Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Учебная практика по компьютерному делопроизводству – важная составная часть учебного плана профессиональной подготовки студентов направления «Зарубеж...полностью>>
'Программа-минимум'
Настоящая программа разработана Московским государственным лингвистическим университетом под общей редакцией академика РАО, доктора педагогических нау...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Антимикробные препараты у больных с внебольничными инфекциями респираторного тракта: региональные фармакоэкономические и фармакоэпидемиологические ас...полностью>>
'Документ'
Слово "економетрія" (у деяких джерелах "економетрика") буквально означає "вимірювання в економіці", що дає підстави під...полностью>>

Доктор социологических наук, профессор, зав (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического факультета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Вячеслав Кузнецов

Для обсуждения

Научный доклад

ПОВЕСТКА ДНЯ И ПРАВИЛА ИГРЫ,

КОТОРЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

ПРЕДЛОЖИЛИ НА 2012 ГОД

САМИМ СЕБЕ: ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН,

ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА,

ВСЕХ СТРУКТУР ВЛАСТИ

МОСКВА – 2011

Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического факультета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Вячеслав Николаевич Кузнецов,

член-корреспондент Российской Академии Наук,

доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой

социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,

Шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии»

ПОВЕСТКА ДНЯ И ПРАВИЛА ИГРЫ,

КОТОРЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

ПРЕДЛОЖИЛИ НА 2012 ГОД

САМИМ СЕБЕ: ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН,

ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА,

ВСЕХ СТРУКТУР ВЛАСТИ

Научный доклад Научное издание

издаётся в авторской редакции Предтиражный экземпляр

Объём 10 печ. л.

Оригинал-макет и полиграфические Подписано

работы: журнал «Безопасность Евразии» в печать

2 февраля 2011 года

Адрес издателей, учредителей, редакции: 109044, г. Москва, Саринский пр.,

Д. 13/2, стр. 3.

Контактный телефон +8(495) 676-64-92,

факс +8(495) 676-44-11

___________________________

© Кузнецов В.Н. 2011, февраль.

Темы Докладов В.Н. Кузнецова

в 2011–2004 годах

2011

Повестка Дня и Правила Игры, которые народы России предложили самим себе: для всех граждан, всех институтов общества, всех структур власти.

2010

Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.

2009

Мир после кризиса: Основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации.

2009

Доверие, честность и справедливость в глобальной Повестке Дня на 2009 год, посвящённой Великой Победе в войне 1941–1945 годов против фашизма.

2009

Социология глобального компромисса. К апрельскому совещанию «двадцатки» 2009 года в Лондоне.

2008

Особенности становления и функционирования глобальной социо­логической геокультурной объясняющей модели современных всемирных кризисных перемен: экономических, финансовых, правовых, политических, гуманитарных, институциональных.

2008

Безопасность и справедливость как смысл стратегии развития России в XXI веке.

2008

Основные социологические тенденции формирования мироустройства XXI века.

2007

О смысле нового гуманизма XXI века: Становление нового гуманизма через формирование Московско-Шанхайской модели миропорядка XXI века, нового мировоззрения и культуры компромисса.

2007

К единению народов России через культуру компромисса: Послание Самим себе как Повестка Дня для России 2007–2017 годов.

2006

Московско-Шанхайская модель миропорядка и создание мировоззрения XXI века: социологический аспект.

2006

Глобальная структурная гуманитарная революция XXI века.

2006

Социология разворачивающейся глобальной структурной гуманитарной революции XXI века: Геокультурный аспект.

2005

Социология становления евразийской безопасности как глобальная гуманитарная инновация XXI века: геокультурный аспект.

2004

Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека – как фундаментальная проблема российских общественных наук. О некоторых дискуссионных аспектах новой интерпретации Миссии Российской Социологии в XXI веке.

2004

Становление российской идеологии как научная проблема.

2004

Безопасность, благополучие человека, семьи, государства. Доклад на общем собрании Отделения общественных наук РАН 15 декабря 2003 г.

