Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Новом Завете содержится много различных изображений Божьего народа. В послании Ефесянам, например, Божий народ представлен следующим образом: закон...полностью>>
'Документ'
1.1. Защита реферата - одна из форм государственной итоговой аттестации за курс основного общего и среднего (полного) общего образования, предусмотре...полностью>>
'Документ'
Про затвердження заключного звіту про хід виконання Програми поліпшення стану безпеки, гігієни праці та виробничого середовища на підприємствах, уста...полностью>>
'Автореферат'
Настоящая работа посвящена проблеме контакта между миноритарным кадийским вариантом французского языка и американским вариантом английского языка, до...полностью>>

Стратегия социально-экономического развития Петровского муниципального района Ставропольского края до 2020 года содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Стратегия социально-экономического развития Петровского муниципального района Ставропольского края до 2020 года

СОДЕРЖАНИЕ

1.СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ – ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Основные ориентиры стратегического развития Петровского муниципального района Ставропольского края

1.2. Ключевые риски развития района

1.3. Стартовые условия развития Петровского муниципального района

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕТРОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1. Анализ экономического потенциала Петровского муниципального района

2.1.1. Промышленный потенциал

2.1.2. Потенциал малого предпринимательства

2.1.3. Инвестиционный потенциал

2.1.4. Инновационный потенциал

2.1.5. Туристско-рекреационный потенциал

2.2. Качество жизни населения

2.2.1. Демографическая ситуация

2.2.2. Развитие образования

2.2.3. Развитие здравоохранения, физической культуры и спорта

2.2.4. Развитие культуры, народных традиций

2.2.5. Трудовой потенциал

2.2.6. Уровень жизни населения

2.2.7. Услуги жилищно-коммунального комплекса

2.2.7.1.Жилищное хозяйство

2.2.7.2.Сфера обращения с отходами производства и потребления

2.2.7.3. Водоснабжение

2.2.7.4. Водоотведение

2.2.7.5.Электроснабжение

2.2.7.6.Теплоснабжение

2.2.7.7.Газоснабжение

2.2.7.8. Дорожное хозяйство

2.2.8. Рынок услуг Петровского муниципального района

3. Стратегические цели и направления развития Петровского муниципального района до 2020 г.

3.1. Стратегические цели и обоснование точек роста экономики.

3.1.1.Развитие социальной сферы.

3.1.2.Развитие сферы «Агропромышленный комплекс»

3.1.2.1. Зерновое производство.

3.1.2.2. Виноградарство

3.1.2.3. Ускоренное развитие мясного животноводства и овцеводства.

3.1.2.4. Свиноводство

3.1.2.5. Развитие отрасли первичной и вторичной (углубленной) переработки сельхозпродукции и расширения рынков ее сбыта.

3.1.3. Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства

3.1.4. Инвестиционная политика

3.1.5. Политика поддержки предпринимательства

3.1.6. Развитие сферы туризма и курортов

4. Механизм реализации стратегии социально-экономического развития Петровского муниципального района до 2020 года

1.СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ – ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Основные ориентиры стратегического развития Петровского муниципального района Ставропольского края

Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно-активной экономике и устойчивой социальной политике.

Руководством страны поставлены основные цели стратегического развития: достичь качественного изменения жизни населения, экономики и социальной сферы. Для этого необходимы увеличение ВВП, повышение диверсификации и придание российской экономике инновационного характера, рост производительности труда, укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны.

Указанные приоритеты заложены в стратегических ориентирах, обозначенных Президентом Российской Федерации – концепции четырех «и», основные направления которой – институты, инфраструктура, инвестиции и инновации дополнены пятым элементом – интеллектом. Правительством Российской Федерации уже начата реализация этой концепции для достижения долгосрочных целей развития, в том числе формирование комфортного для жизни людей общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире, путем решения задач развития и реализации человеческого потенциала, а также использования потенциала информационного общества и Интернет-технологий.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года обозначены важнейшие целевые показатели развития страны на долгосрочную перспек­тиву, определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики, укрепления национальной безопасности и позиций России в мировом сообществе.

Основные направления перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития являются целевым ориентиром развития Петровского муниципального района, включающему:

  • развитие человеческого потенциала;

  • создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;

  • структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития;

  • закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (аграрный сектор, переработка продукции сельского хозяйства);

Формирование предпосылок для перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития требует поиск новых управленческих решений, способствующих созданию условий для дальнейшего повышения качества жизни населения на основе интенсивного развития экономики. При этом надо учитывать следующие важные факторы: проведение административной реформы, реформ общественных финансов и местного самоуправления, влияние на экономику территорий глобализации российской экономики и последствий мирового экономического кризиса.

