Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декора­тивных растений и лекарственных растен...полностью>>
'Документ'
2. Дать базовые знания по историко-литературным и социально-культурным проблемам на основе выявления связей и взаимодействий между литературой, литер...полностью>>
'Документ'
1) новелла, так как этот литературный жанр утвердился в эпоху Возрождения, а большинство произведений в данном ряду относятся к эпохе Средневековья. ...полностью>>
'Диплом'
Конституционно-правовой аспект принципа разделения властей в зарубежных странах. (Конституционно-правовое регулирование разделения властей в зарубежн...полностью>>

1. Характеристика финансовой системы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Характеристика финансовой системы.

1.1. Сущность и функции финансовой системы.

Финансы – эк-ие отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти отношения могут возникнуть:

  1. по поводу перераспределения доходов общества в пользу одного из них;

  2. для обеспечения адекватного исполнения гос-ом функций, в которых нуждается общество;

  3. в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование гос-ва, называются гос-ыми финансами. Кроме этого различают категории «финансы предприятия»; «финансы дом-их хозяйств». В любом случае, финансы – это эк-ие отношения по поводу формирования, распределения и перераспределения централизованных фондов и денежных средств. Детализация функций гос-ых финансов приведена на рис. 1.1.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сформулируйте наиболее существенные отличия финансов от денег?

  2. Определите содержание понятия «финансы»?

  3. Перечислите функции финансов и раскройте их содержание?

1.2. Финансовая система РФ и зарубежных стран.

Финансовая система представляет собой совокупность фин-ых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хоз-их субъектов, домохозяйств, гос-ва.

В рамках фин-ой системы осуществляется разнообразная деятельность, в т.ч. планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др. На фин-ую систему оказывает серьезное влияние тип гос-ва:

  • унитарное – единое;

  • федеративное – союзное.

Унитарному гос-ву свойственна двухуровневая фин-ая система: фин-ые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Для федеративного гос-ва характерна трехуровневая фин-ая система, у которой появляются фин-ые отношения членов федерации.

Фин-ая система РФ, как любого федеративного гос-ва, также имеет 3 уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть фин-ой системы находится в распоряжении гос-ва и выступает, как централизованные финансы. Одновременно функционируют и децентрализованные финансы.

В целом состав фин-ой системы представлен рис. 1.2, 1.3.

Централизованные фонды – важнейшая часть фин-ой системы. Они находятся в собственности гос-ва и в соответствии с бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяют бюджетную систему (Федеральные, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Децентрализованные финансы составляют основу фин-ой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансов страны. Они объединяют финансы предприятий и финансы дом-го хозяйства.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое финансовая система?

  2. Рассмотрите развитие финансовой системы?

  3. Охарактеризуйте централизованные финансы?

  4. Что включают децентрализованные финансы?

2. Централизованные финансы.

2.1. Бюджетная система и бюджетный процесс.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении гос-ых учреждений и фондов, основанная на эк-их отношениях, гос-ом устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Схема бюджетной системы приведена на рис 2.1.

Бюджеты входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Кроме федерального (гос казна) и территориального бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) в бюджетную систему входят гос-ые внебюджетные фонды, имеющие:

- строго целевое назначение

- название совпадает с целью их формирования.

К ним относятся:

- пенсионный фонд; - фонд соц-ого страхования; - гос-ый фонд занятости населения;

- фонды обязательного медицинского страхования, и т.п.

Бюджетный процесс - это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Бюджетный процесс включает:

- бюджетное прогнозирование

- составление бюджета

- рассмотрение и утверждение проекта бюджета

- исполнение бюджетов в течение бюджетного года

- анализ и контроль исполнения бюджета.

Основные категории, раскрывающие содержание бюджетного проекта.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок, возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Составление проекта бюджета – прерогатива правительства РФ, исполнительных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Исполнение бюджета РФ – это действие по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юр-ие и физ-ие лица, плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Бюджетный процесс значительно больше бюджетного периода.

Участники бюджетного процесса.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчеты об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное фин-о планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за их использованием.

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и предоставляет на рассмотрение гос-ой Думе основные направления денежно-кредитной политики гос-ва, обслуживает денежные счета казначейства РФ, счета целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределить средства между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетные учреждения) – организация, связанная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, обороны и др.) и финансируемые в системном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы:

- счетная палата РФ

- контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований

(осуществляют контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дать определение бюджетной системы РФ?

