Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
 создание площадки международного общения представителей власти, бизнеса, науки, экспертного сообщества для обсуждения тенденций развития человеческ...полностью>>
'Документ'
Этот документ базируется на международном стандарте ISO 14230 - 3 Keyword Protocol 2 и представляет собой спецификацию канала передачи данных между к...полностью>>
'Документ'
19 300 років дня народження Михайла Васильовича Ломоносова (1711 – 1765), російського вченого – природодослідника, енциклопедиста, поета, художника т...полностью>>
'Анализ'
Задачи библиотеки вытекают из принципиально нового понимания сущности и наз- начения школьной библиотеки в современном обществе. Важнейшими из них яв...полностью>>

Прикладная лингвистика

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Прикладная лингвистика

Егор Антонов

elderos@

Лингвистика за небольшой период своей истории очень изменилась. Если сравнить труды Гумбольдта и современные теории, между ними, на первый взгляд, очень мало общего. При более детальном рассмотрении выясняется, что сквозные идеи в лингвистике во многом сохраняются, однако их воплощение в теориях меняется полностью. Зачем же нужны новые лингвистические теории?

Ответ лежит, отчасти, и в области практики. Если до появления компьютера для описания явлений было достаточно довольно общих фраз, то после этого события потребовалась максимальная формализация всех лингвистических данных. Перед современным лингвистом стоит сложная задача "обучить" компьютер языку. Задача эта очень сложная, однако с изобретения компьютера до сегодняшнего дня было придумано множество разных теорий, сформирована предметная область, поставлены конкретные, наиболее нужные задачи. Помимо этого, уже довольно давно начали развиваться "некомпьютерные" направления прикладной лингвистики, такие как политическая, криминальная лингвистика и лингвистическая экспертиза. Этим и другим направлениям будет посвящен этот семинар.

Серебряный век русской поэзии. Метрика

Ксюша Семёнова

lessful@

Давайте попробуем разобраться:

  • где заканчивается проза и начинается стих;

  • какие бывают системы стихосложения и какие из них находили отражение в произведениях русских авторов начала 20 века;

  • существует ли связь между метром и смыслом, если да, то какова её природа;

  • в чём разница между свободным и вольным стихом;

  • чем отличается дольник от логаэда (и что это, вообще, такое);

  • каким размером написано стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»

Также на занятиях мы вкратце познакомимся с творчеством некоторых поэтов, на изучение которых в рамках школьной программы – увы – далеко не всегда находится время.

Некоторые особенности устной речи

Мария Худякова, Маша Шматова

mariya.kh@gmail.com, mashashma@gmail.com

Много лет лингвисты изучали только то, что написано на пергаменте, бересте, бумаге. Лишь сравнительно недавно обратили внимание на то, как мы говорим. Если попробовать записать, что говорят мама, бабушка, дядя Вася или сосед по парте, а потом сравнить это с отрывками из рассказов, газетных статей или школьных учебников, можно сразу же заметить множество самых разных отличий.

  • Почему мы «глотаем» половину звуков, но при этом наша речь понятна?

  • Что значат слова «клалка», «хомячить» и «переезжаться» и откуда они взялись?

  • Как закончить предложение союзом и не оказаться непонятым?

  • Зачем в нашей речи постоянно появляются всякие «эммм» и «ну дааа»?

Получить ответы на эти и другие вопросы, а также самостоятельно поработать с записями «живой» речи вы сможете на нашем семинаре в этом семестре.

Дискурс. Выходя за рамки предложения

Настя Линник, Ксюша Семёнова

skylinnik@gmail.com, lessful@gmail.com

Семантика текста не сводится к сумме значений предложений, из которых он состоит.

Да и не любую последовательность предложений можно назвать текстом. Ср.:

  1. Маша пошла в кино. В 1945 г. началась война. Вчера я съел пирожное.

  2. Маша пошла в кино. Она смотрела фильм про Великую Отечественную войну. Потом она съела в буфете пирожное.

Почему (а) воспринимается как бессвязный набор предложений, а (b) – как осмысленный текст? В чем разница между письменной и устной речью? Зачем, в самом деле, нужны столь часто употребляемые слова "вот", "ну" и др.

На наших семинарах мы постараемся ответить на эти вопросы, а также расскажем:

  • что такое референция,

  • какие способы фрагментации текста существуют,

  • можно ли разобрать текст, как мы разбираем предложение или слово

  • и др.

Кроме того, вы узнаете о некоторых основных теориях дискурсивного анализа.

Введение в фонетику и фонологию

Даша Попова, Катя Гармаш

deardolly@, katya.garmash@

Из школы вам должно быть знакомо слово «фонетика» - обычно его определяют как раздел лингвистики, изучающий звуки языка и речи. В современной же лингвистике принято разделение на фонетику и фонологию: первая изучает именно звуки речи (как они произносятся, как они воспринимаются на слух, какими физическими свойствами они обладают), вторая – «звуковую сторону» языка» (как устроена та часть грамматики, которая определяет звуковую оболочку предложений). В рамках этого семинара мы хотим сделать краткий обзор основных и самых интересных (на наш взгляд) областей исследования этих двух дисциплин. Мы рассмотрим следующие вопросы:

  • какие бывают гласные и согласные в разных языках: как они произносятся, как их можно анализировать на компьютере (и зачем это надо делать), как их можно классифицировать;

  • какие бывают чередования (например, в русском есть чередование по глухости/звонкости, мягкости/твердости), как их можно анализировать; какие выводы о фонологической системе языка можно сделать из наличия тех или иных чередований;

  • что такое слог, зачем он нужен фонологам;

  • как определяется место ударения в разных языках;

Мы также поговорим о разных несвойственных русскому языку явлениях: о тонах, о гармонии гласных и проч.

Примеры будут приводиться как из знакомых всем русского и английского, так и из других языков мира. Планируется выполнение тренировочных заданий и решение лингвистических задач.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии

    Лекция
    Лекция 11. Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки.
  2. А. Н. Баранов Введение в прикладную лингвистику ббк 81я73 Издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках конкурс

    Конкурс
    Издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках конкурса «Новая учебная литература по лингвистике и литературоведению».
  3. Программы и учебный план отделения теоретической и прикладной лингвистики Издательство Московского университета 2009

    Документ
    Отделение теоретической (структурной) и прикладной лингвистики существует на филологическом факультете МГУ с 1960 года. Впервые программы читаемых на этом отделении обязательных курсов были опубликованы в 1996 году1.
  4. Баранов Анатолий Николаевич Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие

    Учебное пособие
    В основу книги положены курсы лекций, которые автор читал на отделениях прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и в Московском государственном лингвистическом университете.
  5. Программа дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..