Вячеслав Николаевич Кузнецов,

член-корреспондент Российской Академии Наук,

доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой

социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,

Шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии»

Научный доклад

ПОВЕСТКА ДНЯ И ПРАВИЛА ИГРЫ,

КОТОРЫЕ НАРОДЫ РОССИИ ПРЕДЛОЖИЛИ НА 2012 ГОД

САМИМ СЕБЕ: ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН,

ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА,

ВСЕХ СТРУКТУР ВЛАСТИ

Для обсуждения предложены вопросы

  1. Кто и когда предложил Повестку Дня – 2012 и Правила Игры – 2012?

  2. Почему Смысл Повестки Дня – 2012 в России 2011–2012 может осуществляться только в единстве с Общенациональной Целью, с Правилами Игры в их достижении?

  3. Зачем стремиться понять смысл Правил Игры в России 2011–2012?

  4. Уместно ли в феврале 2011 года исследовать проблему: «Если завтра война, если завтра глобальная катастрофа»?

  5. Возможно ли рассматривать феномен «культура партнёрства» как шанс предотвращения возможной войны, как шанс на минимизацию последствий возможной глобальной катастрофы?

  6. Актуально ли полагать о значительной востребованности итогов изучения феномена «культуры партнёрства» как способа достойного объединения Повестки Дня, Правил Игры и Общенациональной Цели России 2011–2012?

  7. Как понять логику и динамику деятельности, наличный ресурс времени для достижения достойного смысла жизни?

Для обсуждения

Научный доклад

Вячеслав Кузнецов

Повестка дня и правила игры, которые народы России

предложили на 2012 год самим себе:

для всех граждан, всех институтов общества,

всех структур власти

КУЗНЕЦОВ Вячеслав Николаевич – член-корреспондент Российской

Академии Наук, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой

социологии культуры, воспитания и безопасности Социологического ф-та

МГУ им. М.В. Ломоносова, Шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии»

Содержание

Введение. Кто и когда предложил Повестку Дня – 2012 и Правила Игры – 2012? .........................................................................

7

1. Почему Смысл Повестки Дня – 2012 в России 2011–2012 годов может эффективно осуществляться для всего многонационального народа только в органичном и понятном взаимодействии с Общенациональной Целью страны, с Правилами Игры в их достижении? .........................................................................................

19

2. Зачем стремиться понять смысл Правил Игры в России 2011–2012: правда ли, что без решающего участия всего народа в разработке самих Правил Игры, в плотном контроле за их осуществлением, за их корректировкой кардинально утрачивается назначение и смысл Повестки Дня России–2012, обедняется динамика движения к обре- тению свободы и ответственности, прав и обязанностей по дости- жению совестливости, достоинства, правды и справедливости? ....

38

3. Уместно ли в феврале 2011 года исследовать и обсуждать важную проблему: смысл ответственности, долга и обязанностей каждого гражданина перед Родиной, перед Россией в выработке позиции и поступка в ситуации: «Если завтра война, если завтра глобальная катастрофа»? .......................................................................................

67

4. Возможно ли рассматривать феномен «культура партнёрства» (Россия; 2011–2012), феномен «культура глобального партнёр- ства» (Саммит Рио-де-Жанейро, 2012) как гуманитарный кластер смыслов Повестки Дня – 2012 (российской и глобальной), Правил Игры (для российской и глобальной Повестки Дня – 2012), Обще- российской (национальной) Цели России и Глобальных целей развития человечества (Саммит 2000 и Саммит 2010) как объеди- няющий всех граждан кластер смыслов культуры жизни, ориен- тированный на предотвращение войны, на минимизацию последствий возможной глобальной катастрофы? .....................

87

5. Актуально ли полагать о значительной востребованности народами России итогов деятельности представителей всех общественных наук России по изучению культуры партнёрства в контексте дости- жения целостности Повестки Дня – 2012 и Правил Игры – 2012 в сфере её объединения с Общенациональной Целью России и Глобальными целями развития человечества (Саммит 2010) для содействия культуре жизни, культуре мира и безопасности: предло- жения для уточнения Конституции России, в проекты документов Саммита по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 2012 (Рио+20)? ...............................................................................................

