Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
И. Пинякова, зав. библиотекой им. А.П. Гайдара ЦБС Канавинского района, председатель правления НОООБК Диалог культур....полностью>>
'Документ'
(Типы и виды гостиничных предприятий; Классификация гостиниц в РФ и за рубежом; Структура управления гостиничными предприятиями; Бронирование, прием,...полностью>>
'Программа-минимум'
Содержанием специальности «22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы» является анализ общества как сложной иерархизированной с...полностью>>
'Учебник'
"   Разумовская М.М. и др. М.: Дрофа, 001.      Учебно-практическое пособие, 94стр....полностью>>

Секция Культура, образование и музейное дело (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Секция 2. Культура, образование и музейное дело

Ж. А. Подольская, г. Юрьев-Польский

Деятельность уездных земских управ Владимирской губернии

в решении вопросов народного образования в пореформенный период

По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. была образована Владимирская губернская земская управа 1. По реформе 1864 г. земские органы «самоуправления» учреждались для выполнения «земских польз и нужд» - осуществления руководства хозяйственными делами: строительством и управлением местных дорог, школ, больниц, благотворительных учреждений и т.д. Делопроизводство Владимирской губернской земской управы велось в канцелярии управы, 1-е отделение которой ведало составлением смет, оценкой фабрик и заводов, народным образованием, торговлей, денежными операциями, личным составом. В 1882 году был образован статистический отдел, который собирал различные сведения. В 1894 году из 1-ого отделения выделился отдел народного образования 2.

Губернская земская управа в 1866 году определила существующие потребности по образованию, т.е. распространение в народе грамотности и развитие в нем религиозно-нравственного направления, потребность высшего образования, которое удовлетворялось уездными училищами и гимназиями. Положение народных училищ было неудовлетворительно. Кроме того, количество их было ограничено. И для успешного решения вопроса народного образования необходимо было: «1) обеспечить начальные народные училища материальными средствами настолько, чтобы существование их было возможным, т.е. обеспечить помещением, отоплением, освещением и прислугой; 2) усилить их материальные средства на столько, чтобы преподаватели могли получать за свой труд достаточное вознаграждение, и чтобы они могли быть снабжены, по крайней мере, необходимыми учебными пособиями; 3) приготовить преподавателей или учителей, так как потребность в хороших учителях настоятельна. По свидетельству правительственной учебной администрации в них чувствуется повсеместный недостаток» 3.

Что же касается потребностей по предмету высшего образования, то из отчетов Московского учебного округа было видно, что состояние уездных училищ и гимназий вообще неудовлетворительно, и что они не вполне достигают предположительной цели: «1) по недостатку учителей в уездных училищах, преимущественно от скудости содержания, назначенного им от правительства, что удерживает многих от принятия на себя этой должности; 2) по вынужденной со стороны учебной администрации снисходительности в выборе лиц на учительские должности так, что нередко определяются учителями люди, удовлетворяющие только одним формальным потребностям; 3) по недостатку учебных пособий при уездных училищах, который происходит от недостатка материальных средств, в их распоряжении находящихся; и 4) по недостатку тех же учебных пособий в гимназии, т.е. неудовлетворительному состоянию их библиотек и кабинетов вообще»4.

Вопрос об обеспечении земством, насколько возможно, существующих училищ материальными средствами остался открытым и Губернским земским собранием в 1866 году неразрешенным. Большинство уездных собраний пожелали удовлетворять потребности по распространению народного образования своими местными посильными средствами, каждое по своему уезду, не предпринимая для этого никаких общих однообразных по губернии мер, и затем внесли в уездные сметы на 1867 год (за исключением собраний Суздальского, Гороховецкого и Александровского) суммы на этот предмет. В трех уездах - Суздальском, Гороховецком и Александровском, училища содержались прежними средствами без всякого от земства пособия 5.

Деятельность Владимирского земства, по мнению министра народного просвещения, должна иметь посредственное участие в делах учебной и нравственно-воспитательной частей педагогических курсов. В результате управа не сочла себя вправе приступить к устройству земских педагогических курсов. Распоряжений по этому предмету от нее никаких не последовало.

