Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
года Петина Н.В. Работа библиотеки 1 Пополнение библиотечного фонда произведениями Шукшина В течение года Библиотекарь Организация выставки, посвящён...полностью>>
'Документ'
Нобелевская премия по экономике в этом году присуждена двум американским ученым — Элинор Остром1 и Оливеру Уильямсону2 — за исследования в области эк...полностью>>
'Документ'
Аудирование (Listening Comprehension). Проверка понимания на слух устной речи североамериканского английского. Раздел включает 50 вопросов, которые не...полностью>>
'Документ'
Новая редакция «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» осуществлена Российской библиотечной ассоциацией в условиях продолжающихся со...полностью>>

Музыкальное искусство Важнейшим принципом организации учебного предмета "Музыкальное искусство" является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Музыкальное искусство

Важнейшим принципом организации учебного предмета "Музыкальное искусство" является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства. .Приоритетным направлением музыкального развития школьников следует считать освоение опыта творческой деятельности: хоровое исполнение, пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, импровизации, освоение элементов музыкальной грамоты.

Начальная общеобразовательная школа по предмету "Музыка" реализуется через 5 линий программ и учебников.

Все 4 линии программ гармонично сочетают концептуальную часть, где бережно сохранена живая мысль и взгляд Д.Б.Кабалевского. Прослеживаются сквозные темы:

  • Композитор - исполнитель - слушатель.

  • Интонация - развитие - формы.

  • Музыкальный образ, музыкальная драматургия.

В новых вариантах примерных программ снято поурочное планирование, смягчены некоторые идеалогические постулаты, что связано с изменившимися условиями жизни нашего общества; обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся начальной школы.

Музыка. Начальная школа. 1 класс. Авторы: И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. (Сост. Е. О. Яременко). М., Дрофа 2001г., М., Просвещение, 2002.
Музыка. Начальная школа. 2-4 класс. Авторы: Э. Б. Абдуллин, И. В. Кадобнова, В. О. Усачева под научным рук. Д. Б. Кабалевского, М. Просвещение, 2002.

В основе программы логически соединены программа 1-3 и программа 1 кл. для 4-летней начальной школы "Искусство слышать". В программе усилен аспект изучения музыкального фольклора, духовной музыки.
В программе отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей младшего школьного возраста.

Музыка. Начальная школа. 1-4 класс.
Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С М., Просвещение, 2002.

В основе программы художественно-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского, где урок музыки практикуется как урок искусства, нравственным стержнем которого является художественно-педагогическая идея; увлеченность, триединство деятельности, опора на отечественную музыкальную культуру. К реализации данной программы разработан полный учебно-методический комплект, а также методика работы с учебниками "Музыка"1-4 (пособие для учителя) М., Просвещение, 2002 тех же авторов.

Программа "Музыкальное искусство" 1-4. Авторы: Кузьмина О. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. М., Просвещение, 2002.
Программа разработана в рамках модели образования "Начальная школа 21-го века" (под научным руководством проф. Н. Ф. Виноградова), базируется на концепции Д.Б.Кабалевского. Методологическая основа построения программы ( идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества)выводит на педагогическую технологию развивающего музыкального образования, т.е. вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями, пособиями для учителя и методиками.
Рассчитана на 1ч в неделю(1 класс-30ч; 2-4 классы - 34ч вгод).. Рекомендуется для школ с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий.

Программа "Русский фольклор" (факультативный курс). Автор: Л. Л. Куприянова. М., Просвещение, 2002.и программа "Русская духовная музыка", 1-4 кл. Кошминой И.В .М, , "Владос", 2001, может быть использована параллельно с курсами по музыке и изобразительному искусству в классах с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание нравственных чувств: любви к Родине, уважения к ее традициям, ее многонациональному искусству, народному творчеству и музыкальной культуре;

  • развитие эстетического отношения к музыкальному искусству: эмоциональной отзывчивости и чувства сопереживания, музыкального вкуса и культуры восприятия;

  • овладение основами музыкальной грамотности: навыками хорового пения и инструментального музицирования, умениями чувствовать, понимать и оценивать художественные достоинства музыкального произведения;

  • формирование самостоятельной исполнительской деятельности; развитие творческой индивидуальности, способности к импровизации, к передаче своего отношения в пении, ритмическом движении, танце, драматизации и др.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Опыт эмоционально-ценностного восприятия искусства; нравственно-эстетическое отношение к музыкальным явлениям

