Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 2006 году МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VIII вида» отметила свой юбилей – 20 лет. Этот путь отмечен многими успех...полностью>>
'Документ'
С о. Борисом мы познакомились в 1992 г., когда на факультете психологии МГУ начались семинары по христианской психологии. Это было удивительное явлени...полностью>>
'Лекция'
Маркетинг - вид коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителя и производителя посредством обмена (Ф.Котлер...полностью>>
'Анализ'
Включение России в мирохозяйственные процессы сделало очевидными низкую культуру отечественного труда, недостаточную профессиональную подготовку (кот...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» По специальности инженерные, экономические, художественные

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова

«_____» ___________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

По специальности инженерные, экономические, художественные

Факультет

Кафедра русского языка и стилистики

Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная

Очно-заочная

Заочная

Москва – 2011 г.

Составитель: Дружинина О. Б., ст. преподаватель

Рецензенты:

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и стилистики ______ , протокол № ___

Зав. кафедрой________

Одобрена Советом _____факультета издательского дела и журналистики,
____ , протокол № ______.

Председатель__________

Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи — дать системное представление о современном русском языке и языковой норме; углубить представления о крите­риях культуры речевого поведения в актуальных сферах общения; способствовать повышению культуры пользования родным языком.

1.2. Требования к знаниям и умениям

Студент должен усвоить систему современного русского языка на всех его уровнях, углубив школьные знания в данной сфере гу­манитарного образования;

должен знать (в практическом плане) основные функциональ­но-стилевые разновидности русского языка;

должен иметь представление об основных речевых ситуациях и необходимости дифференцированного речевого поведения в них.

Студент должен уметь: грамотно и логично излагать свои мысли в устной и пись­менной форме; корректно, со знанием принятых образцов составлять жиз­ненно необходимые деловые бумаги; пользоваться языком с учетом конкретной ситуации, обста­новки, правил речевого этикета.

1.3. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

Русский язык (в объеме средней школы).

2. Содержание дисциплины

2.1.1. Введение

Значение дисциплины для современного специалиста с высшим образованием. Общие сведения. Русский язык как один из индоев­ропейских языков. Место русского языка в кругу родственных сла­вянских языков.

Русский язык—национальный язык русского народа, государствен­ный язык Российской Федерации, язык межнационального общения.

Русские писатели о богатстве русского языка.

Литературный язык как нормированная и обработанная форма общенационального языка.

Основные разделы дисциплины «Русский язык и культура речи»: язык как система, уровни языка; культура речи; устная и письмен­ная форма реализации языка; речь разговорная и книжная; речь бытовая и публичная; стили книжной речи — официально-деловой, научный, публицистический, художественный.

2.1.2. Язык как система. Уровни языка

Звуковой состав языка. Звук речи как минимальная нечленимая звуковая единица. Согласные звуки и их классификация. Гласные звуки и их классификация. Понятие фонемы. Слоги и слогораздел. Редукция гласных звуков. Чередование звуков. Понятие фонети­ческой транскрипции.

Ударение в русском языке и интонация. Словесное ударение. Фразовое ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Инто­нация в русском языке: тон речи, повышение-понижение голоса, пауза. Смыслоразличительная функция интонации.

Понятие об орфоэпии. Характеристика современного русского произношения.

Графика и орфография. Соотношение между звуком и буквой, между произношением и написанием. Русский алфавит. Морфоло­гический принцип русского правописания. Фонетические написа­ния. Традиционные написания.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лек­сическое значение слова. Грамматическое значение слова. Значе­ния прямые и переносные. Многозначность слова.

Переносное значение как основа тропов. Понятие синонимии, омонимии, антонимии, паронимии.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее проис­хождения, социально-диалектного состава (сферы употребления), функционально-стилевого расслоения, экспрессивно-стилистиче­ской окраски.

Лексика общеупотребительная, социально и диалектно ограни­ченная, специальная (терминологическая и профессиональная).

Понятие об активном и пассивном запасе словаря. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Окказионализмы.

Фразеология русского языка. Идиомы, фразеологические соче­тания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов, Функционально-стилистическая классификация фразеологизмов.