128

Заключение. Как понять логику и динамику деятельности, наличный ресурс времени у учёных, экспертов, граждан России для созида- ющей и достойной работы при формирующемся общем понимании смысла Повестки Дня – 2012 и смысла Правил Игры – 2012 как смысла жизни через достижение общероссийского и глобального компромисса вопросов культуры жизни и культуры смерти, правды и справедливости, свободы и ответственности, прав и обязанностей? .......

147

Научный и справочный аппарат доклада

Сведения об авторе ................................................................................

152

Основные публикации автора по теме доклада .................................

160

Литература ................................................................................................

164

Основные понятия в тексте ...................................................................

167

Перечень таблиц, схем, рисунков и вставок в тексте доклада ........

179

About The Author ......................................................................................

180

Темы Докладов В.Н. Кузнецова в 2011–2004 годах ...........................

181

Аннотация доклада .................................................................................

182

Введение.

Кто и когда предложил Повестку Дня – 2012

и Правила Игры – 2012?

Представленный читателям Доклад для февраля 2011 года может быть охарактеризован по нескольким основаниям.

Первый шаг: кто, когда и кому. Субъектом формирования Повестки Дня и Правил Игры является народ России (кто). Повестка Дня для России на 2011–2012 годы «сложилась», в основном, в последовательности двух этапов. Первый этап: начало формирования российского геокультурного созидающего Проекта XXI века в предложениях Президента России Владимира Путина между 21 ноября 2006 года и мартом 2007 года. Второй этап: развитие и операционализация российского Проекта XXI века в посланиях и разработках Президента России Дмитрия Медведева 2008–2011 годов (когда).

Оформившаяся Повестка Дня через Стратегию 2020 ориентирована её субъектом, народом России, прежде всего, самому себе. Во вторую очередь Повестка Дня предназначена российскому обществу, представителям научных и общественных клубов, фондов, ассоциаций, религиозных конфессий. Следующим адресатом Повестки Дня являются Президент России и его администрация, Премьер-министр России и Правительство России; Федеральное собрание России с его двумя палатами, правовые институты, вооружённые силы, МВД, специальные службы (кому).

Второй шаг. Глобальным контекстом предложенной народом России Повестки Дня являются: утверждённая народами мира в 1992 году (Рио-де-Жанейро) глобальная Повестка Дня XXI на Саммите по устойчивому развитию (в настоящее время готовится обсуждение и уточнение глобальной Повестки Дня XXI на Саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 году), а также цели развития тысячелетия, сформулированные и утверждённые народами мира (руководителями всех стран) на Саммите Тысячелетия в сентябре 2000 года и подтверждённые на Саммите 2010 года (65-я сессия Генеральной ассамблеи ООН – осень 2010 года).

Для Правил Игры при осуществлении Повестки Дня России 2011–2012 контекстом (в основном) являются ежегодные заседания Всемирного экономического форума в Давосе. Здесь, по существу в закрытом режиме, несколько тысяч крупнейших и наиболее авторитетных представителей бизнеса, руководителей государств, деятелей культуры и СМИ обсуждают Правила Игры по глобальной и региональным Повесткам Дня. Например, Форум 2011 года так и назывался: «Общие нормы для новой реальности». Или: «Общие Правила Игры для реальности 2011–2012 годов».

Из нескольких часов пребывания в Давосе 26 января 2011 года (это закрытое мероприятие, на которое организаторы Форума рассылают приглашения) Президента России Дмитрия Медведева значительное время было им выделено для закрытой встречи с членами авторитетного Международного совета предпринимателей: в беседе участвовали сто руководителей самых значительных транснациональных компаний.

Третий шаг. Своеобразной институциональной средой для основных событий, представленных в Докладе; для функционирования контекста автор доклада предлагает новую Московско-Шанхайскую модель миропорядка, обоснованную им и представленную научному сообществу в 2006 году1. Отмечу такой факт: открыл 26 января своим докладом о России Всемирный экономический Форум в Давосе, который отмечает в 2011 году своё 40-летие, Президент России Дмитрий Медведев. В 2010 году Форум в Давосе открывал лидер Китая, а в 2009 году премьер-министр России Владимир Путин.

