Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відбір на освітньо - кваліфікаційний рівень – магістр із соціальної роботи проводиться на основі повної вищої освіти із врахуванням рівня знань, умін...полностью>>
'Реферат'
Актуальность темы исследования определяется заслугой Ф. Энгельса, а именно что он творчески отнесся к схеме Л. Моргана, насытил ее новым содержанием....полностью>>
'Заседание'
вопросы доступности и качества лекарственного обеспечения населения Тюменской области: Обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граж...полностью>>
'Документ'
Одинаковы ли эти стихотворения о природе? На самом деле, это два разных поэта и творчество у них у каждого свое. Каждый из них по-своему рисует мгнов...полностью>>

Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (3)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Сборник нормативных документов и методических рекомендаций

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОМУ И АНАЛИТИЧЕСКОМУ ИЗДАНИЮ

Томск 2009

Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.- 105 с.

Сборник подготовлен по заказу департамента образования .

В сборник включены нормативные правовые документы и методические рекомендации, утверждённые до 2009 года .

Нормативные документы регламентируют деятельность образовательных учреждений по организации коррекционно-развивающей работы на уровне группы, класса.

Содержание методических рекомендаций направлено на организацию и создание комфортной развивающей среды в школьных и дошкольных образовательных учреждениях.

Сборник подготовлен для руководителей и педагогических работников, участвующих в коррекционно-образовательном процессе в условиях специальных и общеобразовательных учреждений.

Содержание

Введение

Раздел I. Документы, регламентирующие коррекционно-развивающую работу в специальных (коррекционных) классах, группах в условиях общеобразовательного учреждения

Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)………………..

Постановление Правительства РФ от 01.07.95 №677 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.97 №179) «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»……………………………

Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»……

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ…………………………..

Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»…………………

Приложение к приказу МО РФ от 8 февраля 1992г. №333 «Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»……….

Приказ МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»…………..

Приказ департамента общего образования Томской области от 21/08/2007 № 867 «О примерном учебном плане образовательных учреждений Томской области, реализующих программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» ………………………………………………………………………………….

Приказ Министерства просвещения СССР от 3.07.81 №103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития»…………….

Инструктивное письмо Министерства здравоохранения от 23.01.90 №22-02-08/11 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития»……………………….

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»……………………

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»…………………………………………………

Приложение к письму Министерства образования РФ от 12.01.1993 №10/32-т «Извлечения из перечня компенсационных доплат и повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений» ……………

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6 (Д) «Положение о Психолого - медико - педагогической комиссии»…

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «Положение о Психолого -медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»………………………….

Раздел II. Методические рекомендации для организации коррекционно-развивающей работы учителей - логопедов, дефектологов образовательных учреждений

Из проекта концепции специального обучения и воспитания детей с нарушением умственного и физического развития…………………….

Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.89 № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития»…………………

Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе………………………

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения, утвержденные Гособразованием СССР и Минздравом СССР от 26.11.90 №37-14/2………………………

О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в высшие и средние специальные учебные заведения граждан с ограниченными возможностями здоровья……………..

Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой………………

Приказ департамента общего образования Томской области об утверждении формы «Выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования»………….. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами…………..

Словарь психологических терминов………………………………….

Введение

Уважаемые коллеги!

На современном этапе безбарьерное пространство коррекционно-развивающего образования должно найти своё место во всех звеньях системы дошкольного и общего образования. Необходимо в каждом образовательном учреждении создать адаптивную среду, которая бы сама приспосабливалась к ребёнку, требующему повышенного внимания и заботы.

Для создания условий формирования комфортной среды в образовательных учреждениях необходимо знать нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по данному направлению на уровне Российской Федерации, областного, муниципального образования.

Сборник нормативных, методических документов по коррекционно-развивающему образованию позволит грамотно планировать работу в образовательных учреждениях по оказанию комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Состав детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся и воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе, очень разный. В условиях общеобразовательного класса, дошкольной группы обучаются дети с задержкой психического развития, с нарушением зрения, слуха, с тяжёлым нарушением речи, с нарушением интеллекта.

В сборник включены приказы, инструктивно-методические письма и рекомендации, учебные планы и другие действующие документы, утверждённые до 2009 года.

Содержание сборника состоит из двух разделов:

-документы, регламентирующие работу в специальных (коррекционных) классах, группах образовательных учреждений;

-методические рекомендации для организации коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов, дефектологов образовательных учреждений.

