Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Təkcə Azərbaycan xalqının deyil, bütün Türk dünyasının möhtəşəm və əzəmətli tarixini yaşadan, onu bu günümüzə qovuşduran ulu sənət nümunələrindən bir...полностью>>
'Сказка'
Поп говорит Балде: "Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье". Живет Балда в поповом д...полностью>>
'Обзор'
При подготовке третьего издания книги Введение в экспертные системы автор старался прежде всего учесть интересы и пожелания читателей четырех основных...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная антропология» предназначены для студентов специальности 03060...полностью>>

Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (4)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____

125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3

Телефон: 200-52-71

Факс: 650-68-24

e-mail: macro@

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва

Октябрь, 2008 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития 5

1.1. Итоги 1990-2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав 5

1.2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода 7

1.3. Целевые ориентиры 11

1.4. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития 16

1.5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества: субъекты инновационного развития 21

2. Этапы инновационного развития 23

3. Развитие человеческого потенциала 35

3.1. Демографическая политика и политика народосбережения 35

3.2. Развитие здравоохранения 39

3.3. Развитие физической культуры и спорта 49

3.4. Развитие образования 51

3.5. Развитие культуры и средств массовой информации 59

3.6. Развитие рынка труда 65

3.7. Повышение доступности жилья 71

3.8. Развитие социальных институтов и социальная политика 78

3.9. Молодежная политика 84

3.10. Развитие пенсионной системы 87

3.11. Экологизация экономики и экология человека 90

4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности 94

4.1. Формирование институциональной среды инновационного развития 95

4.2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики 102

4.3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора 110

5. Развитие национальной конкурентоспособности 116

5.1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий 118

5.2. Развитие высокотехнологичных отраслей 129

5.3. Развитие базовых отраслей промышленности 140

5.4. Долгосрочные приоритеты реформирования естественных монополий 142

5.5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре 143

5.6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики 149

5.7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования 157

5.8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов 161

6. Внешнеэкономическая политика 165

6.1. Цель и принципы внешнеэкономической политики 166

6.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики 168

6.3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России 174

7. Региональное развитие 182

7.1. Основные принципы государственной политики регионального развития 183

7.2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития 184

7.3. Полюса регионального развития 186

7.4. Совершенствование системы государственного регионального управления 194

8. Основные макроэкономические параметры инновационного развития на период до 2020 года 196

8.1. Прогноз мировой экономики 201

8.2. Основные макроэкономические параметры инновационного развития 201

8.3. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности, сельского хозяйства 205

8.4. Динамика доходов населения 208

8.5. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики 210

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года1.

Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;

стратегия – способы, направления и этапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;

цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;

цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.

1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

1.1. Итоги 1990-2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав

В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе.

Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.

Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 45% ВВП (2007 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.

В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок превратился в важный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров. В условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система, при активной поддержке государства, продемонстрировала свою устойчивость.

Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.

Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.

Значительный вклад в эти преобразования внесла реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу до 2010 года, разработанной в 2000 году. В соответствии с ней были проведены реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть накопившихся диспропорций.

Главные цели стратегии 2000 года и национальных проектов в основном выполнены: заложены основы макроэкономической стабильности, экономический рост приобрел динамичный характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Перед российской экономической политикой стоят сегодня новые вызовы и задачи, и их решение требует новых программных подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7 процентов в год), значительно опережающие динамику мировой экономики (4,6 процента в год за последние пять лет).

Преодолен спад производства и потребления девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.

Объем ВВП (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире. В 2009 году объем ВВП в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоится за 10 лет).

Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров, как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.

1.2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:

  • вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4% в год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;

  • превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;

  • преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

  • усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России с ее огромными запасами пресной воды и экологически благополучных территорий;

  • сохранение, и, вероятно, усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;

  • старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации, как реакцией на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Кризис на американском ипотечном рынке начинает перерастать в мировой финансовый кризис, угрожающий его превращением в мировой кризис производства, сопровождаемый снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 годах. Сочетание кризисных процессов в экономике с повышенной инфляцией возрождает риск развития стагфляции, которой мировая экономика болела в 80-е годы. Кризисная перестройка мировой экономики предъявляет повышенные требования к устойчивости российской экономики и ее способности нейтрализовать негативные воздействия с мировых рынков. Взлеты и падения мировых и российских курсов акций и сырьевых цен повышают актуальность формирования новой диверсифицированной российской инновационной экономки и самостоятельной мощной финансовой системы. Стоимость знаний и идей не столь подвержена конъюнктурным колебаниям как стоимость сырья и в долгосрочной перспективе капитализация экономики знаний растет быстрее капитализации экономики сырья.

Для России перестройка мировой экономики создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, улучшении возможностей для импорта технологий и капитала при условии преодоления слабости наших экспортных позиций. При этом сохраняется риск ухудшения торгового баланса России. Ответ на этот вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики России, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности, при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий:

обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

увеличение стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

модернизацию традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время, отставание в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики, а также повышает ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.

Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся:

  • сокращением численности российского населения и занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России;

  • растущей конкуренцией за квалифицированные образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками;

  • низким качеством и ухудшающейся доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.

Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.

Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.

Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем. Среди важнейших из них:

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе, высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, запутанная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;

слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;

недостаточное развитие национальной инновационной системы, слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.

Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой - оказалась перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, так и преодоления отмеченных долгосрочных вызовов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (1)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  2. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (2)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  3. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (3)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  4. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (5)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации,

Другие похожие документы..