Нормы словоупотребления.

Основные словари русского языка.

Лексико-фразеологические стилистические средства языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Состав слова. Исторические изменения в составе слова. Словооб­разующие и формообразующие аффиксы. Непроизводные и про­изводные основы. Производящая основа.

Типы образования слов в русском языке: лексико-семантическое словообразование, лексико-синтаксическое словообразова­ние, морфолого-синтаксическое словообразование, морфологичес­кое словообразование (словосложение, безаффиксный способ словообразования, суффиксальный и префиксальный способы сло­вообразования).

Словообразовательные модели литературно-нейтральные и сти­листически маркированные.

Морфология. Предмет морфологии. Основные способы выраже­ния грамматических значений.

Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Переходные явления в области частей речи.

Правописание частей речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные син­таксические единицы.

Словосочетания свободные и несвободные. Строение словосо­четания. Виды связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Типы предложений русского языка: утвердительные и отрица­тельные; повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные предложения; простые и сложные предложения; односоставные и двусоставные; распространенные и нераспрост­раненные предложения; полные и неполные предложения; члени­мые и нечленимые предложения.

Функции порядка слов. Прямой порядок и инверсия.

Простое предложение. Грамматическая основа двусоставного пред­ложения и ее распространители. Виды односоставных предложений.

Пунктуация в простом предложении.

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Обращения. Вводные слова, словосочетания и вводные предло­жения. Вставные конструкции. Пунктуация при обращениях, ввод­ных и вставных конструкциях.

Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные пред­ложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения открытой и закрытой структуры.

Сложные предложения с различными видами связи.

Пунктуация в сложном предложении.

Понятие о «чужой» речи: речь прямая, несобственно-прямая, косвенная. Пунктуационное оформление прямой речи.

Цитаты и пунктуация при них.

Стилистические средства синтаксиса: параллельные (синони­мические) конструкции, повторы, градация, антитеза, период и др.

2.1.3. Культура речи

Культура речи как качество речи и как наука о качестве речи. Понятие риторики и красноречия.

Составляющие культуры речи: 1) правильность речи (соответствие нормам языка); 2) чистота речи (отсутствие языковых фактов, оскор­бляющих нравственно-эстетические чувства собеседника); 3) выра­зительность речи (понятийное и экспрессивное богатство речи).

Информационные качества речи: содержательность, логичность, точность, ясность, связность, понятность, доступность.

Стилистические качества речи: правильность, чистота, вырази­тельность.

Коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.

2.1.4. Публичная речь

Основные компоненты общения: речевое событие, речевая си­туация, речевое поведение.

Приоритет слушающего над говорящим в речевой коммуникации.

Оратор и его аудитория. Ораторская речь как речь, несущая не только содержательную информацию, но и отношение к этой ин­формации и отношение к данной аудитории.

Цель речи, замысел (основной тезис и его аргументация), текст (речь оратора), реакция (с позиции слушающего)..

Основной и вспомогательный материал при подготовке к речи. Начало, развертывание и завершение публичного выступления. Подбор аргументов с учетом аудитории.

Целевые установки речи (силовое воздействие, императив: убеждение; провокация, приглашение к дискуссии) и речевое по­ведение оратора.

Информативность, убедительность и выразительность публич­ного выступления.

Возможные недочеты публичной речи: тривиальность, повторы и длинноты, несоответствие ситуации речи и аудитории.

2.1.5. Функциональное расслоение современного русского

языка

Функциональные стили русского языка как системы речевых средств, обладающие функциональной целесообразностью упот­ребления. Экстралингвистические признаки функциональных сти­лей: функция речи (сообщение, общение, воздействие) и сфера об­щения, связанная со сферой деятельности (бытовая, профессио­нальная, научная, социально-политическая, идеологическая, офи­циально-деловая, правовая и др.). Стили разговорные и книжные.

Разговорная речь и условия ее функционирования. Специфика элементов всех языковых уровней в разговорной речи. Разговор­ная речь общеупотребительная и социально или территориально ограниченная.

Стили книжной речи и сфера их распространения.

