Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пределы взыскания денежных выплат не распространяются на случаи взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, выполнения нижеоплачиваем...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Бюджетного кодексу України, Закону України “Про Державний бюджет України на 2009 рік”, Закону України “Про бухгалтерський облік та фіна...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-иссле...полностью>>
'Тезисы'
Социальная антропология модерна до последнего времени исследовала главным образом его рационалистическую сторону, такую как политическая экономия, го...полностью>>

Утверждена (9)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

За последнее десятилетие произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования – прикладные исследования – промышленное производство».

Недостаточно востребован высокий потенциал академического и вузовского секторов науки, эти сектора мало вовлечены в процесс формирования экономики знаний.

Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.

Положение в инновационной сфере

В переходный период развития российской экономики (начиная с 1991 года) в рамках целого ряда правительственных решений и программ предпринимались неоднократные попытки формирования целостной государственной политики по поддержке и развитию российской науки, а также формированию адекватных вызовам глобализации институциональной среды и организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере. Тем не менее, к настоящему времени тенденции технологического отставания значительной части перерабатывающих отраслей российской экономики до сих пор не преодолены. Интеллектуальный потенциал общества задействован в решении ключевых задач развития страны недостаточно эффективно.

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Основные предпосылки для формирования такой модели развития в России – при безусловной необходимости их реформирования – сохранены:

наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего, научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы);

обеспечение проведения прикладных исследований и технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука), наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности, в авиационно-космической и атомной промышленности;

эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;

наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры – инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков (в т.ч., при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные и частные венчурные, и др.

В то же время дальнейшее формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:

наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно-технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.п.) механизмы;

отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, общая «размытость» перечня критических технологий федерального значения, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становится нерациональное распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих, в т.ч., конкурентоспособность экономики России на мировом рынке;

отсутствие общей координации финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти НИОКР, что препятствует как консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов, так и инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;

ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т.ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения цепи «прикладные исследования – опытно-конструкторские разработки – производство», подготовки кадров под конкретные направления инновационной деятельности;

низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также – для частных инвесторов и кредитных организаций – об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;

низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в т.ч., без образования юридического лица);

наличие законодательных ограничений, не позволяющих использовать бюджетные средства, выделяемые РАН и отраслевым академиям, имеющим государственный статус, ведомственным и другим государственным научным организациям на развитие инновационной деятельности, прежде всего, на создание аффилированных академическим институтам лиц (инновационных предприятий и инновационной инфраструктуры академий);

недооценка частью органов государственной власти и управления (включая администрации субъектов Российской Федерации) социально-экономической значимости развития инновационных процессов в стране, что приводит к не всегда обоснованному выбору отраслевых и региональных приоритетов технологического развития и, соответственно, снижению эффективности использования бюджетных средств.

В результате, для инновационной сферы России до сих пор характерны:

низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики;

дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки;

низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования;

неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Такая ситуация сохраняется на фоне того, что к началу 2006 года в России:

сформировалась система реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, основанная на долевом участии федерального бюджета (финансирование стадии НИОКР) и внебюджетных источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции);

формируются основы нормативного правового обеспечения и государственной поддержки инновационной деятельности (первым шагом в этом отношении стали утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года);

создается система прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий, одним из основных элементов которой является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

в основном сформировалась система частных венчурных фондов, а также – через реализацию мер по поддержке малого инновационного предпринимательства и развитию системы венчурных фондов5, деятельность Венчурного инновационного фонда – создается система таких отраслевых и региональных венчурных фондов с государственным участием;

в субъектах Российской Федерации с высоким научным потенциалом (например, в Московской, Томской и других областях) реализуются пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем; в части регионов уже приняты местные законы об инновационной деятельности;

сформирована система и механизмы государственной поддержки наукоградов, специфической особенностью которых является приоритетное развитие инновационной деятельности и ее инфраструктуры; в четырех регионах уже создаются первые особые экономические зоны технико-внедренческого типа;

получили развитие новые для национальной инновационной системы негосударственные формы: независимые исследовательские центры (преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые инновационные предприятия (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы);

получил развитие научно-исследовательский комплекс внутри крупных корпораций (корпоративная наука);

формируется способная к саморазвитию инновационная подсистема в рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь, на базе имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других академий наук, имеющих государственный статус;

началось создание региональных и отраслевых структур кластерного типа6, позволяющих существенно повысить эффективность взаимодействия предприятий частного высокотехнологичного сектора экономики и научных организаций.

Однако в целом, отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации привело большинство научных организаций к реализации «политики консервации и выживания» вместо «политики развития».

1.2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

Для детализации указанной системной проблемы целесообразно выделить четыре проблемы следующего уровня.

  1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его расширенного воспроизводства. Это обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России как научной державы.

  2. Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне низком уровне экспорта технологий.

