Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Россия…долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещённым грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глубоким осозна...полностью>>
'Учебные пособия'
Клыков, М.С., Спиридонов Э.С., Рукин М.Д, Григорьев Н.П., Балалаева Т.И., Смуров А.В. и др. Практикум по операционным системам. М.: Либроком. 2010. 32...полностью>>
'Контрольная работа'
Многоклеточный зародыш имеет вид пузырька с центрально расположенной полостью. Стенка зародыша состоит из одного слоя клеток, имеющих одинаковые разм...полностью>>
'Закон'
Рассмотрены способы технологического обеспечения заданного закономерного изменения качества поверхностного слоя деталей машин на универсальных металл...полностью>>

Грибан Виктор Алексеевич, педагог дополнительного образования Тип программы: модифицированная Направленность: техническая п. Уренгой, 2007 год пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРВАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
_____________________________________________________________________________________________

629860, ЯНАО, Пуровский райо, п. Уренгой, ул. Геологов, д. 43,

Телефон (34934) 9-25-67, 9-14-70

Обсуждена на заседании

методического совета

МОУ «УСОШ №2»

«____» ___________________ 200__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «УСОШ № 2»

______________ Е. В. Крепешева «____»_______________ 200__г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ»

Возраст детей: 11-15 лет.

Срок реализации: 2 года.

Автор: Грибан Виктор Алексеевич, педагог дополнительного образования

Тип программы: модифицированная

Направленность: техническая

п. Уренгой, 2007 год

Пояснительная записка

Судомоделироваиие — один из видов технического творчества.

Хорошо налаженная работа в объединении позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремленность, вни­мательность, развивает самостоятельность, творческое и конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. На занятиях в судомодельном объединении учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехниче­ского кругозора учащихся.

Организация объединений дополнительного образования по судомоделированию — одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - великая морская держава.

Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своем наличии тысячи судов, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах.

Практика работы показывает, что знания и навыки, приобре­тенные в судомодельном объединении, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим дают ориентацию в выборе профессии.

Программа «Судомоделирование» - модифицированная, составлена на основании пособия для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений «Судомодельный кружок» Щетанова Б.В. (пособие составлено в соответствии с программой, утвержденной Министерством просвещения СССР).

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новой социальной позиции. Занятия в объединении дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем.

Программа составлена на 2 года обучения с последовательным усложнением заданий из расчета 162 часа, 4,5 часа в неделю. Первый год обучения – 90 часов (по 2,5 часа в неделю), 2-й год – 72 часа, (по 2 часа в неделю).

Учебный процесс в объединении построен таким образом, что в первый год обучения учащиеся осваивают первоначальные, элементарные познания и навыки в судомоделировании, реализуя свои знания и умения на простейших моделях катамарана, яхты и катера. На втором году занятий тематика занятий усложняется с параллельной разработкой и изготовлением моделей. Занятия носят творческий характер.

Основная цель программы: воспитание общественно-активной творческой личности.

Задачи программы:

  • обучить детей приемам и навыкам судомоделирования;

  • расширять знания, полученные на уроках технологии, черчения, физики, истории, русского языка, изобразительного искусства;

  • выявить, учесть и развивать творческие способности учащихся;

  • приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;

  • развивать конструкторские навыки;

  • способствовать формированию умения планировать свою работу;

  • в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;

  • способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;

  • воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Реализуя поставленные задачи, немалую роль играет умение педагога осуществлять связь обучающего и воспитательного процесса с семьей. Участие родителей обучаемого в организации и проведении выставок работ мотивирует ребенка к дальнейшей более активной деятельности.

Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, устройству и техническим характеристикам судов и яхт, моделированию, осуществляется профориентационная работа, знакомятся с историей развития Российского Флота. Учащиеся должны знать и строго соблюдать правила безопасности при обработке различных конструкционных материалов.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

- наблюдение;
- беседа;
- лекция;
- анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям объединения по судомоделированию);
- тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к моделированию; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации);
- экскурсия (в речной порт, с целью ознакомления с речными судами);

- практическая работа по конструированию и моделированию.

Учебно-воспитательный процесс в объединении

Для успешного выполнения целей и задач, поставленных в плане учебно-воспитательной работы, необходимо использовать такую систему занятий, которая обеспечила бы достижение их с наибольшим эффектом.