Четвёртый шаг. Концептуальная особенность представленного Доклада заключается в том, что на теоретическом уровне здесь продолжена линия разработки социологической геокультурной авторской теории культуры развития человека, общества и цивилизации в XXI веке2.

Размышления над причинами глобального кризиса, его ходом; возможными контурами мира после кризиса; реальностью (с высокой степенью вероятности) возникновения глобальной войны как способа преодоления кризиса (как было два раза в XX веке) способствуют созданию эффективной и востребованной концепции развития как теории культуры развития. Таким образом, главным гуманитарным смыслом для Российской Повестки Дня на 2011–2012 годы, для Глобальной Повестки Дня XXI становится ожидаемое всеми народами мира новое созидательное качество Глобальной Игры, Глобального Компромисса.

Народы России вместе со всеми народами мира в сложных событиях кризисных перемен 2008–2011 годов создали и предлагают всему миру как главный игрок, субъект Глобальной Игры – Глобальный Проект сохранения и упрочения правды, честности, доверия и справедливости, ответственности на основе новой методологии, концепции, технологии, процессуальности и практики глобальной, созидающей модели культуры развития каждого человека, всех народов мира, всех стран в XXI веке. Именно в этом смысл «новой реальности».

Стратегия культуры развития России, культуры развития всего мира в XXI веке через культуру развития духовной сферы становится основанием нового гуманизма, новой модели миропорядка, новой модели мироустройства. Сегодня это принципиально новый, глобального значения вопрос для всех нас. Нам в считанные дни, месяцы и годы надо понять, оформить и обеспечить общероссийское и мировое (глобальное) согласие по основным аспектам культуры развития.

Компромисс, согласие, консенсус как гуманитарная инновация через гуманитарное воспитание становится главным и единственным способом выживания и достойного экологически безопасного развития в контексте стремительного нарастания изменения климата, тревожных изменений среды жизнеобеспечения всех людей и всех народов.

Пятый шаг. Цель представленного доклада – осуществить исследование Повестки Дня – 2012 и Правил Игры – 2012 для становления основ авторской теории, методологии и эвристики культуры глобального развития в XXI веке человека, народов, общества, государства и цивилизации. Эта формирующаяся концепция изменений, перемен, развития, прогресса ориентирована на конструктивное преодоление функционирующих целей, ценностей, идеалов, интересов в современном образе жизни миллиардов людей через потребление, культуру потребления.

Главный смысл доклада – теория и методология культуры развития в России в XXI веке во всех своих звеньях, механизмах, технологиях, процедурах должны сложить такую Повестку Дня 2011–2012, такие Правила Игры 2011–2012, чтобы ориентировать каждого человека, народы России на культуру мира и безопасности, на культуру предотвращения возможной ядерной войны против нашей страны, против любой страны.

Для современного кризисного мира, для послекризисного состояния мира автор для «новой реальности» обосновывает актуальность главного урока, предложенного Питиримом Сорокиным 89 лет назад в работе «О современном состоянии России». Суть урока – в следовании главной особенности социологии, что делает её самой необходимой и востребованной общественной наукой для каждого человека. Питирим Сорокин показал пример в своей работе 1922 года: при изучении гуманитарных взаимодействий в пространстве и времени Азии – России – Европы главное – социологическое исследование состояния и перемен в проблемах мира и войны, безопасности и справедливости, свободы и ответственности должно основываться на честном учёте контекста действительных реальных перемен наличного состояния жизнеобеспечения народа, безопасности каждого человека в России, во всех странах мира.

Шестой шаг. Научная проблема доклада может быть представлена так: смысл Повестки Дня –2012 и Правил Игры для её осуществления возможно и необходимо раскрыть на основе новых подходов к теоретическим и методологическим основаниям современных общественных наук. Требуется, по мнению автора, объединить научный потенциал геополитики, геоэкономики и геокультуры.

Седьмой шаг. Моя рабочая гипотеза формулируется следующим образом: культура развития России; сохранение и укрепление гражданского мира в стране; энергичное и всестороннее преодоление и блокирование терроризма, коррупции и преступности могут быть оснащены хорошей теорией и хорошей методологией в органичном соединении Общенациональной Цели России, Повестки Дня для культуры развития в 2011–2012 годах, Правил Игры в 2011–2012 при осуществлении этой Повестки Дня под руководством народа России, общества, Президента страны, её Премьер-министра.