  2. Перечислить основные звенья бюджетной системы РФ?

  3. Дать определение бюджетного устройства?

  4. Назвать субъекты бюджетного процесса в РФ?

  5. Какие органы власти участвуют в бюджетном процессе?

  6. Раскрыть содержание основных категорий бюджетного процесса и охарактеризуйте участников бюджетного процесса?

2.2. Финансово-бюджетный федерализм, как система

ФБФ – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.

ФБФ реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

ФБФ базируется на сл-их принципах:

  1. законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления

  2. обеспечение составляющих органов власти необходимыми фин-ыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.

  3. обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы

  4. наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных, прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджета

  5. самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему.

Административно-территориальные образования, составляющие территорию субъекта федерации, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта федерации – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории, рис. 2.2.

В свою очередь совокупность региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих, рис 2.4.

Собственные доходы бюджетов – это налоговые доходы (табл. 2.3), закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами гос-ых внебюджетных фондов, неналоговые доходы, определенные нормативными актами, табл. 2.1.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по кот устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на 3 года) по разным видам таких городов.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер кот рассчитывается по установленной правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налоговых средств, поступающих из фондов фин-ой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, передаваемые бюджету др уровней бюд-ой системы или юр-ому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету др уровней, юр-ому или физ-ому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Таким образом, территориальные финансы – это система экономических отношений по средствам кот распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территории.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите уровни бюджетной системы РФ?

  2. Охарактеризуйте структуру консолидированного бюджета РФ?

  3. Какова структура консолидированного бюджета субъекта РФ?

  4. Назовите и охарактеризуйте принципы построения бюджетной системы РФ?

  5. Как реализуется принцип самостоятельности бюджета каждого уровня?

  6. Понятие «бюджетный федерализм», его принципы?

  7. Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом?

  8. Какие формы финансовой помощи применяются только в межбюджетных отношениях, а какие выступают в общем виде как форма расходов бюджетов?

2.3. Целевые бюджетные и гос-ые внебюджетные фонды

В настоящее время в состав бюджетной системы входят: денежные переводы министерств, ведомств и т.п. кроме того и создаются специальные целевые гос-ые бюд-ые по сл-им направления использования средств:

- федеральные и территориальные дорожные фонды

- фонд развития таможенной системы

- федеральные и терр-ые фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы

- федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов

- и т.п.

Как правило, название фондов совпадает с направлениям расходования средств. Значительная часть денежных средств этих фондов консолидируется в составе федерального бюджета и в бюджетах субъектов РФ.

Гос-ые внебюджетные фонды:

- пенсионный фонд РФ (формируется за счет ЕСН)

- фонд соц-ого страхования РФ

- федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ

Страхование – это совокупность эк-их отношений возникающих на основе замкнутого безвозвратного перераспределения фин-ых ресурсов во времени и в пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использование для возмещения вероятного ущерба, нанесенного в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

Направления страхования:

- имущество

- жизнь, здоровье

- автотранспорт

- эк-ие риски и т.п.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое целевые государственные фонды и их содержание?

  2. В каких звеньях финансовой системы консолидируются эти фонды?

  3. Цель создания государственных внебюджетных фондов и их отличительные особенности?

  4. Характеристика любого внебюджетного фонда?

  5. Определение страхования и характеристика его направлений?

3. Кредитные организации и их операции.

3.1. Кредит. Его функции и кредитные системы.

Кредит («ссуда (лат.)») - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, платности и срочности.

Предшественником кредита была ростовщическая ссуда, которая характеризовалась высоким процентом и выступала как покупательное средство.

Кредит возникает из функции денег, как средство платежа при продаже товара не за наличные деньги, а с рассрочкой платежа, что обусловлено не бедностью покупателя, а особенностью процесса производства. Отсюда кредитные отношения появляются не в сфере производства, а обращения, где владельцы товара противостоят друг другу как собственники товара и денег.

Функции кредита:

- перераспределительная;

- экономия издержек обращения;

- замещение наличных денег кредитными;

- ускорение концентрации капитала;

- стимулирование ведения хозяйства.

Структура современной кредитной системы является основным звеном рынка ссудных капиталов и состоит из следующих институциональных звеньев:

  1. центральный банк, гос. и полугос. банки;

  2. банковский сектор:

- коммерческие банки;

- сберегательные банки;

- инвестиционные банки;

- ипотечные банки;

- специализированные торговые банки.