Из двух систем занятий — рецептурно-подражательной (ре­продуктивной) и познавательно-творческой — вторая система бо­лее эффективна. Однако надо не забывать, что при проведении занятий на творческой основе всегда присутствует воспроизво­дящий труд, который сочетается с трудом творческим. Это и понятно, так как немыслимо творчество без знаний и навыков. Следовательно, знания и навыки — необходимое усло­вие для творчества и труд воспроизводящий и творческий нераз­рывно связаны друг с другом. Творчество детей надо развивать постепенно. В группе первого года занятий главное внимание надо обращать на приви­тие знаний, умений и навыков. По мере приобретения знаний, умений и навыков у ребят появятся возможности создавать мо­дели, которым свойственна новизна, будь она объективной или субъективной.

Под объективной принимают такую новизну, когда со­зданный продукт нов в данной отрасли науки и техники, под субъективной — продукт нов только для изобретателя.

«Не являясь творчеством с правовой точки зрения, с психоло­гической точки зрения труд, порождающий субъективное новое, будет творческим. Для целей развития способностей к творчеству характер но­визны не имеет значения» (Разумовский В.Г.).

Совершенно очевидно, что без организации и направления руководителем практической деятельности учащихся, без пря­мого или косвенного вторжения в нее нельзя достигнуть высо­ких результатов творчества подростков.

То, что дети приходят в объединение, уже имея определенный за­пас знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии, безусловно, облегчает проведение обучения по познавательно-творческой системе. Учебный процесс построен таким образом, что ребята с первых же занятий по постройке моделей учатся творчески подходить к поставленной задаче, проявляют инициа­тиву и смекалку. Так, например, при изготовлении лодки-ката­марана учащимся дают шаблон на все детали модели, кроме руля. Указана лишь его площадь—6 см2, а конструировать и найти способ крепления его к лодке должен сам ученик.

Для модели яхты судомоделисту предлагают сконструировать кильблок (подставку).

На модели катера ученик может изменить конструкцию окон на рубке, на модели подводной лодки — переделать рубку, не меняя ее основных габаритов, и т. д.

Для судомоделистов 2-го года поле самостоятельной деятельно­сти увеличивается. Наиболее приемлемы для них модели речного монитора, буксира, ракетного катера, са­моходной баржи и др. Длина моделей не должна превышать 500 мм. Технология их изготовления предусматривает широкое применение современных материалов, таких, как полистирол, оргстекло, целлулоид и др. При строительстве моделей предусмотрено использование и передовых методов изготовления отдельных деталей: штамповку, литье деталей из капрона и т. д. Все это способствует проявлению учащимися инициативы и смекалки.

Однако не следует забывать, что прививать знания, разви­вать умения и навыки необходимо постепенно, переходя от про­стого к сложному. Поэтому для начинающих судомоделистов предлагается начать занятия с изготовления как можно более простых моделей (как по конструкции, так и по технологии их изготовления), например с моделей бумажного катамарана и картонной яхты. Можно использовать для этих целей модели и других классов кораблей и судов, однако конструкция и тех­нология их постройки не должны быть сложнее по сравнению с предлагаемыми моделями катамарана и яхты. По мере приобретения знаний, умений и навыков конст­рукция и технология изготовления моделей усложняются. Да­лее следуют простейшие модели катера и подводной лодки.

Прогнозируемые результаты: В результате прохождения учащимися двухгодичного курса "Судомоделирование" можно прогнозировать следующее:

  • учащиеся смогут овладеть навыками и приемами моделирования яхт и судов;

  • будут выявлены склонности и развиты способности детей к конструкторской деятельности;

  • повысится статус ребенка в классе и в группе;

  • должно быть сформировано умение планировать свою работу;

  • развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;

  • дети смогут ориентироваться в выборе профессии;

  • будут заложены основы для самовоспитания личности.

ПЛАН

работы объединения «Судомоделирование»

(1-й год обучения)

I. Цели и задачи

1. Прививать любовь к конструкторскому труду, развивать творческое мышление и инициативу детей.

2. Дать первоначальные сведения об устройстве судна (корабля).

3. Научить строить модели судов (кораблей) несложных конструкций.

4. Научить ребят пользоваться простейшим оборудованием и инструментом в процессе практической работы.

5. Дать краткие сведения о теоретическом чертеже судна (корабля).

