Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1 Миссия– Развитие и совершенствование системы мобилизационной подготовки, териториальной и гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвы...полностью>>
'Статья'
1. Национальный банк Азербайджанской Республики (далее — "Национальный банк") является центральным банком Азербайджанской Республики, его з...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 28 марта 2012 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.242.02 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический уни...полностью>>

О. Н. Пупышева з адания школьных олимпиад

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О.Н. Пупышева

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД

математика, русский язык, окружающий мир

задания разного уровня сложности

подробные ответы

Мастерская

УЧИТЕЛЯ

О.Н. ПУПЫШЕВА

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД

  • Математика, русский язык, окружающий мир

  • Задания разного уровня сложности

  • Подробные ответы

1-4

классы

МОСКВА • «ВАКО» • 2010

УДК 371.671.12 ЬБК 74.100.57 П88

Пупышева О.Н.

П88 Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 144 с. - (Мастерская учителя).

ISBN 978-5-408-00065-4

Настоящее пособие содержит задания для школьных олимпиад в начальной школе по математике, русскому языку и курсу «Окружаю­щий мир». Оригинальные познавательные и интеллектуальные задания позволят раскрыть способности младших школьников, повысить их интерес к различным наукам, развить творческую инициативу. При­водятся полные, подробные ответы.

Издание адресовано учителям начальной школы, работающим по любой из современных программ, а также родителям - для дополни­тельных занятий с детьми.

УДК 371.671.12 ББК 74.100.57

ISBN 978-5-408-00065-4

©ООО «ВАКО», 2010

От автора

Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в на­чальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя осо­бо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешколь­ной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады.

В Большой советской энциклопедии читаем: «Олимпиада - сорев­нование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в ка­кой-либо области знаний. Первая олимпиада школьников — математи­ческая — состоялась в 1934 г. в Ленинграде. С 60-х годов проводятся предметные городские, районные, областные, республиканские олим­пиады учащихся 5-10-х классов по физике, химии, биологии и другим предметам школьной программы».

В последнее десятилетие такие олимпиады проводятся и в началь­ной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады по­зволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.

В данном пособии представлены задания олимпиадного характе­ра по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир», ко­торые могут быть использованы учителями, работающими в началь­ной школе по любой программе. А также рекомендуются родителям для дополнительных занятий дома с детьми. Для взрослых в книге имеются ответы, помогающие правильному обучению без особых трудностей.

МАТЕМАТИКА

1. Запиши самое маленькое пятизначное число так, чтобы все
цифры были разными.

2. Вычисли наиболее рациональным способом:
12 171+ 29-9+171 13+ 29 16 =

3. В тесном трюме пиратской бригантины капитан Флинт и
боцман Федя делили одно и то же делимое на разные делители.
Капитан Флинт с мрачной усмешкой — на 153, а боцман Федя со
спокойной улыбкой — на 8. Боцман Федя подучил в частном 612.
Какое частное получил капитан Флинт?

4. Какой из следующих промежутков времени наибольший?

а) 1500 мин; 10 ч; 1 сут.

б) 12 лет; 10 лет 25 мес. 1 день?

  1. Проведите в треугольнике две прямые так, чтобы получил­ся один четырехугольник и три треугольника.

  2. Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш —■ 120 кг. Сколько яблок, апель­синов и груш в отдельности привезли в столовую?

  3. В записи между некоторыми цифрами поставь знаки сложе­ния так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000:

88888888 = 1000.

  1. Периметр квадрата 20 см. На сколько квадратных санти­метров увеличится площадь квадрата, если его периметр увели­чить на 12 см?

  2. Дед в 2 раза сильнее бабки, бабка в 3 раза сильнее внучки, внучка в 4 раза сильнее Жучки, Жучка в 5 раз сильнее кошки, а кошка в 6 раз сильнее мышки. Сколько потребуется мышек, что­бы выдернуть репку?

  1. Шестьдесят листов книги сказок А.С Пушкина имеют тол­щину 1 см. Какова толшина всей книги, если в ней 240 страниц?

  2. Расшифруй пример на сложение АА + АБ = ВВВ, где А, Б, В — различные цифры. Каждой букве А соответствует одна и та же цифра. То же и для букв Б, В.

  3. Мельник взял за работу десятую долю смолотой муки. Сколько всего было смолото муки, если крестьянин получил 99 кг?

  4. Сумма двух чисел 715. Одно из них оканчивается.нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа.

  5. Александр Васильевич Суворов, выдающийся российс­кий полководец, еще будучи мальчиком, приобщался к военному делу. Он упражнялся со шпагой, стрелял по мишеням, скакал на коне. Однажды трое мальчиков мчались на добрых конях до са­мой околицы.

