Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Расходы по изготовлению копии документов составляют 2 (Два) рубля - за 1 лист. Копия документов будет предоставлена в срок не более 7 дней с момента ...полностью>>
'Документ'
Защита диссертации состоится « » 2003 года в 1600 часов на заседании Диссертационного Совета К.053.05.27 по отечественной истории при Московском госу...полностью>>
'Документ'
World Wide Web – глобальная компьютерная сеть на сегодняшний день содержит миллионы сайтов, на которых размещена всевозможная информация. Люди получа...полностью>>
'Документ'
1). "Софист" - это позитивный термин, означает "мудрый", искушенный, эксперт знания. Однако, в контексте полемики Платона и Аристо...полностью>>

Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 (в редакции постановления Правительства от 23. 12. 2004 №838), утвержденным им Положением о доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

113

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д О К Л А Д

о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2011-2013 гг.

Москва, 2010

Введение

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2011  2013 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 (в редакции постановления Правительства от 23.12.2004 № 838), утвержденным им Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, Методическими рекомендациями по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2006 – 2008 годы, а также Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 239.

Доклад разработан с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» Министерство культуры Российской Федерации (далее – Минкультуры России, Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия) кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в ведении Минкультуры России находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральное архивное агентство (Росархив).

В соответствии с Методическими указаниями Минфина России по составлению проекта федерального бюджета на предстоящий год и среднесрочную перспективу в состав Минкультуры России как субъекта бюджетного планирования, включены следующие федеральные государственные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета: Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд), Государственный Эрмитаж.

Государственный академический Большой театр России и Государственный Эрмитаж находятся в ведении Министерства культуры Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. № 5-р в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 219), Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В настоящее время в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) и Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р) и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 215, а также приказом Минэкономразвития России от 06.04.2009 № 114 Минкультуры России подготовило карты проектов по следующим приоритетным проектам Правительства Российской Федерации:

«Сохранение и повышение доступности объектов культурного наследия» (проект 14) (в рамках проекта планируется достижение таких целей, как обеспечение для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, популяризация и сохранение культурного наследия);

«Развитие библиотечного дела» (проект 15) (проект направлен на обеспечение информационных потребностей граждан Российской Федерации через библиотечное обслуживание и сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, хранящегося в библиотеках).

  1. Цели, задачи и показатели деятельности

Основой для выделения стратегических целей Минкультуры России являются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан в сфере культуры, искусства и информации, а также связанные с необходимостью обеспечения указанных прав приоритеты государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Миссией Минкультуры России, определяющей приоритеты его деятельности, является «Развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности, устойчивого и динамичного развития России».

В современном мире культура является важнейшими фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.

Стратегическими целями Минкультуры России как субъекта бюджетного планирования (далее также – СБП) являются:

  1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям;

  2. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.

Первая стратегическая цель «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям» направлена на реализацию соответствующего права граждан России, установленного статьей 44 Конституции Российской Федерации (пункт 2).

Свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.

Обеспечение данного права осуществляется, главным образом, через создание возможности для граждан получения доступа к культурным ценностям (памятники истории и культуры, Музейный фонд Российской Федерации, библиотечные и архивные фонды, фильмофонды и др.) путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования.

Достижение первой стратегической цели предполагает решение трех тактических задач:

1.1. Сохранение культурного и исторического наследия;

1.2. Обеспечение сохранности, пополнения и использования фильмофондов и архивных фондов;

1.3. Создание условий для улучшения доступа граждан России к информации и знаниям;

1.1. Сохранение культурного и исторического наследия

Законодательной базой, обосновывающей необходимость достижения данной стратегической цели и регламентирующей деятельности по ее достижению, являются:

пункт 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, который определяет необходимость сохранения исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры;

положения Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997
№ 2-ФКЗ (ред. от 03.11.2004) «О Правительстве Российской Федерации» (абзац 5 статьи 17), включающего в состав полномочий Правительства обеспечение государственной поддержки культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации, а также с учетом положений Международной Конвенции защиты Всемирного культурного и природного наследия.

