Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
ДОКЛАД ПРАВОЗАЩИТНОГО ЦЕНТРА «МЕМОРИАЛ» О МАССОВЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫХ С ЗАНЯТИЕМ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА ХОДЖАЛЫ В НОЧЬ С 25 НА 26 ФЕВРАЛ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальн...полностью>>
'Реферат'
Мы знаем, что она содержит общие положения, относящиеся ко всем результатам интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Она заменила, ч...полностью>>
'Пояснительная записка'
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственно...полностью>>

Рабочая учебная программа по общей хирургии для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» лечебного факультета и факультета иностранных учащихся кафедра общей хирургии

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор, профессор

_____________И.Г. Жук

(подпись)

«___»________200_

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по общей хирургии

для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»

лечебного факультета

и факультета иностранных учащихся

кафедра общей хирургии

курс III Семестр V-VI

Лекции 44 (час.) Зачет _V_(семестры)

Практические (семинарские)

занятия _100_ (час.) Экзамен _VI _(семестр)

Всего часов

по дисциплине _144_

Гродно, 2006

Рабочая учебная программа составлена на основе программы по общей хирургии для студентов лечебно-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений, № 08-14/5934 от 03.09.1997г.

Рассмотрена рекомендована к утверждению на

Заседании кафедры общей хирургии, протокол № __

«_29_»___августа__2006

Заведующий кафедрой

профессор О.И.Дубровщик

Рабочая учебная программа прошла экспертную оценку учебно-методического отдела и соответствует требованиям МО РБ

«___»___________2006

Начальник уч.-метод. отдела

доцент К.М. Ковалевич

РУП одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом лечебного факультета УО «ГрГМУ»

«___»_____________2006

Председатель совета

профессор Г.Г. Мармыш

Введение.

Основной целью преподавания общей хирургии на третьем курсе педиатрического факультета является подготовка врача общей практики по хирургическим болезням. Общая хирургия, как предмет в Высшей медицинской школе, является первым и самым начальным из большого блока хирургических дисциплин и включает в себя изучение важнейших теоретических и клинических основ хирургии.

На кафедре общей хирургии изучаются общие вопросы хирургии и ухода за хирургическими больными, организация хирургической помощи, особенности обследования хирургических больных, асептика и антисептика, общие вопросы анестезиологии и реаниматологии, остановка кровотечения, переливание крови, хирургическая операция, предоперационный и послеоперационный период, общие вопросы травматологии, общие вопросы гнойной инфекции. Многие разделы общей хирургии, такие как асептика и антисептика, кровотечения, переливание крови, шок, обезболивание, учение о ранах и др., имеют большое значение не только для изучения хирургии на старших курсах, но и для других дисциплин, акушерства, гинекологии, урологии, глазных болезней, отолярингологии и т.д.

1.2 Задачи изучения общей хирургии.

Задачи, стоящие перед кафедрой общей хирургии, многоплановы, так как курс общей хирургии представлен большим числом тем, уровень знаний по которым для студентов третьего курса является разным. Большинство тем являются базовыми при подготовки врача любой специальности и не дублируются в процессе дальнейшего обучения, вопросы асептики и антисептики, методы остановки кровотечения, переливание крови и кровезаменителей, раны, общие вопросы хирургической инфекции, методика обследования хирургического больного, десмургия и др. Часть тем носит ознакомительный характер, но их знания понадобятся для более углубленного изучения на последующих курсах: вопросы анестезиологии, травматологии, онкологии и др. Большое значение уделяется приобретению практических навыков - оказание первой помощи при всех видах острых хирургических заболеваний и травмах (наложение жгута иммобилизация, повязки), искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, определение групп крови и проб на совместимость, выполнение инъекций и др.

Конкретные задачи ставятся по отдельным темам и разделам общей хирургии.

