Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Порядок и норматив отчисления в городской бюджет г. Алушты части чистой прибыли (дохода) по результатам финансово-хозяйственной деятельности коммуналь...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б....полностью>>
'Методические рекомендации'
N 03-1905 от 4 сентября 2008 г.Органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации Учреждения дополнительногопрофесс...полностью>>
'Документ'
В тесте есть задания, содержание которых в одних случаях сформулировано в форме отрицательного утверждения, а в других – в форме положительного утверж...полностью>>

Урок географии в 6 классе по теме «Минералы и горные породы»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок географии в 6 классе по теме «Минералы и горные породы», УМК «Сферы»

Головина Н.Э.,

учитель географии МОУ СОШ № 18 с УИОП

Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.

Задачи:

Учебно – образовательные:

  • Формировать понятия «минерал», «горная порода», «круговорот горных пород».

  • Сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении.

Развивающие:

  • Развивать умения учащихся работать с комплексом учебных материалов «Сферы».

  • Формировать умения учащихся определять минералы и горные породы по внешним признакам, работать с определителем минералов и горных пород.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к природе родного края.

  • Воспитывать умение видеть красоту в мире неживой природы.

Ресурсы:

Учебник §16, с 50-51

Атлас с 24-25

Тетрадь – тренажёр с 34 (№1)

Тетрадь – практикум с 14-15 (№6)

Слайд – презентация на основе электронного приложения и интерактивного пособия УМК «Сфера» (Тема: «Литосфера»), ресурсов Star Board.

ТСО: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать/ понимать/ основные понятия содержания урока; основные виды горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твёрдости, прозрачности, происхождению свойствам.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные, метаморфические, магма, круговорот горных пород.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами практической работы.

Учебно – наглядный комплекс: коллекция минералов и горных пород.

Ход урока:

I Организационный момент. 2 мин

II Минералы и горные породы. 18 мин

Учитель: Тема нашего урока «Минералы и горные породы».

Ребята, давайте посмотрим на разворот вашего учебника (§16, с 51-52). Что вы сегодня узнаете? Какие бывают минералы и горные породы? Как свойства горных пород зависят от их происхождения?

(учебник с.51)

А какие минералы и горные породы, распространённые в Московской области вы знаете? Ответ учащихся: песок, глина, торф, известняк, гравий…

Учитель: Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?

  1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.

Учитель: Посмотрите на слайды, на которых изображены самые разнообразные минералы.

«Малахитовая шкатулка», «Гранатовый браслет», «Лунный камень»… Так на страницах любимых книг впервые приоткрывается мир минералов. Но рассказы о сокровищах пиратских сундуков и о добыче удачливых похитителей бриллиантов далеко не исчерпывают красоту, разнообразие и таинственность этого мира. Ведь минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблескивающие на музейных полках, но и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и золотой песок в лотке старателя, и снежинки, медленно опускающиеся на землю.

  1. Свойства и разнообразие минералов

Учитель: Возьмите обломок горного хрусталя и такой же кусок стекла (использование настоящих объектов) – оба похожи и по цвету и прозрачности. Если их сломать, у них будут одинаково острые края. Но будет и различие: горный хрусталь долгое время останется холодным в вашей руке, а стекло очень скоро станет теплым. Древние греки знали о таком свойстве и дали название «хрусталь», от греческого слова – лёд. Горный хрусталь – это прозрачная, чистая разновидность кварца. Кристаллы могут достигать до тонны (Полярный Урал, Мадагаскар).

Все ли минералы одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком?

Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.

Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Если попробуем разбить – то у нас это получится! Оказывается твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими.

Есть минералы, которые называются слюдой. Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.

Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, глауберова соль.

Наступает зима, начинаются морозы. На лужах появляется тоненькая корочка льда, на окнах – красивые морозные узоры. А это всё разнообразные внешние формы твёрдой воды. Сам минерал может быть не только твёрдым, но и жидким и даже газообразным!

Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.

Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии

Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом

  1. Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов. (Г.П. –

природное соединение минералов).

