Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В квадратных скобках указаны страницы арабского оригинала (Ибн Араби. Фусус ал-хикам, Бейрут, 1980; номер страницы предшествует содержанию), в фигурн...полностью>>
'Документ'
В дошкольной музыкальной педагогике много лет не прекращаются споры о том, следует ли дошкольников обучать музыкальной грамоте, нужно ли детям знать ...полностью>>
'Сочинение'
Я живу в городе оружейников, в Ижевске. Когда – то в наших местах построили завод, вокруг него стали селиться люди-работники…Вот и вырос наш славный ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Туристское страноведение – одно из основополагающих направлений обучения менеджеров туризма, без знания которого невозможна туристская деятельность. ...полностью>>

Методическое пособие для выполнения курсовой работы по безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Москва 2004

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный университет Природообустройства

Кафедра безопасности жизнедеятельности

А.К. Гаврилюк, В.А Головко, В.Н. Кирилов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для выполнения курсовой работы

по безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Москва 2004

Методическое пособие предназначено для студентов МГУП, изучающих безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях при выполнении ими курсовой работы. В нем приведены примеры разработки объемно-планировочных решений защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО): простейших укрытий, быстровозводимых убежищ (БВУ), противорадиационных укрытий (ПРУ) и встроенных убежищ; оценка инженерной защиты рабочих и служащих гидромелиоративных объектов (ГМО); оценка устойчивости функционирования ГМО к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва: ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения (загрязнения).

Обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является важнейшей проблемой государства.

Отмечающиеся в последние десятилетия изменения экологической обстановки, накопление и концентрация потенциально опасных производств, рост городов и в целом плотности населения существенно обострили проблемы защиты людей, объектов экономики и окружающей среды от нарастающей природной и техногенной опасности (чернобыльская трагедия 19986 – взрыв ядерного реактора, спитакское землетрясение в Армении – 1987 г., землетрясения на Камчатке, Цунами, наводнения, лесные торфяные пожары, нельзя забывать о военных опасностях. Природа империализма не изменилась и определенные, наиболее реакционные его круги, в первую очередь американский империализм, вынашивают агрессивные планы, вмешиваются во внутренние дела многих государств (Корея, Вьетнам, Куба, Ирак, Иран, Югославия, Грузия) и продолжают гонку вооружений.

Современный уровень вооружений ведущих держав (США, Англии, Германии, Китая, Индии, Пакистана и др.) таков, что в случае войны способен приводить к огромным, по существу сплошным разрушениям всей инфраструктуры городов, массовым пожарам и огненным смерчам, радиоактивному и химическому заражению (загрязнению) всей или почти всей территории любого государства.

В последнее десятилетие (1991 – 2002 г.г.) США осуществили «Всеобщую программу перевооружения» с созданием качественно новых стратегических наступательных вооружений (СНВ), так называемой «Триады»:

-межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с разделяющимися головными частями и индивидуального наведения (РГЧИН);

-баллистические ракеты подводных лодок «Огайо» с РГЧИН – «Трайдент-2», дальность поражения 11000 км, 24 ракеты по 12 боеголовок каждая;

-тяжелые бомбардировщики «Стелс», в том числе с крылатыми ракетами, истребители и истребители-бомбардировщики «Стелс», крылатые ракеты морского базирования. Во время войны в персидском заливе против Ирака, военных действиях против Югославии, Афганистана прошли испытания в реальных событиях многие виды самого современного оружия, в том числе и высокоточного. В июне 2002 г. США односторонне вышли из договора 1972 года об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и сразу же приступили к развёртыванию национальной противоракетной обороны (НПРО) на Аляске.

Поэтому на высшем государственном уровне совершенно чётко определено и установлено, что задачи гражданской защиты от ЧС военного времени остаются актуальными и ослаблять внимание к ним нельзя.

Об этом свидетельствуют факты ввода в действие с 2000 года защитных сооружений гражданской обороны, возведение которых было заморожено в конце 1979 года из-за отсутствия финансирования.