Восьмой шаг. Инновационный аспект итогов исследования, представленного в докладе, заключается в следующем: оформились основы для теории и практики возрождения России через новую Повестку Дня – 2012, новые Правила Игры – 2012, новую теорию культуры развития человека, семьи, общества в России. Речь идёт об уникальном объединяющем конструктивном потенциале феномена «культура партнёрства».

Девятый шаг. Возможная востребованность, практическая значимость обусловлена любопытной и странной «новой реальностью», для которой 26–29 января 2011 года на Всемирном Форуме в Давосе определяются «общие нормы», «общие Правила Игры – 2011, 2012».

Суть ситуации в том, что и в России, и на глобальном уровне все элементы культуры развития, культуры партнёрства разъединены: отдельно Повестка Дня XXI (Рио–92); отдельно Глобальные Цели (Саммит 2000, Саммит 2010), отдельно Правила Игры (Давос 2011).

Десятый шаг. Автор Доклада считает важным и необходимым соединить на основе культуры партнёрства как теории, методологии и практики культуры развития человека, семьи, общества, цивилизации Повестку Дня 2012, Правила Игры 2012, Общенациональную Цель 2012.

Характерно, что до 2011 года в центре социологии, философии, идеологии, культуры потребления много лет были обозначены права и свободы человека. Были и есть правозащитники, защитники свободы. На рубеже 2010 и 2011 годов обозначилась интересная ситуация: права и свободы представители различных клубов, ассоциаций, фондов, т. е. политического класса стали считать своим достоянием. А народам были делегированы, в основном, обязанности, долг защищать Отечество, ответственность. В итоге, народы получили Повестку Дня XXI, а Правила Игры (их разработка, контроль за исполнением корректировка) остались в ведении российского и мирового истеблишмента (клубов, фондов, ассоциаций и т. д.).

***

Определённый сдвиг наметился на рубеже 2010 и 2011 годов. Например, 23 сентября 2010 года при открытии общих прений шестьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своём выступлении провозгласил наступление новой «Эры Ответственности».

Характерно: наконец-то инициаторы принятия «Декларации обязанностей человека» (призыв в середине ХХ века Симоны Вайль) дождались эры обязанностей, ответственности человека.

И опять: права отдельно, обязанности отдельно, свободы отдельно, ответственность отдельно.

Но подвижки начались.

Наступает эта перемен. Хотелось бы к хорошему.

Конструкты, концепты и понятия в содержании доклада,

во введении к его тексту

Повестка Дня для мирового сообщества на XXI век  может быть определена как взаимосвязанная и согласованная с участием всех субъектов взаимодействий: совокупность целей, ценностей, идеалов и интересов; последовательность действий для их достижения и безусловный уровень легитимности, законности используемых средств и процедур в процессе деятельности; определённость времени и пространства, масштаба деятельности каждого актора; чёткая и обозначенная заранее ответственность за риски и ошибки в процессе достижения выбранных ориентиров; гласность и прозрачность при распределении долей (частей, фрагментов, преференций и т. д.) полученного результата.

Правила игры при разработке, осуществлении, корректировке Повестки Дня для мирового сообщества в XXI веке  это процесс творческого поиска в сфере социокультурных инноваций конкретных людей и народов на основе эмоциональных переживаний и строгих рациональных правил в соблюдении процедуры участия и ориентированных: на дополнение и трансформацию реальности; на переживание и переосмысление устоявшихся коммуникаций; на восприятие свободы в масштабе приемлемой модели мироустройства и миропонимания с целью конкретного участия и ответственности за надёжное обеспечение достойной жизни каждого человека.

Общенациональная Цель России  в 20002011 годах понимается как совместное творчество, совместный труд всех Граждан, всех Народов, российского Общества и Государства по достижению Благополучия и Безопасности каждым Человеком, каждой Семьёй, процветанию Отечества; Справедливости и Счастья для Всех.

