавателя высшей школы.

12

6

6

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Психология профессиональной деятельности

4

4

Тема1. Сущность деятельности человека

2

2

Тема 2. Многомерность категории "деятельность"

2

2

Раздел 2. Мотивация обучения и познание личности

8

4

4

Тема 1. Мотивации образовательной деятельности

1

1

Тема 2. Личность как объект и субъект деятельности и познания.

4

2

2

Тема 3. Механизмы личностного познания.

3

1

2

3

Модуль 3

Развитие представлений о профессионализме научно-педагогического работника в современном образовании

20

10

10

Раздел 1. Профессиографический модульНПР

4

2

2

Тема1. Смыслы профессионализма

2

2

Тема2. Профессиографический модульНПР

2

2

1

2

3

4

5

6

Раздел 2. Профессиональная компетентность

4

2

2

Тема 1. Виды профессиональной компетентности

2

1

1

Тема 2. Профессиональная компетентность НПР

и ее метапринципы.

2

1

1

Раздел 3. Интегральные характеристики труда преподавателя высшей школы

12

6

6

Тема 1. Специфика профессиональной деятельности НПР

2

1

1

Тема 2. Личностные качества преподавателя высшей школы

2

1

1

Тема 3. Становление профессионального педагогического мастерства

4

2

2

Тема 4. Общая структура квалифицированных требований к научно-педагогической деятельности в сфере образования (европейская квалификационная рамка)

4

2

2

4

Модуль 4

Современные образовательные технологии как условие повышения качества образования

20

10

10

1

2

3

4

5

6

Раздел1. Образовательные технологии: теория и практика

20

10

10

Тема 1. Образовательные технологии в их развитии

4

2

2

Тема 2. Современные образовательные технологии

16

8

8

5

Модуль 5. Профессиональная деформация преподавателя высшей школы: причины, признаки, профилактика

10

6

4

Раздел 1. Специфические особенности, присущие научно-педагогической деятельности

10

6

4

Тема 1. Специфические особенности, присущие научно-педагогической деятельности

6

4

2

Тема 2. Проблемы личностно-профессионального развития преподавателя. Пути их решения

4

2

2

Итоговая аттестация

4

4

Итого

72 часа

5.2. Форма учебной программы по модулю представлена в таблице 3

Таблица 3

Учебная программа по модулю

№ п/п

Наименование модуля, разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

2.

3.

1.

Модуль 1 Государственная политика

в образовании

Раздел 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России

Тема1. Актуальные вопросы введения ФГОС

Философия компетенций в политике и практике образовательных реформ.

Новое качество высшего профессионального образования.

Трудности внедрения компетентностного подхода в образование.

Требования к результатам освоения ООП – обладание компетенциями. Позитивный и негативный опыт влияния Болонского процесса на систему ВПО России

Тема 2. Индивидуально-ориентированный образовательный процесс и особенности его организации

Введение уровневого высшего профессионального образования Организация нелинейного обучения. Организация самостоятельной работы. Кредит-система. Рабочий учебный план. Индивидуальный учебный план студента

2.

Модуль 2. Психолого-педагогическая компетентность как сущностная характеристика личности НПР

Раздел 1. Психология профессиональной деятельности

Тема 1. Сущность деятельности человека

Сущность деятельности. Психологическая структура деятельности. Структурные элементы деятельности, их сущность и содержание. Виды деятельности. Потребности как условие (предпосылка) деятельности. Эмоции как внешнее выражение успешности (неуспешности) деятельности. Психологические механизмы освоения деятельности

Тема 2. Многомерность категории «деятельность»

Психология профессиональной деятельности. Системогенез профессиональной деятельности. Эмоционально-волевая регуляция профессиональной деятельности. Проблемы оценки личности в профессиональной деятельности. Портфолио как вид аутентичной оценки профессиональной деятельности.

Раздел 2. Мотивация обучения и познание личности

Тема 1. Мотивация образовательной деятельности

Мотивация. Мотив, потребности, цель. Концепции мотивации деятельности (общения, поведения). Теория каузольной атрибуции. Теория мотивации, направленной на достижение успехов и избегание неудач. Потребности, мотивы, целеполагание в образовательной деятельности. Психологические основы актуализации знаний и умений по предмету

Тема 2. Личность как объект и субъект деятельности и познания

Основы личностного формирования с позиций деятельностного подхода. Личность как объект и субъект взаимодействия с действительностью. Социально-психологические факторы формирования личности в онтогенезе

Тема 3. Механизмы личностного познания

Проблемы личностного познания. Психические процессы: познавательные мнемические, эмоционально-волевые. Социальная обусловленность психических процессов. Ассоциативно- рефлекторная концепция усвоения знаний. Психологическая основа дидактической системы полного усвоения. Таксономия Блума.