Кроме предоставления населению защитных сооружений и средств индивидуальной защиты, одной из основных задач в области гражданской обороны является разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Под устойчивой работой объектов экономики понимается поддержание их способности выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами на военное время, а для объектов и отраслей, не производящих материальные ценности, в том числе для гидромелиоративных объектов (ГМО), выполнять свои функции.

Важнейшим этапом при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях является курсовая работа, которая разрабатывается поэтапно при изучении соответствующих разделов курса.

Содержание курсовой работы включает:

- Введение, в котором кратко раскрываются понятие чрезвычайной ситуации (ЧС), виды ЧС, влияние ЧС на население и территории; назначение и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), роль гражданской обороны в решении задач РСЧС.

-I раздел: «Защита производственного персонала гидромелиоративных объектов и строительных организаций от ОМП».

В этом разделе разрабатываются следующие вопросы:

а) Мероприятия, осуществляемые на ГМ объектах и в строительных организациях для обеспечения защиты производственного персонала.

Здесь необходимо разработать комплекс мероприятий, обеспечивающий защиту рабочих и служащих указанного в задании объекта.

б) Защитное сооружение ГО.

Для защитного сооружения, указанного в задании, дается назначение, сроки строительства, требования к объёмно-планировочным решениям, системам жизнеобеспечения укрываемых.

в) Объёмно-планировочное решение сооружения.

Осуществляется расчёт объёмно-планировочного решения заданного сооружения и выполняется графическая часть в соответствии с заданием.

г) Заключение. В нём указывается, как может быть использована данная работа в интересах гражданской обороны данного ОНХ.

П р и м е ч а н и е: В заголовках пунктов а, б, и в указываются конкретные объекты и защитные сооружения, данные в задании.

II раздел: «Оценка устойчивости ГМ объектов к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва».

В зависимости от сложности первого раздела, второй раздел будет включать темы: «Оценка инженерной защиты рабочих и служащих» или «Оценка устойчивости ГМ объекта к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва».

Если тема второго раздела – «Оценка надёжности инженерной защиты рабочих и служащих ГМ объекта», то пояснительная записка включает:

а) Методику оценки надёжности инженерной защиты.

Здесь раскрывается: от каких факторов зависит надёжность инженерной защиты и даётся определение коэффициента надёжности защиты.

б) Оценку надёжности инженерной защиты рабочих и служащих ГМ объектов.

Производится оценка надёжности инженерной защиты, составляется итоговая таблица.

в) Выводы и предложения.

Делаются выводы о надёжности инженерной защиты по каждому защитному сооружению. Разрабатываются предложения по повышению надёжности защиты персонала.

г) Заключение.

Указывается, как может быть использована эта работа на ГМ объектах.

Если тема второго раздела – «Оценка устойчивости ГМ объектов к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, то в пояснительную записку включаются вопросы:

а) Характеристика заданного объекта в интересах ГО.

Здесь необходимо раскрыть основные элементы, по которым составляется характеристика заданного объекта.

б) Прогнозирование обстановки в районе заданного объекта.

Здесь, в соответствии с заданными исходными данными, определяются максимально возможные значения избыточного давления – ΔРф max , светового импульса – Исв.мах и уровня радиации на один час после взрыва – Р1 мах.

в) Оценка устойчивости ГМ объекта к воздействию ударной волны.

г) Оценка устойчивости ГМ объекта к воздействию светового излучения.

д) Оценка устойчивости ГМ объекта к воздействию радиоактивного заражения.

е) Выводы и предложений.

Выводы и предложения разрабатываются с учётом всех поражающих факторов.

ё) Заключение:

Здесь указывается, как может быть использована данная работа на ГМ объекте.

Пояснительная записка курсовой работы выполняется на стандартной бумаге (210 Х 300), план защитных сооружений и итоговые таблицы – на миллиметровке.

При разработке курсовой работы должны выполняться требования стандартов по гражданской обороне.

