Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Талию измерила – 90! О, да всё нормалёк! Значит, я круче, чем топ-модель. Ну, думаю всё - стоп модель! И летящей походкой я вышла из мая и скрылась о...полностью>>
'Документ'
Помогает то, что в рукописи, к счастью, сохранились остатки СТАРОЙ нумерации ТЕТРАДЕЙ, а не только листов. Поясним: в старых книгах часто нумеровали ...полностью>>
'Учебное пособие'
Пособие содержит задания по трем разделам: истории педагогики и образования (с. 4-139), по курсу методологии и наиболее распространенным методологиче...полностью>>
'Документ'
"RICS - единственная международная организация, которая объединяет профессионалов во всех областях недвижимости, землепользования и строительства...полностью>>

Элективный курс для 10класса Астрофизика

Главная > Элективный курс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Элективный курс

для 10класса

Астрофизика.

Программа курса по астрофизике

10 класс (35 часов)

Пояснительная записка

Не знаю, чем я могу казаться миру,

но сам себе я кажусь только мальчиком,

играющим на морском берегу...

в то время как великий океан истины

расстилается передо мной неисследованным.

И. Ньютон

Физика и астрономия - науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе, образующих вокруг нас бесконечное разнообразие событий, свидетелями которых мы явля­емся. Стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления.

За тысячи лет развития цивилизации люди занимались изучением природ­ных явлений и их использованием в собственных интересах.

Физика и астрономия - это науки, изучающие окружающий нас мир. Их воз­никновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и науч­ного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира - систему представлений об устройстве природы, в основе шторой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников.

Значение физики и астрономии в школьном образовании определяется ро­лью физической науки в жизни современного общества. В процессе обучения этих учебных предметов решаются следующие задачи:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятель­но приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемо­сти процесса ее познания, понимание роли практики в познании;

  • развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

  • сформировать основы естественнонаучной картины мира, служить осно­вой для формирования научного миропонимания;

  • ознакомить с основными применениями физических законов в практи­ческой деятельности человека;

  • ознакомить с методами естественнонаучного исследования, в частности с экспериментом и началами построения теоретических концепций;

  • формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализации.

В плане реализации этих задач курсы строятся на следующих принципах:

  • он должен быть по возможности завершенным;

  • предложенный учебный материал должен удовлетворить интерес учащих­ся и написан доступным для понимания языком;

- должна быть обеспечена преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, а также взаимодействие с параллельно изучаемыми предмета­ми (математика, химия, биология, география).

Результатом изучения курса по астрофизике являются рефераты учащихся с элементами исследования по предложенным темам, которые они представляют и защищают на обобщающих занятиях по курсу «Астрофизика».

Содержание программы

Физика и астрономия - науки о природе- 1ч

Какой вклад в науку о природе внесли ученые Коперник, Галилей, Ломоносов, Кеплер, Ньютон, Эйнштейн.

Научные методы изучения природы – 2ч

Методы астрономических исследо­ваний и инструменты. Роль наблюдений в астрономии.

Представление о Солнечной системе -3ч

Астрономия в древности. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентри­ческая система мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения.

Законы движения небесных тел – 2ч

Законы Кеплера. Эллипс. Перигелий. Афелий. Перигей. Апогей. Обобщение и уточнение Ньютоном законом Кеплера.

Физическая природа тел солнечной системы – 7ч

Природа луны. Планеты земной группы. Планеты гиганты. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

Солнце и звезды – 9ч

Общие сведения о солнце. Строение атмосферы солнца. Источники энергии. Внутреннее строение солнца. Солнце и жизнь земли. Расстояние до звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

Строение и эволюция вселенной – 7ч

Наша галактика. Другие галактики. Метагалактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Происхождение планет. Жизнь и разум во вселенной.

Обобщающее занятие по курсу «Астрофизики» - 4ч

В виде представления и защиты рефератов.

Примерные темы рефератов:

- Развитие представлений о Вселенной.

- Земля – планета солнечной системы.

- Природа Венеры и Марса.

- Кометы и их природа.

- Солнце и жизнь Земли.

- Что такое звезды?

- Мир галактик.

- Как и зачем познает Вселенную?

- Одиноки ли мы во Вселенной?

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

курса

Всего часов

В том числе

лекции

Семинар

практич. занятие

круглый стол

1.

Физика и астрономия - науки о природе.

1

1

2.

Научные методы изучения природы

2

1

1

3.

Представление о Солнечной системе. Астрономия в древности.

1

1

4.

Геоцентрическая система мира. Гелиоцентри­ческая система мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения.

2

1

1

5.

Законы движения небесных тел. Законы Кеплера. Эллипс. Перигелий. Афелий. Перигей. Апогей. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

2

1

1

6.