Студенты должны знать:

  • теоретические и практические вопросы современной асептики и антисептики;

  • методы остановки кровотечения;

  • переливание крови и кровезаменителей;

  • общие вопросы хирургической инфекции;

  • клинику и лечение отдельных гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей, сухожилий, костей и суставов;

  • раны и их лечение;

  • обследование хирургического больного;

  • элементы ухода за хирургическими больными.

Ознакомиться с:

  • основами анестезиологии;

  • реаниматологией;

  • травматологией;

  • онкологией;

  • пластической и восстановительной хирургией.

Уметь выполнять практически:

  • обработку рук перед операцией и операционного поля;

  • одевание стерильного халата, перчаток;

  • стерилизацию инструментов, шприцов, белья, перевязочного материала;

  • наложение жгута при кровотечениях;

  • пальцевое прижатие артерий;

  • произвести туалет раны;

  • снятие швов;

  • дренирование раны;

  • наложение мягких бинтовых повязок на все части тела, косыночных, индивидуального перевязочного пакета;

  • наложение транспортных шин;

  • приготовление гипсовых бинтов;

  • определение групп крови и резус-фактора;

  • произвести изосерологические пробы (индивидуальную, рез совместимость, биологическую);

  • заправлять систему для переливания;

  • произвести венепункцию;

  • выполнять подкожные и внутримышечные инъекции;

  • производить искусственное дыхание;

  • закрытый массаж сердца;

  • наладить ингаляцию увлажненного кислорода;

  • очистительную клизму;

  • сифонную клизму;

  • катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

  • собрать анамнез и произвести объективное обследование хирургического больного.

Содержание дисциплины

Учебный план преподавания предмета «Общая хирургия» на лечебно-профилактическом факультете

Курс Семестр Лекции Практические Всего Контроль

занятия

III V 36 часов 58 часов 96 часов .Зачет

III VI 8 часов +

22 час КСР 42 часа 70 часа Экзамен

Итого: 44 часа +

22 часа КСР 100 часов 166 часов

План лекций по общей хирургии

для студентов лечебно-профилактического факультета и факультета иностранных студентов

V семестр Количество Количество

часов лекций

1. Вводная 2 1

2. Асептика и антисептика 4 2

3. Основа анестезиологии и реаниматологии 6 3

4. Учение о повреждениях 2 1

5. Кровотечение 2 1

6. Переливание крови 4 2

7. Кровезаменители в хирургии 2 1

8. Открытые повреждения. Раны 2 1

9. Лечение ран 2 1

10. Переломы костей. Лечение 2 1

11. Термические поражения. Отморожения. 2 1

Ожоги. Электротравмы.

12. Общие расстройства при повреждениях: шок, 2 1

коллапс, обморок

13. Синдром длительного раздавливания 2 1

14. Операция: предоперационная подготовка - 2 1

послеоперационный уход

VI семестр

15. Учение о хирургической инфекции 2 1

16. Абсцесс. Флегмона. Фурункул. Карбункул 2 КСР

17. Мастит, рожа, лимфангит, лимфаденит 2 КСР

18. Остеомиелит острый и хронический 2 1

19. Гнойные заболевания пальцев и кисти 2 КСР

20. Анаэробная инфекция 2 1

21. Сепсис 2 КСР

22. Хроническая специфическая инфекция 4 КСР

23. Некрозы, гангрены, язвы 2 КСР

24. Пластическая и восстановительная хирургия 4 1 + КСР

25. Общие вопросы онкологии 4 КСР

Итого: 22 лекции 44 часа

Тематический план практических занятий по общей хирургии для студентов III курса лечебного факультета и факультета иностранных студентов V Семестр

1. Знакомство с клиникой. Десмургия 1 — виды и типы повязок. Правила бинтования. Повязки на голову, шею.

2. Десмургия 2. Повязки на грудную клетку, верхние и нижние конечности.

3. Десмургия 3. Наложение комплексных повязок на различные части тела. Клееные повязки. Итоговая сдача практического навыка по десмургии.