Стратегия социально-экономического развития Петровского муниципального района на период до 2020 года направлена на эффективное управление, обеспечение роста валового продукта, повышение благосостояния граждан.

Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики района, анализ нынешнего состояния экономики района и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития района и выбраны наиболее эффективные пути достижения поставленных целей. Преимущественная ориентация планов - решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегия разработана для определения целевых ориентиров в социально-экономическом развитии района, выражающихся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить опережающие темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни человека, обеспечить духовное благополучие петровчан.

1.2. Ключевые риски развития района

Благодаря достигнутой за последние годы стабильности развития экономики и социальной сферы Петровский муниципальный район ставит перед собой амбициозные стратегические цели. В то же время существует ряд долговременных системных вызовов, которые создают определенные риски.

Ключевые риски для устойчивого социально-экономического развития Петровского муниципального района обусловлены как внешними для района, так и внутренними ограничениями.

1. Риск, обусловленный процессом глобализации российской экономики.

Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику, совпадающее с реформами естественных монополий, сопряжено с ростом цен и сильным инфляционным давлением, что будет сокращать возможности конкурировать по цене.

Это ставит экономические субъекты Петровского муниципального района перед необходимостью кардинального пересмотра стратегии развития в пользу ориентации на лидерство по качеству и технологиям, а также изыскания дополнительных ресурсов на ее осуществление.

2. Риск зависимости экономики района от конъюнктуры рынков и цен на сырье и продукцию.

Экономика района в значительной степени зависит от следующих внешних факторов: конъюнктуры рынков и цен на сельскохозяйственное сырье и продукты питания, размеров транспортных тарифов, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы. У района отсутствуют собственные источники генерации электрической энергии.

В этих условиях приоритетными для района становятся интенсивное развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, ускоренное внедрение энергосберегающих технологий и развитие энергетической базы для экономического роста района.

3. Риск технологического отставания.

Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования и труда, высокие удельные расходы материальных ресурсов, устаревшие технологии производства, что может привести к утрате конкурентоспособности экономики района и продукции районных предприятий. Производственно-технологическая база требует постоянной модернизации, основанной на использовании новейших достижений науки и технологий последнего поколения.

Одним из основных механизмов территориального управления должно быть изыскание необходимых возможностей для развития научно-технического потенциала района посредством поддержки инноваций, развития инновационной инфраструктуры.

4. Риск, обусловленный инфраструктурными и институциональными ограничениями.

Ограничения инфраструктурного и институционального характера сдерживают развитие бизнеса. В целях минимизации данного риска на уровне Петровского муниципального района необходимо наряду с бюджетными ассигнованиями использовать привлечение частного капитала для наращивания объемов строительства и реконструкции объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

5. Риск, дефицита трудовых ресурсов и негативных тенденций в развитии человеческого потенциала.

На районном рынке труда сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет. Основные причины – нарастающий дефицит квалифицированных кадров.

Для снижения риска дефицита трудовых ресурсов важно повысить эффективность функционирования отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор) и поднять стандарты жизни населения. Необходимо выработать систему приоритетной поддержки высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей районной экономики.

Устойчивость к внешним и внутренним рискам, поддержание условий поступательного экономического развития, решение всех перечисленных проблем возможны только при наличии эффективной социально-экономической политики на уровне России и края.

1.3. Стартовые условия развития Петровского муниципального района

Петровский район был организован в 1924 году из волостей и сел бывшего Благодарненского района, а еще раньше Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии.

В эти места, спасаясь от помещичьего гнета, бежали крепостные крестьяне. Так как они были бессемейными, их прозвали «бурлаками». Одним из таких «бурлаков» был Петр Писаренко, с именем которого связано основание села Петровского.

Массовое освоение крестьянских сел было положено в 1782 году. Указом Екатерины II о разрешении заселения края гражданским населением петровская община была зарегистрирована в 1786 году.

Рисунок 1.3.1.Карта Ставропольского края

Район расположен в переходной зоне от Ставропольской возвышенности (плато) к степному Ставрополью, граничит с Александровским, Благодарненским, Грачевским, Ипатовским, Туркменским и Труновским районами.

Рис. 1.3.2. Карта

Петровского муниципального района Ставропольского края

Административным центром района является город Светлоград, в прошлом село Петровское, преобразованное в город Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 3 октября 1965 года. Находится город Светлоград в 85 километрах от г. Ставрополя. Светлоград занимает серединное положение и расположен примерно на одинаковом расстоянии от Северного полюса и экватора.