На содержание училищ в 1867 году в казенных селениях, согласно сметному назначению, из общественного сбора с государственных крестьян отпущено в распоряжение губернской управы 6792 рубля 75 ¾ коп. Данную сумму согласно отзывам уездных управ распределили в следующем размере: «на Шуйский уезд 175 руб., на Владимирский 1480 руб. 57 коп., на Суздальский 651 руб., на Юрьевский уезд 426 руб., на Гороховецкий 175 руб. 50 коп., на Ковровский 845 руб. 67½ коп., на Александровский 601 руб. 50 коп., на Покровский 273 руб. 37 коп., на Муромский 166 руб. 95¼ коп., на Переславский 566 руб. 50 коп., на Вязниковский 426 руб.; что же касается двух остальных уездов Меленковского и Судогодского, то на их долю не отчислены суммы за недоставлением уездными управами надлежащих по этому предмету сведений» 6.

Интерес представляют сведения, полученные из 10 управ. Во Владимирском уезде управа предположила для обеспечения дальнейшего существования училищ в казенных селениях, содержание их принять на счет уездного земства. Для этого было ассигновано на 1868 год не более 3 тыс. руб., т.к. управа, не видя со стороны сельского населения полного сочувствия к делу народного образования, не ожидает, чтобы потребовались значительные расходы на вознаграждение наставников частных школ. Уездное собрание определило устроить еще 24 школы в различных селениях. На содержание каждого училища в год отпускать от 30 до 100 руб., по числу учащихся и усердию наставников. Расходование этих денег производить с крайней осмотрительностью и бережливостью и не иначе как по взаимному совещанию уездной управы с членами от земства уездного училищного совета.

В Суздальском уезде собрание отнесло потребности по народному образованию к потребностям губернским и поэтому не внесло в уездную смету суммы на этот предмет. Все училища, за исключением тех, которые находятся в казенных селениях, терпят крайний недостаток в материальных средствах, так что учителя преподают преимущественно безвозмездно или же за самую ничтожную плату, как например, «от 2 до 3-х руб. с мальчика или девочки за выучку чтению и письму». Уездное собрание определило: открыть уездной управе на 1868 год кредит в 600 руб. на удовлетворение потребностей по обозрению училищ и на учебные пособия по 300 руб. на каждый из этих 2-х предметов 7.

В Переславском уезде все училища терпят крайний недостаток в материальных средствах. Учителя не получают содержания или же получают скудное вознаграждение за свой труд. Учебных пособий почти что нет, и училищные помещения неудовлетворительны. Управа предложила собранию определить сумму для приобретения учебных пособий и для поддержания уже существующих училищ. Она также предложила, чтобы определению учителей в народные училища предшествовало предварительно испытание их в гимназии, и чтобы земству даваем был подробный отчет в израсходованных на дело народного образования суммах. Уездное собрание определило: а) ассигновать 2205 руб. на 1868 год для удовлетворения потребностей по народному образованию в уезде; б) обратить внимание на устроение церковно-приходских училищ в домах священнослужителей: а так как таковых училищ в уезде 27, то поддерживать их выдачею вознаграждения тем священнослужителям, которые открыли училища, от 30 до 60 руб. в год каждому, смотря по заслугам преподавателя и успехам учащихся, засвидетельствованным училищным советом. Право на такое вознаграждение имеют лишь те священнослужители, у которых будет не менее 10 учащихся; в) предоставить уездной управе 300 руб. из 2205 руб. на приобретение учебных пособий; г) обязать священнослужителей, получивших от земства вознаграждение, обучать беднейших учеников бесплатно, а за остальных учеников довольствоваться добровольной платой родителей и т.д.

В Муромском уезде дело по распространению народного образования было поручено уездному училищному совету, который управе никаких сведений не доставил. Местный уездный земский сбор должен был удовлетворять потребности содержания училищ в казенных селениях.

В Меленковском уезде собрание определило на содержание 5 существующих народных училищ и 3-х вновь открытых по 250 руб. в год на каждое, а всего 5 тыс. руб., и эту сумму внесло в свою смету на 1868 год, предоставив усмотрению управы, устройство училищной части в уезде 8.

В Шуйском уезде было три образцовых школы в селах Иванове, Тейкове и Кохме, которые и содержались частными лицами, но от земства предположено отпускать в пособие двум первым школам - 1050 рублей. Кроме того, на 11 народных училищ, из которых одно находится в казенном селении Пупках и одно вновь открыто, предположено отпускать по 100 руб. в год на каждое.

В Покровском уезде из ассигнованных 700 рублей на народное образование расхода не было произведено. По мнению уездного собрания, училищная часть в уезде должна быть предоставлена в ведение уездных земских учреждений. Расходы по содержанию школ должны быть покрыты уездным земским сбором. На распространение народного образования в Покровском уезде в 1868 году было предложено израсходовать 1000 рублей.