3

Модуль 3. Развитие представлений о профессионализме научно-педагогического работника в современном образовании

Раздел 1. Профессиографический модульНПР

Тема 1. Смыслы профессионализма

Вызов времени: профессиональное самоопределение или профессиональная самоидентификация.

Смыслы профессионализма: нормативный профессионализм; реальный профессионализм; компетентность; квалификация.

Состояние проблемы выявления профессиональной квалификации преподавателей вузов (кадров высшей квалификации) в современной системе образования в России.

Тема 2. Профессиографический модуль НПР

Акмеологический подход в личностно-профессиональном становлении и развитии человека.

Творческий потенциал НПР. Профессиональная компетентность НПР как субъекта труда и целостной жизнедеятельности.

Профессиональная культура НПР: системное мировоззрение и модельное мышление; праксеологическая, рефлексивная и информационная вооруженность; компетентность деятельности, общения и саморазвития; конкретно-предметные знания..

Раздел 2. Профессиональная компетентность

Тема 1. Виды профессиональной компетентности

Виды профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная по А.К Марковой.

Тема 2. Профессиональная компетентность НПР

и ее метапринципы.

Сущность профессиональной компетентности НПР.

Философия основания профессиональной деятельности НПР: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический

Раздел 3. Интегральные характеристики труда преподавателя высшей школы

Тема 1. Специфика профессиональной деятельности НПР

Преподаватель высшей школы как ученый и педагог. Типологии ученых и типологии преподавателей высшей школы. Группы профессиональных задач, решаемых НПР в профессиональной деятельности.

Тема 2. Личностные качества преподавателя высшей школы

Педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция. Стили деятельности преподавателя. Педагогические способности.

Тема 3. Становление профессионального педагогического мастерства

Природа и сущность педагогического мастерства, его научная основа. Условия осуществления, элементы (слагаемые, составляющие) мастерства, его особенности и характерные признаки

Тема 4. Общая структура квалифицированных требований к научно-педагогической деятельности в сфере образования (европейская квалификационная рамка)

Европейские и мировые тенденции оценки квалификации кадров высшей квалификации.

Характеристика проблемы согласования требований стандарта к выпускникам и требований работодателя к кадрам. Структура квалификационных требований к профессиональной компетенции преподавателей вузов (кадров высшей квалификации)

Модуль 4

Современные образовательные технологии как условие повышения качества образования

Раздел1. Образовательные технологии: теория и практика

Тема 1. Образовательные технологии в их развитии

Проблема технологизации обучения. Понятие технологии, структура. Классификация технологий. Социальные технологии. Методика, педагогическая технология (алгоритмизированная), образовательная технология: общее и раз личное.

Тема 2. Образовательные технологии

Вузовская лекция в свете образовательных технологий. Технологии коллективного обучения (КМД, КСО), модульного и блочно-модульного обучения, ЛОО, игровые, проектные. Императив гуманитарных технологий в профессиональной деятельности НПР технического вуза.

Технологии организации самостоятельной работы студентов.

Диагностируемая характеристика планируемых результатов обучения.

Средства диагностики развития студентов. Модели обучения: технология обучения и педагогическая техника.

Критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий

5

Модуль 5. Профессиональная деформация преподавателя высшей школы: причины, признаки, профилактика

Раздел 1. Специфические особенности, присущие научно-педагогической деятельности.

Тема 1. Специфические особенности, присущие научно-педагогической деятельности.

Проблемный образ научно-педагогического работника.

Теории полноценного функционирования К.Роджерса и самоактуализации А.Маслоу.

Тема 2. Проблемы личностно-профессионального развития преподавателя. Пути их решения.

Аспекты научно-педагогической деятельности, препятствующие полноценному функционированию и самоактуализации ее субъекта.

Пути решения проблем личностно-профессионального развития преподавателя.

Практические занятия (семинары)

Анализ различных определений понятия «компетенция» и «компетентность». Общее и различное в определениях.

Идеи дидактики, которые можно рассматривать как теоретические предпосылки возникновения компетентностного подхода в образовании.