3) страховой сектор:

- страховые компании;

- пенсионные фонды.

4) специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

- инвестиционные компании;

- финансовые компании;

- благотворительные фонды;

- трастовые отделы коммерческих банков;

- ссудо-сберегательные ассоциации;

- кредитные союзы.

В России 4-ый сектор практически не развит.

3.2. Банковская система и её функционирование.

Современное понятие банковской системы может быть истолковано двояким образом:

• с одной стороны – это сеть финансово-кредитных учреждений (центральные и коммерческие банки);

• с другой стороны – совокупность кредитных и расчётных отношений.

Пассивные операции – начинаются с формирования уставного капитала, который оставляет, как правило, 4 % пассива.

Эмиссия денег является основной пассивной операцией (40-85 % пассива) в центральных банках!!!

Активные операции – кредитование коммерческих банков в порядке рефинансирования. Осуществляется в 2-х направлениях:

  1. покупка векселей у коммерческих банков (переучёт), при этом происходит вторичный учёт (вторичная покупка) векселей, которые коммерческие банки купили у клиентов.

  2. предоставление коммерческим банкам краткосрочных кредитов под обеспечение гос. ценных бумаг и других активов (домбардные ссуды).

Современные коммерческие банки независимо от формы собственности являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят исключительно деловой характер и подчинены максимизации собственной прибыли.

Важнейшей особенностью коммерческих банков является исполнение ими специфических функций, отличных от функций ЦБ.

Посредничество в кредитах проявляется в способности банков находится между теми хозяйствующими субъектами и населением, которые обладают временно свободными денежными ресурсами, и теми, кто в них нуждается.

Посредничество в платежах. Коммерческий банк осуществляет по поручению своих клиентов операции, связанные с проведением расчётов и платежей в безналичной форме.

Выпуск кредитных денег осуществляется посредством депозитно-чековой эмиссии. Суть её сводится к тому, что коммерческий банк, выдавая кредит, зачисляет его на счёт субъекта хозяйствования, представляющий собой счёт до востребования; при этом происходит наращивание обязательств банка. Владелец счёта в праве получить в коммерческом банке наличные деньги в пределах установленных лимитов.

Пассивными называются операции, связанные с формированием ресурсов банка: собственных, привлечённых и эмитированных.

Условные понятия:

Собственные ресурсы: уставной капитал, резервные и специальные фонды, страховые резервы и нераспределённая прибыль.

Уставной капитал формируется за счёт собственных средств (размер устанавливается ЦБ).

Резервный фонд формируется за счёт отчислений из прибыли и служит для возмещения убытков от активных операций.

Страховые резервы: их формирование носит обязательный характер и они включаются в себестоимость оказываемых банком услуг.

Нераспределённая прибыль – это часть прибыли, остающаяся после налогообложения, отчислений в резервы, специальные фонды и выплаты дивидендов.

Привлечённые средства – это средства, передаваемые во временное пользование банком субъектами хозяйствования и населением (основная часть ресурсов).

ЦБ регулирует объём привлекаемых ресурсов посредством нормативов, построенных на основе соотношений собственного капитала к величине привлекаемых средств.

Эмитированные средства – банковские векселя, облигационные займы и другие.

В развитых странах доля собственных средств составляет 15-20%, что обеспечивает их устойчивость. Для России: собственные - 10% , привлечённые - 80-90%. Швейцария – 1 к 12. Япония – 1 к 83.

К активным операциям в коммерческих банках относится: учётно-ссудные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка; инвестиционные операции (инвестиционный портфель); комиссионные операции (посреднические операции).

Кредитование – важнейший вид активных операций!!!

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные функции банков?

  2. Раскройте экономическое содержание банковской системы?

  3. Назовите основные функции и виды операций ЦБ и коммерческих банков?

  4. Дайте характеристику банковским системам?

  5. Приведите механизм формирования доходов и прибыли в банковской системе?

4. Организация межбанковских корреспондентских отношений.

4.1. Взаимоотношения банка с клиентами. Типы счетов клиентов банка.

Банки, будучи порождением потребности хозяйства, находясь в центре экономической жизни, признаны содействовать интересам своих клиентов. Поэтому утвердилась идеология банка как партнера.

Партнерские отношения обладают рядом свойств:

1.Добровольность

2.Взаимозаинетесованность

3.Коммерческий характер

Каждый клиент, вне зависимости от территориального расположения, сам определяет, услугами какого банка ему следует воспользоваться.