II. Сводный план работы 1-го года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Ме-сяц

Получаемые знания и навыки. Цель занятия

Тео-

рия

Прак-тика

1

Вводное занятие: знакомство с мастерской, с планом работы на год и основными правилами безопасности труда.

1,5

1

IX

Дать представление о судомоде-лизме, безопасности труда, значении морского и речного флота в жизни нашей страны. Демонстрация моделей.

2

Простейшие модели парусного катамарана и яхты. Беседа о развитии парусного флота в России и моряка.

3

22

IX-X

Научить изготовлять катамаран, обучить приемам работы с бумагой. Дать сведения о парусном флоте.

Научить изготовлять яхту, обучить приемам работы с картоном. Дать понятие о маломерных судах, основных элементах судна, действии парусом и управлении яхтой.

3

Простейшая модель катера. Беседа о великих географи-ческих открытиях русских исследователей.

6

54

X-V

Научить изготовлять катер. Обучить приемам работы с древесиной. Привить навыки работы с инстру-ментом.

Дать сведения о теоретическом чертеже, конструкции корпуса, море-ходных качествах судна, надстройках и рубках, двигателях и движителях, гребном винте, судовых устройствах и дельных вещах; гражданских и военных катерах.

4

Заключительное занятие. Проведение соревнований.

1

1,5

V

Заинтересовать ребят продолжением работы в будущем году.

Всего

11,5

78,5

Для занятий 1-го года обучения отводится 90 учебных часов.

На каждом занятии должны проводиться беседы по безопасности труда.

III. Массовые мероприятия

1. Провести экскурсию в речной порт п.Уренгой (сентябрь).

2. Провести внутрикружковый смотр –конкурс среди моделистов (апрель).

3. Принять участие в районном смотре-конкурсе технического творчества школьников (апрель).

4. Оформить выставку лучших работ учащихся (май).

Календарно- тематический план

работы объединения «Судомоделирование»

(1-й год обучения)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Практическая

работа

Дата проведения

Тема 1. Вводное занятие.

2,5

1

Вводное занятие: знакомство с мас- терской, с планом работы на год и основными правилами безопасности труда.

2,5

Рассказ о значении морского и речного флота в жизни нашей страны.

Краткая характеристика программы кружка и основных моделей, подле-жащих изготовлению. Ознакомление детей с правилами безопасности труда.

Демонстрация моде-лей и их запуск

Тема 2. Простейшие модели парусного катамарана и яхты.

25

2

Беседа о развитии парусного флота в России и моряка.

Изготовление парус-ного катамарана из бумаги.

2,5

Катамараны. Развертка. Инструмент для обработки бумаги и картона. Правила безопасного труда.

Разметка развертки корпуса по шаблону.

Вырезание развертки.

Склеивание корпуса. Сборка катамарана.

3

Конструирование и изготовление рулей. Окрашивание катама-рана.

2,5

Правила и последова-тельность окрашивания.

Конструирование и изготовление рулей. Окрашивание катама-рана.

4

Проведение внутри-кружковых соревнова-ний по катамаранам.

2,5

Правила проведения соревнований по ката-маранам.

Внутрикружковые соревнования по катамаранам.

5

Изготовление раз-вертки корпуса яхты.

2,5

Понятие о маломерных судах, основных эле-ментах судна. Основные определения типов мало-мерных судов.

Разметка развертки яхты с помощью шаблона и лекал.

6

Изготовление корпуса яхты.

2,5

Основные элементы судна.

Склеивание корпуса судна.

7

Изготовление и за-шивка палубы.

2,5

Основные элементы набора корпуса (киль, форштевень, ахтерштевень и др.).

Разметка палуби и степса с помощью шаблонов и лекал. Вырезание, окраши-вание, сборка.

8

Изготовление и ус-тановка киля.

2,5

Главные размерения судна.

Разметка киля. Вырезание. Окраши-вание. Изготовление бульба. Сборка.

9

Изготовление парус-ного вооружения.

2,5

Паруса и оснастка маломерных судов.

Изготовление мачты, уток, проушин. Раскрой паруса. Установка паруса.

10

Покраска яхты.

2,5

Действие паруса. Управ-ление яхтой.

Окрашивание яхты.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Практическая

работа

Дата проведения

11

Проведение внутри-кружковых сорев-нований по яхтам.

2,5

Правила проведения соревнований по яхтам.