Решение данной задачи также направлено на реализацию положений следующих федеральных законов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:

Закон от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

Закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

Закон от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»;

Закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий (в части разграничения полномочий в отношении памятников истории и культуры);

Закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

Закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда»;

и др.

Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для Российской Федерации, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим фактором формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.

Кроме того, для сохранности культурных ценностей государственных фондов и минимизации их теневого оборота в рамках задачи осуществляется мониторинг и учет вывозимых и ввозимых, утерянных, похищенных и пропавших культурных ценностей. В качестве одного из необходимых направлений государственной политики рассматривается неукоснительное соблюдение прав собственности на культурные ценности, в том числе содействие передачи культурных ценностей их законным владельцам.

Важную часть национального культурного достояния Российской Федерации составляют недвижимые памятники истории и культуры, которые являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.

В настоящее время в России насчитывается примерно 93 тысячи объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Однако в это число не входят выявленные объекты, представляющие историко-культурную ценность, в том числе памятники археологии. При этом памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа. К сожалению, органы юстиции не всегда владеют информацией при регистрации сделок на объекты недвижимости о том, являются ли или связаны с памятниками истории и культуры эти объекты, поэтому в свидетельствах о праве не фиксируются ограничения в пользовании объектами культурного наследия, что влечет за собой нанесение ущерба памятникам истории и культуры, вплоть до их утраты.

В соответствии с актуальными проблемами в области сохранения объектов культурного наследия, приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере являются:

  • проработка вопросов разграничения собственности на объекты культурного наследия. В настоящее время Минкультуры России проводит работу по разграничению памятников истории и культуры на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Соответствующие предложения направляются в Росимущество.

  • разработка дополнительных нормативных актов, нацеленных на обеспечение механизмов сохранения и использования культурного наследия;

  • создание нормативных условий хранения для Музейного фонда Российской Федерации;

  • создание единой системы государственных органов сохранения объектов культурного наследия в Российской Федерации;

  • проведение всеобщей инвентаризации состава объектов культурного наследия с последующей регистрацией объектов культурного наследия в едином государственном реестре;

  • реставрация памятников истории и культуры, в том числе находящихся в оперативном управление религиозных организаций, музейных предметов и музейных коллекций, реставрация и консервация библиотечных фондов;

  • обеспечение соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.

Актуальными направлениями государственной политики в отношении музеев, являющихся социальными институтами, занимающимися сохранением и использованием культурного наследия, являются:

  • реформирование деятельности музеев и укрепление их материально-технической базы;

  • расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и её актуализация в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;

  • обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных также с ведением комплектования, научной обработки, изучения, учёта и хранения музейных фондов;

  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия;

  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при вывозе из РФ и ввозе на ее территорию культурных ценностей; и др.

1.2. Обеспечение сохранности, пополнения и использования фильмофондов и архивных фондов

Данная задача решается в соответствии с положениями федеральных законов Российской Федерации:

от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»»;

от 29 декабря 1994 г. № 77-Ф3 "Об обязательном экземпляре документов".

В рамках решения данной задачи осуществляются меры, направленные на обеспечение сохранности, пополнения и использования рассматриваемых фондов, в том числе:

  • пополнение и комплектование фондовых материалов;

  • хранение фондовых материалов на различных видах носителей;

  • контроль технического состояния и профилактическая обработка фондовых материалов;

  • проведение реставрационных, консервационных, противоаварийных работ по объектам хранения фильмофондов и архивных фондов;

  • обеспечение поддержания оптимальных условий хранения и безопасности фондовых материалов;

  • реализация экономических, правовых и организационных мер, стимулирующих и принуждающих держателей и пользователей фондов обеспечивать их сохранность и надлежащее содержание;

  • создание условий для перевода в цифровой формат аудио и аудиовизуальных фондовых материалов.

Для полного обеспечения сохранности указанных государственных фондов необходимо своевременное и научно обоснованное их пополнение, позволяющее с максимальной полнотой документировать все стороны жизни российского общества, развитие культуры и искусства, обеспечивать информационные потребности различных слоев общества.