Предотвращение – процесс социологического анализа формирования самых слабых факторов, способствующих возникновению вызовов, рисков, угроз опасностей и страхов жизнеобеспечению людей, семей и народов; их целям, идеалам, ценностям и интересам. Это процесс последующего синтеза интеллектуальных и силовых технологий для своевременного снижения уровня блокирования или полного предотвращения состояния небезопасности (вызовов, угроз, опасностей, рисков и страхов) на основе конструктивного диалога и компромисса; поступков, основанных на воле и энергии к сохранению мира и безопасности.

Культура Мира – является процессом преобразований индивидуального, коллективного и институционального характера. Она складывается из убеждений и действий самих людей и развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социально-культурных и экономических условий. Ключом к культуре мира является превращение жёсткой конкуренции в сотрудничество и партнёрство, основанное на общих ценностях и целях. Культура мира в частности, требует, чтобы конфликтующие стороны сообща стремились к достижению целей, представляющих общий интерес на всех уровнях, включая процесс развития, чтобы вместе создавали приемлемые компромиссы.

Позиция  это взаимосвязанное сочетание: целей, идеалов и ценностей субъекта, его ментальности и идентичности; прав, свобод и ответственности; понимание обязанностей и долга; смысла жизни, исторической памяти и образа жизни; национальной культуры и созидающей патриотической идеологии; нового (не-Западного) гуманизма XXI века.

Поступок во имя справедливости, во имя правды  согласно М.М. Бахтину, становится взаимодействием, обусловленным творческой процедурой обоснования цели и приемлемых средств её достижения; нетехничностью, ответственностью, самобытийностью, уникальностью. Методология справедливости наиболее убедительно и конструктивно синтезируется на основе реальных гуманитарных личных поступков субъектов справедливости, которые учреждают справедливость своей деятельностью, своим образом жизни, ориентированных на правду, свободу, честность, законность, культуру, достоинство.

Культура жизни – это состояние, процесс и результат деятельности человека по воспроизводству своей культуры, своих отношений с другими людьми, обществом; это личная технология по организации, сохранению и осмыслению исторически приобретаемого социального опыта субъектом; по превращению освоенной культуры во внутреннее содержание сознания и в практику деятельности во времени, и в масштабе всей его жизни; это совместное творчество, совместный труд, доверительное глобальное партнёрство всех Граждан, всех Народов, российского Общества и Государства по достижению Благополучия и Безопасности каждым Человеком, каждой семьёй, процветанию Отечества; Справедливости и Счастья для Всех.

Культура развития – это состояние, процесс и результат конструктивных гуманитарных, социальных, экологических перемен, ориентированных на: оптимальный учёт изменений климата, изменений среды обитания человека и народов; созидательные взаимодействия в контексте приемлемых моделей миропорядка и мироустройства; сотрудничество и доверительное, глобальное, региональное и локальное (индивидуальное) партнёрство; устойчивую ориентацию людей и народов на культуру компромисса в решении проблем мира и безопасности.

Культура партнёрства – это содержательное выражение становления объединяющего гуманитарного кластера смыслов культуры доверия и компромисса, культуры справедливости и ответственности, культуры мира и безопасности; кластера смыслов партнёрств людей, народов, государств и цивилизаций; это развивающийся глобальный корпус взаимодействий между гражданами, их объединениями, региональными сообществами и союзами государств и международными организациями, ориентированных на: сотрудничество и солидарность в содействии общим целям, ценностям, идеалам, интересам; равноправие, диалог и компромиссы при решении спорных проблем, на закрепление в договорах и соглашениях исходных принципов каждого участника взаимодействия, обязательств перед другими субъектами взаимодействия и ответственности за все риски партнерства.

Культура патриотизма – отношение устойчивой и осознанной любви к своей семье и образу жизни; нации, национальной и культурной идентичности; государству и Отечеству в их прошлом, настоящем и будущем состояниях; готовность жить во имя Родины и защищать её цели, идеалы и ценности; ориентированность на постоянный и уважительный диалог по поводу целей, идеалов и ценностей других наций и народов, их семей и граждан.