Проведение сорев-нований по яхтам.

Тема 3. Простейшая модель катера.

60

12

Беседа о великих географических откры-тиях русских иссле-дователей. Изготовление корпуса модели разъездного катера: придание заго-товке бокового вида корпуса.

2,5

Основные сечения корпуса судна.

Разметка бока. Строгальные работы с помощью рубанка.

13

Изготовление кор-пуса модели: обработ-ка бортов, придание обводов.

2,5

Теоретический чертеж, эксплуатационные качества судна.

Разметка палубы и днища. Строгальные работы ножом. Раз-метка скуловых линий. Придание требуемых обводов и зачистка корпуса шкуркой.

14

Изготовление кор-пуса катера: вы-далбливание корпуса.

2,5

Мореходные качества судна.

Разметка толщины борта и транца. Изготовление корпуса.

15

Установка бимсов.

2,5

Понятие о прочности корпуса.

Изготовление бим-сов. Разметка и вырезание мест их ус-тановки. Приклеива-ние. Окрашивание внутренней части кор-пуса.

16

Изготовление под-ставки (кильблока).

2,5

Гражданские и военные катера и их хранение.

Изготовление опор подставки, соедини-тельной рейки. Сборочные работы.

17

Зашивка палубы модели разъездного катера.

2,5

Конструкция корпуса.

Подготовка палубы катера, окрашивание внутренней стороны. Изготовление и зашив-ка палубы, обработка.

18

Изготовление рубки.

2,5

Надстройки и рубки.

Изготовление рубки. Удаление лишнего материала. Зачистка и подгонка.

19

Изготовление ходо-вой группы.

2,5

Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта.

Изготовление крон-штейна и винта. При-паивание винта к гребному валу. Уста-новка кронштейна, вин-та и носового крючка.

20

Изготовление рулей.

2,5

Судовые устройства. Рулевое устройство.

Разметка на жести рулей, их изготовление и установка.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Практическая

работа

Дата проведения

21

Изготовление якоря.

2,5

Якорное устройство.

Изготовление якоря и бухты.

22

Изготовление вью-шек, кнехтов, киповых планок.

2,5

Швартовное устройство.

Изготовление вью-шек, кнехтов, киповых планок.

23

Изготовление лееров.

2,5

Леерное устройство.

Изготовление лееров.

24

Изготовление мач-ты, бортовых отличи-тельных огней, фар.

2,5

Мачтовое устройство.

Изготовление мачты, бортовых отличи-тельных огней, фар.

25

Изготовление спаса-тельного круга и огнетушителя.

2,5

Шлюпочное устройство и спасательные средства. Пожарные системы.

Изготовление спаса-тельного круга и огнетушителя.

26

Грунтование кор-пуса, рубки, под-ставки.

2,5

Лакокрасочные покры-тия (грунтование).

Грунтование кор-пуса, рубки, подставки.

27

Шпатлевание кор-пуса, рубки, под-ставки.

2,5

Лакокрасочные покры-тия (шпатлевание).

Шпатлевание кор-пуса, рубки, подставки.

28

Изготовление окон.

2,5

Судовые дельные вещи.

Разметка окон, при-клеивание плинтуса.

29

Покраска корпуса, рубки, подставки.

2,5

Лакокрасочные покры-тия (лаки, краски, растворители).

Подготовка поверх-ности к окрашиванию. Окрашивание корпуса, рубки, подставки.

30

Изготовление рези-номотора.

2,5

Двигатели в судомо-делировании.

Изготовление рези-номотора.

31

Дифферентовка катера.

2,5

Способы дифферен-товки.

Дифферентовка катера.

32

Установка вьюшек.

2,5

Вьюшки.

Установка вьюшек.

33

Установка якоря и других деталей.

2,5

Якоря и якорные устройства.

Установка якоря и других деталей.

34

Доводка модели.

2,5

Стендовые испытания модели

35

Испытание и регу-лирование модели на воде.

2,5

Запуск надводных моделей.

Испытание и регу-лирование модели на воде.

Тема 4. Заключи-тельное занятие. Проведение сорев-нований.

2,5

36

Проведение сорев-нований по катерам.

2,5

Правила проведения соревнований по катерам.

Соревнования по катерам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная электронная научная конференция (26 апреля 2005 года)

    Документ
    Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство сборник статей под ред. Ермакова С.С.

Другие похожие документы..