  • Ну, Лександра! — крикнул Микеша. - Ты опять обогнал меня и Ярослава на Воронке. А все только потому, что твой Гер­кулес резвее наших коней.

  • Ты не прав! — ответил Александр. Наши кони одинако­вые — трехлетки. С конями тоже уметь надо.

— Так давай поменяемся.

Мальчики поменяли коней. Теперь Александр сел на Ворон­ка. Поскакали. Александр опять обогнал. В третий раз поменя­лись конями. Александр снова оказался впереди.

На каком коне выступал каждый мальчик в каждом заезде? Кличка третьего коня Прометей.

  1. Малыш и Карлсон сидели на крыше и наблюдали за голу­бями. На крыше сидело несколько голубей, когда на крышу село еще 15 голубей, а когда улетело 18 голубей, на крыше осталось 16 голубей. Сколько голубей насчитали первоначально Малыш и Карлсон?

  2. Какие примеры зашифрованы: АУ + УА = СОС? Одина­ковые буквы обозначают одинаковые цифры, а разные буквы — разные цифры.

  3. У двух торговок было по 30 слив. Первая продавала по две сливы за копейку, вторая — по три сливы за копейку. Однажды они решили сложить сливы и продавать по 5 штук за две копейки. Столько же выручили? Или ничего не вьфучили? (Текст задачи дан по Л. Толстому.)

  4. Площадь прямоугольника равна 12 см2. Длины его сторон выражены целыми числами. Сколько различных прямоугольни­ков можно построить согласно этому условию?

  5. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в со­ревновании, причем никакие два мальчика не делили между собой одно и то же место. На вопрос, какие места заняли ребята, трое ответили: Коля — не первое и не четвертое; Боря — второе; Вова — не был последним. Какое место занял каждый из мальчиков?

  6. Имеется семь гирь массами: 1,4,9,16,25,36,49,64 г. Как их уравнять на чашечных весах?

  7. В примере на умножение некоторые цифры заменили бук­вами: АБ • Б = 1В1. Одинаковым буквам соответствует одна и та же цифра, разным буквам — разные. Подбери значение этих букв.

  8. Муха-Цокотуха нашла денежку и на нее купила на базаре самовар, крендельки и конфеты. Самовар и крендельки стоят 48 чуков. За крендельки и конфеты Муха уплатила 3 чука. Причем конфеты дороже крендельков. Сколько чуков составляет денеж­ка, которую нашла Муха?

  9. В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Изве­стно, что все 3 цифры различные. Найди это число.

  10. Имеются одинаковые по виду старинные монеты. Две из них имеют одинаковую массу, третья легче. Как одним взвешива­нием на чашечных весах без гирь обнаружить ее?

  11. Число умножили само на себя и получили 14400. Какое это число?

  12. Одни часы отстают на 25 мин, показывая 1 ч 50 мин. Ка­кое время показывают другие часы, если они забегают вперед на 15 мин?

  13. В примере на сложение цифры заменены буквами: АА + + А = БОВ. В левой части равенства каждой букве А соответству­ет одна и та же цифра, а в правой — буквам Б, О, В — разные циф­ры. Запиши этот пример.

  14. У всех 25 учеников на родительское собрание пришли папы и мамы. Мам было 20, а пап — 10. У скольких учеников на собра­ние пришли и папы, и мамы?

  15. Сколько всего двузначных чисел, в записи которых нет цифры 2?

  16. Когда в Риге 9 ч, в Перми — 11. Когда в Перми 11 ч, в Якутске — 17. Какое время в Якутске, когда в Риге 12 ч?

31. Сколькими способами можно прочитать слово «тропа»?
ТРОПА

РОПА ОПА ПА А

32. В рассказе спрятались числа. Сколько их?

Крошке Милли Райт едва-едва исполнилось шесть лет. Ее семья купила старый дом недалеко от столицы, одиноко стоящий на берегу реки.

Милли он очень понравился. Лучшего места для игр нельзя было и придумать, — все комнаты и подвал были завалены ста­ринными вещами.

  • Наверное, здесь живут приведения! — воскликнула девоч­ка. Кот Пижон испугался и спрятался под ванну. А Милли залез­ла, как на трибуну, на большой круглый стол, стоявший посреди зала, и сказала:

  • Мама, смотри, я королева этой сказочной страны!

  • Опять ты за свое. Лучше, ваше величество, слезь на пол, вытри столешницу, и мы будем обедать.

  • До чего же взрослые иногда бывают ужасно скучными!

