Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми. Гарантування рівності чоловіка і жінки є невід’ємною частиною прогресу людства, елементом демократії і важливою умовою розбудови п...полностью>>
'Программа курса'
Предлагаемый курс рассчитан на студентов, знакомых с общими курсами по социологической теории, методологии и методам социологического исследования. О...полностью>>
'Техническое задание'
и СИСТЕМНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ КИНОпромышленного комплекса РАСПОЛОЖЕННОГО на земельнЫХ участкАХ по адресАМ:197348, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул. Генерала Хрулева, ...полностью>>

Н. В. Гоголь писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». Знания на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исакова Е.Ю., учитель литературы

МОУ «СОШ № 83» г. Барнаула

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик.

Жизненная основа комедии «Ревизор».

Знания на уроке: юмор и сатира как основа художественной манеры Н.В. Гоголя

Ход урока.

  1. Повторение. Какие произведения Гоголя вам известны? Каких литературных героев, созданных писателем, вы помните? Чем они привлекают ваше внимание?

  1. Какие факты биографии Н.В. Гоголя повлияли на формирование его творческой манеры?

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Назван был Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Детские годы провел в родном имении Васильевке (другое название – Яновщина). У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при Малороссийском почтамте, 1805 году уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской, происходившей из помещичьей семьи. Интересна история его женитьбы: будто бы во сне явилась ему божья матерь и показала на некое дитя. Позже в Марии Ивановне он и узнал это самое дитя. В начале 20-х годов он близко сошелся с бывшим министром юстиции Дмитрием Прокофьевичем Трощинским, который жил в селе Кибинцы и устроил здесь домашний театр. Гоголь был директором этого театра и актером. Для этого театра он составлял комедии на малорусском языке.

Мать Гоголя происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича он вышла четырнадцати лет. Семейная жизнь её была самая спокойная, но Мария Ивановна отличалась повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. В семье, помимо Николая, было ещё пятеро детей.

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище, а в 1821 году поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актёр и декоратор. С особенным успехом исполняет комические роли. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась).

Больше всего, однако, Гоголя занимает мысль о гос. службе на поприще юстиции. По окончании гимназии в декабре 1829 года, Гоголь едет в Петербург. В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они ведут великую борьбу со злом – и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная, меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как быстро опустошается кошелёк, казавшийся в Нежине неистощимым.

Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появляется стихотворение «Италия», а весной того же года под псевдонимом В. Алов Гоголь печатает «идиллию в картинках, «Ганц Кюхельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы. В первые годы в Петербурге Гоголь сменил множество квартир. Дом Зверкова, наверное, не стал для него самым счастливым местом. Примерно в это время был написан «Ганц Кюхельгартен». А вот сжёг он свой неудачный опус вовсе не здесь, а в специально снятом для этих целей гостиничном номере.

В конце 1829 года ему удаётся определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Пребывание в канцелярии вызвало у Гоголя глубокое разочарование в службе государственной, но снабдило богатым материалом для будущих произведений.

В 1831-1832 годах выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение.

С 1831 по 1836 г.г. Гоголь почти сплошь прожил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности. В 1835 выходит в свет сборник Гоголя «Миргород». Критики были единодушны в оценке таланта Гоголя, особенно они выделили повесть «Тарас Бульба».

Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 году был написан «Ревизор», сюжет которого подсказан Пушкиным. 19 апреля 1836 года состоялась премьера «Ревизора» на сцене Александрийского театра в Петербурге, на которой присутствовал Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр «Ревизора», поднесённый Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень.

Вскоре после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал за границу. В общей сложности он прожил там двенадцать лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. За границей он пишет свою основную книгу-поэму «Мёртвые души», там узнает о смерти Пушкина.

В 1848 году Гоголь возвращается в Россию и поселяется в доме графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре. Там он занимал две комнаты первого этажа: одна служила приемной, другая – кабинетом, который сообщался дверью с людской. Здесь за Гоголем ухаживали как за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ни о чём. Обед, чай, ужин подавались там, где прикажет.

Кончина писателя последовала 21 февраля 1852 года около 8 часов утра. Накануне, поздно вечером, он громко произнёс: «Лестницу, поскорее, давай лестницу».

Смерть Гоголя до сих пор остаётся загадкой. До некоторой степени свет на загадки биографии Гоголя проливает рассказ сестры писателя Ольги Васильевны: «Холода он очень боялся. В последний раз он уехал отсюда, из Васильевки, с намерением прожить зиму в Риме, но заехал в Москву, там друзья стали упрашивать его остаться, пожить в России, не уезжать в Рим. Брат очень отговаривался, всё повторял, что ему вредны морозы. А над ним подшучивали, уверяли его, что всё это ему так представляется, что он отлично перенесёт зиму в России. Уговорили брата. Он остался и умер. Потом умер мой старший сын. Тогда нам стал невыносим наш старый дом. Есть в народе поверье: если строящий дом подрядчик рассердится на хозяина и если «заложит дом на его голову», то несчастья тяготеют над тем домом. В нашей семье все мужчины умирали. Мы решили, что прОклятый этот дом, и срыли его, а новый построили, хотя и рядом почти с прежним, но всё же на другом месте. И вот такое странное было явление после того, как разрушили старый дом. Под праздник Пасхи горничная увидела сон, будто прежний дом цел, и там она видела много мужчин, уже умерших, описывая внешность даже тех, кого ни разу не видела. Возможно, именно в доме заключались причины несчастий семьи. После слома дома пошло всё хорошо. Появилось на свет много детей, которые жили долго и были здоровыми. Однако и малейших признаков одарённости в них не было».