Сборник подготовлен в помощь руководителям образовательных учреждений, педагогам, учителям-логопедам, дефектологам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Раздел I.

Документы, регламентирующие коррекционно-развивающую работу в специальных (коррекционных) классах, группах в условиях общеобразовательного учреждения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Черномырдин

Приложение

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

(утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288)

(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)

I. Общие положения

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 1 на­стоящего Положения изложен в новой редакции. (Здесь и далее курсивом выделе­ны примечания редактора.)

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создают­ся следующие специальные (коррекционные) образовательные учрежде­ния:

специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с наруше­нием опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специаль­ные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образо­вательном учреждении.

Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, см. письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 см. с. 59 настоя­щего сборника.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по ре­абилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здра­воохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений I—V/// видов см. письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 — см. с. 62 настоящего сборника.

См. Методические рекомендации о деятельности 1012 классов в специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной тру­довой подготовкой см. с. 75 настоящего сборника.

  1. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) об­разовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учрежде­ние) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

  2. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для
обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоя­щим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Ти­повое положение выполняет функцию примерного.

II. Организация деятельности коррекционного учреждения

  1. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями)
    и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного уч­реждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение ор­ганов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

  1. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуще­ствляются в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации.

  2. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, уста­новленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разреше­ния).

  3. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает
    права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет,
    текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

  4. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с
    Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения являет­ся установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государственного образовательного стандарта.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в абзац четвертый пункта 13 настоящего Положения внесены изменения.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием пе­речень документов, определяемых Министерством образования Россий­ской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего ат­тестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для при­нятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекци­онного учреждения аттестованным или неаттестованным.

  1. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредита­цию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об обра­зовании».

  2. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекци­онное учреждение может реализовывать дополнительные образователь­ные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образователь­ных программ.

  3. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном
    учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитар­ных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 16 настоящего Положения дополнен текстом следующего содержания:

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

для глухих — 6 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, —10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 человек;

для слепых — 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших—12 человек;

для имеющих тяжелые нарушения речи —12 человек;

для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата —10 человек;

для имеющих задержку психического развития —12 человек;

для умственно отсталых — 12 человек;

для глубоко умственно отсталых — 10 человек;

для имеющих сложные дефекты — 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-быто­вой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается про­филь трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекци­онного учреждения.

III. Образовательный процесс

  1. Содержание образования в коррекционном учреждении определя­ется образовательной программой (образовательными программами), раз­рабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и ин­дивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

  2. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется
    исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориенти­рованных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитан­ника для индивидуальной трудовой деятельности.

  3. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного
    учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструмен­том со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

  4. Организация образовательного процесса в коррекционном учреж­дении регламентируется учебным планом, годовым календарным графи­ком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор­рекционным учреждением самостоятельно.

  5. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в кор­рекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

  6. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государствен­ную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государ­ственного образца об уровне образования и (или) квалификации или сви­детельство об окончании этого коррекционного учреждения.

См. формы свидетельств государственного образца об окончании специаль­ной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (кор­рекционного) класса общеобразовательного учреждения, утвержденные приказом Минобразования РФ от 5 февраля 2002 г. № 334 см. с. 83 настоящего сборника.

IV. Участники образовательного процесса

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в пункт 24 настоящего Положения внесены изменения.

  1. Участниками образовательного процесса являются педагогические,
    инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного уч­реждения, воспитанники и их родители (законные представители).

  2. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (закон­ных представителей) и по заключению психолого-педагогической и меди­ко-педагогической комиссий.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в пункт 26 настоящего Положения внесены изменения.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспи­танники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагоги­ческой комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 27 настоящего Положения изложен в новой редакции.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комп­лектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюде­ния в условиях образовательного процесса.

См. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждениях» см. с. 80 настоящего сборника.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое обра­зовательное учреждение осуществляется органами управления образова­нием с согласия родителей (законных представителей) и на основании зак­лючения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществ­ляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учи­телями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекци­онном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30.Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществля­ют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического режима, организацию физического вос­питания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации
индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с уче­том здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, професси­ональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (за­конным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикамен­тозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. Управление коррекционным учреждением



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (1)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  2. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (2)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  3. Сборник методических рекомендаций по подготовке дипломных работ по методике преподавания математики

    Диплом
    С23 . Сборник методических рекомендаций по подготовке дипломных работ по методике преподавания математики. / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И.И. Зубарева, М.
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения

Другие похожие документы..