4. Асептика 1. Пути распространения инфекции. Устройство хирургического отделения и операционного блока.

5. Асептика 2. Стерилизация инструментария, шовного и перевязочною материала, белья. Устройство автоклава.

6. Асептика 3. Обработка рук хирурга и операционного поля.

7. Антисептика. Виды антисептики. Химические антисептические вещества. Биологическая антисептика. Химическая стерилизация.

8. Обезболивание 1. Ингаляционный наркоз.

9. Обезболивание 2. Неингаляционный наркоз и местная анестезия.

10. Реанимация. Осложнения наркоза. Терминальные состояния. Методы искусственной вентиляции легких и массажа сердца.

11. Кровотечения. Классификация, клиника, методы временной и окончательной остановки кровотечений.

12. Определение групп крови и резус-фактора.

13. Переливание крови. Способы. Показания. Пробы на совместимость. Осложнения. Кровезаменители.

14. Семинар по крови. Итоговая сдача темы с использованием компьютера.

15. Операционная 1. Ознакомление с операционным блоком. Закрепление знаний по темам асептика, обезболивание, методам остановки кровотечений. Присутствие при выполнении операции.

16. Перевязочная 1. Отработка навыков перевязки больных с соблюдением правил асептики. Закрепление знаний по десмургии, асептики и антисептики.

17. Собирание анамнеза. Приобретение навыков беседы с больными. Объективное обследование.

18. Посистемное обследование хирургического больного.

19. Поликлиника 1. Знакомство с работой поликлиники. Изучение темы термические поражения.

20. Транспортная иммобилизация. Оказание первой помощи при травмах. Наложение шин.

21. Лечение переломов. Скелетное вытяжение, методы лечения переломов, вправления вывихов.

22. Гипсовые повязки. Навыки работы с гипсом, виды гипсовых повязок. Работа в травмопункте.

23. Разбор больных с травмами. Закрытые повреждения мягких тканей. Травматический токсикоз.

24. Операционная 2. Подготовка больных к операции. Наблюдение за больным во время операции. Методы контроля за его состоянием. Закрепление знаний по асептике, обезболиванию, остановке кровотечений.

25. Перевязочная 2. Изучение течения раневого процесса. Принципы лечения ран. 25.

26. Раны. Семинар по ранам.

27. Уход. Предоперационная подготовка. Послеоперационный период. 11рофилактика и лечение осложнений.

28. Поликлиника 2. Изучение гнойных заболеваний мягких тканей: абсцесс, флегмона, рожа, гидраденит, фурункул, карбункул.

29. Заболевания пальцев и кисти.

30. Остеомиелит. Мастит.

31. Сепсис

32. Анаэробная инфекция

33. Написание и защита истории болезни.

Лекции, их содержание и объем в часах

  • Вступительная. История хирургии. Организация хирургической службы 4 часа

В лекции приводится определение предмета «хирургия», организация учебного процесса на кафедре. Излагаются четыре этапа в истории хирургии. Приводятся основные достижения хирургической науки. Уделяется внимание истории хирургии Белоруссии. Студенты знакомятся с организацией хирургической помощи в нашей республике.

  • Асептика и антисептика 6 часов

В лекции излагаются основополагающие аспекты развития учения об асептике и антисептике в историческом ракурсе, значение открытий в XIX веке и современном периоде. Научное обоснование новых принципов профилактики раневой инфекции. Конкретно излагаются современные данные об источниках, путях проникновения и распространения инфекции в организме больного. Подчеркивается значение профилактической и терапевтической антисептики, области их применения, специфические задачи и метода. Антисептика является важной и обязательной составной частью лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. Всегда применяется в сочетании с другими мерами прямого (дезинфекция, стерилизация, химиотерапия), косвенного (изоляция, разделение, разобщение, гнотобиотика) и комплексного (асептика) уничтожения или подавления жизнедеятельности микробов.