Учитель: Обратимся к геофокусу (с 51).

Всем вам известна горная порода – гранит. Эта горная порода состоит из следующих минералов:

  • Полевой шпат (розовый, красный или серый)

  • Слюда (чёрный)

  • Кварц (молочно - белый)

В зависимости от их сочетания гранит может быть красным, розовым, темно- или светло – серым.

Ребята, как вы думаете, почему горные породы такие разные?

Как вы думаете, от чего будут зависеть состав и свойства горных пород? Ответ учащихся.

Итак, свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались.

4. Происхождение горных пород

Учитель: Различают следующие группы горных пород по своему происхождению: магматические, осадочные, метаморфические.

  • 4.1 Магматические горные породы образуются при застывании

магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.

Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии.

Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы, например, гранит. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, при очень быстро и кристаллы вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы (пемза, обсидиан).

  • 4.2 Следующая группа - осадочные горные породы.

Учитель: Как вы считаете, почему эта группа имеет такое название? Ответ учащихся: Горные породы образуются в результате осаждения.

Учитель: Посмотрите на рис 4.2 (с 52). На какие группы можно разделить осадочные горные породы по своему происхождению? Ответ учащихся. Учитель:

  • Обломочные. Обломочные – образуются при разрушении

различных горных пород. Примерами могут служить следующие горные породы: галька, валун, щебень, песок. Рассмотрим их происхождение: под влиянием ветра, текучих вод, колебания температур и других воздействий разрушаются скалы. Обломки горных пород разных размеров уносятся ручейками и реками, оседают во впадинах и низинах.

  • Химические осадочные горные Породы образуются из химических

веществ, как правило, на дне водоёмов. Пример: гипс, каменная соль.

  • . Рассказ учащегося. Органические горные породы образуются

из разложившихся остатков растений, животных. Примерами могут служить: торф, известняк, мел, каменный уголь. На примере каменного угля рассмотрим происхождение осадочных органических горных пород.

  • 4.3 Следующая группа – метаморфические горные породы,

которые образуются изменения осадочных и магматических гонных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Так, из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз.

III. Практическая работа №6. Тетрадь-практикум (с 14-15) Работа в группе - 2 чел.

Вы познакомились с различными горными породами. (Цель, задачи – с 14.) А теперь попробуем научиться определять горные породы по совокупности признаков, описывать их свойства и классифицировать горные породы. Перед вами находятся образцы горных пород, белая фарфоровая пластинка, предметное стекло. (Инструктаж по охране труда во время практической работы)

Ход работы: описать свойства горных пород (цвет, сложение следы органического вещества, плотность), определите и впишите её название и происхождение.

Время работы -10 мин. По окончании работы – сбор тетрадей.

IV. Определение зоны ближайшего развития. 10 мин Использование ресурсов Star Board: Определение принадлежности горной породы к определенной группе.

V. Круговорот горных пород. 4мин

VI. Домашнее задание: §16, тетрадь- тренажер №1, с34. 1 мин



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок по теме: «Минералы и горные породы»

    Урок
    Цели урока: ввести понятия «минералы», «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы; продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
  2. Урок географии в 8 классе на тему: "Внутренние воды и водные ресурсы"

    Урок
    -   обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, ис­пользуя знания по географии, литературе, истории  и математике; -  развивать интерес к изучению географии России.
  3. Урок на тему : «Строение земной коры. Горные породы и минералы»

    Урок
    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство камня, вы познакомитесь с оболочками земли, научитесь характеризовать горные породы и узнаете много нового из жизни горных пород.
  4. Примерное планирование уроков географии в 10 классе с использованием компьютерных презентаций

    Урок
    «Урбанизация – как всемирный процесс», «Современный город», «Проблемы урбанизации» Изучение нового материала, доклады учащихся География отраслей мирового хозяйства Топливно – энергетический комплекс мира «Нефтяная промышленность
  5. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма

    Документ
    Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма.

Другие похожие документы..