Площадь района равна 2741км², из них 2438 км² (243,8 тыс. га) занято сельскохозяйственными угодьями, из которых 1925 км² (192,5тыс. га) составляют пахотные угодья.

Таблица 1.3.1. Структура земельного фонда Петровского

муниципального района.

Назначение земель

Площадь, га

В % %

к общей площади

Земли сельскохозяйственного назначения

253233

92,3

Земли населенных пунктов

Из них:

городские

сельские

11747

4142

7605

4,6

Земли предприятий промышленности, транспорта и связи

3260

1,2

Земли лесного фонда

4441

1,6

Земли водного фонда

886

0,3

Земли запаса

535

0,2

Район расположен во II засушливой зоне Ставропольского края. Главной водной артерией района является река Калаус, берущая свое начало на Ставропольской возвышенности. Калаус – типичная степная река, полноводной она бывает в период весенних паводков и летних дождей.

Почвы района довольно разнообразны. Совокупность факторов почвообразования обусловили следующую зональность почв: на западе и юге – каштановые черноземы в комплексе с предкавказскими черноземами, на востоке и севере – темно-каштановые и каштановые почвы. Среди этих типов почв значительные площади занимаю солонцы и солончаки.

Климат в районе умеренно-континентальный. Среднегодовое количество осадков 449мм. Среднегодовая температура воздуха 10,2º. Самый холодный месяц – январь, самый жаркий – июль. Лето обычно жаркое и сухое. Среднемесячная температура июля +34º, максимальная достигает +41º с падением относительной влажности в отдельные дни до 65%.

Довольно часто повторяются дни с атмосферной засухой (суховеями) продолжительностью за вегетационный период до 80-90 дней. Часто суховей вызывает «захват» хлебов, что приводит к значительному снижению урожаев. В отдельные годы выпадает мало осадков за осенне-зимний период, в результате чего на начало весны запасы влаги в почве низкие и урожай озимых культур резко снижается. Но в целом район относится к зоне интенсивного земледелия.

Население района составляет 79300 чел. (2,9 % населения края), из них 47,8 % проживают в городе, 52,2 % - в сельской местности. Плотность населения на 1 км² составляет 28,9 человек.

Район имеет выгодное географическое положение и привлекателен своими запасами сырья для производства строительных материалов (глина, кварцевый песок). По территории района проходят стратегически важные железнодорожные и автомобильные магистрали. Удельный вес дорог с твердым покрытием составляет 60%, развита система финансово-кредитных, страховых и других организаций, составляющих рыночную инфраструктуру. Район газифицирован 92,3%.

Основным стратегическим направлением развития района является улучшение качества жизни петровчан, предусматривающее инвестиции в человека. Поэтому, экономическая и социальная политика стратегии построена исходя из того, что главным действующим лицом остается человек, его жизнь, здоровье, всестороннее развитие.

Оценивая социально-экономическое развитие района за последние 3 года, необходимо отметить, что за этот период удалось не только стабилизировать экономическую ситуацию, но качественно изменить социально-экономическое положение территории.

Это явилось результатом того, что муниципальной властью ведется активная работа по развитию экономики и социальной сферы на основе реализации национальных проектов и использования программно-целевого метода управления районом, который помогает успешно решить многие вопросы социально-экономического развития.

В настоящее время в Петровском муниципальном районе реализуются пять муниципальных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств районного бюджета:

  1. «Молодежь – будущее Петровского района на 2007-2010 годы»;

  2. «Развитие бытового обслуживания населения в Петровском муниципальном районе на 2007-2009 годы»;

  3. «Сохранение и развитие культуры в Петровском муниципальном районе на 2007-2009 годы;

  4. «Профессиональное развитие молодых специалистов образования на 2008-2010 годы»;

  5. «Развитие образования Петровского муниципального района ставропольского края на 2008-2010 годы».

Вместе с тем существует ряд факторов, замедляющих позитивные процессы, происходящие в районе. Это степень износа основных фондов в крупных и средних предприятиях. Наличие физически и морально устаревших основных фондов во многих случаях ведет к невозможности выпуска конкурентоспособной, и тем более инновационной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, к отставанию производительности труда.

Одной из проблем социально-экономической сферы остается высокая дифференциация населения по уровню доходов.

В современных условиях рыночной экономики видение о перспективных направлениях, целях и задачах развития района и системе мер и ресурсов, используемых властями района для достижения этих целей, является как никогда актуальным и представляет собой не что иное, как стратегию (далее – Стратегия).

Наличие Стратегии развития – это реальный инструмент повышения эффективности управления районом, который позволяет определить цели развития района на долгосрочную перспективу, привлечь к процессу управления широкие слои населения.