Культура предотвращения – это процесс анализа формирования вызовов, угроз, рисков, опасностей и страхов жизнеобеспечению людей, семей и народов; их целям, идеалам, ценностям и интересам. Это процесс синтеза интеллектуальных, материальных и силовых технологий для достижения необходимого уровня блокирования или полного преодоления вызовов, угроз, рисков, опасностей на основе: конструктивного диалога и поступков, основанных на действующем законодательстве, на реальных нормах, традициях и образе жизни акторов, вовлечённых в сферу предотвращения.

Безопасность  это сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов надёжно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищённость всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, справедливость, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для Всех.

Справедливость – это процесс и результат создания и передачи энергии и творческой воли поступков людей, с учётом масштаба, времени и пространства, во все сферы гуманитарных, социальных, религиозных и культурных взаимодействий между людьми и народами, ориентированных на создание и понимание высшего смысла жизни, высшего идеала и высшей цели на основе правды, нравственности и культуры; на достижение счастья и свободы, благополучия и равенства, достоинства и безопасности каждого человека, каждой семьи, каждого народа.

Компромисс – это процесс и результат осуществления договорённости между людьми, народами, государствами, их объединениями; между культурами и религиями на согласованное время во имя достоинства, благополучия и безопасности человека, семьи, народов, общества, государства и современной цивилизации, справедливости, на основе взаимных политических, экономических, идеологических уступок по поводу целей, идеалов, ценностей, национальных интересов, интерпретаций прошлого, настоящего и будущего своих народов, стран и регионов, понимания демократии, патриотизма, смыслов жизни и мечты.

Конвергенция  это процесс и результат устойчивого смягчения остроты противоречий между субъектами конвергенции под влиянием: среды в ходе их адаптации; сближения позиций, целей и ценностей под влиянием компромиссов, конформности и демократизации; совместной деятельности по обеспечению безопасности человека, общества, народов, государств и цивилизаций.

Геокультура – это смысл, форма и сфера деятельности человека, народов мира и государств в культурном масштабе на основе уважительного диалога, культуры мира и безопасности, стратегического компромисса по поводу формулирования, уточнения и достижения личных, национальных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов; сохранения, развития и защиты норм и традиций людей, семей, наций и обществ, их социальных институтов и сетей жизнеобеспечения от неприемлемых, вызовов, рисков, опасностей и угроз.

Главное глобальное антагонистическое противоречие XXI века – глобальное, всепроникающее и всеобъемлющее противоречие: «культура безопасности человека» (культура безопасного развития человека, культура жизни человека) – «культура смерти человека» обозначилось как источник динамики всемирной, абсолютной безопасности; как источник мировой динамики гуманитарных перемен. Это противоречие стало главным интеллектуальным, энергетическим, мотивационным и силовым фактором возникновения, оформления и развёртывания новой глобальной структурной гуманитарной революции XXI века.

Игра с ненулевой суммой – обозначает такой характер взаимодействий субъектов противоречий (в основном, неантагонистических), когда в итоге переговоров, торга может быть заключено соглашение, итоги которого одинаково удовлетворяют каждого субъекта взаимодействия: каждый справедливо определяет себя победителем.

Миропорядок (мировой порядок)  это устоявшаяся сетевая совокупность понятых и принятых людьми, народами и государствами взаимодействий, которые обеспечивают: гарантированный порядок их легитимного и желательного жизнеобеспечения (достойной жизни человека; благополучия, безопасности народа, национального суверенитета государства, целостности территории); сохранение и развитие культуры, национального образа жизни, справедливости, традиций; удовлетворённость настоящим и уверенность в будущем; доверие национальным и международным законам с уверенностью в их единообразном (без двойных и тройных стандартов) толковании и исполнении.

Мироустройство  эту социологическую категорию можно обосновать как процесс и результат формирующегося синтезированного и концептуального представления, понимания и осознания человеком прошлого и будущего его самого, общества, всего мира через настоящее: через принятые им основы мировоззрения, жизненные позиции, убеждения, идеалы и ценности, принципы поведения с ориентацией на компромисс и справедливость в осуществлении любых взаимодействий.