Титульный лист к пояснительной записке оформляется следующим образом:

__________________________________________________________

Московский Государственный Университет Природообустройства

Кафедра безопасности жизнедеятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ВАРИАНТ______

Выполнил(а) студент(ка)

___________группы

Руководитель__________

__________________

Москва, год

П Р И М Е Р Ы

выполнения первого раздела курсовой работы по теме

«Защита рабочих, служащих и объектов экономики

в чрезвычайных ситуациях »

РАЗРАБОКА МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ГИДРОМЕЛИОРАТИВНОГО ОБЪЕКТА

I. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОСТЕЙШЕГО УКРЫТИЯ – ПЕРЕКРЫТОЙ ЩЕЛИ.

Московский государственный институт Природообустройства

Кафедра безопасности жизнедеятельности

ВАРИАНТ 1 Студенту Аносовой Е.С.

Группы 302

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы по теме «Защита рабочих, служащий и

объектов экономики в чрезвычайных ситуациях»

Раздел 1. Защита рабочих и служащих в ЧС
Содержание первого раздела

1. Введение. (Влияние чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности. Задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, роль ГО в решениях этих задач).

2. Мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих объектов экономики в условиях р/а заражения при авариях на АЭС.

3. Оповещение населения в ЧС.

4. Простейшие укрытия (назначение, системы жизнеобеспечения, сроки строительства, используемые материалы).

5.Объемно-планировочное решение на строительство перекрытой щели:

- вместимость щели 16 человек;

- мест для сидения 8 ;

- мест для лежания 8 ;

- требуемый коэффициент ослабления Косл. =200

- материал перекрытия: брёвна диаметром_17 см;

ж/б плита, толщиной ,см.

6. Заключение.

Примечание. Графический материал выполняется на миллиметровке (план и разрез перекрытой щели)

4.ПРОСТЕЙШИЕ УКРЫТИЯ (назначение, системы жизнеобеспечения, сроки строительства, последовательность выполнения работ при строительстве, используемые материалы)

К простейшим укрытиям можно отнести открытые и перекрытые щели погреба, подполья, подполы и другие заглубленные помещения (сооружения), землянки, шалаши, укрытия из снега, льда.

1. Назначение

Простейшие укрытия предназначены для защиты укрываемых людей от основных поражающих факторов ядерного оружия и при авариях на радиационно-опасных объектах (РОО) от капильно-жидких отравляющих веществ химического и бактериологического оружия, а также от обычных средств поражения. Простейшие укрытия строятся при угрозе нападения противника на территориях предприятий, учреждений, организаций, когда не хватает других видов защитных сооружений гражданской обороны. Наиболее надежным, вместительным простейшим укрытием является перекрытая щель.

2. Системы жизнеобеспечения перекрытой щели.

а) Помещения для укрываемых высотой 2 метра, в нем места для сидения (на 70% укрываемых) и места для лежания (на 30% укрываемых).

Высота мест сидения от пола-0,45м, размеры: -0,45м х 0,45м.

Размеры мест для лежания 0,55м х 1,8м ,высота от пола 0,45м.

б) Санузел площадью lм2 с выносной тарой.

в) Ниши для хранения емкостей с водой и продовольствия. Запас воды делается из расчета 2л питьевой воды на одного укрываемого в сутки. Расчетная продолжительность пребывания людей в укрытиях 2-е суток.

г) Входы: один - при числе укрываемых до 20 человек; два - если укрываемых больше 20-ти, допускается устройство тамбура.

д) Система воздухоснабжения - естественная вентиляция: в торцах перекрытой щели устанавливают вертикальные вентиляционные короба сечением 20 х 20см.

3.Сроки строительства перекрытой щели определяются объемом работ на ее отрывку и благоустройство.

Для строительства перекрытой щели на 10 человек требуется вынуть 12-15м3 грунта, на что затрачивается 25-30 чел/час, т.е. 3 чел. могут отрыть щель за 10-12- час. Столько же людей и времени потребуется для выполнения работ по устройству одежды крутостей и перекрытия этой щели.

Следовательно, две группы людей по три человека смогут построить перекрытую щель на десять укрываемых за 20-24 часа. Если укрываемых больше десяти, то полученное время нужно умножить на коэффициент, полученный от деления заданного количества укрываемых на 10.