В Гороховецком уезде собрание ограничилось ассигнованием 40 рублей из остатков уездного сбора на разъезды членов уездного училищного совета.

В Юрьевском уезде народных училищ насчитывалось 29, и в них обучалось 419 мальчиков и 73 девочки. Ассигнованные же на 1867 год 300 рублей на необходимые расходы уездного училищного совета оказались не израсходованными, и собрание решило оставить эту сумму в распоряжении училищного совета на 1868 год.

В Ковровском уезде собрание определило открыть 12 народных училищ в 12 селах и поручило это уездной управе 9.

Губернская управа вынесла на обсуждение губернского собрания следующие вопросы: «Народное образование в нашей губернии настолько неудовлетворительно, что вызывает заботы земских учреждений к его улучшению или развитию. Главная и основная причина такого неудовлетворительного состояния народного образования недостаток материальных средств, на которые содержатся народные училища. Эта причина может быть устранена посильным пособием от земства из сумм земских сборов уездных или губернского» 10.

Решая вопрос финансирования народного образования, губернское земское собрание 7 декабря 1871 г. создало комиссию из 6 членов для разработки вопроса о том, на какие средства сделать учение обязательным. 9 февраля 1872 г. на заседании комиссии обсуждались многие вопросы 11. Рассматривались в том числе различные источники финансирования постройки и содержания училищ: помощь сельских обществ (натуральная повинность, обязательный сбор 175 руб. на училище), льготы от государства, средства земств, плата за учение (по 2 рубля с мальчика, по 1 рублю с девочки).

Содержание училищ тяжелым бременем ложилось на крестьян и на земство, поэтому Комиссия обратилась к изысканию других источников и остановилась на косвенном налоге с питей. К установленному акцизному сбору предложили прибавить еще по 1 копейке с градуса спирта, тогда в распоряжение земства на дело обязательного обучения ежегодно будет поступать около 400000 рублей. На заседании Комиссии 5 мая 1872 г. было решено ходатайствовать о данном решении в вышестоящих инстанциях.

По вопросу подготовки учителей в 1875 году директор народных училищ Владимирской губернии обращался во Владимирскую губернскую земскую управу с просьбой выдачи 1000 рублей на подготовку кандидатов на учительские должности. Было решено с 1876 г. вносить в смету на приготовление учителей 3500 рублей, из них 3000 рублей на содержание 30 стипендиатов в учительских семинариях и 500 рублей на другие побочные расходы 12.

Таким образом, анализируя архивные материалы по народному образованию в пореформенный период Владимирской губернии, можно сделать вывод о состоянии решения данного вопроса. Уездные земские управы должны были производить расходы на содержание учебных заведений (жалование учителя, учебные пособия, наем сторожа, отопление и освещение). Средства, которые поступали в ведение земств, были недостаточны. В результате требовались дополнительные источники денежных поступлений на распространение народного образования.

Примечания: ПСЗРИ. Т.39. 1864. ст. 40457. 2 ГАВО. Ф. 379. Оп. 1. 1861-1918 3 Доклад губернской земской управы земскому собранию по народному оразованию. Владимир, 1867. С. 2. 4 Там же. С. .3. 5 Там же. С. 8. 5 Там же. 6 Там же. С. 14. 7 Там же. С. 18. 8 Там же. С. 22. 9 Там же. С. 23. 10 Там же. С. 24. 11 ГАВО. Ф. 379. Оп. 1. Д. 67. Л. 8. 12 Там же. Д. 117. Л. 2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Секция Культура, образование и музейное дело (2)

    Документ
    Каждый эпизод лаконичного, но емкого и многозначного муромского жития требует специального исследования2. Настоящее посвящено заключительному моменту, представляющему Февронию за шитьем «воздуха».
  2. Секция Культура, образование и музейное дело (1)

    Документ
    А.В. Суворов родился в 1729 году (по сведениям Мемориального музея Суворова в С.-Петербурге), а В.М.Шукшин – ровно 200 лет спустя (1929). Будущий полководец рано остался без матери, а кинорежиссер и писатель – без отца, который в
  3. Культура. Образование. Право

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Программа организаторы конференции: Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

    Программа
    Васютина Михаила Зиновьевича, зам. председателя правительства Республики Марий Эл, министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
  5. Рабочая программа по дисциплине «правовое обеспечение творческой и организационно-управленческой деятельности в сфере культуры» Для специальности: культурология

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования (второго поколения) по дисциплине «Правовое обеспечение творческой и организационно-управленческой

Другие похожие документы..