Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Минсельхоз России считает необходимым при освоении сельхозземель на Дальнем Востоке отдавать предпочтение российским производителям, сообщила глава в...полностью>>
'Документ'
о. Поскряков Владимир Иванович 8-4914 - - 3-31 Отдел культуры муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Харин Юрий Васильевич 8-49...полностью>>
'Исследовательская работа'
5. Использование лексики английского происхождения в обыденной жизни школьников на примере учащихся МОУ СОШ № 22 х. Зайцев Курского муниципального ра...полностью>>
'Реферат'
Во введении раскрывает актуальность темы, отражает целевую установку, в основной части освещает 2-3 вопроса, в заключении - формирует выводы, в завер...полностью>>

Особенности формообразования в эпоху барокко

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенности формообразования в эпоху барокко.

Возрождение и барокко – 2 великие эпохи, соседствующие друг с другом в историко-временной плоскости, но очень различные по сути художественно эстетических явлений. Основные различия.

Возрождение

Барокко

Содержание

Духовное

Светское

Фактура

Полифония

Гомофония

Жанры

Вокально-хоровые

Инструментальные

И все же преемственность существует. Исследователи эпохи барокко сходятся в мысли, что истоки инструментальной традиции (формы и жанров) коренятся в эпохе Возрождения. Однако, одни из них связывают формирование инструментальных форм и жанров с “ученой” полифонической традицией (переложение вокальных сочинений -> рождение инструментальных жанров -> фуга -> старинная соната и т. д.); другие же акцентируют происхождение инструментальной музыки барокко из бытовых истоков эпохи Возрождения, бытовых гомофонных жанров (бытовые танцы -> сюита -> рондо -> соната -> концерт).

Итак, инструментальная музыка эпохи барокко связана как с бытовой, так и с «учёной» традициями. Более того, эти 2 линии в рамках барокко переплетаются, синтезируются (например, в сюитах порой в одном ряду собраны и импровизации органного типа, и строгие формы, и бытовые танцы, и театрального плана увертюры и др.).

Новые принципы музыкальной формы эпохи барокко во многом порождены новым мировосприятием, корни которого вновь приводят в эпоху Возрождения (труд Коперника «Об обращении небесных сфер» -> 1-я теоретическая формулировка пространства -> освоение пространственности видами искусства). Пространственность в музыке утвердила себя прежде всего строением музыкальной ткани – появляется феномен диагонали – имтационность – ощущение глубины.

В эпоху барокко проблема пространственности перерастает в проблему художественной среды, которая должна быть достойно декорирована. Особое значение приобретает колорит звучания (разнообразные инструментальные составы, изменение среды звучания – новые эффекты перспективы). Влияла на построение и музыкальная фактура, которая должна была быть неповторимой. В этой тенденции неповторимого декора возникает личностный аспект: и композитор, и исполнитель стремятся завоевать публику. Появляется школа исполнителей-виртуозов.

Возвращаясь к проблеме среды, - не только фактура испытала её влияние, но и форма открылась новой гранью. На смену монолитному единству текучих полифонических композиций Возрождения приходят дробные, многочастные формы.

Concerto grosso (модуляционное рондо) – история, принципы формообразования.

Concerto grosso – один из ведущих жанров эпохи барокко. К нему обращались многие композиторы (Корелли, Люлли, Гендель и др.). Высшим достижением в области этого жанра являются Брандербургские концерты Баха.

Из истории известно, что в 1616 г. Франческо Мелли писал оркестровые сочинения явно концертного назначения. А итальянский композитор Джованни Бонанчини (?) первый ввел в свои оркетровые сочинения принципы solo-tutti. Истинным создателем жанра признан Корелли.

Чтобы оценить вклад Баха и подтвердить тезис об эталонности выделим 3 момента.

  1. Бах привел цикл к 3-частному (у Генделя – многочастные, у Корелли – 3-4 части);

  2. Бах установил определенную темповую модель (быстро – медленно – быстро);

  3. Бах вывел части цикла за пределы прямой жанровой ориентации на танец.

Основные принципы строения концерта получили распространение в музыке барокко в целом и отражены в формуле solo – tutti.

Генетически concerto grosso связан с формой фуги, основанной на последовательном проведении темы по голосам, чередующимся с нетематическими построениями – интермедиями. Concerto grosso наследует этот принцип с той разницей, что начальное построение концерта – многоголосно.

В музыке барокко можно выделить 4 структурных типа оформления начальной мысли:

  1. в виде предложения;

  2. в виде периода повторного строения;

  3. в виде периода единого строения;

  4. в виде периода типа ядра и развёртывания (яркая исходная краткая интонационная формула сменяется общими формами движения и замыкается каденцией).

Форма целого складывается из чередования темы с развивающими построениями (вызывает аналогию с формой рондо). Количество разделов не стабилизировано. В научной литературе существует 3 варианта терминологического определения такого рода формы:

  1. староконцертная форма;

  2. рондо-вариативная форма;

  3. Модуляционное рондо.

Последнее понятие наиболее точно отражает тематические процессы первых частей концерта, поскольку рефрен в своих многократных возвращениях звучит в разных тональностях.

Эпизодами называют те построения, которые разделяют во времени проведение рефрена. При их характеристике важным является:

  1. материал эпизода;

а) его производность;

б) степень контраста;

  1. функция эпизода;

а) небольшие эпизоды выполняют связующую функцию;

б) большие, развернутые эпизоды, в которых происходит интенсивное развитие материала, выполняют развивающую функцию;

  1. приемы развития (секвенцирование).

В concerto grosso встречаются 3 типа фактуры:

  1. полифоническая;

  2. гомофонная;

  3. аккордовая (хоральная).

(в чистом виде они почти не встречаются. Преобладает фактура синтетическая – гомофонно-полифонического склада).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  2. Образовательная программа Принята

    Образовательная программа
    Адрес (юридический/фактический): 655797, Российская Федерация, Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, д. 17. Телефон 8(39044) 3-42-10,
  3. Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи

    Автореферат
    Защита состоится «19» декабря 2009 года в_10__ часов на заседании диссертационного совета К 210.030.01 при Нижегородской государственной консерватории (академии) им.
  4. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  5. Стиль Джироламо Фрескобальди в контексте эпохи раннего барокко

    Автореферат
    Защита состоится 7 ноября 2007 г. в 18 часов на заседании диссертационного совета К 210.016.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им.

Другие похожие документы..