Кроме того, Стратегия развития района:

- способствует оптимальному использованию районных ресурсов, эффективному реагированию на изменяющиеся условия современной жизни;

- способствует привлечению инвестиций; наличие Стратегии развития района – обязательное условие, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов на территории района;

- является средством лоббирования интересов района на региональном и федеральном уровнях.

В основу разработки Стратегии социально-экономического развития Петровского муниципального района на период до 2020 года положены стратегические направления, цели и задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом и Правительством Российской Федерации, документы и материалы министерств Ставропольского края, краевые отраслевые стратегии, мероприятия социально-экономического развития предприятий и организаций, расположенных на территории Петровского муниципального района.

Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала района и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, активизации потенциальных «зон роста» территориальной экономики и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста, как базы для поступательного улучшения качества жизни населения на долгосрочную перспективу.

С целью определения направлений стратегического развития Петровского муниципального района проведена комплексная оценка с использованием данных Росстата основных сфер жизнедеятельности и конкурентоспособности территории, включающая анализ потенциалов, результативность их использования, а так же поиск новых направлений развития экономики района.

При этом результативность использования потенциалов района позволила выявить приоритетные конкурентоспособные секторы экономики и перспективные зоны экономического роста.

Экономический потенциал района включает промышленный, аграрный, инвестиционный, инновационный и туристско-рекреацион­ный потенциалы, а также потенциал малого предпринимательства, и характеризует возможности основных секторов экономики обеспечить рост производства и заданный уровень эффективности функционирования (коммерческой, бюджетной, социальной и других).

Комплексная оценка социально-экономического развития района позволила выделить приоритетные секторы его экономики, сформировать зоны опережающего развития, заложив в основу развитие человеческого потенциала.

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕТРОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1. Анализ экономического потенциала

Петровского муниципального района

Ведущими секторами экономической деятельности Петровского муниципального района, обеспечивающими основной объем производства, являются сельское хозяйство, промышленность, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь.

Диаграмма 2.1. Структура объема производства Петровского муниципального района по видам экономической деятельности за 2008 год (в текущих основных ценах; в % к итогу)

Петровский муниципальный район является одним из крупнейших аграрных районов Ставропольского края. Основное направление развития сельского хозяйства – растениеводство. Несмотря на трудности, выпавшие на сельскохозяйственное производство за последнее десятилетие, большинство хозяйств сумели укрепить материально-техническую базу. Только за 2007/2008годы в районе приобретено 45 тракторов с прицепным инвентарём, 56 зерноуборочных комбайнов. Благодаря применению усовершенствованных высокопроизводительных комплексных агрегатов на обработке почвы и севе сельскохозяйственных культур, стало возможным внедрение на полях района энерго и влагосберегающих технологий, улучшилось качество и сократились сроки выполнения полевых работ. Всё это дало положительные результаты.

В 2008 году производство зерновых культур в районе увеличилось на 38,2% по сравнению с 2007 годом и составило более 460 тыс. тонн. Основными производителями зерна остаются сельскохозяйственные предприятия. Ими получено более 80% урожая зерна, фермерскими и подсобными хозяйствами собрано - 19%. За 2008 год значительно увеличилось производство озимого ячменя, овса, кормовых корнеплодов, бахчевых, силоса и зеленого корма. По данным статистики зерновые культуры занимают 79,3% всей посевной площади, технические – 16%, кормовые – 4,6%. В валовом сборе зерна преобладает озимая пшеница. Она занимает 77,5% от общей площади посевов, озимый ячмень – 12,8%, просо – 0,5%, кукуруза на зерно – 1,4%.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. стратегия социально экономического развития петровского муниципального района ставропольского края – основа муниципальной политики

    Документ
    Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно-активной экономике и устойчивой социальной политике.
  2. 8. Прогноз основных показателей социально-экономического развития Буденновского муниципального района на период до 2020 г. 116

    Реферат
    Цель разработки Стратегии социально-экономического развития Буденновского муниципального района на период до 2020 года (далее – Стратегия) – определение стратегических ориентиров социально-экономического развития Буденновского муниципального,
  3. Стратегия развития рекреационно-туристСкого комплекса Ставропольского края до 2020 года

    Реферат
    Целью разработки стратегии развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края (далее – стратегия) является определение основных направлений развития туризма в регионе с выделением приоритетных территорий, выявление их
  4. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  5. Решение совета Грачевского муниципального района Ставропольского края

    Решение
    Федеральный Закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Россий­ской Федерации», Закон Ставрополь­ского края от 02.

Другие похожие документы..