  3. В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям, в значительной части компании инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Это предопределяет, при наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора, доминирование в его затратах на технологические инновации расходов на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки.

  4. В целом, ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

    1. Обоснование уровня решения системной проблемы

Возникновение проблемы торможения среды «генерации знаний», низкой инновационной активности и технологического отставания в российской экономике во многом носит объективный характер и обусловлено серьезными структурными диспропорциями советской экономики, сложностью и длительностью формирования новой институциональной среды. В то же время субъективная недооценка глубины проблемы органами управления всех уровней, не всегда рациональный выбор приоритетов и инструментов стимулирования инновационного развития в ряде случаев усугубили кризис в научно-технической сфере, привели к нерациональному использованию значительных объемов ресурсов, ослаблению кадрового потенциала научного и технологического развития.

В настоящее время инвестиционный барьер технологического переоснащения экономики весьма высок, а динамика инвестиций в секторах высоких переделов неудовлетворительна. Инерционные прогнозы развития несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности желаемыми темпами нереалистично.

Преодоление инерционных тенденций развития требует изменения условий, стимулирующих инновационное развитие, включая:

необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;

обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;

возможность поддержки рациональной инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.

Формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики, регулирование использования прав на интеллектуальную собственность, государственное регулирование и поддержка системы высшего образования и фундаментальных исследований (системообразующей составляющей сферы генерации знаний) находятся в зоне ответственности федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в их компетенции находится и управление государственными предприятиями и учреждениями, доминирующими в научно-исследовательском секторе.

Таким образом, решение проблемы ускорения инновационного развития российской экономики находится в зоне ответственности Правительства Российской Федерации, включая участие в ее решении администраций субъектов Российской Федерации.

Такая ответственность в полной мере определена в перечне системных проблем, подлежащих решению в приоритетном порядке в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28.07.2004 г. № 3944-П1).

1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

1. Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

2. Создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и встроенной в глобальную инновационную систему

3. Технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий.

4. Создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.

1.5. Критерии и индикаторы решения проблемы

Основными критериями решения поставленной проблемы являются:

обеспечение заданного темпа роста сектора исследований и разработок;

обеспечение заданных темпов технологической инновационной динамики в промышленности.

Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.

2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г.

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (2,0 к 2007 г. и 4.0 к 2011 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%).

4. Повышение уровня инновационной активности в сфере малого бизнеса: ежегодный прирост числа малых инновационных предприятий составит 85 единиц в 2010 г. и 120 единиц в 2015 г., при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля будет составлять не менее 10% в год.

5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР будет расти не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).

Реализация Стратегии окажет существенное влияние на укрепление конкурентной позиции российской экономики за счет следующих элементов:

обеспечения технологической восприимчивости ключевых секторов промышленности, обеспечивающей возможность их устойчивого развития и адекватной реакции на технологические вызовы глобальной экономики;

конкурентного в глобальном мире уровня развития «человеческого капитала»;

создания условий для обеспечения рациональной степени технологической независимости в сфере обороны;

обеспечения благоприятных социальных условий для развития научной и технической интеллигенции.

Основные целевые показатели реализации Стратегии и их обоснование приведены в Приложении 2.

2. Выбор направления решения системной проблемы

Разрешение сформулированного выше системного противоречия, связанного с позиционированием российского сектора исследований и разработок, может осуществляться как в рамках модернизированного инерционного сценария, так и в рамках активного сценария, предусматривающего существенное изменение государственной политики в сфере науки и инноваций, перехода от практики консервации и сохранения интеллектуального потенциала к его активному использованию для развития российской экономики и общества.

2.1. Инерционный сценарий

Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии существующих позитивных тенденций.

В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые тенденции:

  • ориентация сектора исследований и разработок на создание технологической основы для модернизации широкого круга отраслей российской экономики;

  • де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на базе импортных технологий.

В рамках инерционного сценария возможно дальнейшее развитие этих тенденций. Основные элементы возможного плана действий по их усилению представлены ниже.

1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора российской экономики:

концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов экономики, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и технологических заделов;

государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах на период разработки отечественных технологий;

реорганизация сектора исследований и разработок для расширения его возможностей по реализации широкомасштабных технологических программ.

  1. Стимулирование технологической модернизации российской экономики преимущественно на основе внедрения зарубежных технологий:

создание благоприятных условий для размещения зарубежных технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и правовое обеспечение;

обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на внедрение зарубежных технологий;

использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для улучшения качества системы образования в интересах развития импортируемых технологий.

Существует ряд ограничений и благоприятных факторов в реализации данного сценария.

1. Возможности широкомасштабной модернизации отраслей экономики на базе отечественных разработок.

К ограничениям относятся:

неопределенности в прогнозе развития высокотехнологических секторов промышленности на перспективу 5 – 10 лет при технологическом отставании отечественных разработок по большинству перспективных направлений приблизительно на такие же сроки;

пределы темпов роста сектора исследований и разработок, связанные с периодом послевузовской подготовки специалистов для осуществления передовых разработок;

ресурсные ограничения.