  • Обезболивание 6 часов

В лекции излагается отечественная и зарубежная терминология. История развития анестезиологии. Роль Н.И. Пирогова в развитии анестезиологии. Ингаляционный наркоз: механизм транспорта ингаляционных наркотических веществ, жидкие и газообразные наркотичские вещества. Способы ведения ингаляционного наркоза: открытый, полуоткрытый, полузакрытый, закрытый контур. Основные характеристики наркозных аппаратов. Физиологические основы наркоза. Стадии наркоза. Ранние признаки передозировки.

Неингаляционный наркоз. Вещества, применяемые для неингаляционного наркоза: барбитураты, оксибутират натрия, кетамин, виадрил, сомбревин. Способы ведения неингаляционного наркоза: одномоментный, фракционный, непрерывный. Многокомпонентный наркоз: смешанный, комбинированный, нейролептаналгезия, атаралгезия, наркоз с мышечными релаксантами, наркоз с гипотонией, наркоз с гипотермией, диссациативное обезболивание. Осложнения наркоза.

Местное обезболивание. Вещества, применяемые для анестезии: новокаин, тримекаин, лидокаин, дикаин и др. Виды местной анестезии: терминальная, проводниковая, смешанная. Эффекты перидуральной блокады. Осложнения анестезии. Предварительная и непосредственная подготовка больных к наркозу. Ведение наркозной карты.

  • Реаниматология 4 часа

Терминология и содержание. Структура реанимационной службы. Смерть как динамический процесс количественных и качественных изменений метаболизма и морфофункциональных нарушений органов и систем.

Терминальные состояния: преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть. Причины остановки сердца: гипоксия, гиперкапния, ацидоз, гиперкалиемия, рефлекторная, угнетение экзогенными веществами. Виды гипоксий. Закономерности оксигенации крови в зависимости от парциального давления О2 в альвеолярном воздухе. Пути защиты и профилактики гипоксии и гиперкапнии. Общие мероприятия при оказании помощи пациентам, находящимся в терминальном состоянии. Последовательность оказания помощи при клинической смерти.

  • Учения о повреждениях 4 часа

Определение травмы. Факторы повреждения: механические, физические, химические, психические. Классификация травм в зависимости от обстоятельств: производственные, непроизводственные травмы и травмы, полученные в условиях войны. Одиночные травмы, множественные повреждения: простые, комбинированные, сочетанные. Факторы, определяющие тяжесть повреждения. Опасности повреждения: непосредственные, ближайшие, поздние.

Механические повреждения закрытые, открытые (непроникающие, проникающие). Закрытые повреждения: ушиб, растяжение, сотрясение, сдавление. Типовые закрытые повреждения мягких тканей. Клиника, диагностика. Лечение.

  • Кровотечения 4 часа

В лекции излагается основная терминология кровотечений, привидится классификация кровотечений и геморрагического шока. Особое внимание уделяется способам временного и окончательного гемостаза.

  • Переливание крови 6 часов

В лекции излагается краткая история вопроса. Учение о группах крови. Изосерологические системы крои человека: антигены, антитела. Методы определения групп крови по стандартным гемагглютинирующим сывороткам, стандартным эритроцитам, цоликлонам. Резус-фактор, его клиническое значение и определение по стандартным антирезусным сывороткам, экспресс-методом и по цоликлонам Анти-Д. ошибка при определении групп крови.

Методы стабилизации и консервации крови. Источники получения.

Методы переливания: прямое, непрямое, обменно-замещающее, реинфузия, аутотрансфузия. Препараты и компоненты крови. Показания к переливанию. Современные принципы гемотрансфузиологии. Мероприятия врача перед переливанием. Пробы на совместимость, биологическая проба. Осложнения при переливании крови. Клиника и причины гемотрансфузионного шока и синдрома массивных гемотрансфузий. Помощь при них.