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной классической музыки (М. Глинка, П. Чайковский, С. Прокофьев и др., Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Э. Григ и др.). Гимн как музыкальный символ России (знание наизусть). Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения. Понимание смысла музыкального произведения: внутренний мир человека, его чувства и мысли, состояние природы и др. Народные истоки в творчестве композиторов-классиков.
Жанровое многообразие музыки. Слушание и узнавание фрагментов наиболее известных опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, музыкальных сказок. Общее представление о разнообразии музыкальных произведений.
Понимание особенностей музыкального искусства: песенность, танцевальность, маршевость. Восприятие, различение на слух лирических, героических, комических и др. образов музыкальных произведений. Элементы нотной грамоты. Практический опыт различения музыкальных форм: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Опыт музыкально-творческой деятельности

Детские песни (слушание, разучивание, исполнение). Участие в индивидуальных и коллективных формах музыкально-творческой деятельности, в народных традициях и праздниках. Умения и навыки практического музицирования. Хоровое пение, танцы, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизация, театрализация др.
Постановка и решение музыкально-творческих задач. Самостоятельная интерпретация содержания музыкальных произведений: умение передать впечатления в рисунке, художественном движении, танце, импровизации; подбор ритмического аккомпанемента к песне и др. Проявление творческой инициативы при создании музыкально-художественного образа: умение самостоятельно запеть, завести игру, начать движение. Выбор выразительных средств для реализации художественного замысла.
Выражение своего отношения к музыке. Размышления по поводу коллективного прослушивания и исполнения музыки.

 

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОВРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

 

Музыка

 

Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

становление музыкальной культуры;

        развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха и певческого голоса, музыкальной памяти и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

        освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

        овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

        воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

 

Обязательный минимум

содержания основных образовательных программ

 

Введение в искусство

Представления о музыке. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе к жизни.

Музыка народная и профессиональная. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность, танцевальность и маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности: опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл,) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо).

Овладение элементами нотной грамоты.

Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры :народных инструментов, духовой, симфонический.

Музыкальное искусство в жизни страны

Государственный музыкальный символ - гимн России.

Музыкальные традиции родного края.

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы, и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах.

 

Опыт музыкально-творческой деятельности

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров и форм.

Пение. Хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнителького замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать:

        слова и мелодию Гимна России;

        смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";

        названия изученных жанров и форм музыки;

        народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

        названия изученных произведений и их авторов;

        наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

        узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

        определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

        определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

        передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

        исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

        исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

        исполнения знакомых песен;

        участия в коллективном пении;

        музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

        передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Основная общеобразовательная школа представлена 3-мя линиями программ и учебников

Примерная программа "Музыка" 5-8 кл. . Авторы: Н. Г. Коваленко, Г. П. Сергеев, Л. В. Школяр. М., Дрофа, 1998.
Программа "Музыка", 5-8 кл. под рук. Д. Б. Кабалевского, М., Просвещение, 2001 (ред1995)

В основу программы положена концепция Д. Б. Кабалевского, направленная на освоение основных особенностей музыкального искусства, взаимосвязь музыки с другими видами искусства, русское музыкальное искусство. В новом варианте примерных программ обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся в основной школе. К реализации данной программы разработан полный учебно-методический комплект, тех же авторов.

Параллельно с курсами по музыке и изобразительному искусству в классах с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий. может быть использована программа "Русский фольклор" 5-8 класс (факультативный курс). Автор: Л. Л. Куприянова. М., Просвещение, 2002.

«МУЗЫКА»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Статус документа. Примерные программы по музыке для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и являются ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Примерная программа «Музыкальное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10% для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, и в объеме 10 % для реализации регионального компонента содержания образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебных предметов (2)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2010 - 2011 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2010.
  2. Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск

    Методические рекомендации
    Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы «Наша новая школа»: Гуманитарное образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (5)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеигнашкинская средняя общеобразовательная школа» находится на территории Верхнеигнашкинского сельского совета села Верхнеигнашкино Грачевского района Оренбургской области по адресу – улица Советская 10.
  4. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (5)

    Документ
    воспитание художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общечеловеческих ценностей,
  5. Пояснительная записка 1 Цель и задачи прграммы. 2 Ценностные ориентиры начального общего образования. 3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 12 г. Чебоксары» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре

Другие похожие документы..