33. В городе Умников имеется 4 улицы, причем каждая пере-
секается^: тремя другими, никакие три не пересекаются в одном
месте, и на каждом перекрестке есть светофор. Сколько светофо-
ров в этом городе?

34. У Маши на руках 10 пальцев. Сколько гуальцев на 8 руках?

35. Во сколько раз лестница на б-й этаж дома длиннее лест-
ницы на 2-й этаж этого же дома?

36. Какое число пропущено:
4 — 76— 10 9 — 15 13 — ?

37~ Сколько месяцев в году содержат 30 дней?

  1. На столе стоят 6 стаканов. Первые три пустые, а после­дние три наполнены водой. Как сделать так, чтобы пустые стака­ны и полные чередовались между собой, если касаться можно лишь одного стакана?

  2. Как отмерить 15 мин, необходимых для варки вкрутую яйца, при помощи песочных часов, отмеряющих 7 мин и 11 мин?

  3. Как разделить 7 яблок между 12 мальчиками, если ни одно яблоко нельзя резать более чем на 5 частей?

  4. Девять точек расположены в виде квадрата по три в каж­дом вертикальном и горизонтальном ряду. Не отрывая от бумаги карандаша, изобразите ломаную линию, состоящую из четырех звеньев и проходящую через все точки.

  5. Игорь утверждает, что позавчера ему было 10 лет, а в бу­дущем году исполнится 13. Возможно ли это?

  6. Расположи 9 фишек так, чтобы они образовали 10 рядов по 3 фишки в одном ряду.

  7. Хозяин сидит на берегу пруда, зарастающего сорняками. Каждый день число сорняков удваивается. Он собирается при­ступить к расчистке, как только зарастет половина пруда. Через месяц половина пруда оказалась заросшей. Сколько дней оста­нется у хозяина на расчистку?

  8. Из трехзначного числа вычли двузначное, получили од­нозначное. Назови эти числа.

  9. Какое число является делителем всех чисел?

  10. На берегу собрались 12 черепах, 30-летние и 50-летние. Число 30-летних составляет половину числа 50-летних. Сколько черепах на берегу 30-летних и 50-летних?

  11. Незнайка, почесывая затылок, никак не может придумать, какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получилось число меньше 6, но больше 5.

  12. Поставь знаки и скобки так, чтобы равенства были вер­ными:

а)1 2 = 2 6)32 1 =2 в) 1 2 3 4 5 = 2

50. Умеешь.ли ты правильно писать математические терми-
ны? Вставь в слова пропущенные буквы:

п_рим_тр;, _трезок, _д_ница, ми иард, ур_внен_е, н_ль,

су а, к рд ната, п_р_лл_л_пип__д.

  1. На тарелке лежат пирожки: все, кроме трех, с рисом, все, кроме трех, с грибами, все, кроме трех, с яблоками, все, кроме трех, с картошкой. Сколько пирожков на тарелке?

  2. Золушка перебирает крупу. Который сейчас час, если с начала суток прошло вдвое больше, чем осталось, а ей еще надо посадить 7 розовых кустов?

  3. У Бабы Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы Яги?

  4. Деревянный кубик раскрашен в зеленый цвет. Его ребро— 3 сантиметра. Кубик распилили на кубические сантиметры. Сколь­ко получилось кубиков, окрашенных с 3-хсторон?

  5. Карлсон хочет угостить своих друзей круглым пирогом. Ка­кое наибольшее число кусков можно получить, сделав три разреза?

  6. В деревне Простоквашино на почтовом ящике написано: «Выемка писем 5 раз в день с 7 ч до 19 ч». Первый раз Печкин подходит к ящику в 7 ч утра, а последний — в 7 ч вечера. Через какие интервалы времени он вынимает письма?

  7. У котят и цыплят 42 ноги и 12 голов. Сколько было котят и сколько цыплят?

  8. Найди значение каждой буквы: МЕЙБЛ + АДА = АЛИ­СА. (Пример лучше записать столбиком.)

  9. К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме двух, собаки, все, кроме двух, кони, все, кроме двух, попугаи. Сколько всего животных?

  10. Приехали 100 туристов. Из них 10 туристов не знают ни немецкого языка, ни французского. 75 туристов знают немецкий,

83 — знают французский. Сколько туристов знают французский и немецкий?

  1. Ученик купил за 37 руб. книгу, тетрадь, ручку и карандаш. Тетрадь, ручка и карандаш вместе стоят 19 руб. Книга, ручка и карандаш — 35 руб: Тетрадь и ручка — 5 руб. Сколько стоит тет­радь?