  • Кровезаменители в хирургии 4 часа

В лекции приводится определение кровезаменителей, дается их классификация. Излагается характеристика кровезаменителей как в целом по группам, так и отдельных препаратов. Особое внимание уделяется показаниям к назначению кровезаменителей, приводятся дозы препаратов. Студенты знакомятся с возможными посттрансфузионными осложнениями, их профилактикой и лечением.

  • Открытые повреждения. Раны. 6 часов

В лекции излагаются различные классификации ран: в зависимости от повреждающего фактора, от инфицирования, от обширности зоны повреждения. Дается характеристика раневому процессу: патоморфологические и патофизиологические изменения при заживлении ран первичным и вторичным натяжением. Клиника ран. Лечение ран. Первичная хирургическая обработка: техника ее выполнения, виды и способы, сроки. Вторичная хирургическая обработка. Виды швов. Лечение гнойных ран. Новые направления в лечении ран.

  • Переломы костей и их лечение 4 часа

В лекции дается понятие о переломах костей, их классификация. Излагаются основные клинические симптомы переломов, методы их диагностики, принципы оказания первой медицинской помощи на месте происшествия, правила транспортной мобилизации, основные этапы лечения (репозиция, иммобилизация, функциональное лечение). Дается характеристика каждому этапу лечения, определяются показания к применению гипсовых повязок, вытяжения, компрессионно-дистракционных аппаратов (Илизарова, Волкова-Оганесяна, Гудушаури, Калиберза), интра-экстрамедлярного металлостеосинтеза.

  • Термические ожоги. Электротравма. Отморожения 4 часа

В лекции изложена классификация термических поражений. Определение площади и глубины ожогов. Критерии тяжести ожоговой травмы. Общие явления при ожогах. Причины смерти. Периоды ожоговой болезни: шок, тканевая токсемия, септикотоксемия, реконвалесценция. Ожоговое истощение. Местное и общее лечение ожоговой травмы. Оказание первой помощи. Профилактика вторичного некроза. Принципы инфузионной терапии.

Электротравма, патогенез, симптоматика. Оказание первой помощи.

Отморожения. Классификация. Патогенез местных изменений при отморожениях. Местное и общее лечение.

  • Общие расстройства при повреждениях: шок, коллапс, обморок

4 часа

В лекции приводится определение понятий «шок», «обморок», «коллапс». Излагаются вопросы этиологии и патогенеза шока и его классификация. Клиническая картина шока дается с позиций описанных Н.И Пироговым. В лечении шока, обморока и коллапса выделяются лечебные мероприятия на догоспитальном этапе и интенсивная терапия в стационаре.

  • Синдром длительного раздавливания 4 часа

Излагаются современные данные по этиологии и патогенезу этого специфического варианта травмы. Классификация расстройств в зависимости от тканей подвергшихся сдавлению и компонентах регуляторных расстройств при синдроме длительного раздавливания.

Даются современные представления и объективные данные обуславливающие травматическую оксемию, плазмопотерю, тканевую гипоксию, основные патолого-анатомические изменения развивающиеся при жизни в зоне сдавления. Клиника и факторы определяющие тяжесть повреждения. Конкретные данные по современному лечению, оказанию первой помощи на месте происшествия, во время транспортировки, в стационаре. Показания к применению современных методов детоксикации в зависимости от степени тяжести.

Излагаются причины развития и лечения синдрома позиционного сдавления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по междисциплинарному экзамену для студентов направления 521100 «Социальная работа» Томск-2004

    Рабочая программа
    1.1.В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  3. Учебная программа дисциплины содержание программы

    Программа дисциплины
    Экономика Республики Башкортостан: Учебно-методический комплект / Сост.: д.э.н., проф. Солодилова Н.З., ст. преподаватель Арсланова А.М. – Уфа: Уфимск.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  5. Старцева Олга Геннадиевна Секретарь ученого совета факультета Усынина анна Александровна Архангельск 2009 (оборот титульного листа) отчет

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060103 «Педиатрии» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1979года в соответствии с Приказом Министерства

Другие похожие документы..