Соотношение функций профессиональной деятельности НПР и задач, решаемых им в процессе деятельности.

Компетентностные модели специалистов: описание и разработка.

Использование опыта разработки

единых квалификационных рамок в Европе

для построения моделей компетенций.

Паспорт профессиональной карьеры НПР (Portfolio/Career Passport)

Культура преподавания и культура учебы.

Самостоятельная работа

Изучение применимости опыта Болонского процесса.

Эссе на тему «Требования современного российского общества к НПР».

Риски общественных дискуссий.

Анализ положительных и негативных сторон собственного профессионального опыта на основании рефлексивных методик. Новые акценты роли преподавателя.

Используемые образовательные технологии

Обучение на основе опыта. Технологии коллективного обучения (КМД, КСО).

Интерактивные методы обучения

Проблемная лекция. Лекция с элементами дискуссии. Case-study.

Информационные технологии: обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс – Казань: Центр инновац. технологий, 2009г.

  2. Михалевская Т.И. Педагогика высшей школы. – СПб.: Речь, 2007.

  3. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 2001.

Дополнительная:

  1. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – № 1. – С. 6–19.

  2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности: (подходы, концепции, метод).- Дисс. д.псих.н. – СПб., 1997.

  3. Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 13-15.

  4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Российская государственная библиотека (Москва)-/

  2. Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) -/

  3. Британская национальная библиотека (The British Library)-http://www.bl.uk/

Крупнейшие университеты мира:

  1. Болонский университет. Италия. Болонья.-http://www.unibo.it/

  2. Гарвардский университет. США. Кембридж, близ Бостона-http:www.harvard/

  3. Массачусетский технологический институт. США. Кембридж, шт. Массачусетс - http://web.mit.edu/

  4. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, Москва - /

  5. Оксфордский университет. Великобритания - http://www.ox.ac.uk/

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей содержатся в таблице 4

Таблица 4

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей

Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1 Государственная политика в образовании

Уровни требований (знать, уметь) и качество освоения содержания модуля на соответствующем уровне

Презентация выполнения заданий по самостоятельной работе.

Ответы на контрольные вопросы.

Модуль 2 Психолого-педагогическая компетентность как сущностная характеристика личности преподавателя высшей школы.

Уровни требований (знать, уметь) и качество освоения содержания модуля на соответствующем уровне

Презентация выполнения заданий по самостоятельной работе.

Ответы на контрольные вопросы.

Модуль 3

Развитие представлений о профессионализме научно-педагогического работника в современном образовании

Уровни требований (знать, уметь) и качество освоения содержания модуля на соответствующем уровне

Презентация результата деятельности микрогрупп по теме «Разработка требований к новому сотруднику кафедры»

Модуль 4

Современные образовательные технологии

Уровни требований (знать, уметь) и качество освоения содержания модуля на соответствующем уровне

Работа в микрогруппах.

Проведение мастер-классов

Модуль 5

Профессиональная деформация НПР: причины,

признаки, профилактика

Уровни требований (знать, уметь) и качество освоения содержания модуля на соответствующем уровне

Презентация выполнения заданий по самостоятельной работе.

Ответы на контрольные вопросы.

Итоговая аттестация

Уровни требований (знать, уметь) и качество освоения содержания модуля на соответствующем уровне

Презентация «Паспорт профессионального роста НПР»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа, организационная схема и инструментарий для проведения исследований 52

    Программа
    Анализ и обобщение российского и европейского опыта реализации программ подготовки, требований к структуре и содержанию образовательных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам образования
  2. 2. характеристика подготовки по программе нормативный срок освоения программы 72 часа

    Документ
    ПК 7. к целенаправленному выбору, использованию и интеграции информационных и коммуникационных технологий для решения задач образовательной деятельности, в частности, для создания учебных курсов, удовлетворяющих всем требованиям,
  3. Программа опережающего профессионального обучения и повышения квалификации (опо и пк) «технология и организация гостиничных услуг»

    Программа
    Требования к промежуточным (поэтапным) комплексным испытаниям (аттестации) обучающихся (слушателей) на соответствие их подготовки ожидаемым результатам по программе ОПО и ПК «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ»
  4. Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100. 62 Экономика и профилю подготовки «Экономика труда» 3

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100.62 ЭКОНОМИКА и профилю подготовки «Экономика труда»
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,

Другие похожие документы..