Рассматриваемая задача также предполагает проведение работ по рассекречиванию в установленном порядке архивных документов, представление общественности архивных документов путем их экспонирования на выставках, публикацию в средствах массовой информации, глобальных информационных сетях и т.д., работу федеральных государственных архивов по поиску и предоставлению информации, необходимой населению для представления в органы социальной защиты для начисления и перерасчета пенсий, выплаты льгот и компенсаций, установленных законодательством и т.п.

В сфере сохранения фильмофондов и архивных фондов проводятся следующие мероприятия:

  • внедряются эффективные системы мониторинга состояния и использования документов Архивного фонда Российской Федерации;

  • создаются условия для повышения уровня безопасности хранения архивных документов;

  • совершенствуются условия доступа к информационным ресурсам и услугам архивов в целях духовного развития общества;

  • на основе архивных документов осуществляется содействие производству информационно содержательной продукции, отвечающей современным потребностям граждан, общества и государства;

  • ведется строительство новых хранилищ для размещения фильмофондов и архивных фондов в надлежащих условиях и др.

1.3. Создание условий для улучшения доступа граждан России к информации и знаниям

Решение задачи создания условий для улучшения доступа граждан к библиотечной информации и знаниям предполагает развитие библиотечного дела. В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле», каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

В соответствии с указанным законом, развитие библиотечного дела осуществляется в соответствии с принципами, гарантирующими права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Библиотеки страны   ключевое звено в создании единого информационного и культурного пространства страны и удовлетворении конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям. Они выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являясь одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры городов и сел и внося весомый вклад в экономическое развитие страны.

Целями государственной политики в области библиотечного дела является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.

Для решения данной задачи Минкультуры России осуществляет мероприятия по информатизации деятельности библиотек, укреплению материально-технической базы федеральных библиотек, оказывает государственную поддержку библиотекам, внедряющим инновационные проекты в области библиотечного дела, предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга и др.

Указанные мероприятия содействуют формированию региональной культурной политики и развитию социального партнерства, межбиблиотечного взаимодействия, созданию корпоративных информационно-библиотечных систем, повышению качества предоставляемых услуг, внедрению новых форм работы с читателями, модернизации систем управления библиотеками, библиотечными сетями, повышению качества подготовки и переподготовки специалистов библиотечного дела, оснащению компьютерами публичных библиотек страны и др.

В рамках этой задачи учреждениями культуры разрабатываются механизмы предоставления дополнительных возможностей для пользования благами культуры отдельным социальным группам населения (дети, лица с ограниченными возможностями, малоимущие граждане).

Вторая стратегическая цель «Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни» направлена на реализацию прав граждан России на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, установленных в статье 44 Конституции Российской Федерации.

Деятельность Минкультуры России в рамках реализации указанной цели в планируемом периоде будет направлена на:

  • сохранение лучших традиций русского театрального и киноискусства;

  • обеспечение свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;

  • охрана авторских и смежных прав;

  • создание условий для обеспечения возможности участия граждан в культурной жизни и пользования учреждениями культуры;

  • обеспечение дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации субъектов сферы культуры и массовых коммуникаций;

  • сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования;

  • расширение гуманитарного и массового начального художественного образования и эстетического воспитания.

Достижение второй стратегической цели предполагает решение следующих трех тактических задач:

2.1. Сохранение и развитие творческого потенциала нации;

2.2. Поддержка и развитие кинематографии, создание условий для доступа к произведениям кинематографии;

2.3. Укрепление единого культурного пространства России, интеграция российской культуры в мировое культурное пространство.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2010-2012 годы

    Доклад
    Приложение 3. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства
  2. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)" (далее именуется программа (1)

    Программа
    Постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 N 377, вступающим в силу с 1 января 2010 года, в наименовании и пункте 1 данной Федеральной целевой программы слова "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"
  3. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)" (далее именуется программа (2)

    Программа
    Постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 N 377, вступающим в силу с 1 января 2010 года, в наименовании и пункте 1 данной Федеральной целевой программы слова "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"
  4. Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон

    Закон
    - разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» и Федеральный закон «О государственной
  5. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Астраханской области доклад

    Доклад
    Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2002 году» (выпуск 9) подготовлен департаментом по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации при участии структурных подразделений Администрации области,

Другие похожие документы..