Физическая природа тел солнечной системы.

2

1

1

7.

Природа луны.

1

1

8.

Планеты земной группы

1

1

9.

Планеты гиганты.

1

1

10.

Астероиды и метеориты.

1

1

11.

Кометы и метеоры.

1

1

12.

Общие сведения о солнце. Строение атмосферы солнца.

1

1

13.

Источники энергии. Внутреннее строение солнца. Солнце и жизнь земли.

2

1

1

14.

Расстояние до звезд.

1

1

15.

Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд.

2

1

1

16.

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

3

1

1

1

17.

Наша галактика.

1

1

18.

Другие галактики. Метагалактика.

2

1

1

19.

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

2

1

1

20.

Происхождение планет. Жизнь и разум во вселенной.

2

1

1

21.

Обобщающее занятие по курсу «Астрофизики» в виде представления и защиты рефератов.

4

1

3

Итого:

35

11

11

5

8

Литература

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М.: Наука, 1980.

  2. Бронштэн В.А. Гипотезы о звездах и Вселенной. – М.: Наука, 1974.

  3. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Просвещение, 1991.
    4. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. - М.: Просвещение, 1980.

  1. Кононович Э.В. Солнце - дневная звезда. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Заботин В.А., Комиссаров В.Н. Контроль знаний, умений и навыков учащихся
    при изучении курса «Физика и астрономия». - М.: Просвещение, 2003.

  3. Левитан Е.П. Физика Вселенной. - М.: Наука, 1976.

  4. Левитан Е.П. Астрономия. - М.: Просвещение, 1994.

  5. Мирлинский А.Д. Основы космонавтики. - М.: Просвещение, 1985.

  1. Навашин М.С. Телескоп астронома-любителя. - М.: Наука, 1979.

  2. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. - М.: Наука, 1978.

  3. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. - М.: Наука, 1988.

  4. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. - М.: Наука, 1984.

  5. Мирлинский А.Д. Учебный звездный атлас. - М.: Просвещение; 1986.

  6. Физика и астрономия / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, - М.: Просве­-
    щение, 1999.

  7. Школьный астрономический календарь на данный учебный год.

Требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные фактические данные о Солнечной системе (её состав, число планет, порядок их расположения по расстоянию от Солнца);

- величины (самые короткий и самый продолжительный периоды обращения планет вокруг Солнца, диаметр самой крупной из планет - Юпитера в сравнении с Землей);

- формулировки и границы применимости законов Кеплера, их связь с законов всемирного тяготения;

- понятия: основные конфигурации планет, синодический период, его связь со звёздным периодом обращения планеты и Земли;

- основные фактические данные о природе планет и других тел Солнечной системы;

- величины, характеризующие Луну и её движение;

- основные сведения об эволюции комет, их связи с метеорами и причины метеорных явлений в атмосфере;

- основные физические характеристики Солнца (масса, размер, температура);

- схему строения Солнца и физические процесса; происходящие в его недрах и атмосфере ;

- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем;

- пульсирующие и взрывающиеся звёзды;

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- структуру и состав нашей и других Галактик;

- основные типы Галактик, различия между ними.

Учащиеся должны уметь:

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;

- применять важнейшие физические теории при объяснении природы тел Солнечной системы;

- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

- использовать научно-популярную литературу для подготовки докладов и рефератов;

- использовать знания, полученные по физике и астрономии для описания и объяснения современной картины мира;

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвездного вещества и Галактик на небе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Элективный курс «Отработка основных методов и приёмов решения уравнений» 10класс. 2010/2011 уч год

    Элективный курс
    поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, в том числе, и методов обоснований, способствует лучшему освоению базового курса математики, раскрывает основные закономерности построения математической
  2. Воробьевы горы». Система элективных курсов гоу лицея №1525 «Воробьевы горы»

    Документ
    Развитие лицейского компонента в системе среднего образования наиболее глубоко связано с проблемами специализации и профессионального ориентирования. Процесс этот вполне закономерен и объективен в наше время, ибо решает наиболее актуальные
  3. Зайцева Евдокия Ивановна учитель физики высшей квалификационной категории элективный курс

    Элективный курс
    Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные
  4. Информационно-аналитическая карта (паспорт) общеобразовательного учреждения раздел I

    Документ
    1.4. Банковские реквизиты: Казначейство Р/счет 402048109 387 БИК 04252 1 ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОКПО 33272662 ОКАТО 2541437 ИНН 3803204744 КПП 380401001.
  5. Героя Советского Союза Антонова Семена Михеевича 2008 год Структура доклад

    Доклад
    Внутренняя образовательная политика школы в настоящее время- это обеспечение качественного доступного образования. Оно призвано удовлетворить образовательные потребности общества, семьи, ребенка.

Другие похожие документы..