  2. Если бы ученик купил 11 тетрадей, то у него осталось бы 5 руб., а на 15 тетрадей не хватило бы 7 руб. Сколько у мальчика было денег?

  3. Праздничный концерт продолжался 1,75 ч. Сколько это минут?

  4. В школе 3 этажа. На первом этаже учатся407 учеников, на втором — 481 ученик, а на третьем — 629. Сколько классов нахо­дится на каждом этаже, если в каждом классе одинаковое наи­большее из возможных число учеников?

  5. Через 3 года Сергей будет в 2 раза старше, чем 3 года тому назад. Сколько теперь ему лет?

  6. На двух, кустах сидели 25 снегирей. Когда с первого куста перелетели на второй 5 снегирей, а со второго 7 снегирей улетело, то на первом кусте осталось птиц в 2 раза больше, чем на втором. Сколько птиц было на каждом кусте первоначально?

  7. Из теста можно испечь 20 калачей или 25 булочек. Какова масса всего теста, если на один калач идет на 10 граммов больше теста, чем на одну булочку?

  8. Рыболов на вопрос, какова масса пойманной рыбы, отве­тил: «Масса хвоста 1 кг, масса головы составляет столько, сколь­ко хвост и половина туловища, а масса туловища столько, сколь­ко голова и хвост вместе». Сколько весит рыба?

  9. За три пакета молока и две пачки творога заплатили 48 руб. Сколько стоит пакет молока, если он дороже пачки творога на 1 руб.?

  10. Имеется несколько поросят одинакового веса и несколь­ко ягнят также одинакового веса. Три поросенка и два ягненка весят 22 кг, а два поросенка и три ягненка весят 23 кг. Сколько весит один поросенок и один ягненок?

  11. Миша с папой пошли в тир. Уговор был такой: Миша де­лает 5 выстрелов и за каждое попадание в цель получает право сделать еще два выстрела. Всего Миша сделал 17 выстрелов. Сколь­ко раз Миша попал в цель?

  12. У двух рыбаков спросили: «Сколько рыбы в ваших корзи­нах?» — «В моей корзине половина числа рыб, находящихся в кор­зине у него, да еще 10», — ответил первый. «А у меня в корзине

столько рыбы, сколько у него, да еще 20», — сказал второй. Сколь­ко же рыб было у обоих рыбаков вместе?

  1. Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет. В 1981 году Москва была втрое старше Санкт-Петербурга. В каком году ос­нована Москва и в каком — Санкт-Петербург?

  2. а) Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.

б) В фигуре, построенной в задаче (а), убери 4 спички так,
чтобы осталось 2 одинаковых квадрата.

в) В фигуре, построенной в задаче (а), убери 2 спички так,
чтобы осталось 2 квадрата разного размера.

  1. В трех ящиках 300 кг апельсинов. Масса апельсинов пер­вого ящика составляет половину массы апельсинов второго ящи­ка и треть массы апельсинов третьего ящика. Сколько апельси­нов в каждом ящике?

  2. На одну чашу весов положили головку сыра, а на другую— 3/4 такой головки сыра и еще гирю массой 1 кг. Весы оказались в равновесии. Какова масса головки сыра?

  3. Собака и поросенок имеют такую же массу, что и 5 ящи­ков. Масса поросенка равна массе 4-х кошек. Две кошки и поро­сенок имеют такую же массу, что и 3 ящика. Массе скольких ко­шек равна масса одной собаки?

  4. Разносчик телеграмм сказал: «Я сегодня поднимался 5 раз на 9-й этаж и 10 раз — на 5-й этаж. Если бы я каждый раз после вручения телеграммы не спускался вниз, а все время поднимался вверх, то я бы поднялся на ... этаж». На какой этаж мог бы под­няться разносчик телеграмм?

  5. Как 9 деревьев посадить в 10 рядов, чтобы в каждом ряду было по 3 дерева?

  6. В магазине картофель расфасовали в пакеты по 3 кг и 5 кг, всего получилось 24 пакета. Масса всех пакетов по 5 кг равна мас­се всех пакетов по 3 кг. Сколько получилось пакетов по 3 кг?

  7. Имеются 4 чемодана и 4 ключа к ним. Но ключи переме­шались. Сколько испытаний в худшем случае надо сделать, что­бы подобрать для каждого чемодана ключ?

  8. Прямоугольный параллелепипед имеет длину 250 мм, ширину 120 мм и высоту 40 мм. Его разрезали на кубические сан­тиметры и разместили их в один ряд, поставив вплотную друг к другу. Какой длины получился ряд?