Банковское законодательство обеспечивает клиенту:

- право на открытие счета в банке

- право на получение отсрочки платежа банку

- возможность в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые банковские операции

- возможность участия в Совете банка, банковских ассоциациях

- сохранение банковской тайны

- защита его вкладов

По существующему в России законодательству каждое предприятие обязано хранить свои денежные средства в банках, на счетах.

Предприятиям могут быть открыты следующие виды счетов:

- расчетный

- текущий

- бюджетный

- депозитный

- валютный

Расчетный счет является основным. На нем хранятся денежные средства, через него осуществляются безналичные расчеты, выдаются и зачисляются наличные деньги.

В случае, когда предприятие ограничивает экономическую самостоятельность своих структурных подразделений, оно открывает им расчетный субсчет и текущий счет.

Бюджетный счет обычно имеют предприятия и организации, получающий средства из бюджета, и если эти средства имеют строго целевое назначение, например: для реализации какой-либо программы.

Валютный счет открывается предприятием, осуществляющим ВЭД и ведущим операции с иностранной валютой.

Депозитный счет открывается предприятием, осуществляющим в банк вклад свободных денег под договорной % на определенный срок. Деньги можно получать и досрочно, но %-ставка в этом случае резко снижается. Таким вкладчикам в банке предоставляют определенные преимущества при кредитовании, поскольку депозитный вклад является надежным обеспечением банковского кредита.

Депозитный счет открывается на основе договора банковского вклада между предприятием и банком. Количество таких счетов не ограничено.

Договор банковского счета.

Заключается между банком и предприятием с целью открытия расчетного и других счетов. В нем определяются условия расчетного обслуживания предприятия банком. В обязанности последнего входит хранение денежных средств на счете клиента, проведение безналичных расчетов, прием и выдача наличных денег, соблюдение тайны операций на счете; обеспечение предприятия выписками из счета, чековыми книжками, выплата % по остаткам средств на счете. Банк имеет право использовать временно свободные денежные средства на счете предприятия, гарантируя право клиента распоряжаться ими.

Ссудный счет – такой счет, на котором отражается доля (задолженность) клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд. Для всех ссудных счетов характерна общая конструкция: выдача кредита происходит по их дебету, погашение по кредиту, задолженности клиента банку всегда по левой, дебетовой стороне ссудного счета.

При общем единстве схемы отражения задолженности, выдачи и погашения кредита ссудные счета могут различаться между собой:

- по цели открытия

- по взаимосвязи с оборотом

По цели открытия – ссудные счета могут быть депозитно-ссудными (когда клиент получает право при исчерпании собственных средств, положенных в банке на депозит, на получение кредита в определенных размерах). Наиболее часто такими ссудными счетами может пользоваться население, накапливающее свои сбережения на счетах и получая возможность, в случае необходимости, воспользоваться кредитом банка. Из депозитного в ссудный счет превращается в том случае, если сальдо на нем становится дебетовым. Ссудные счета могут открываться исключительно для целей расходования валюты кредитов. Это своего рода счета с кредитным оборотом, со снижающимся дебетовым сальдо, в разовом порядке полученным кредитом на цели его последующего использования и с постепенным погашением ссуды.

В этом же классе выделяют накопительно-расходные ссудные счета, сочетающие как движение средств по кредиту, так и по дебету. К примеру, депозит клиента может систематически пополняться за счет новых накоплений, но их расходование всегда будет превышать поступление, в связи с чем сальдо на счете продолжает быть дебетовым.

По взаимосвязи с оборотом ссудные счета могут быть:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 Понятие финансовой системы, её сущность

    Документ
    14 Структура международной валютной системы. 15 Система «золотого стандарта». 1 Генуэзская валютная система. 17 Бреттон-Вудская валютная система.
  2. Финансовая система современной российской экономики

    Документ
    Финансы как экономическая категория всегда связаны с движением ресурсов объективно выраженных в универсальной денежной форме. Реальное движение денежных ресурсов возникает на стадии распределения, когда происходит распределение и
  3. Тема Финансы в системе рыночной экономики Тема Финансовая система России

    Документ
    В п. 1 необходимо определить содержание понятия «финансы» как важнейшей экономической категории, ее взаимосвязь с другими категориями (кредитом, ценами).
  4. Финансовая система государства как объект судебной защиты

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
  5. Финансовая система и ее качественные характеристики. Фс РФ как элемент мировой фс

    Реферат
    К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности.

Другие похожие документы..