К благоприятным факторам относятся:

наличие «незагруженного» потенциала сектора исследований и разработок;

растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1-2 года.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для широкомасштабной технологической модернизации на базе отечественных технологий, может быть сделана исходя из данных по затратам на НИОКР международных компаний. Эти оценки показывают, что для большинства секторов, в которых уже фиксируется существенное технологическое отставание, программы достижения мирового технологического уровня за счет собственных разработок требуют ресурсов на НИОКР в течение ближайших 5 лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей промышленности. Инвестиции только в разработку технологий должны составлять не менее 5 % ВВП в течение 5 лет, т.е. должны быть увеличены в 3,5 раза, по крайней мере.

Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:

невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим отрывом зарубежных конкурентов. Данный фактор риска особенно велик в связи со слабой встроенностью российских компаний в глобальный высокотехнологический рынок, отсутствием опыта коммерческих работ в российском секторе исследований и разработок;

снижением уровня финансирования, в том числе бюджетного, в ходе разработок, вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры;

недоведением разработок до желаемого результата, вследствие недостаточной квалификации и опыта в прикладной сфере;

деградацией среды «генерации знаний».

Частичная компенсация рисков и ошибок в анализе конъюнктуры за счет предоставления преференций на внутреннем рынке, включая использование защитных мер, вряд ли будут эффективными ввиду недостаточной развитости внутреннего рынка.

Характер описанных рисков делает маловероятным привлечение к реализации указанного направления внебюджетных ресурсов. Реализация данного способа может привести к существенному снижению предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение разрабатываемых отечественных технологий. При этом влияние на макроэкономические показатели развития страны реализации данного способа решения проблемы можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития сектора исследований и разработок как раз на наиболее экономически перспективных направлениях развития промышленности. До 2010 г. реализация стратегии опережающего технологического развития на основе отечественных разработок не может дать существенного вклада в рост ВВП.

В целом, успешная реализация рассмотренного способа инновационного и технологического развития на основе ускорения разработок отечественных технологий для массового переоснащения российской экономики представляется крайне маловероятной.

2. Возможности технологической модернизации промышленности преимущественно на основе импортных технологий.

К ограничениям относятся:

недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;

недопустимость существенного ослабления сектора исследований и разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития базовых военных технологий;

социальные и политические проблемы, связанные с сокращением сектора исследований и разработок.

К благоприятным факторам относятся:

растущий профицит федерального бюджета при благоприятном прогнозе цен на энергоносители на 1-2 года, позволяющий осуществлять стимулирование импорта технологий;

рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;

общая конъюнктура глобального рынка, тенденции поведения транснациональных корпораций, связанные с децентрализацией не только производственных, но и технологических комплексов;

высокий образовательный потенциал российской экономики;

нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных секторов;

исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных технологий для развития отечественной промышленности.

Основной стимулирующий эффект должно обеспечить совершенствование в выбранном направлении законодательной базы и институциональной среды.

Роль государства в обеспечении финансирования технологической модернизации на основе импортных технологий состоит, в основном, в стимулировании долгосрочных инвестиционных кредитов с помощью государственных институтов развития и в содействии развитию рынка инвестиционных кредитов. Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:

созданием на территории России хорошо оснащенных промышленных производств с низкой добавленной стоимостью, вместо саморазвивающихся высокотехнологических комплексов, что приведет к вступлению страны в конкуренцию за привлечение дешевой рабочей силы;

утратой конкурентных преимуществ, связанных с креативным потенциалом сферы исследований и разработок и развитием «человеческого капитала» в целом; ослаблением эффективности системы разработки базовых военных технологий.

В целом, осуществление технологической модернизации преимущественно на основе зарубежных технологий не решает поставленной проблемы. К 2010 г. возможно существенное увеличение доли валового внутреннего продукта, производимого в высокотехнологичных секторах на базе технологического переоснащения. В то же время, не обеспечивается рост или сохранение сферы генерации знаний, что может привести к исчерпанию потенциала конкурентных преимуществ, связанных с качеством «человеческого капитала» и развитым уровнем исследований и разработок.

Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы приводит к выводу о необходимости формирования более сложного, комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического развития отечественной экономики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена (2)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  2. Утверждено (31)

    Документ
    1. Общие положения 1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
  3. Утверждено (60)

    Документ
    4) определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, порядок выплаты вознаграждений и компенсаций членам Совета директоров Общества;
  4. Утверждены (1)

    Статья
    Правила землепользования и застройки (далее – Правила) являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской
  5. Утверждено (1)

    Документ
    1.1. Настоящее Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Научно-производственный комплекс «Суперметалл» имени Е.И. Рытвина» (далее – Положение) распространяется на отношения (процедуры) по приобретению любых

Другие похожие документы..