Официально-деловой стиль речи. Сфера распространения и ос­новные речевые качества. Императивный, неличный характер сти­ля, модальность предписания и долженствования.

Понятие «документ» и «служебный документ». Виды служебных документов: директивные и распорядительные; административно-организационные; личные, финансовые, учетные. Типы текстов служебных документов (по текстовой форме): неформализованные (с линейной записью связной речи) и формализованные (трафарет, анкета, таблица). Оправданность унификации формализованных типов текстов с точки зрения правовой, экономической, психоло­гической и технической.

Стилистика деловой речи. Полнота информации, точность, ла­конизм формулировок. Нейтральный тон изложения как норма де­лового этикета. Частотность стандартных речевых построений. Типовая деловая ситуация как основа для стандартизации деловой речи. Уместность и целесообразность речевого стандарта в дело­производстве. Неуместность стандарта (канцеляризма) в других сферах общения — в обиходном общении, в публицистике, в пуб­личных выступлениях.

Композиционные особенности служебных документов. Типовое оформление различных документов: заявления, справки, акты, до­веренности, автобиографии, расписки, приказы и т.п.

Научный стиль речи и его разновидности. Речевые особенно­сти естественнонаучной, научно-технической и научно-гуманитар­ной литературы; учебной и справочной. Композиционные и рече­вые особенности тезисов, рефератов, аннотаций.

Термины и терминосистемы, формулы и символы в научном тексте.

Характерные черты научного стиля: обобщенность, абстрагированность, структурно выраженная логичность изложения.

Употребление слов в предмегно-логических значениях, четкая вы­раженность синтаксических связей; цепочки атрибутивно-именных сочетаний; неличный характер синтаксических конструкций и т.д.

Стандартизация средств выражения в научно-технической раз­новидности стиля.

Публицистический стиль речи и его подстили, соответствующие жанровой дифференциации публицистических произведений (ин­формационный, аналитический, художественно-публицистический).

Информационная и воздействующая функции речи в публици­стике. Открытость и незамкнутость границ стиля.

Эффективность речи средств массовой информации. Искусство аргументации, убеждения. Открытая оценочность, полемичность, острота высказывания. Особая значимость авторской позиции.

Сочетание речевого стандарта и речевой экспрессии в публици­стике. Приемы создания экспрессии. Понятие литературного штам­па и его негативный эффект.

3. Примерный перечень практических занятий

    1. Орфоэпические нормы русского языка.

    2. Основы русского правописания: нормы орфографиче­ские и пунктуационные.

    3. Нормы согласования и управления в русском языке.

    4. Понятие правильности речи, чистоты речи и культу­ры речи.

    5. Стилистика официально-деловых документов.

    6. Стилистика научных текстов.

    7. Основы ораторской речи.

    8. Эффективность речи средств массовой информации.

4. Примерный перечень домашних заданий

    1. Лексический анализ текста (текст на выбор).

    2. Грамматический анализ текста (текст на выбор).

    3. Стилистический анализ публицистического текста (текст на выбор).

    4. Стилистический анализ инструктивно-методического документа (текст на выбор).

    5. Стилистический анализ служебного документа (текст на выбор).

    6. Стилистический анализ научного текста (текст на выбор).

6. Учебно-методические материалы по дисциплине

Литература

Основная

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.М.Мак­симова. М., 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу/Под ред. В.И.Максимова. М., 2006.

  3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М., 2003.

Дополнительная

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2010.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания и практикум по дисциплине "Русский язык и культура речи"

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).
  2. Практические занятия по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов 1 курса (набор 2010 года) очного отделения На 2010-2011 учебный год Практическое занятие №1

    Документ
    Язык — продукт общественной деятельности, это отличительная деятельность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной
  3. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Цели и задачи дисциплины (2)

    Задача
    Цель дисциплины – дать студентам основные знания об этапах становления и развития российской государственности, месте и роли России в мировой истории и современном мире; выработать умение оперировать историческими знаниями для успешного
  4. Программа дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата.
  5. Программа среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции Квалификация Технолог вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (базовый уровень подготовки ).

Другие похожие документы..