4. Последовательность выполнения работ при строительстве перекрытой щели.

Строят щели вне зон возможных завалов (на расстоянии от наземных зданий, равном половине высоты здания + З м), а при наличии свободной территории - и дальше. Вначале щель строят открытой: роют глубиной 170-180 см, шириной по верху 110-120см. и по дну до 8O см, Затем перекрывают бревнами, брусьями или железобетонными плитами с устройством ненагруженной бермы и оборудуют закрытым входом (или входами). Боковые стены щели укрепляют деревянными стойками диаметром 10-12 см, а поверх перекрытия насыпают 30 см слой грунта. В торцах перекрытой щели устанавливают вертикальные вентиляционные короба. Верхние их отверстия закрывают заглушками так, чтобы их можно было открывать и закрывать из щели.В щели делают вертикальные, с наружным люком, или наклонные входы, с дверью или щитом.

5. Используемые материалы.

Для строительства перекрытой щели вместимостью 10 чел. требуются следующие материалы:

-лес круглый (накатный) - 1,7 мЗ;

-доски жерди или хворост - 1,ЗмЗ;

-рубероид (толь) - 20м2;

-глина - 2,5мЗ;

-пакля (мох) - 3-5 кг;

-гвозди 50мм - 250-300 гр;

-проволока – диаметром 2-3 мм – 3-4 кг;

-потребное количество инструментов: лопат – 2-3; кирок (ломов) – 1; топоров – 2, пил поперечных – 1; молоток – 1; клещи – 1.

При вместимости более 10 чел., указанные нормы умножаются на отношение: вместимость /10; нормальная вместимость перекрытой щели - 10-15 чел., а максимальная - 50 чел.

Для ослабления поражающего действия ударной волны на укрываемых в щели людей, ее устраивают зигзагообразной или ломанной. Длина прямого участка (фаса) должна быть не более 15 м. Расстояния между соседними щелями — не менее 10м.

5.Объёмно-планировочное решение перекрытой щели.

Исходные данные:

. - вместимость – 16 (чел.);

- мест для сидения – 8;

- мест для лежания – 8;

- требуемый коэффициент ослабления Косл. =200

- материал перекрытия: бревна диаметром - 17см.

Расчетная часть:

1.Расчет длины щели.

а) рассчитываем количество мест для сидения (вместимость х 0.7) и мест для лежания (вместимость х 0,3);

б) рассчитываем длину участка щели для сидения:

Lсид.= 0,5 м х 8 =4 м количество мест для сидения;

в) рассчитываем длину участка щели для лежания:

Lлеж= 1,8м х 8 = 14,4 м количество мест для лежания;

г) для устройства тамбура при входе и места для установки выносной тары необходимо по одному метру (l + l=2м);

Рассчитываем общую длину щели:

L общ.=Lсид.+Lлеж.+ 1м.+ 1м. =4 м +14,4 м+1 м +1 м = 20,4 м

2. Расчет площади внутреннего сечения вытяжного короба:

-норма на 10 чел.= 100см2

Если укрываемых больше 10 чел., то Sвыт.кор.=l00см 2 x вместимость /10 чел.

З. Расчет толщины защитного слоя грунта (hгр ,см.)

K осл.пщ. равен произведению K осл. материалов перекрытия в данном случае Kосл. дерева и Kосл. грунта.

, ( 1)

где K осл.пщ. –200

K осл. дер. рассчитывается по формуле:

==1,9 (2)

где - h дер =17

d пол. дер.= 18,5

Из формулы (1) найдем Косл.гр.:

K осл.гр.= Kосл.пщ.осл.дер. =200/ 1,9 = 105,3 (3)

Рассчитав K осл. гр. найдем h гр.