  9. В книжном магазине на двух полках было 96 книг. Когда с первой полки переложили на вторую 9 книг, а со второй полки продали 14 книг, то на обеих полках книг стало поровну. Сколько книг было первоначально на каждой полке?

  10. Написаны подряд девять цифр: 123456789. Поставь меж­ду ними знаки математических действий так, чтобы в результате получилось число 100.

  11. В три палатки привезли огурцы. Сколько огурцов привез­ли в каждую палатку, если в первую и вторую вместе привезли 400 кг, во вторую и в третью вместе привезли 300 кг, а в первую и в третью вместе — 440 кг?

  12. На базе 5 бочек, полных бензина, 11 бочек полупустых и 8 бочек пустых. Как разделить эти бочки между двумя предприяти­ями так, нтобы они получили поровну и бензина и бочек?

  13. Я задумала число, отняла от него 16, умножила результат на 4, разделила на 7. От 144 отняла полученное частное. 288 раз­делила на полученную разность, прибавила 195 и получила 198. Какое число я задумала?

  14. Напиши самое маленькое четырехзначное число, которое при делении на 6 дает в остатке 5.

  15. Пароход, идя против течения реки, прошел расстояние между пристанями за 18 ч. Сколько времени понадобится паро­ходу на обратный путь, если расстояние между пристанями равно 234 км, а скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дать с точно­стью до 1 ч.

  16. Сторону квадрата увеличили на 4 см и получили другой квадрат, площадь которого равна 100 см2. Найди площадь перво^ начального квадрата.

  17. Вычисли:

32-65-65-29+ 29-62-62-26 +26-59-59-23+ 23-56 -56-•20 + 20-53-53- 17+ 17-50-50- 14 =

  1. Двум братьям вместе 30 лет. Сколько лет каждому, если 1/2 лет одного равна 1/3 лет другого?

  2. В одном бидоне молока в три раза больше, чем в другом. Когда в большой бидон долили 6 л, а в другой — 7 л, то в первом оказалось молока в два раза больше, чем в другом. Сколько литров молока было в каждом бидоне?

  3. Марина обратила внимание, что, если прикрыть рукой половину циферблата наручных часов, то сумма закрытых цифр будет равна сумме оставшихся открытыми. Какую половину ци­ферблата прикрыла Марина?

  4. Масса дыни и еще половины такой же дыни равна 9 кг. Найди массу целой дыни.

  5. У великана на куртке 585 карманов. В каждом кармане живет по три мышки, а у каждой мышки по пять мышат. Сколько мышат обитает в куртке великана?

97. Расставь скобки (там, где это необходимо) так, чтобы по-
лучились верные равенства:

а) 12-16+ 128:8 + 24 = 240

б) 12-16+ 128:8 + 24= 196

в) 12-16+ 128:8 + 24 = 232.

  1. Праздничная свеча сгорает за 20 мин. Одновременно заж­гли 10 таких же свечей. Сколько времени они будут гореть?

  2. В каком из следующих чисел произведение цифр больше, чем их сумма:

а) 112; б) 209; в) 312; г) 212; д) 222?

100. Подбери подходящие числа и реши пример: ****** : 25 —
***** . j _|_ **** . 4 =

101. В автобусе сначала ехали 18 пассажиров. Потом на каж-
дой остановке выходили 4 человека, а входили 6 человек. Сколь-
ко пассажиров ехали в автобусе между четвертой и пятой оста-
новками?

102. Длина удава 12 м, или 48 попугаев. Какова длина попугая?

103. На одной чаше весов лежат две гирьки массой 200 г и 5 г, а
на другой — апельсин и гирька массой 50 г. Весы находятся в рав-
новесии. Сколько весит апельсин?

104. Какие числа записаны римскими цифрами:

а) IX г) XL



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс По дисциплине: гистология с курсом цитологии и эмбриологии gist 2205 для специальности 051301 «Общая медицина»

    Учебно-методический комплекс
    Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах.
  2. Петро Григоренко «В подполье можно встретить только крыс »

    Документ
    Поверив в юности в идеалы революции, он верой и правдой служил режиму. И служил честно: взлеты и падения в его карьере всегда были следствием внутренних убеждений, а не конъюнктурным движением.
  3. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  4. Тип образовательного учреждения

    Документ
    Основные виды деятельности: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, дополнительное образование
  5. Отчет гбоу спо «Коми республиканский колледж культуры им. В. Т. Чисталева»

    Публичный отчет
    1. Формирование ключевых компетенций специалиста социально-культурной сферы в соответствии с требованиями Госстандарта СПО второго поколения и Итоговой государственной аттестации.

Другие похожие документы..