Народ – 1) население, жители той или иной страны, государства; 2) сово­купность социальных и национальных групп данного общества, его основная производительная сила, главная движущая сила общественного развития; 3) нация, национальность. Во всех трёх случаях народ обладает социальной целостностью, что обусловлено общностью исторической судьбы, приверженностью определённым традициям и нравам, осознанным чувством принадлежности к исторически сложившейся общности людей, со свойственной ей организацией социально-эко­номической и духовной жизни. Как таковой народ обладает суверенитетом и имеет право на самоопределение, в осуществление которого может вести вооружённую борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов. Он является основной движущей силой всех войн и других вооружённых конфликтов. Однако социальное единство народа относительно: он состоит из разных социальных слоёв, национальных и этнических групп.

Народная российская объединяющая государственническая патриотическая идеологи развития России, её модернизации – идеология консолидации, национальная идеология, объединяющая идеология, российская идеология 21, «россиянизм» – это формирующаяся относительно устойчивая артикулированная совокупность понятых и принятых людьми личных, общественных, государственных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов, которые содействуют каждому человеку: в формировании и конструктивном функционировании исторической памяти, российской мечты и смысла жизни на основе уважительного диалога, культуры мира и культуры патриотизма; в достижении им достойного качества и уровня благополучия, надёжной безопасности; в интерпретации прошлого, осмыслении настоящего и в понимании будущего.

Идеология миропорядка («идеология новой Московско-Шанхайской модели мирового порядка XXI века») – это формирующаяся устойчивая совокупность принципов и установок: на методы и средства достижения своих целей, идеалов, ценностей, интересов; на допустимые рамки участия в изменении порядка взаимодействий в обеспечении культуры мира, культуры безопасности на основе культуры компромисса и справедливости.

Идеология мироустройства – это артикулированная совокупность понятий, способствующих осознанию допустимых методов и средств для достижения: политических, экономических, культурных оснований главных взаимодействий между людьми, обществом и государством, современной цивилизации на базе культуры компромисса и справедливости; формирования и устойчивого функционирования исторической памяти, мечты и смысла жизни человека с учётом уважительного диалога, доверия и солидарности; культуры прав и свобод в сочетании с культурой ответственности; культуры интерпретации прошлого, осмысления настоящего, и понимания будущего.

Кластер – в гуманитарном и социальном смысле – это относительно устойчивое партнёрство как материальных объектов, так и нематериальных объектов: интеллектуальных процедур, интеллектуальных результатов деятельности, смыслов деятельности отдельных творцов, коллективов, больших совокупностей людей; сетей связей, взаимодействий между субъектами сообщений, событий, общения.

Удовлетворённость жизнью может быть определена в теории геокультуры как состояние национальной, семейной и личной культуры во времени; как состояние удовлетворенности человека, семьи и народа уровнем и качеством жизнеобеспечения, направленностью изменений.

Смысл жизни – сущность органичного единства цели, идеала и основных ценностей человека, понятых и принятых им как руководство к деятельности; в его ориентации на достойную, благополучную и безопасную жизнь, на её воспроизводство; на сотрудничество с другими людьми и партнёрство; на единство свободы и ответственности; на справедливость.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  2. Рецензенты: доктор социологических наук, профессор

    Документ
    В учебном пособии излагается общий курс социологии права — отрасли социологической науки, исследующей на основе общесоциологических и собственных частнонаучных методов проблемы функционирования права как социального института.
  3. Скрипкина Татьяна Петровна, доктор психологических наук, профессор, зав кафедрой психологии развития ргу. Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ргу методические указания

    Методические указания
    В процессе самостоятельного изучения первой темы: «Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии на Западе в XX столетии» необходимо, прежде всего, обратить внимание на историю становления предмета социальной
  4. Н. И. Матузова и доктора юридических наук,' профессора А. В. Малько москва юристъ 2002 удк 32 (075. 8) Ббк 66,0 П50 Федеральная программа

    Программа
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  5. И. Р. Чикалова (главный редактор); доктор исторических наук, профессор

    Документ
    доктор исторических наук И. Р. Чикалова (главный редактор); доктор исторических наук, профессор Н. Л. Пушкарева; доктор исторических наук, профессор В.

Другие похожие документы..