Для этого прологарифмируем выражения:

(2)

Lg K осл.hгр/d гр x lg2 (4)

dгр Ig. Kосл. гр. = h гр. x Ig 2

Отсюда h гр. = d гр. x Ig. K осл. rp./ Ig. 2

=8, x Ig. 105,3/ Ig. 2=53,9 м (5)

Подставим числовые данные d гр. и K осл. гр. (из формулы 3) определим h гр.

h гр. можно вычислить другим путем, прологарифмировав формулу (1)

K осл. пщ. = K осл. дер. x K осл. гр.=1,9 x105,3=200

Lg. K осл. пщ. = h дер./ d дер. x Ig. 2 + hrp./ d гр х Ig. 2

d дер x d гр x Ig Kосл.пщ, = h дер. x d гр. Ig 2 +h гр. х h дер. х Ig. 2

h гр. = d дер. x d гр. x Ig K осл.пщ. - h дер. x d гр. Ig 2/ d дер. x Ig 2

=18,5 x8,1 x Ig 200 -17 x8,1 x Ig 2/18,5 x Ig 2 =344,8- 0,7=344,1 см

Подставим известные величины: d дер. d гр. h дер. К осл.пщ. и получим h гр.

Следовательно, для достижения требуемого K осл.пщ. необходимо дополнительная обсыпка слоем грунта толщиной 344 см.

Принимаем h гр = 344 см.

4. Расчет потребностей воды на питьевые нужды.

V воды = 2 л./сут. чел. x 2 сут.х № чел.64 [л]

5. Расчет потребности строительных материалов и инструментов:

Для строительства перекрытой щели вместимостью № чел. потребуется следующие материалы, а так как no заданию необходимо укрыть № чел, то все показатели умножаем на отношение № чел. /10 чел. =16/10 =1,6 раз

лес круглый для перекрытия -1,7 мЗ x 1,6=2,72;

доски жерди или хворост -l,3 мЗ x 1,6=2,08;

рубероид (толь) -20м2 x 1,6=32;

глина - 2,5 мЗ x 1,6=4;

пакля мох - .3-5 кг x1,6=4,8-8;

гвозди длиной 50 мм.- (250-300) г х 1,6=400- 480;

проволока диаметром 2-3- мм – 3-4 кг х =4,8- 6,4;

Потребное количество инструментов:

лопат - 2-3 х 1,6=3,2-4,8;

кирок (ломов) – 1 х1,6=1,6;

топоров – 2 х1,6=3,2;

пил поперечных – 1 х 1,6=1,6;

молотков – 1 х 1,6=1,6;

клещей – 1 х 1,6=;1,6.

6. Расчет трудозатрат: ( 50-60 ) чел. час. x № чел. /10 чел.=80-96.

Выводы и предложения:

Разработанное мною объемно- планировочное решение позволяет построить перекрытую щель длиной L= 20,4 м. для укрытия 16 чел. и защиты их от ударной волны и проникающей радиации c коэффициентом ослабления равным 200 раз, для чего необходимо произвести обсыпку бревенчатого перекрытия грунтом толщиной h=344 см. Для питьевых нужд необходимо создать запас воды

V воды=64л. Ha строительство заданной перекрытой щели необходимы следующие строительные материалы:

лес круглый для перекрытия -1,7 мЗ x 1,6=2,72;

доски жерди или хворост -l,3 мЗ x 1,6=2,08;

рубероид (толь) -20м2 x 1,6=32;

глина - 2,5 мЗ x 1,6=4;

пакля мох - .3-5 кг x1,6=4,8-8;

гвозди длиной 50 мм.- (250-300) г х 1,6=400- 480;

проволока диаметром 2-3- мм – 3-4 кг х =4,8- 6,4;

Потребное количество инструментов:

лопат - 2-3 х 1,6=3,2-4,8;

кирок (ломов) – 1 х1,6=1,6;

топоров – 2 х1,6=3,2;

пил поперечных – 1 х 1,6=1,6;

молотков – 1 х 1,6=1,6;

клещей – 1 х 1,6=;1,6.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины «Теория государства и права» студенты всех форм обучения должны написать и защитить курсовую работу.
  2. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  3. Безопасность жизнедеятельности (2)

    Учебно-методическое пособие
    В пособии представлен новый раздел дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», раскрывающий существо, взаимосвязи и основные пути решения проблем безопасности в новой, ноосферной эпохе развития человечества.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..