Странным образом смерть свою Гоголь, вероятно, предчувствовал. Он всегда избегал встреч с добрейшим и милым московским «доктором бедных» Фёдором Петровичем Гаазом. Однако в ночь на Новый 1852 год, он нечаянно встретил доктора, выходившего из комнат хозяина дома, где жил писатель. На своём ломаном русском Гааз пожелал ему от всего своего доброго сердца такого нового года, который даровал бы ему вечный год. Действительно, високосный 1852 год свёл писателя с вечностью, как в вечной всемирной истории литературы остались его сочинения.

Гоголь был погребён в Донском монастыре. В 1931 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

  1. В «Актерской исповеди» Н.В. Гоголь объясняет, почему именно юмор и сатира стали определяющими в его творчестве. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор»?

Чтение и обсуждение статьи учебника «Великий сатирик о себе». (Учебник-хрестоматия. Автор-составитель Г.И. Беленький. Мнемозина. М. 2000).

  1. О жанре комедии у Гоголя были свои представления.

Какие драматические произведения (пьесы) вы читали? Какие сатирические произведения вам знакомы?

  1. Драма как род литературы.

  1. Слово учителя о создании «Ревизора».

В октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора», в декабре появились черновые наброски, первая редакция – в 1836 году, а всего над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. Окончательным считается текст 1842 года.

Гоголь мечтал вернуть комедии утраченное значение. Театр – великая школа: он целой толпе за одним разом читает живой полезный урок. Сюжет комедии не оригинален. До этого известны пьесы: Квитко-Основьяненко «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе» и Александра Вельтмана «Провинциальные актеры».

Гоголя упрекали в плагиате, но новизна его пьесы в том, что лицо, принятое за ревизора, и не собиралось никого обманывать.

Тема комедии взята из самой действительности. Ситуация в то время была такова, что полным хозяином губернии был губернатор, а уездного города – городничий. Всюду царили произвол и беспорядки. Единственное, что сдерживало – страх перед ревизором из Петербурга. Гоголь взял старую тему (должностные злоупотребления) и создал произведение, оказавшееся обвинительным актом против всей российской государственности Николая I.

Современно ли звучит тема комедии?

Первая постановка пьесы была принята неоднозначно. Общественное значение пьесы было понято не сразу. На премьере 19 апреля 1836 года в Александрийском театре Петербурга присутствовал царь Николай I, который остался доволен спектаклем: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Как получилось, что при такой оценке пьеса увидела свет? Видимо, вначале она была одобрена лично Николаем I, который не понял всей ее огромной разоблачающей силы. Скорее всего, Николай I полагал, что Гоголь смеялся над заштатными городишками, их жизнью, которую сам царь со своей высоты презирал. Подлинного смысла «Ревизора» он не понял. Недоумение охватило первых зрителей. Недоумение переродилось в негодование. Чиновники не хотели узнавать себя. Общий приговор: «Это невозможность, клевета и фарс».

Сатирическая сила этого произведения была такова, что Гоголь навлек на себя ожесточенные нападки реакционных кругов. Это и неудовлетворенность петербургской постановкой, низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызывают депрессию и отъезд за границу.

  1. Герои комедии Гоголя.

  1. Смех Гоголя творил великое дело. Он обладал огромной разрушительной силой. Он уничтожал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, творил суд над ними, будил веру в возможность иной, более совершенной, действительности.

Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным, раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду».

  1. Домашнее задание.

Прочитать I действие комедии, ответить на вопрос: «Какие порядки царят в уездном городе?».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа педагога щербининой Татьяны Викторовны, 1 категория по учебному курсу «Русский язык» 5 класс Базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.
  2. Казани Учитель Григорьева И. В., 1 кв категория Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год учебно-тематическое планирование

    Учебно-тематическое планирование
    Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе 5-11 класс под.
  3. Тамакова Гульсария Закировна Категория I предмет русский язык, литература

    Литература
    Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
  4. Урока Тема цель

    Урок
    Усвоение идейного содержания стихотворений. Показать вольнолюбивые мотивы, образ автора . его гуманность ,чувство собственного достоинства, независимость , оптимизм.
  5. Николае Васильевиче Гоголе. Прочитать повесть «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». урок

    Урок
    Задание на дом. Прочитать в учебнике статью о Николае Васильевиче Гоголе. Прочитать повесть «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Другие похожие документы..