Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Предлагаемый вариант основан на показателях, количественные характеристики которых свидетельствуют о комплексе действий, направленных на достижение м...полностью>>
'Документ'
Здоровье — самый ценный дар, который приносит нам природа. Человек в житейской суете неосмотрительно расточает его. Спохватился — начались неприятнос...полностью>>
'Документ'
введення у світ Інтернету, ознайомлення з основними принципами побудови мережі Інтернет, послугами, які вона надає, та можливостями пошуку інформації...полностью>>
'Документ'
Существование в Москве храма с названием «Малое Вознесение» и храма с названием «Большое Вознесение» вызывает вопрос: что означает малое вознесение и...полностью>>

Программа дисциплины дн. Ф. 2 История и методология физики для студентов специальности 010700 «Физика» направления 010700 «Физика»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

(ИАТЭ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________С.Б. Бурухин

“______”____________ 200__ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДН.Ф.2 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИЗИКИ

для студентов специальности 010700 «Физика»

направления 010700 «Физика»

Форма обучения: очная

Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

10

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

18

18

Практические занятия и семинары

Лабораторные работы

Курсовой проект (работа)

Самостоятельная работа

62

62

Расчетно-графические работы

Вид итогового контроля (зачет, экз.)

зач

зач

Обнинск 2008

Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 010700 «Физика».

Программу составил:

___________________ А.В. Тихоненко, доцент, к. ф.-м. н., доцент

Программа рассмотрена на заседании кафедры общей и специальной физики (протокол

№ __ от __.__.200_ г.)

Заведующий кафедрой

общей и специальной физики

___________________ Ю.А. Коровин

“____”_____________ 200__ г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Учебно – методического управления

___________________ Ю.Д. Соколова

Декан

факультета естественных наук

___________________ Н.Б.Эпштейн

“____”_____________ 200__ г.

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина предназначена для подготовки специалистов по специальности «физика» направления «магистр физики».

«История и методология физики» выполняет функцию итоговой, интегрирующей дисциплины, завершающей общеобразовательную программу по физике.

Дисциплина излагает современную естественнонаучную картину мира и играет важную роль в формировании мировоззрения ученого-физика.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- историю физики, ее предмет и задачи;

- общие закономерности развития физики;

- историю развития физических методов исследования;

- методологические принципы физического научного знания;

3. Содержание дисциплины

3.1. Лекции

Часть 1. История физики (12 ч)

Классификация наук и проблема периодизации истории науки. Измерения времени, хронология. Периодизация истории физики. Предмет и задачи история физики.

История физических учений древнейших времен, в средние века и в эпоху Возрождения: древний Восток, страны античной греко-римской культуры. Развитие механики, оптики и магнетизма.

Классическая физика в XVII - XVIII веках. Становление экспериментальной и теоретической физики. Формирование классической физики (развитие механики, физики атмосферы, учения о теплоте, становление корпускулярной теории, развитие оптики, физики твердого тела, электричества, магнетизма, акустики). И. Ньютон и «Математические основы естествознания». Естественонаучный метод познания природы.

Физика в первой половине XIX века: электромагнетизм и электротехника, атомизм, эквивалентность всех видов движения и взаимодействия. Основные признаки становления классической физики: классическая электродинамика, общая теория теплоты, статистическая физика.

Физика на рубеже XIX и XX веков: открытия электрона, радиоактивности, структуры атома; гипотеза квантов, специальная теория относительности.

Физика в первой половине XX века: квантовая теория, ядерная физика и физика элементарных частиц; физика твердого тела и радиофизика.

Физика середины XX века и второй половины XX века: физика ядра и элементарных частиц, ядерная энергетика, проблема управляемого термоядерного синтеза, лазеры и квантовая электроника; высокотемпературная сверхпроводимость, микро- и наноэлектроника; физика сверхнизких температур и сверхвысоких давлений; сверхтяжелые ядра, сверхсильные магнитные и электрические поля, взаимодействие частиц со сверхвысокой энергией; нелинейная физика, хаос, странные аттракторы; единая теория слабого и электромагнитного взаимодействий; космология и астрономия, черные дыры и космические струны.

Современная физика: космические технологии, исследование космического пространства; глобальная связь, информационные технологии.

Часть 2. Методология физики (6 ч)

Общие закономерности развития физики. Преемственность в развитии научных знаний. Эмпирический и теоретический уровни научного познания в физике. Особенности эмпирического исследования. Специфика теоретического познания. Структура и функции физической теории. Физический закон.

Предмет, теория и метод в физике. Метод и методология физики. Классификация методов в физике и их взаимодействие. Влияние методологии физики на другие науки и общественное сознание.

3.2. Практические и семинарские занятия

Не предусмотрены

3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрены

3.4. Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрены

3.5. Формы текущего контроля

Раздел(ы)

Форма контроля

Неделя

1-2

Реферат

17

3.6. Самостоятельная работа

1. Периодизации истории науки ([1]).

2. Развитие классической физики ([1]).

3. Становление физика ядра и элементарных частиц в 20-м веке ([1], [2] с. 89-120).

3. История ядерной энергетики ([1], [2] с. 166-214).

4. Физические законы и принципы ([3]).

5. Классификация методов в физике и их взаимодействие ([3]).

6. Единство физической картины мира ([2] с. 124-142. [3]).

Контроль - Проверка отчетов выполнения самостоятельной работы

4.1. Рекомендуемая литература

4.1.1. Основная литература

1. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М: «Просвещение», 1982.

(/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml)

/books/item/f00/s00/z0000027)

2. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, ГРФМЛ, 1980.

(3 экз.)

3. Симанов А.Л., Стригачев А. Методологические принципы физики: Общее и особенное.— Новосибирск: Наука. 1992.— 222 с.

(Электр. версия)

4.1.2. Дополнительная литература

1. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.: Наука, 1983. – 400 с.

2. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Наука, 1974. – 351 с.

3. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX веков. – М.: Наука, 1979. – 320 с.

4. Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977.

5. Гейзенберг В.. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, ГРФМЛ, 1989.

6. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, ГРФМЛ, 1980.

7. Уиттекер Э. История теории эфира и электричества. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001, 512 стр.

8. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Концепции современного естествознания. Красноярск, 1996.

4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные презентации и демонстрации.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Не предусмотрены

Темы рефератов

1. Измерения времени, хронология. Периодизация истории физики.

2. История физических учений древнейших времен.

3. История физических учений в средние века и в эпоху Возрождения.

4. История физических учений древнейших времен, в средние века и в эпоху Возрождения: древний Восток, страны античной греко-римской культуры.

5. Телескопы и их роль в развитии оптики и астрономии.

6. Становление и роль экспериментальной и теоретической физики.

7. Законы физики в «Математических основах…» И. Ньютон.

8. Эволюция представлений о пространстве и времени.

9. Современные аспекты теории пространства-времени.

10. История ядерной физики.

11. История ядерной энергетики.

12. Физические основы ядерной энергетики.

13. Вопросы причинности в квантовой теории.

14. Пространство и время в микромире.

15. «История» Большого взрыва.

16. Единая теория слабого и электромагнитного взаимодействий.

17. Космология и астрономия.

18. Хоукинг и черные дыры.

19. Космические струны: пространство-время и эффекты.

20. «История» физических открытий 21-го века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

    Методические рекомендации
    Работа выполнена сотрудниками РУДН в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса»

Другие похожие документы..